Семинар - практикум «Народный календарь как средство приобщения дошкольников к народной культуре»
консультация по окружающему миру (подготовительная группа)
Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к народной культуре в процессе ознакомления с народными праздниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k._narodnyy_kalendar.docx | 19.1 КБ |
prezentatsiya.pptx | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум
«Народный календарь как средство приобщения дошкольников к народной культуре»
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературном языке, живописи.
Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»
Д. С. Лихачев
Актуальность:
Воспитание культурной, духовно-нравственной личности – первоочередная задача педагогов дошкольного образования и современного общества в целом.
На «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности ориентирует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проблема заключается в том, что в настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается нравственное и духовное развитие маленького человека, без которого все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Перед педагогами стоит проблема развития духовно нравственной культуры современного подрастающего поколения, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно-образовательном процессе. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к народной культуре в процессе ознакомления с народными праздниками.
Задачи:
• Познакомить детей с народными праздниками и их значимостью в жизни народа.
• Формировать представления о традициях народных праздников.
• Развивать у детей эмоционально - ценностное отношение к народным традициям, праздникам.
• Воспитывать у детей чувство причастности к народной культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
По теме «Приобщение детей к истокам русско-народной культуры» можно работать по нескольким направлениям:
- знакомство с народными промыслами родного края, обучение орнаментам гжели, дымки, хохломы;
- музыкальная деятельность: разучивание народных хороводов, слушание народной музыки, проведение русских праздников;
- воспитание любви и уважения к народным традициям;
- знакомство с фольклорными формами: потешки, поговорки, сказки;
- театральная деятельность: обыгрывание сказок, потешек;
- знакомство с народным календарем.
Народный календарь на Руси назывался месяцесловом.
Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» его по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные явления и приметы.
Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта. Он включает в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни и является слиянием языческого и христианского начал, народным православием.
Хочется выделить лишь некоторые народные праздники из множества существующих, которые как-то можно обыграть в детском саду:
Сентябрь (вересень): Осенины. Оспожинки; Воздвижение. Капустники
Октябрь (листопад): Покровские ярмарки
Ноябрь (грудень): Кузьминки
Декабрь (студень): Спиридон солнцеворот
Январь (просинец): Рождество; Святки; Крещение
Февраль (лютень): Сретение; Масленица
Март (протальник): Вербное воскресенье; Сороки
Апрель (цветень): Благовещение; Светлая Пасха
Май (травень): Вознесение
Июнь (разноцвет): Троица; День Ивана Купалы
Июль (липень): День Петра и Февроньи
Август (серпень): Ильин день; Медовый, Яблочный, Ореховый спас
«Воспитание, лишённое народных корней – бессильно»
К. Д. Ушинский
Конечно, не все традиции дошли до наших дней, многие из них полностью утрачены. Но те, что сохранились, дают возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали, о чём мечтали. Только бережное отношение к наследию предков поможет сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературном языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний » Д. С. Лихачев
Актуальность Воспитание культурной, духовно-нравственной личности – первоочередная задача педагогов дошкольного образования и современного общества в целом. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Цель: Развивать у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к народной культуре в процессе ознакомления с народными праздниками. Задачи: • З накомить детей с народными праздниками и их значимостью в жизни народа. • Формировать представления о традициях народных праздников. • Развивать у детей эмоционально - ценностное отношение к народным традициям, праздникам. • Воспитывать у детей чувство причастности к народной культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Народный календарь на Руси назывался Месяцеслов
Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта. Он включает в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни.
Сентябрь ( вересень ) Осенины . Оспожинки Воздвижение. Капустники Октябрь (листопад) Покровские ярмарки Ноябрь ( грудень ) Кузьминки
Декабрь (студень) Спиридон солнцеворот Январь ( просинец ) Рождество Святки Крещение Февраль ( лютень ) Сретение Масленица
Март ( протальник ) Вербное воскресенье Сороки Апрель (цветень) Благовещение Светлая Пасха Май ( травень ) Вознесение
Июнь (разноцвет) Троица День Ивана Купалы Июль ( липень ) День Петра и Февроньи Август ( серпень ) Ильин день Медовый , Яблочный Ореховый спас
Сентябрь Осенины
Октябрь Покровские ярмарки
Ноябрь Кузьминки
Январь Рождество
Февраль Масленица
Апрель Пасха
Июль День Петра и Февроньи
Август Медовый и Яблочный Спас
Только бережное отношение к наследию предков поможет сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость. «Воспитание, лишенное народных корней – бессильно» К . Д. Ушинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хакасские народные сказки как средство приобщения дошкольников к народной культуре.
Хакасские народные сказки как средство приобщения дошкольников к народной культуре....
Народный календарь как средство приобщения семьи к народной культуре
Народный календарь, что же это? Оказывается, народный календарь представляет своего рода народную энциклопедию, рассказывающую об устройстве мира, о природе человека. Мы знакомим детей с народны...
Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре
Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в старом красоту находим,Хоть новому принадлежим.Вадим Шафнер...
Мастер-класс для педагогов "Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре"
Рекомендовано для педагогов ДОУ...
Народная игрушка как средство приобщения дошкольника к народной культуре
В статье обосновано влияние русской народной культуры на развитие личности дошкольника. Утверждается, что народная игрушка – тряпичная кукла помогает ребенку узнавать предметы русского костюма. ...
Семинар -практикум "Народный календарь, как средство приобщения дошкольников к народной культуре".
Народный календарь, как средство приобщения дошкольников к народной культуре....