Проект на тему"Игра как средство общения дошкольников"
проект (младшая группа)

Муханова Екатерина Ивановна

Проект для детей младшего и среднего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_obshchenie.docx66.36 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт проекта

3

1.

Введение

6

1.1.

Актуальность проекта

6

1.2.

Цель и задачи проекта

7

1.3.

Принципы реализации проекта

8

2.

Программа реализации проекта

8

2.1.

 Этапы и сроки реализации проекта

8

2.2.

Оценка эффективности работы

17

3.

Планирование ресурсного обеспечения проекта

20

4.

Риски и их предупреждение

20

5.

Предполагаемый  результат

20

6.

Заключение

21

7.

Список литературы

21

Паспорт проекта

Наименование проекта

 «Игра как средство общения дошкольников»

Заказчик проекта

МДОУ «Детский сад «» г.Надым

Основания для разработки проекта

- Конституция РФ ст.41 п.3.

- Конвенция по правам ребенка ст.6 п.1.2, 19.

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.41, 42.

- Семейный кодекс РФ раздел 4 гл.12 ст. 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей».

- Приказ Минобразования РФ от 15.01.2002г. №76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности воспитанников в образовательных учреждениях».

- Приказ Минобразования РФ от 07.08.2000г. № 2414.

- Письмо Минобразования от 12.07.2000г. №22-06.778 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с воспитанниками и работниками образовательных учреждений».

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных организаций», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26.

Разработчик проекта

 Муханова Е.И., воспитатель МДОУ «Детский сад «Улыбка» г.Надыма»

Координатор проекта

Колесникова О.А., заместитель заведующего по УВР  МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»                                        

Цель проекта

Развитие коммуникативных навыков общения детей через игровую деятельность для создания благоприятной атмосферы в детском коллективе.

Задачи проекта

Задачи:

1. Для детей 3-4 лет:

Образовательные задачи:

- формировать коммуникативные умения и навыки, а так же личное взаимодействие детей друг с другом;

- формировать умение объединяться в небольшие группы (по 2-3 человека) на основе личной симпатии;

- приучать к соблюдению в процессе игры элементарные правила поведения.

Развивающие задачи:

- развивать потребность в освоении разных способов взаимодействия с взрослым и сверстниками в игре;

- развивать умение слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе.

- в процессе игр развивать у детей интерес к окружающему миру, наблюдательность, речь, обогащать словарный запас.

Воспитательные задачи:  

- воспитывать интерес к различным видам игр.

Для детей 4-5 лет:

Образовательные задачи:

- учить детей дружеским формам взаимодействия в ходе игровой деятельности;

- учить считаться с желаниями сверстников, ограничивая свои желания;
Развивающие задачи:

- развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения;

- формировать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников;

- развивать творческие и речевые способности детей.

Воспитательные задачи:  

- воспитывать любовь, уважение, доброту к своим друзьям;

- воспитывать у детей  положительные качества характера, способствующие сплочению коллектива.

2. Для педагогов:

- изучить педагогическую структуру по проблеме общения в игре;

- обогатить игровую среду дидактическим, материалом;

- подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, литературный материал согласно задачам разделов проекта;

- создать атмосферу доброжелательности в группе;

- разработать методические рекомендации по совершенствованию различных форм общения через игровую деятельность;

- составить перспективный план работы с детьми, с педагогами, с родителями;

3. Для родителей:

- повысить компетентность родителей по теме проекта;

- помочь родителям создать условия для игр детей и расширять знания по руководству игровой деятельностью; 

- способствовать формированию у родителей воспитанников доверия к педагогам и желания активно участвовать в жизни ДОУ;

- активизировать родителей для проведения игровых вечеров.

Сроки реализации проекта

Сентябрь, 2024 - май, 2025.

Сентябрь, 2025 - май, 2026.

Целевая группа

Дети 3-5 лет, родители, педагоги.

Ожидаемые результаты

С детьми:

- положительная динамика коммуникативных умений и навыков через игровую деятельность;

- активно осваивают способы ролевого поведения, называют свою роль и обращаются к сверстникам по имени ролевого персонажа, меняют интонацию голоса в зависимости от роли;

- у детей есть любимые игры и роли, которые они охотнее всего выполняют;

- в д/и понимают игровую задачу и действуют в соответствии с нею;

- проявляют интерес к игровому общению со сверстниками.

С педагогами:

- повысится уровень профессиональной компетенции педагогов по теме проекта;

- психологический климат в группе изменится в лучшую сторону, что будет способствовать повышению качества образовательного процесса.

С родителями:

- повысится уровень компетенции родителей по теме проекта;

- родители станут активными участниками образовательного процесса;

- появится желание родителей самостоятельно организовывать совместные, творческие игры с детьми дома.

1. Введение

Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребенка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности.

Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

1.1. Актуальность проекта

В настоящее время, к сожалению, детская игра все чаще рассматривается взрослыми как развлечение, как бесполезный досуг, что весьма печально отражается не только на развитии игры, но и на общем психическом развитии ребенка. Для большинства взрослых раннее обучение представляется более важным и полезным занятием, чем игра. Значение образовательных достижений и приоритет обучающих занятий всё более вытесняет игру из жизни детей. Жёсткое программирование свободного времени в детских садах, постоянный контроль и запрограммированные формы деятельности детей не оставляют возможностей для свободной игры.

Действительно, в современной дошкольной педагогике значение игры рассматривается как чисто прикладное, дидактическое. Она выступает не как самостоятельная и самоценная детская деятельность, а как средство приобретения новых умений, представлений, формирование полезных навыков. Игра подменяется игровыми приемами или игровыми методами обучения.

Дети младшего дошкольного возраста (3-5 лет) еще не умеют правильно общаться друг с другом, поддерживать дружеские отношения. Их привычное «Я сам», «Я первый», зачастую приводят к спорам. Именно в этом возрасте нужно формировать навыки благородного и вежливого общения. Воспитывать у них доброту, желание дружить, уступать в игре другим детям.

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении.

Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх. Игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. Поэтому проблему формирования детских взаимоотношений невозможно рассматривать вне организации содержательной игровой деятельности, которая прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, реализует детскую потребность в общении.

Проблема. При наблюдении за детьми во время их общения в игровой деятельности, мы обратили внимание на то, что они не могут играть дружно друг с другом длительное время, ругаются, отбирают друг у друга игрушки, не могут взаимодействовать друг с другом. Среди факторов, вызывающих конфликтное поведение дошкольников: особенности семейного воспитания; образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает через средства массовой информации, среди сверстников, в общественных местах; высокий уровень эмоциональной напряженности ребенка; неспособность видеть и понимать другого. Именно осознанием данной проблемы и объясняется выбор темы проекта, его актуальность и практическая значимость.

Гипотеза - мы предположили, что, если будут созданы благоприятные условия для общения детей друг с другом в игре, то это будет способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.  

1.2. Цель и задачи

Цель: развитие коммуникативных навыков общения детей через игровую деятельность для создания благоприятной атмосферы в детском коллективе.

Задачи:

1. Для детей 3-4 лет:

Образовательные задачи:

- формировать коммуникативные умения и навыки, а так же личное взаимодействие детей друг с другом;

- формировать умение объединяться в небольшие группы (по 2-3 человека) на основе личной симпатии;

- приучать к соблюдению в процессе игры элементарные правила поведения.

Развивающие задачи:

- развивать потребность в освоении разных способов взаимодействия с взрослым и сверстниками в игре;

- развивать умение слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе.

- в процессе игр развивать у детей интерес к окружающему миру, наблюдательность, речь, обогащать словарный запас.

Воспитательные задачи:  

- воспитывать интерес к различным видам игр.

Для детей 4-5 лет:

Образовательные задачи:

- учить детей дружеским формам взаимодействия в ходе игровой деятельности;

- учить считаться с желаниями сверстников, ограничивая свои желания;
Развивающие задачи:

- развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения;

- формировать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников;

- развивать творческие и речевые способности детей.

Воспитательные задачи:  

- воспитывать любовь, уважение, доброту к своим друзьям;

- воспитывать у детей  положительные качества характера, способствующие сплочению коллектива.

2. Для педагогов:

- изучить педагогическую структуру по проблеме общения в игре;

- обогатить игровую среду дидактическим, материалом;

- подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, литературный материал согласно задачам разделов проекта;

- создать атмосферу доброжелательности в группе;

- разработать методические рекомендации по совершенствованию различных форм общения через игровую деятельность;

- составить перспективный план работы с детьми, с педагогами, с родителями;

3. Для родителей:

- повысить компетентность родителей по теме проекта;

- помочь родителям создать условия для игр детей и расширять знания по руководству игровой деятельностью; 

- способствовать формированию у родителей воспитанников доверия к педагогам и желания активно участвовать в жизни ДОУ;

- активизировать родителей для проведения игровых вечеров.

.

1.3. Принципы

Программа проекта построена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями развития детей дошкольного возраста с опорой на следующие принципы:

1. Доступности: учет возрастных особенностей детей, адаптированность  материала. 2. Систематичности и последовательности: постепенная подача материала от простого к сложному. Частое повторение усвоенных знаний и норм.

3. Наглядности и занимательности: предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.

4. Динамичности: интеграция проекта в разные виды деятельности.

5.  Преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада исемьи.

6. Результативности: получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Вид проекта: социально-личностный, игровой.

Продолжительность проекта: проект долгосрочный, 2 года (2024 уч. г. - 2026 уч. г.)

Участники проекта:

1. Воспитатели.

2. Дети 3-5 лет.

3. Родители и другие члены семьи.

Продукт проектной деятельности:

- Досуг «Вечер дружной семьи».

- Фотовыставка «Игра-это здорово!».

- Картотека игр по социально-коммуникативному развитию для детей 3-5 лет.

2. Программа реализации проекта 2024-2026 уч. г.

2.1. Этапы и сроки реализации проекта

I этап Организационный этап реализации проекта: Сентябрь, 2024

Цель: постановка мотивации, цели, задач по реализации проекта.

Задача: создать условия для реализации проекта.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

 

1.

  • Подготовка нормативно-организационных документов для внедрения проекта.
  • Подбор методической литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр и т. д.
  • Подбор диагностического материала для проведения

педагогической диагностики по разделам проекта.

  • Составление перспективного плана мероприятий проекта.  
  • Выявление уровня знаний у детей 3-5 лет по разделам проекта.
  • Обсуждение с родителями темы проекта. Подготовка информационного материала для родителей.

Сентябрь,

2024

 

II этап Основной этап реализации проекта: (октябрь 2024 г. - май 2026 г.).

Цель: внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Задачи:

- организовывать совместную деятельность педагогов, детей и родителей.

- создать у детей положительного эмоционального настроя.

Перспективный план на 2024-2025 уч. г.

(младшая группа)

Образовательная область

Мероприятия

СЕНТЯБРЬ

Социально-коммуникативное

развитие

*Коммуникативные игры «Давайте поздороваемся». «Эхо». «Паровозик дружбы». «Здороваемся без слов».

*Игровая ситуация «Помири друзей».

*Д/и «Маленькие помощники». «Копилка вежливых слов»,

*Сюжетно-ролевая игра «Кукла заболела».  «Мы идем в гости».

Познавательное развитие

*Словесные игры: «Подари улыбку другу». «Мне грустно, когда…», «Умей извиняться».

*Работа с лэпбуком «Дружба крепкая».

*Проблемная ситуация «Маша обидела маму». «Ссора, как помириться».

Художественно-эстетическое развитие

*Музыкальная игра «Поиграй-ка, Маша в бубен», танец в парах «Погуляем».

*Театрализованная игра на ложках «Курочка Ряба».

*Динамическая игра «Танец в кругу». 

*Этюд «До свидания».

Речевое

развитие

*Словесные упражнения «Потерянное словечко», «Слушай внимательно».

*Проблемная ситуация «Кукла заболела».

*Игра-упражнение «Ласковый мелок».

Физическое

развитие

*Физкультминутка «Котик, коток».

*Подвижные игры «Ищу друга», «Веселый хоровод».

*Развлечение «Скучно, скучно так сидеть».

ОКТЯБРЬ

Социально-коммуникативное

развитие

*Коммуникативная игра «Пожелания». «Клубочек». «Угадай, кто это?». «Передай игрушку по кругу».

*Д/и: «Узнай  по описанию и назови», «Клубочек волшебных слов».

*Игровая ситуация «Помогаем бабушке».

*Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».

Познавательное развитие

*Этюд «Делай как я».

*Развивающие игры «Не ошибись», «ласковое солнышко».

*Игровая ситуация «Покупаем овощи для супа»

*Игры с крупными модулями «Домики для друзей». 

Художественно-эстетическое развитие

*Слушание песенок о дружбе – «По дороге с облаками», «Песенка Чебурашки», «От улыбки стало всем светлей…»

*Хороводные игры «Веночек», «Хоровод друзей».

*Психологический этюд «Паровозик имен».

*Игра - драматизация «Теремок».

Речевое

развитие

*Просмотр детских фильмов-сказок «Рукавичка», «Два жадных медвежонка».

*Словесные игры: «Дружба - это хорошо!». «Что сделать, чтобы было много друзей?».

Физическое

развитие

*П/и «Нам не тесно», «Сороконожка», «Пустое место».

*Психогимнастика «Бяка- Бука».

*Физкультминутка «Пошли пальчики гулять».  

НОЯБРЬ

Социально-коммуникативное

развитие

*Коммуникативные игры «Собрались все дети в круг!», «Дили-дили!»

*Игровая ситуация «Дружбой дорожить умейте».

*Д/и «Слушай внимательно». «Найди отличия»».

*С/и «Магазин Продукты».

Познавательное развитие

*Настольно-печатные игры «Мои друзья». «Найди свою пару».

*Проблемная ситуация «Мой друг меня обидел», «Я хочу с тобой дружить».

*Игры с конструктором «Разные дорожки».

Художественно-эстетическое развитие

*Слушание музыкальных композиций: «Вместе весело шагать», «Песенка друзей», «Ты да я, да мы с тобой».

*Просмотр мультфильмов: «По дороге с облаками», «Кораблик», «Грибок-теремок» с последующим обсуждением.

*Досуг «Теремок дружбы». 

Речевое

развитие

*Словесная игра «Найди и назови», «Потерянное словечко».

*Коммуникативная игра «Передай игрушку по кругу».

*Словесные игры «Я радуюсь, когда…», «Подарок другу».

Физическое

развитие

*Пальчиковая гимнастика: «В гости к пальчику большому», «Дружные пальчики».

*П/и «Догоните меня», «Наседка и цыплята». «Передай флажок».

ДЕКАБРЬ

Социально-коммуникативное

развитие

*Д/и «Найди отличия»», «Мои друзья». «Отражение в зеркале», «Ребенок и кукла». «Найди вторую половинку».  

*Утренний круг «Здравствуй, небо голубое», «Нам здороваться не лень».

*С/р игра «Семья», «Ждем гостей».

Познавательное развитие

*Коммуникативная игра «Будем заваривать чай».

*Проблемная ситуация «Новоселье у матрешки».

*Игра со строительным материалом «Устроим комнату для матрешки».

Художественно-эстетическое развитие

*Игры-забавы «Красивые бантики», «У нас в гостях Петрушка».

*Просмотр мультфильмов «Чебурашка и крокодил Гена», «Петушок, золотой гребешок», - обсуждение поступков главных героев.

*Хороводная игра «Ровным кругом друг за другом».

Речевое

развитие

*Словесные игры «Подарки для матрешки», «Что изменилось», «Подбери посуду», «Найди ошибку».

*Этюд «Злюка».

* Игры с крупным строительным материалом: «Разные машины».

Физическое

развитие

*Физминутка «Настроение», «Детский сад».

*Малоподвижная игра «Давайте поздороваемся»

*Спортивный досуг «Давайте дружить!».

*П/и «Мыши водят хоровод», «Найди свой домик»,

*Игры-эстафеты «Кто быстрее?», «Полоса препятствия».

ЯНВАРЬ

Социально-коммуникативное

развитие

*Д/и «У кого какое платье»,

*Игровая ситуация «Помоги Маше выбраться из леса»

*Этюд «Согрей  меня».

*С/р игра «Кукла заболела», «На приеме у врача».

Познавательное развитие

*Речевые игры «Комплименты». «Отгадай-ка»,  

*Развивающие игры «Дотронься до…», «Грустный – веселый»,

*Настольно-печатные игры «Лото», «Кому, что нужно для работы».

Художественно-эстетическое развитие

*Музыкальная танцевальная игра  «Поссорились-помирились».

*Прослушивание музыкальной композиции «Песенка друзей» (Г. Гладков, Ю. Энтин).

*Игра драматизация «Снегурочка».

Речевое

развитие

*Проблемная ситуация «Как Чебурашке найти друзей».

*Словесные игры «Назови одним словом», «Я хочу с тобой дружить».

*Игровое упражнение «Сочиняем добрую сказку».

Физическое

развитие

*Пальчиковые игры: «Апельсин», «Дружные пальчики»,

*П/и «Ловишки с ленточками».

*Игра м/п «Карусель», «Мышеловка».

*Физкультминутка «Снежный ком», «Замок».

ФЕВРАЛЬ

Социально-коммуникативное

развитие

*Д/и «Чего не хватает», «Кто в домике живёт», «Что лишнее»

*Утренний круг «Общий круг»

*Игровая ситуация «Разговор через стекло».

*С/р игра «Магазин игрушек».

Познавательное развитие

*Этюд «Слушай внимательно».

*Проблемная ситуация «Как согреть ручки у куклы Кати».

*Строительная игра «Домики для животных».

Художественно-эстетическое развитие

*Музыкальная танцевальная игра  

*Просмотр мультфильма «Кот Леопольд» - прямой диалог.

*Игра – инсценировка сказке «Кошкин дом».

Речевое

развитие

*Словесные игры «Какое небо», «Утром, днем и вечером».

*Проблемная ситуация «Почему снеговик тает».

*Игровые упражнения «Загадки - описания», «Найди меня».

*Психологический этюд «».

Физическое

развитие

*Физкультминутка «Самолёты».

*П/и «По ровненькой дорожке», «Воробушки и кот».

*Пальчиковые игры «Дружат в нашей группе», «Замок».

*Спортивный досуг «Я и мой папа».

МАРТ

Социально-коммуникативное

развитие

*Коммуникативная игра «Настроение».

*Д/и «Подарок для мамы», «Бусы для бабушки».

*Игровая ситуация «Будем маму поздравлять».

*С/р игра «День рождение».

Познавательное развитие

*Развивающие игры «Цветы из мозаики», «Разбери камушки».

*Этюд «Поздравляем маму».

*Экспериментальная игра «Секрет».

Художественно-эстетическое развитие

*Игры-забавы «Мишка-шалунишка», «Петрушка в гостях у ребят».

*Музыкально-хороводная игра «К нам гости пришли».

*Театрализованная игра «Волк и семеро козлят».

Речевое

развитие

*Словесные игры «Доскажи словечко», «Какой я».

*Игровое упражнение «Злой дракон», «Добрые волшебники».

*Этюд «Ау-ау».

Физическое

развитие

*Игры  м/п «Подбрось - поймай», «Попади в цель»

*Пальчиковые игры «Приходите в гости», «Этот пальчик хочет спать».

*Игры-эстафеты «Кто быстрее соберет», «Догони мяч».

АПРЕЛЬ

Социально-коммуникативное

развитие

*Д/и «Мишкины игрушки», «Чудесный мешочек».

*Коммуникативные игры «Доброе утро», «Покажу, как я люблю».

*Игровая ситуация «Вежливые соседи».

*С/р игра «Едем в автобусе».

Познавательное развитие

*Строительная игра «Ракета».

*Настольно-печатные игры «Разрезное лото», «Подарки».

*Развивающие игры «Найди дорожку до мой», «Путаница».

Художественно-эстетическое развитие

*Музыкально-творческая игра «Веселый концерт».

*Этюд «Походки».

*Театрализованная игра «На нашем дворе».

Речевое

развитие

*Словесные игры «Едут машины», «Где кто живет?».

*Проблемная ситуация «Что подарить другу».

* Игровое упражнение «Волшебные очки».

Физическое

развитие

*Игры м/п «Катай мяч», «Лягушки».

*Пальчиковые игры «Наши алые цветы», «Мы веселые ребята».

*П/и «Найди друга», «Совушка - сова».

МАЙ

Социально-коммуникативное

развитие

*Д/и «Назови ласково», «Ласковое имя»».

*Игровая ситуация «Узнай меня».

*Утренний круг «Здравствуй солнце золотое».

Познавательное развитие

*Сенсорные игры «Котенок-кусака», «Найди выход из дома».

*Настольно-печатные игры «Домино», «Что к чему»

Художественно-эстетическое развитие

*Хороводная игра «Кто у нас хороший…».

*Парный танец «Мишка с другом».

*Развлечение «Дружными на свете жить нам веселее!».

Речевое

развитие

*Словесные игры «Угадай игрушку», «Огуречик, огуречик».

*Этюд «Угадай игрушку».

Физическое

развитие

*Пальчиковые игры «Подружились», «Пальчик за пальчик».

*П/и «Ловишки парами», «Золотые ворота».

*Физминутка «Наши пальчики дружили», «Дружба».

Проектная линия 2. Организация работы с педагогами ДОО

1.

*Анкетирование «Игровая деятельность в условиях ДОО».

Сентябрь, 2024

2.

*Тренинг «Как мы играем с ребенком».

Октябрь, 2024

3.

*Методические рекомендации «Значение игровой деятельности для развития детей».

Ноябрь, 2024

4.

*Консультация «Играем в театр».

Декабрь, 2024

5.

*Дискуссия «Взрослые, дети, игра».

Январь, 2025

6.

*Устный журнал «Социализация дошкольников средствами сюжетно - ролевой игры».

Февраль, 2025

7.

*Круглый стол «Развитие доброжелательных взаимоотношений детей со сверстниками в игре».

Март, 2025

8.

*Семинар-практикум «Перчаточный театр».

Апрель, 2025

9.

*Подбор медиатеки по теме проекта.

Май, 2025

Проектная линия 3. Взаимодействие с родителями

1.

*Анкетирование «Значение игры для развития вашего ребенка»

Сентябрь, 2024

2.

*Родительское собрание «Влияние игры на развитие ребенка дошкольного возраста».

*Буклет «Игры для развития общения».

Октябрь, 2024

3.

*Родительский час «Любят малыши играть».

*Индивидуальная беседа «Чем и как занять ребенка дома».

Ноябрь, 2024

4.

*Консультация «Роль игрушки в детских играх».

Декабрь, 2024

5.

*Семинар для родителей «Совместные игры, для чего они нужны».

*Памятка «Как выбирать игры для малыша».

Январь, 2025

6.

*Консультация «Взаимодействие со сверстниками – одно из условий психического развития ребенка».

*Спортивный досуг «Я и мой папа».

Февраль, 2025

7.

*День открытых дверей.

Март, 2025

8.

*Родительское собрание «В детском садике своем мы играем и растем».

Апрель, 2025

9.

*Итоговое развлечение «Дружными на свете жить нам веселее!».

Май, 2025

Перспективный план на 2025-2026 уч. г.

(средняя группа)

Образовательная область

Мероприятия

СЕНТЯБРЬ

Социально-коммуникативное

развитие

*Игровые упражнения «Расскажи стихи руками», «Мы – обезьянки».

*Д/и «Моё настроение. Грустный и весёлый мешочек».

*Утренний круг «Комплименты».

*С/р «В гостях у больного друга».

Познавательное развитие

*Развивающие игры «Волшебный цветок», «Мозаика».

*Динамическая игра «Утро – ночь».

*Проблемная ситуация «Как помирить друзей».

*Игровое упражнение «Коврик мира».

Художественно-эстетическое развитие

*Прослушивание музыкальных композиций: «Вместе весело шагать», «Песенка друзей», «Ты да я, да мы с тобой».

*Игра - инсценировка сказке «Под грибом».

*Просмотр мультфильмов: «Петушок, золотой гребешок», «Кот Леопольд», «Терем-теремок».

Речевое

развитие

*Словесные игры «Скажи ласково», «Чудесный мешочек».

*Этюд «Попроси игрушку».

*Игровое упражнение «Хитрец».

Физическое

развитие

*Игры – эстафеты «Черепашки», «Не замочи ног».

*П/и «Цветные автомобили», «Беги ко мне».

*Пальчиковые игры «У Антошки есть игрушки», «Кузовок».

ОКТЯБРЬ

Социально-коммуникативное

развитие

*Коммуникативная игра «Паровозик для ребят»

*Утренний круг «Наши ладошки».

*Д/и «Отгадай-ка», «Кто, где живет».

*С/р игра «Почта – отправим маме открытку».

Познавательное развитие

*Проблемная ситуация «Как помочь зайчишке найти маму».

*Строительная игра «Гаражи для машин».

*Развивающая игра «Математическое лото».

Художественно-эстетическое развитие

*Хороводная игра «Наша кукла».

*Просмотр мультфильма «Мама для мамонтенка».

*Музыкальные игры «Кукла с Мишкой…», «Ищи».

*Игра – импровизация по сказке «Колосок».

Речевое

развитие

*Словесные игры «Скажи наоборот», «Опиши, мы угадаем».

*Развивающие игры «Магнитный конструктор», «Собираем урожай».

*Игровое упражнение «Слушаем себя».

Физическое

развитие

*П/и «Птицы в гнездышках», «Салочки - догонялочки».

*Пальчиковые игры «Мамины помощники», «Варим компот».

*Развлечение «Самая родная…».

НОЯБРЬ

Социально-коммуникативное

развитие

*Игровая ситуация «Помири друзей»

*Коммуникативная игра «Встреча».

*Утренний круг «Здороваемся без слов».

*Ролевая игра «Детский сад».

Познавательное развитие

*Игровые упражнения «Опиши себя», «Кто твой друг».

*Познавательная игра «Танграм из модулей».

*Этюд «Кто больше любит».

Художественно-эстетическое развитие

*Просмотр мультфильмов «Угадай героя».

*Игра драматизация «Пых».

*Музыкально-дидактическая игра «Чудесная лесенка».

Речевое

развитие

*Словесные игры «Скажи одним словом», «Большие – маленькие».

*Развивающие игры «Ласковое имя», Волшебные прищепки».

*Динамическая игра «Ссора».

Физическое

развитие

*П/и «Лиса на охоте», «Пробеги тихо».

*Физкультминутка «Вышли звери малыши».

*Игры-эстафеты «Кто быстрее до флажка», «Башня».

ДЕКАБРЬ

Социально-коммуникативное

развитие

*Коммуникативная игра «Дрозды».

*Д/и «Скажи по-другому». «Кто позвал?».

*Игровая ситуация «Сундучок вежливости».

*С/р игра «Семейное чаепитие».

Познавательное развитие

*Настольно-печатные игры «Когда это бывает», «Составляем портрет».

*Работа с лэпбуком «Дружба».

*Этюд «Снежинка».

Художественно-эстетическое развитие

*Музыкально-дидактические игра «Загадки от снеговика (музыкальные)».

*Театрализованная игра «Кто сказал Мяу?».

*Хороводные игры «Гори, гори ясно», «Коляда».

Речевое

развитие

*Этюд «Эхо».

*Развивающие игры «Новоселы», «Наши дружные соседи».

*Словесные игры «Живая картинка», «Цветные коврики».

Физическое

развитие

*Пальчиковая игра «Дорога в сад».

*П/и «Попади в корзину», «Кролики и сторож».

ЯНВАРЬ

Социально-коммуникативное

развитие

*Игровые упражнения «Двигайся, как медведь, лягушка …», «Узнай меня».

*Коммуникативная игра «Цепочка».

*С/р игра «Мы - строители».

Познавательное развитие

*Развивающие игры «Собери картинку», «Доскажи словечко,

*Строительные игры «Поможем строителям построить мост», «Дом дружбы».

Художественно-эстетическое развитие

*Просмотр сказки «Жихарка» - обсуждение поступков героев.

*Динамическая игра «Мне грустно, когда…».

*Музыкально-народные игры «Ручеек», «Веночек».

Речевое

развитие

*Словесные игры «Как можно пожалеть», От чего портится настроение».

*Игровое упражнение «Я и мой друг».

*Этюд «От чего портится настроение».

Физическое

развитие

*П/и «Ловишки», «Не оступись», «Гнездышко».

*Пальчиковые игры «Лыжники», «Снеговик».

ФЕВРАЛЬ

Социально-коммуникативное

развитие

*Коммуникативная игра «Пожелание».

*Утренний круг «Цветное настроение».

*Игровая ситуация «Лунтик пришел в детский сад».

*С/р игра «Моряки».

Познавательное развитие

*Развивающая игра ««Что такое мальчик? Что такое девочка?»,

*Проблемная ситуация «Что делать, если я сломал другу игрушку?».

*Строительные игры «Танк», «Вертолет».

Художественно-эстетическое развитие

*Игровое упражнение «Пригласи друга на танец».

*Динамическая игра «Доброе животное».

*Развлечение «Мы – солдаты, бравые ребята».

Речевое

развитие

*Динамическая игра «Хороший друг».

*Словесные игры «Повтори за мной», «Скажи по-другому».

*Этюд «Наши ладошки».

Физическое

развитие

*Игры малой подвижности «Разбегись и прокатись», «Меткий стрелок».

*Пальчиковые игры «Ты - мой друг, и я - твой друг»», «Дружная семья».

*Спортивное развлечение «Мой веселый, звонкий мяч…».

МАРТ

Социально-коммуникативное

развитие

*Игровая ситуация «Все вместе, так и душа на месте».

*Д/и «Чем похожи, чем отличаются». «Корзина добрых дел».

*Утренний круг «Радостный бубен».  

*С/р игра «Мы едем в зоопарк».

*Коммуникативная игра «Передай настроение».

Познавательное развитие

*Развивающие игры «Угощенье для медвежат».

*Проблемная ситуация «Что хотят девочки….».

*Динамическая игра «Циркачи».

Художественно-эстетическое развитие

*Динамическая игра «Солнышко и тучка».

*Театрализованная игра «Мы - артисты!»

*Вечерние посиделки «Мы с мамой - лучшие друзья».

Речевое

развитие

*Словесные игры «Подбери рифму», «Скажи наоборот».

*Этюд «Воздушный шарик».

*Динамическая игра «Ты мне нравишься».

Физическое

развитие

*Пальчиковые игры «Кто живет у нас в квартире…,  «Вышел дождик на прогулку».

*Игры малой подвижности «Повтори наоборот», «Поймай комара».

*П/и «Колесо», «Селезень и утка».

АПРЕЛЬ

Социально-коммуникативное

развитие

*Д/и «Угадай-ка», «Чьи вещи?». 

*Игра-ситуация «Помоги бабушке перейти дорогу».

*Утренний круг «Колокольчик по кругу».

*С/р игра «В театре кукол»

Познавательное развитие

*Развивающие игры «Кто больше», «Сравни форму».

*Этюд «Необитаемый остров».

*Проблемная ситуация «Помоги клоуну стать добрым».

Художественно-эстетическое развитие

*Музыкальная игра «Блинчики - мирилки».

*Сенсорные игры «Угадай, на чем играю», «Что чувствуешь» - сенсорные мешочки.

*Театрализованная игра «Гуси-лебеди».

Речевое

развитие

*Открытый диалог «Драчуны. Как исправить ситуацию».

*Словесные игры «Расскажи о своем друге» «Радио».

*Этюд «Сломанная кукла».

Физическое

развитие

*П/и «Карусель», «Надуй мяч».

*Игры-эстафеты «Не урони мяч», «Извилистая дорожка».

*Пальчиковые игры «Мы на ферме побывали», «Котенок».

МАЙ

Социально-коммуникативное

развитие

*Коммуникативная игра «Конверты радости и огорчений».

*Д/и «Выложи узор»,  «Собери и назови».

*Игровая ситуация «Повтори за мной».

*С/р игра «На отдыхе».

Познавательное развитие

*Этюд «Маски».

*Динамическая игра «На полянке».

*Развивающие игры «Где, чья мама», «Следы на песке».

Художественно-эстетическое развитие

*Прослушивание песен о дружбе.

*Этюд «Тень».

*Игра-инсценировка «Ушки - неслушки».

Речевое

развитие

*Словесные игры «Пропущенное словечко», «Найди ошибку».

*Игровое упражнение «Слоненок - драчун» - открытый диалог.

Физическое

развитие

*Игры-эстафеты «Змейки», «Из обруча в обруч».

*Досуг «Вечер дружной семьи».

Проектная линия 2. Организация работы с педагогами ДОО

1.

*Семинар-практикум «Стратегии эффективного общения с детьми».

Октябрь, 2025

2.

*Консультация «Играть не вредно или игротерапия для детей».

Ноябрь, 2025

3.

*Деловая игра «Современные дети - современные игры».

Декабрь, 2025

4.

*Устный журнал «Объединение игрового опыта детского сада и семьи».

Январь, 2026

5.

*Консультация «Общение в рамках игры».

Февраль, 2026

6.

*Мастер-класс «Игрушки своими руками».

Март, 2026

7.

*Литературная гостиная «Общение со сверстниками».

Апрель, 2026

8.

*Презентация «Итоги проектной деятельности».

Май, 2026

Проектная линия 3. Взаимодействие с родителями

1.

*Мини-библиотека «Игровая деятельность».

*Тренинг «Сказочные лоскутки».

Октябрь,

2025

2.

*Родительский час «Как организовать сюжетно-ролевую игру дома». 

*Психологическая акция «Неделя бархатных слов».

Ноябрь,

2025

3.

*Консультация «Играйте вместе с ребенком».

*Конкурс «Новогодняя игрушка своими руками».

Декабрь,

2025

4.

*Рекомендации для родителей «Атрибуты для игр из подручных средств».

*Папка-передвижка «Игры в помощь»

Январь,

2026

5.

*Консультация «Влияние театрализованной деятельности на развитие детей».

*Спортивное развлечение «Мой веселый, звонкий мяч…».

Февраль,

2026

6.

*Мастер-класс «Пальчиковые игры в домашних условиях».

*Родительский форум «Сам себе режиссер».

Март,

2026

7.

*Практическая консультация «Как помочь ребенку разрешить конфликты».

*Буклет «Осторожно, анти - игрушка!».

Апрель,

2026

8.

*Досуг «Вечер дружной семьи».

*Фотовыставка «Игра-это здорово!».

Май, 2026

Занятия с детьми проводятся один раз в две недели, во второй половине дня в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13. Продолжительность одного занятия в младшей группе не более 15 минут, в средней группе не более 20 минут.

III этап Заключительный этап реализации проекта: (май 2026 г.)

Цель: анализ результатов проектной деятельности.

Задачи:

- выявить уровень усвоения знаний детей по разделам проекта. 

- обобщить итоги работы с детьми и родителями.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1.

  • Педагогическая диагностика.
  • Проведение семейного досуга «Вечер дружной семьи».
  • Подведение итогов реализации проекта.
  • Презентация проекта «Игра как средство общения дошкольников».

Май,

2026

2.2. Оценка эффективности работы

             Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие коммуникативных навыков, необходимо иметь представление об уровне их сформированности у детей.     

В качестве критериев оценки уровня сформированности коммуникативных навыков я использовала:

1)  Желание вступать в контакт.

2)  Умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

3)  Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Каждый критерий оценивается по трем уровням: высокий, средний, низкий, которые определяются баллами.

Метод наблюдения, который является наиболее распространенным для изучения детей младшего дошкольного возраста, и дает возможность получить результат в естественных для них условиях.

В качестве ситуаций наблюдения можно выбрать:

Сюжетно-ролевую игру «День рождения у Куклы Маши». Эта игра не имеет четко заданной ситуации и позволяет включить в сюжет различные роли. Для более полного представления об уровне развития коммуникативных способностей детей игру организовывает взрослый, который осуществляет наблюдение.

Таким образом, мы  выявим коммуникативные способности в общении и со сверстниками и с взрослыми.

         Задания и поручения, которые позволят нам выявить умения детей выполнять коллективную работу слажено, не вступая в конфликт.

Целевую прогулку с целью выявления умений выполнять знакомые правила общения с взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»)

Совместные игры детей на прогулке.

Однако метод наблюдения дает представление большей частью о поведении детей, поэтому так же можно  использовать метод беседы, для получения более точных данных о знаниях и умениях детей, необходимых для коммуникативной деятельности.

На основе бесед, разработанных Ю.В. Филипповой, составили список вопросов беседы, позволяющей оценить уровень знаний о нормах и правилах поведения детей в общении со сверстниками и взрослыми:

Нужно ли делиться игрушками с детьми?

Ты всегда стараешься так поступать? Почему?

Можно ли смеяться когда твой товарищ упал или ударился? Почему?

Назови ласково маму, папу и других членов семьи.

Как нужно обращаться к воспитателю? (ты, вы?)

Как нужно попросить взрослого о помощи?

Что нужно делать, когда приходишь в детский сад? Когда уходишь?

Анализ результатов, полученных по обеим методикам, проводится по следующим критериям:

1) Желание вступать в контакт:

Высокий уровень (3 балла) – легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками.

Средний уровень (2 балла) – ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения.

2) Умение организовать общение:

Высокий уровень (3 балла) – ребенок охотно включается в совместную деятельность, принимает на себя функцию организатора, выслушивает сверстника, согласовывает с ним свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами.

Средний уровень (2 балла)  – ребенок  недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы.

3) Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими:

Высокий уровень (3 балла) – выполняет элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. Самостоятельно называет сверстников по именам, называет старших на «вы», по имени и отчеству, пользуется в общении ласковыми словами.

Средний уровень (2 балла) – имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении, выполняет их чаще по напоминанию взрослых. Не всегда правильно обращается к взрослым.

Низкий уровень (1 балл) - не знает норм правил общения, не желает следовать требованиям взрослого, в общении со сверстниками агрессивен, преимущественно обращение к взрослому на «ты».

Общий балл:

Высокий уровень –15 - 18 баллов

Средний уровень – 10 - 14 баллов

Низкий уровень – 6 - 9 баллов

Анализ результатов заносится в диагностическую карту.

Диагностическая карта

«Определение уровня развития коммуникативных навыков  у дошкольников»

Ф.И.

ребенка

Уровень сформированности коммуникативных навыков в общении со сверстниками

Уровень сформированности коммуникативных навыков в общении с взрослыми

Желание вступать в контакт

Умение организовать общение

Знание норм и правил  в общении

Желание вступать в контакт

Умение организовать общение

Знание норм и правил в общении

Общий балл

1.

2.

3.

3. Планирование ресурсного обеспечения проекта

1. Кадровое обеспечение: воспитатели.

2. Научно-методическое обеспечение: перспективный план, методическая и художественная литература.

3. Материально-техническое: материалы для организации игр.

4. Риски и их предупреждение

1. Недостаточное оснащение РППС группы по теме проекта.

2. Нежелание родителей быть активными участниками образовательного процесса.

Пути выхода:

1. В группе создан уголок «Дружба». В него вошли: дидактические и настольно-печатные игры, психологические этюды «Цветок Дружбы», «Зеркало», «паровозик добрых дел».

2. Преподносить материал проекта, не перегружая объемом информации родителей.

- Педагогам проявлять большую заинтересованность проектом.

- Вовлекать родителей  непосредственно в образовательный процесс: проведение родительских собраний, мастер-классов, семинаров, консультаций по теме проекта. 

5. Предполагаемый  результат

С детьми:

- положительная динамика коммуникативных умений и навыков через игровую деятельность;

- активно осваивают способы ролевого поведения, называют свою роль и обращаются к сверстникам по имени ролевого персонажа, меняют интонацию голоса в зависимости от роли;

- у детей есть любимые игры и роли, которые они охотнее всего выполняют;

- в д/и понимают игровую задачу и действуют в соответствии с нею;

- проявляют интерес к игровому общению со сверстниками.

С педагогами:

- повысится уровень профессиональной компетенции педагогов по теме проекта;

- психологический климат в группе изменится в лучшую сторону, что будет способствовать повышению качества образовательного процесса.

С родителями:

- повысится уровень компетенции родителей по теме пректа;

- родители станут активными участниками образовательного процесса;

- появится желание родителей самостоятельно организовывать совместные, творческие игры с детьми дома.

Практическая значимость проекта.

Предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов и заинтересованных родителей детей 3-5 лет.

Способы трансляции опыта. Распространение успешного  педагогического опыта по проекту планируется посредством:

- участие в  педагогических  мероприятиях в рамках реализации годового плана ДОУ;

- участие в конкурсном движении различного уровня;

- размещение информации  о реализации проекта в СМИ различного уровня,  на сайте ДОУ и  в сети Интернет.

Возможность распространения  опыта реализации проекта. Обобщенный  опыт реализации педагогического проекта  может быть распространён на территории ЯНАО, а также Российской Федерации.

6. Заключение

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие, будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Родители пытаются заменить непосредственное общение с ребенком дорогими игрушками, планшетами, телефонами. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Коммуникативные навыки являются одними из важнейших навыков человека, которые необходимо развивать уже с дошкольного возраста. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников.

По итогам работы по проекту «Игра как средство общения дошкольников» можно сделать следующие выводы:

- у детей сформировались доброжелательные взаимоотношения друг к другу. Во время игровой деятельности, мы заметили, что дети общаются спокойно, без криков, помогают друг другу. Больше играют вместе дружно и делятся игрушками;

- у детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку, помощь. Знают вежливые слова: здороваются при встрече - прощаются, уходя домой, проявляют заботливое отношение друг к другу;

- процесс и результат проекта принёс детям положительные эмоции, осознание собственных умений, переживание успеха, проявление коммуникативных качеств. Родители стали больше внимания уделять играм с детьми.

Таким образом, воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей является необходимым условием формирования личности ребенка в современном обществе.

7. Список литературы

1. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. - Форум, 2009. –

2. Абрамова Л.В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: Младшая группа. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 90 c.

3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 176.

4. Галигузова Л. И., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. - М.: Просвещение, 2014. - 239 с.

5. Егорова М.В.. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения.- Волгоград: Учитель, 2013. - 142 с.

6. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 240 с.

7. Полякевич Ю.В., Осинина Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. Модели комплексных занятий.- Волгоград, 2010. - 189 с.

8. Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов. - вып.1 Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. - Волгоград: Учитель, 2009. - 171 стр.

9. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. и др. Азбука общения. - СПб: Детство-Пресс, 2000. - 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Игра как средство общения дошкольников".

Презентация по теме: "Игра как средство общения дошкольников"....

Отчёт по самообразованию по теме "Игра как средство общения дошкольников"

В 2017 – 2018 году я продолжила работу над темой «Игра как средство общения дошкольников» Цель моей работы: способствовать развитию интереса к играм, взаимодействиями ...

Самообразование на тему: Игра как средство общения дошкольника

В настоящее время игровой деятельностипридается большое значение....

Консультация для воспитателей на тему: «Игра как средство общения дошкольников младшего возраста»

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании детей. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенны...

План самообразования на тему: «Игра как средство общения дошкольников».

Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деяте...

Презентация на тему: Игра как средство общения дошкольников.

Игра – это универсальный метод обучения, воспитания, отдыха.Игра доставляет эмоциональное переживание, наслаждение от процесса свободного проявления духовных и физических сил дошкольника.Игра ...