Отчёт по самообразованию по теме "Игра как средство общения дошкольников"
материал (младшая группа) на тему

В 2017 – 2018 году я продолжила работу над темой «Игра как средство общения дошкольников» 

Цель моей работы: способствовать развитию интереса к играм, взаимодействиями между детьми, создание игровой обстановки.

Младший возраст очень важен в развитии жизни ребенка. Этот яркий период открытий, удивлений, любознательности. Потенциал детей растет и приобретает новые формы, Желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития речи детей и общения их друг с другом. Очень важно в этот момент не дать устать детям от обучения, нельзя забывать о различных видах деятельности, в том числе и игре.

Время меняет взгляд на воспитание и образование детей. Я стараюсь работать творчески и перестраивать свою работу в соответствии с желаниями детей и требованиями, соответствующими младшему возрасту.

Для того, чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.

В 2017 – 2018 году я поставила перед собой задачу: приобщить детей к совместным играм через сюжетно – ролевые игры, театральные. Для этого мною была изучена литература по данному направлению. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет ТЕАТР. «Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир». В этих словах из программы Мерзляковой «Волшебный мир театра» отражается вся суть и значение театрализованной игры. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.                  Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.

Развивающий потенциал театрализованной игры огромен.

Она активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию. В игре ребенок совершенствует свою речь: осваивает богатство родного языка, его выразительные средства; использует различные интонации, старается говорить четко. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.           Огромны и воспитательные возможности театрализованной деятельности. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему миру, характер, интересы. Во многих детских пьесах детям показывают уроки доброты, трудолюбия, желание делом помочь товарищам; в то же время лентяи, зазнайки, неумейки высмеиваются, их поведение вызывает у детей отрицательное отношение. В процессе театрализованной деятельности у детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Современные исследователи пишут, что театрализованная игра может быть и диагностическим средством психического состояния ребёнка, его личности. Игра может выступать также и методом коррекции недостатков, отставания в развитии.         Наблюдение за игрой детей даёт педагогу массу информации, как об игре ребёнка, так и о нём самом. Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек именно такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

    Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться в непосредственно образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.

Сам ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если сможет, то его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени. Это происходит из-за того, что ребенок еще не освоил мир вокруг себя. У ребенка еще не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше вы будете играть и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры. Детям в возрасте 3 – 4 лет очень важно играть в ролевые игры: «в доктора», «в дочки-матери», «в продавца-покупателя». В процессе игры пополняется активный словарный запас, ребёнок учится излагать свои мысли, вести диалоги.

Предметно – развивающая среда также соответствовала данному направлению.

В процессе работы были оформлены игровые уголки:

- «Доктор Айболит»

- «Строительный уголок»

- «Парикмахерская»

- «Кухня»

- «Магазин»

которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры. Также мною были посещены открытые занятия у воспитателей детского сада. При проведении открытого показа театральной игры «Как собака друга искала», «Теремок» было отмечено, что дети слышат воспитателя, охотно распределяют роли между собой, добиваются совместного результата. Дети в данном возрасте конечно же, не всегда находят нужные способы установлений отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отводит для себя лучшую роль. Я стараюсь сохранять в группе между детьми положительный эмоциональный настрой и благоприятную обстановку.

В своей работе использую три принципа организации игры в детском саду:

- Для того чтобы дети учились овладевать игровыми умениями, я сама играю с детьми.

- В игре с детьми принимаю позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо — плохо, правильно — неправильно, ибо к игре они не применимы.

- В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускаю принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.

Организуя игры с детьми, развиваю у них самостоятельность и самоорганизацию, стараюсь подготовить игровую обстановку. Как можно чаще хвалю и поощряю каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре.

В своей работе стараюсь, чтобы каждый ребёнок самореализовался в игре, проявил своё неповторимое творчество. Таким образом, игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. Важно подчеркнуть: ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре — непременное условие работы. От того, как сформированы навыки общения, умение управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_2017.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

В 2017 – 2018 году я продолжила работу над темой «Игра как средство общения ребенка» 

Цель моей работы: способствовать развитию интереса к играм, взаимодействиями между детьми, создание игровой обстановки.

Младший возраст очень важен в развитии жизни ребенка. Этот яркий период открытий, удивлений, любознательности. Потенциал детей растет и приобретает новые формы, Желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития речи детей и общения их друг с другом. Очень важно в этот момент не дать устать детям от обучения, нельзя забывать о различных видах деятельности, в том числе и игре.

Время меняет взгляд на воспитание и образование детей. Я стараюсь работать творчески и перестраивать свою работу в соответствии с желаниями детей и требованиями, соответствующими младшему возрасту.

Для того, чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.

В 2017 – 2018 году я поставила перед собой задачу: приобщить детей к совместным играм через сюжетно – ролевые игры, театральные. Для этого мною была изучена литература по данному направлению. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет ТЕАТР. «Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир». В этих словах из программы Мерзляковой «Волшебный мир театра» отражается вся суть и значение театрализованной игры. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.                  Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.

Развивающий потенциал театрализованной игры огромен.

Она активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию. В игре ребенок совершенствует свою речь: осваивает богатство родного языка, его выразительные средства; использует различные интонации, старается говорить четко. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.           Огромны и воспитательные возможности театрализованной деятельности. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему миру, характер, интересы. Во многих детских пьесах детям показывают уроки доброты, трудолюбия, желание делом помочь товарищам; в то же время лентяи, зазнайки, неумейки высмеиваются, их поведение вызывает у детей отрицательное отношение. В процессе театрализованной деятельности у детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Современные исследователи пишут, что театрализованная игра может быть и диагностическим средством психического состояния ребёнка, его личности. Игра может выступать также и методом коррекции недостатков, отставания в развитии.         Наблюдение за игрой детей даёт педагогу массу информации, как об игре ребёнка, так и о нём самом. Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек именно такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

    Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться в непосредственно образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.

Сам ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если сможет, то его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени. Это происходит из-за того, что ребенок еще не освоил мир вокруг себя. У ребенка еще не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше вы будете играть и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры. Детям в возрасте 3 – 4 лет очень важно играть в ролевые игры: «в доктора», «в дочки-матери», «в продавца-покупателя». В процессе игры пополняется активный словарный запас, ребёнок учится излагать свои мысли, вести диалоги.

Предметно – развивающая среда также соответствовала данному направлению.

В процессе работы были оформлены игровые уголки:

- «Доктор Айболит»

- «Строительный уголок»

- «Парикмахерская»

- «Кухня»

- «Магазин»

которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры. Также мною были посещены открытые занятия у воспитателей детского сада. При проведении открытого показа театральной игры «Как собака друга искала», «Теремок» было отмечено, что дети слышат воспитателя, охотно распределяют роли между собой, добиваются совместного результата. Дети в данном возрасте конечно же, не всегда находят нужные способы установлений отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отводит для себя лучшую роль. Я стараюсь сохранять в группе между детьми положительный эмоциональный настрой и благоприятную обстановку.

В своей работе использую три принципа организации игры в детском саду:

- Для того чтобы дети учились овладевать игровыми умениями, я сама играю с детьми.

- В игре с детьми принимаю позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо — плохо, правильно — неправильно, ибо к игре они не применимы.

- В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускаю принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.

Организуя игры с детьми, развиваю у них самостоятельность и самоорганизацию, стараюсь подготовить игровую обстановку. Как можно чаще хвалю и поощряю каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре.

В своей работе стараюсь, чтобы каждый ребёнок самореализовался в игре, проявил своё неповторимое творчество. Таким образом, игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками. Важно подчеркнуть: ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в игре — непременное условие работы. От того, как сформированы навыки общения, умение управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О о работе по самообразованию "Игра как средство общения дошкольника"

беседы с родителями ,консультации , собрание .и т.д....

Самообразование на тему: Игра как средство общения дошкольника

В настоящее время игровой деятельностипридается большое значение....

Отчёт по самообразованию "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

quot;Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"...

План самообразования на тему: «Игра как средство общения дошкольников».

Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деяте...

ОТЧЁТ по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами художественной деятельности» за 2019-2020 уч. год

ОТЧЁТпо самообразованиюна тему: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами художественной деятельности»за  2019-2020 уч. год...