План по кружковой работе
рабочая программа (средняя группа)
Средняя группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_srednyaya_gr_a_nevalyashki_avtovosstanovlenie.docx | 35.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ханты - Мансийского автономного округа ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
Принято
На заседании
педагогического совета
протокол №1 от 30.08.2024
Приказ от 30.08.2024/328-од
Кружковая работа
дополнительного образования по
развитию мелкой моторики у дошкольников
через продуктивные виды деятельности
Тема: «Умелые ручки»
(срок реализации 1 год)
Средняя «А» группа
Воспитатели:
Гаджиева Э.А
Западнова И Е.
2024-2025гг
Перспективный план работы кружка «Умелые ручки»
Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом
знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно,
чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.
К.Д.Ушинский
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.
В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова, Н. А. Рычкова).
Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.
Можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков.
Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: “Ладушки-ладушки”, “Сорока-белобока”, “Мальчик-пальчик” и др. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга.
Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А.Сухомлинский.
В художественно-эстетической деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Изобразительная деятельность доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представление о мире.
Именно поэтому психологи выступают против традиционных, дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а наоборот подавляют развитие личности.
Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет процесс. Если ребенок способен выражать свои эмоции через цвет и линию, он может рисовать: радость, любовь, страх …
Выплескивая их на листе бумаги в виде клякс, пятен, ребенок как бы освобождается от них, и в этом состоит элемент, психотерапевтического эффекта рисования.
Цель: развитие мелкой моторики через занятия продуктивной деятельностью в рамках кружка, а также организация и стимулирование совместного изобразительного творчества детей и их родителей.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
- развивать творческие способности воспитанников;
- способствовать выработке навыков работы с различными материалами;
- создать условия для детского творчества;
- обучить детей разнообразным способам практических действий с бумагой, природным, бросовым материалом, крупой и т.д.;
- предоставить детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности и совместном детско-родительском творчестве;
- способствовать формированию у детей чувства прекрасного, развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия.
Программа составлена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивный труд даст позитивный результат.
Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка.
Программа кружковой деятельности «Умелые ручки» представляет разные виды продуктивной деятельности: игры с крупой, пуговицами, бумагопластика, тестопластика, рисование, лепка, поделки из подручного материала. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В процессе организации кружка происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
За основу работы кружка взяты методики Н. В. Дубровской «Аппликация из семян и косточек», Г. И. Перевертень «Мозаика из круп и семян», А. В. Белошистой. и О. Г. Жуковой «Бумажные фантазии», Киреевой Л. Г., Саськовой О. А. «Рисуем кукольный спектакль». В них представлены занятия по лепки, аппликации, оригами, работа с крупами.
Сроки реализации программы
Программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на один год обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет. Кружок проводится 2 раз в неделю. Дети разделены на 2 группы. С одной группой кружок проводится по четвергам, с другой по пятницам
Формы и режим
Формой организации учебных занятий является групповая и индивидуальная. Работа с дошкольниками осуществляется на основе наглядности, доступности, систематичности, закрепление навыков, индивидуального подхода, сознательности.
Курс занятий по программе рассчитан на 2 раз в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность занятий 15минут. Общее количество занятий в год составляет: 72 занятий.
Основные методы работы
Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов, беседа по теме.
Наглядный – показ образца изделия, анализ образца; работа по образцу; составление плана работы по изготовлению изделия.
Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Примерная структура занятий
- Педагог заинтересовывает детей, используя художественное слово, пение песенок, игровые приёмы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
- Привлекает детей к обследованию самого предмета, либо рассматриванию иллюстраций данного объекта или явления, сопровождает показ словами.
- Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
- Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
- Самостоятельное изготовление поделки.
- Оказание помощи детям, испытывающим затруднение и неуверенность: на отдельном листе бумаги показывает нужное движение, приём, взяв руку ребёнка в свою.
- По окончании работы детские рисунки выставляются на стенде или на свободном столе для рассматривания. Дети обмениваются впечатлениями. Педагог помогает обратить внимание детей на выразительность образов, отмечает наиболее интересные детали созданных изображений.
- Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Ожидаемые результаты
К концу года дети должны уметь:
∙пользоваться ножницами, бумагой, клеем, бросовым и природным материалом;
∙склеивать готовые элементы и соединять их в образы;
∙преобразовывать геометрическую форму методом складывания пополам, вчетверо в разных направлениях;
∙умение создавать аппликацию способом обрывания.
∙наматывать и завязывать намотку и разрезать петли;
∙составлять плоскостную, сюжетную композицию;
∙осваивать последовательность работы.
Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами в технике аппликации и пластилиновой мозаики: разрывать и сминать бумагу, скатывать в комочки; отрывать от пластилина кусочки и формировать из них шарики; освоить навыки работы с клеем. А самое главное, разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Итогом в реализации программы являются выставки детских работ в детском саду; дни презентации детских работ родителям, сотрудникам, детям; составление альбома лучших работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности дошкольников играет определенную роль в их воспитании.
Материал:
Бумага, бумажные салфетки, ножницы, вата, природный материал, крупы,
текстильный материал, клей, спички, коробки, пластилин, тесто, гуашь, цветные карандаши, фломастеры.
Способы работы:
1. Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.
2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.
3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
4.Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.
5.Наклеивание ниток и ткани на плоскостное изображение.
6.Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.
7.Скрепление различных деталей.
8.Скатывание ниток в клубок.
9.Нанизывание различных предметов.
10.Моделирование из природного материала: скорлупы грецкого ореха, семечек, гороха, веточек, камешков.
11.Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.
12.Лепка предметов из теста.
13.Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.
14.Барельеф.
Организация деятельности кружка
Календарный учебный график: 2 раза в неделю, во второй половине дня:
Вторник-пятница
Средний дошкольный возраст – 2 занятия в неделю, по 20 минут;
Список детей
№ | 1 Подгруппа | № | 2 Подгруппа |
1 | Амангулова Сафия | 1 | Кайдалов Владислав |
2 | Аксёнов Егор | 2 | Киркач Варвара |
3 | Афанасьев Роберт | 3 | Лукьянова Дарья |
4 | Бондарев Лев | 4 | Насиров Кабир |
5 | Валиев Эмин | 5 | Нефедова Алиса |
6 | Васильева Кира | 6 | Отегенов Амир |
7 | Вострикова Василиса | 7 | Пашаев Хамза |
8 | Джамбулатова Ясмина | 8 | Серьгов Кирилл |
9 | Добровольская Алексан | 9 | Токарев Марк |
10 | Емельянова Алекса | 10 | Фазылова Алеся |
11 | Казакова Ольга | 11 | Ходос Алексей |
График расписания кружка
Название услуги | вторник | пятница |
«Развития мелкой моторики через продуктивные виды деятельности» Западнова И.Е Гаджиева Э.А | 1 подгруппа 15.30-15.50 | 2 подгруппа 15.30-15.50 |
Перспективный план работы кружка «Умелые ручки»
Месяц | № | Занятие | Цель |
сентябрь | 1 | «Витамины» | Учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение. Барельеф. |
2 | «Ягоды рябины» | Продолжать учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение. Барельеф. | |
3 | «Дерево» | Учить закреплять веточки при помощи пластилина, создавая макет дерева. Развивать мелкую моторику рук. Моделирование из веточек и пластилина. | |
4 | «Дорожка из камешков» | Учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять камешки на основе из пластилина. Мозаика на пластилиновой основе. |
октябрь | 1 | «Яблоко» | Аппликация. Учить детей составлять яблоко из готовых форм, аккуратно мазать клеем |
2 | «Ежик» | Поделка из природного материала. Учить детей изготавливать ежика из каштана, проявлять фантазию, смекалку, вылеплять мелкие детали изделия из пластилина. | |
3 | «Осенняя пора» | Аппликация из крупы. Учить равномерно распределять различные виды крупы по форме, намазанной пластилином, равномерно распределять пластилин по картону, развивать аккуратность, четкость. | |
4 | «Букет из осенних листьев» | Аппликация из листьев. Учить составлять букет из листьев. Аккуратно намазывать клеем, приклеивать на основу. | |
5 | «Праздничная звезда» | Аппликация из салфетки. Учить приклеивать готовые формы на лист картона, учить катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места. | |
ноябрь | 1 | «Цыпленок» | Лепка. Учить лепить цыпленка из трех комков; раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями; расплющивать шар до образования диска, прорисовывать стекой глаза. |
2 | «Грибочек» | Поделка из природного материала. Учить детей изготавливать грибочек из желудя, проявлять фантазию, смекалку, вылеплять шляпку изделия из пластилина. | |
3 | «Божья коровка на листочке» | Аппликация. Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на листочек, по своему усмотрению размещать на общем ватмане, так, чтобы не загораживать работы других детей. | |
4 | «Подсолнух» | Аппликация из крупы. Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать крупой. |
декабрь | 1 | «Снеговик» | Учить детей наклеивать кусочки ваты из бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями. Аппликация из ваты. |
2 | «Елочка» | Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. | |
3 | «Волшебные снежинки» | Лепка из соленого теста. Учит детей изготавливать снежинку их четырех тонких колбасок, пересекающихся в центре. Развивать фантазию в украшении снежинок | |
4 | «Гирлянда» | Учить намазывать клеем концы полосок, соединять в кольцо, склевать. Закреплять умение пользоваться ножницами. Конструирование из полосок бумаги. |
январь | 1 | «Дед Мороз» | Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму, нарисованную на светлом картоне. |
2 | «Деревья в снегу» | Аппликация из ваты. Учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, оформлять работу ватой. | |
3 | «Лесовик» | Развивать умение работать с природными материалами, учить соединять детали с помощью пластилина. Моделирование из шишек. |
февраль | 1 | «Валентинки» | Поделка из салфеток. Учить детей катать шарики из разноцветных салфеток, аккуратно намазывать не большой участок формы клеем и приклеивать шарики из салфеток. |
2 | «Поздравительная открытка папе ко дню защитника отечества» | Аппликация из салфетки. Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, учить катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места. | |
3 | «Снеговик» | Лепка из соленого теста. Познакомить детей с новым материалом - соленым тестом. Учить лепить снеговика из трех комков; раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями; плотно соединять детали между собой, обмакивая фигуру в воду. | |
4 | «Гусеница» | Учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу. Аппликация из комочков бумаги. | |
март | 1 | «Поздравительный плакат к 8 марта» | Аппликация из салфетки. Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, учить катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места. Учить аккуратно приклеивать свой цветочек на общий ватман, рядом с другим, составляя при этом композицию. |
2 | «Открытка к 8 марта» | Объемная аппликация. Учить детей аккуратно складывать бумажную полоску «бантиком», зафиксировать края клеем, сформировать из этих заготовок цветок, аккуратно не примяв лепесточки. Для серединки - скатать комочки из салфеток. | |
3 | «Дельфин» (2 занятия) | Аппликация из резаных ниток. Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. | |
4 | «Праздничная звезда» | Аппликация из салфетки. Учить приклеивать готовые формы на лист картона, учить катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места. |
апрель | 1 | «Верба» | Учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать эстетическое восприятие. Аппликация из семян тыквы. |
2 | «Пасхальное яйцо» | Лепка из соленого теста. Продолжать знакомить детей с новым материалом - соленым тестом. Учить тонко расплющивать тесто, закатывать в него форму от шоколадного яйца. Катать между ладошками, придавая форму яйца. Украшать форму по желанию ребенка. | |
3 | «Ромашка» | Продолжать учить семена тыквы на готовое изображение. Развивать чувство композиции, воображение, творчество. Аппликация из семян тыквы. | |
4 | «Железная дорога» | Учить закреплять спички на основе из пластилина, создавать композицию. Развивать воображение, творчество. Мозаика на пластилиновой основе. | |
5 | «Ракеты и кометы» | Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на 3 треугольника ( большой треугольник- нос ракеты, два маленьких- крылья). | |
май | 1 | «Бабочки» | Аппликация. Развивать фантазию, закрепить умения намазывать крылья бабочки-заготовки клеем, посыпать блестками, бисером. |
2 | «Букет к 1 мая» | Аппликация. Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, учить катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места. Учить аккуратно, приклеивать свой цветочек на общий ватман рядом с другими, составляя при этом композицию. | |
3 | «9 мая» | Аппликация из салфеток. Учить детей скручивать жгутик из салфетки. Готовые жгутики сворачивать спиралькой, чтобы получилась розочка. Наклеивать готовые цветочки на общий картон, размещая так, чтобы, не закрывать другие цветы. | |
4 | «Полосатый коврик» | Аппликация. Учить детей отрезать тонкие полоски. Аккуратно приклеивать их на картон. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по кружковой работе в средней группе детского сада"Логоритмические занятия с детьми 4-5 лет" по авторской программе Картушиной М.Ю.
Задачи кружковой работы:· Способствовать развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артику...
План-программа кружковой работы по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста «Пластилиновое чудо»
Для детей от 2 до 4 лет....
План - программа кружковой работы по развитию двигательной активности дошкольников
Программа кружковой работы по гимнастике составлена с целью помочь решать проблемы, связанные с развитием эмоционального уровня, оздоровления детей, развития двигательных навыков и умений, а также вос...
Перспективный план по кружковой работе в средней группе "Волшебные пальчики"
В перспективном плане отражены нетрадиционные методы рисования....
Перспективный план по кружковой работе «Каляка – Маляка»
Перспективный план по кружковой работе на 2016-2017 учебный год в подготовительной группе №1«Каляка – Маляка». ...
План по кружковой работе в средней группе на тему: «Умелые ручки»
Задачи1. Сформировать у детей интерес к видам труда.2. Познакомить со свойствами материалов.3. Развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе.4. Способствовать выработке на...
План по кружковой работе в старшей группе «Всезнайки» на тему: «Ямал - мой край родной »
План по кружковой работе в старшей группе «Всезнайки» на тему: «Ямал - мой край родной »(возраст: 5-6 лет)Аннотация к плану «Ямал - мой край родной &raq...