Дополнительная образовательная развивающая программа «Маленькие юнармейцы большой России»
рабочая программа (подготовительная группа)
Дополнительная развивающая программа объединения «Маленькие юнармейцы большой России» имеет социально-гуманитарную направленность базового уровня и способствует формированию у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, готовности к защите интересов своего Отечества. Дошкольный возраст - время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, накопление эмоционального и познавательного опыта становления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств, активного развития социальных интересов. Воспитание патриотизма - это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
В связи с этим на базе детского сада создано дошкольное движение «Маленькие юнармейцы большой России», в котором старшие дошкольники приобретут нравственные, моральнопсихологические и физические качества, а также знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту своего Отечества. В основу проекта положено Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» адаптированное к детям старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunarmiya_programma.docx | 55.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка» с. Калинка Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Принято На педагогическом совете МБДОУ с. Калинка Протокол______________________ «___»________ 2024г. | «Утверждено» Заведующий МБДОУ с. Калинка ______________ А.В.Баринова |
«Согласовано» Командир в/ч 51460 Гв.полковник__________С.Дмитриенко |
Дополнительная образовательная развивающая программа
«Маленькие юнармейцы большой России»
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень программы: базовый
Возраст детей: 6–7 лет
Срок реализации: 1 год
Программа разработана:
Педагогом- психологом
Кардаш Еленой Васильевной
Воспитателем Носенко Валентиной Сергеевной
Физ.инструктором Замолодчикова Галина Геннадьевна
Муз.руководителем Латухиной Жанной Юзефовной
с.Калинка
2024год
Содержание программы
Раздел № 1
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы: учебный план, содержание учебного плана Планируемые результаты
Раздел 2
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Методические материалы
Оценочные материалы
Перечень рекомендуемых видео материалов
Список литературы и официальных источников информации
Приложение 1. Диагностическая карта
Приложение 2.Диагностическая таблица.
Раздел № 1.
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная развивающая программа объединения «Маленькие юнармейцы большой России» имеет социально-гуманитарную направленность базового уровня и способствует формированию у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, готовности к защите интересов своего Отечества.
Программа дополнительного образования разработана на основе НПА:
1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
2.Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ 273) (ред. от 02.07.2021);
3. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
4. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции от 11.06.2021);
5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
6. Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года»;
7. «Санитарно эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 №28;
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
9. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г № 678-р. (далее - Концепция);
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ №629).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».
13. Приказ Минпросвещения РФ от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП».
14. Приказ Росстандарта от 03.12.2018 № 1050-ст «ГОСТ Р 7.0.100–2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
23. Письмо от 18.08.2017 № 09–1672 Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ, которым утверждены Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности.
Актуальность, концептуальные подходы, обоснование социальной значимости
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Становление гражданского общества и правового государства во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. «У нас нет, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» (Президент Российской Федерации В. В. Путин). Патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач развития подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. В формирование личности, сочетающей в себе развитую, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должен внести современный детский сад.
Дошкольный возраст - время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, накопление эмоционального и познавательного опыта становления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств, активного развития социальных интересов. Воспитание патриотизма - это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ничего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
В связи с этим на базе детского сада создано дошкольное движение «Маленькие юнармейцы большой России», в котором старшие дошкольники приобретут нравственные, моральнопсихологические и физические качества, а также знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту своего Отечества. В основу проекта положено Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» адаптированное к детям старшего дошкольного возраста.
В основе проекта представлены концептуальные идеи:
-Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность детского сада, с учреждениями институтов гражданского общества, и семьи по формированию у дошкольников патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» (с изменениями на 20 ноября 2018 года).
- Развитие спортивно-патриотического воспитания, создание условий для увеличения численности подрастающего поколения, успешно выполнившего нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 года «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» (с изменениями на 20 марта 2020 года).
-Создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом патриотического воспитания. (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 года «О государственной программе «Патриотическое воспитание «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (с изменениями на 20 марта 2020 года) - Обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности - игра, общение со взрослыми и сверстниками. (по теории А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода).
- Движение Юнармии, при осуществлении своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, Федеральным законом «Об общественных объединениях», федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, уставом. Деятельность Движения основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Движение имеет единую для всех структурных подразделений символику, в том числе эмблемы, флаги (Устав Всероссийского детско-юношеского военно- патриотического общественного движения «Юнармия»).
- Концептуальные идеи направлены на создание предпосылок для удовлетворения запросов родителей, потребностей детей в активности, участия в значимых для них видах деятельности; на создание эмоционально благополучной обстановки и поиск средств максимального развития личности, организации его воспитания и обучения «ориентированного на завтрашний день развития» (Л. С. Выготский).
Новизна программы заключается в формировании личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения через создание в детском саду дошкольного движения «Юнармейцы» адаптированного к детям старшего дошкольного возраста.
Актуальность и новизна программы обусловлена рядом факторов:
-нацеленностью на развитие патриотизма;
-возрастом воспитанников;
-формированием здорового образа жизни;
-необходимостью развития духовно-нравственных ценностей воспитанников.
Программа способствует личностному развитию детей дошкольного возраста, укреплению их физического здоровья, профессиональному самоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе.
Отличительные особенности программы.
Особенность, которая касается участников:
Участниками юнармейского отряда могут быть воспитанники от 6–7 лет; Особенность принципов реализации программы: Содержание и материал программы спланированы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности для детей дошкольного возраста, а также требованиями Санитарных правил СП 2.4.3648–20 и могут быть усложнены или упрощены.
Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия, совместные развлечения, выезды из ДОУ с целью сотрудничества с социальными партнерами.
Данная программа предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет. В этом возрасте дети начинают ощущать свою принадлежность и причастность к определённой социальной группе. Воспитанники не просто подражают в поведении старшим, а анализируют и оценивает. А самое главное – копируют историю, традиции, существующую систему ценностей и мораль того общества, которое его воспитывает. Эта сложная работа вызывает у детей яркий эмоциональный отклик. В этот период ярко проявляются нравственные, интеллектуальные и патриотические чувства.
В период старшего дошкольного возраста следует учитывать, что возникают первые глубокие, устойчивые интересы, развивается самостоятельность и дисциплинированность. Также в этом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности: увеличивается объём внимания, памяти, происходит развитие наблюдательности. Индивидуальный подход предполагает учёт особенностей возраста, интересов и возможностей каждого конкретного ребенка.
Срок освоения, уровни и объем программы
Дополнительная образовательная развивающая программа «Маленькие юнармейцы большой России» рассчитана на 1 год обучения. Продолжительность составляет 60 занятий, 2 занятия в неделю. Практическое-1, теоретическое -1 в подготовительной к школе группе.
Формы обучения и виды занятий:
Форма обучения - очная.
Формы занятий: фронтальная, групповая.
Место проведения занятий:
В группе: теоретические занятия и проекты;
∙ экскурсии;
∙ просмотр видеоматериалов;
∙ мероприятия с семьей;
∙ В спортзале: практические занятия по строевой подготовке, физической подготовке подготовка к сдаче норм ГТО, спортивные мероприятия, смотр – конкурсы, мероприятия патриотической направленности.
Взаимодействие с социумом:
встречи с экспертами в области военно-патриотического воспитания;
∙ военно – спортивные игры;
∙ туристические походы и экскурсии;
∙ участие в региональных спортивных соревнованиях;
∙ участие в вахтах памяти, уход за памятными местами.
Режим занятий
Занятия проводятся в подготовительной к школе группе. Продолжительность занятия – не более 30минут.
Взаимодействие с семьей:
-Практикум «Мы знаем своего ребенка?», «Взаимодействие с детьми», «Хорошо или плохо – азбука нравственности». Памятки для родителей «Основные причины эмоционального неблагополучия детей».
- Творческая лаборатория «Нравственные отношения в семье и детском саду».
- Игра КВН «Роль этикета в нравственном воспитании детей».
- Круглый стол «Семейные традиции. Праздники».
- Пресс-конференция «Вы спрашивали – мы отвечаем».
№ | Название программы | Дни недели | Время занятий | Помещение |
1 | «Маленькие юнармейцы большой России» | понедельник, четверг | 16.30-17.00 | Спортивный зал/группа |
Цель и задачи программы
Цель - совершенствование системы военно-патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения.
Основные задачи:
1. Познакомить старших дошкольников с Юнармейским движением.
2. Формировать у детей чувство патриотизма, чувство гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России.
3. Развить у детей и их родителей экологическую культуру, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России; способствовать развитию поисковой и краеведческой деятельности.
4. Развить у детей нравственные чувства (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), ответственность, принципы коллективизма и социальной солидарности.
5. Формировать у воспитанников ответственное отношение к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни.
6. Воспитывать уважение к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
7. Прививать юным гражданам уважения к Вооруженным Силам России: формировать положительные мотивации к прохождению военной службы в будущем и всесторонняя подготовка мальчиков к исполнению воинского долга; изучение истории страны и военно-исторического наследия Отечества, развитие краеведения, расширение знаний об истории и выдающихся людях «малой» Родины;
Тематическое планирование
Темы | Количество часов | Заключительное мероприятие | ||
Теория 30 | Практика 30 | Всего 60 | ||
Раздел 1 Формирование отряда «Маленькие юнармейцы большой России» Мероприятия «Я- часть Юнармии».Посвящение в юнармейцев (октябрь) | ||||
1 тема: «Знакомство с Всероссийским военно-патриотическим общественным движением Юнармия». Строевая подготовка. | 1 | 1 | 2 | |
2 тема: «Дошколята- юнармейцы». Чем я могу помочь своей стране?» Спортивное развлечение «Мы дошколята юнармейцы» | 1 | 1 | 2 | |
3 тема: «Юнармейцы Хабаровского района. Я- часть Юнармии». Разучивание строевого шага. Перестроений. | 1 | 1 | 2 | |
4 тема: Посвящение в Юнармейцы. Исполнение гимна. Спортивное мероприятие «Почетное звание Юнармеец» | 1 | 1 | 2 | |
Раздел II Наша армия самая сильная и смелая. (ноябрь) | ||||
1 тема «Мы все разные, но мы все равны».Спортивные игры с участием родителей Физическая подготовка | 1 | 1 | 2 | |
2 тема «Моя многонациональная Россия. Военно- спортивные игры с участием родителей. | 1 | 1 | 2 | |
3 тема «Символы России». Разучивание спортивно-военного танца. | 1 | 1 | 2 | |
4 тема «Гордится Родина своими сыновьями». Веселые старты «Быстрее, сильнее, смелее» | 1 | 1 | 2 | |
РазделIII. Патриотизм начинается в семье. (декабрь) | ||||
1 тема: «Традиции нашей семьи». Совместный флешмоб с семьей. | 1 | 1 | 2 | |
2 тема: «Герои нашей семьи». Выступление юнармейцев на церемонии поднятия флага. | 1 | 1 | 2 | |
3 тема: «Не прервется нить поколений». Спортивное мероприятие «Мы- все вместе» с привлечением дедушек и бабушек воспитанников | 1 | 1 | 2 | |
4 тема: КВН «Россия-матушка». Строевая подготовка | 1 | 1 | 2 | |
Раздел IV Духовно-нравственное воспитание (Январь) | ||||
1 тема «Пока мы едины –мы непобедимы». Сетевое взаимодействие с военнослужащими-партнерами. | 1 | 1 | 2 | |
2 тема: «Встреча с участником СВО». Совместная физическая зарядка. | 1 | 1 | 2 | |
3 тема: «Юнармеец- волонтер». Смотр парадного шага. | 1 | 1 | 2 | |
Раздел V «Взаимодействие с социальными партнерами» (февраль) | ||||
1 тема «Юнармейцы района в гостях у дошколят». Подготовка к Зарнице. | 1 | 1 | 2 | |
2 тема «Экскурсия в музей военной части. Подготовка к Зарнице. | 1 | 1 | 2 | |
3 тема «Юнармия России. Достижения. Успехи. Гордость.» Подготовка к Зарнице. | 1 | 1 | 2 | |
4 тема «Военные профессии. Гордость нашей страны» Участие в Зарнице, организованной МБОУ СОШ с. Калинка. | 1 | 1 | 2 | |
Раздел VI «Нравственные ценности- важно!» (март) | ||||
1 тема « Уважение друг к другу как важнейшая ценность». Строевая подготовка | 1 | 1 | 2 | |
2 тема «Милосердие -основа жизни». Физическая подготовка | 1 | 1 | 2 | |
3 тема «Вера и верность россиян в примерах и историях». Военно-патриотический флешмоб «Мы россияне» | 1 | 1 | 2 | |
4 тема «Храбрость и трусость. Стыдно ли бояться? Спортивные соревнования «Защитники страны» | 1 | 1 | 2 | |
Раздел VII «Моя малая родина» (апрель) | ||||
1 тема: «Мой Хабаровский край» Физическая подготовка | 1 | 1 | 2 | |
2 тема «Хабаровский край-край больших возможностей». Строевая подготовка | 1 | 1 | 2 | |
3 тема «Жизнь и служба военнослужащих» Экскурсия в музей в/ч. с родителями | 1 | 1 | 2 | |
4 тема « Хабаровский край многонациональный» Выступление юнармейцев перед воспитанниками ДОУ | 1 | 1 | 2 | |
Раздел VIII «Горжусь заслугами своего народа» | ||||
1 тема «Праздник со слезами на глазах» Выступление юнармейцев на концерте ко дню Победы в ДК с. Калинка | 1 | 1 | 2 | |
2 тема «Возложение цветов к памятному знаку «Никто не забыт- ничто не забыто» Показательные выступления юнармейцев | 1 | 1 | 2 | |
3 тема « Горжусь тем, что я россиянин». Открытое мероприятие с привлечением партнеров. | 1 | 1 | 2 |
Раздел. I Формирование отряда «Маленькие юнармейцы большой России»
Посвящение в юнармейцы.
Теория. Воспитывать чувство гордости за свою страну, готовность защищать свою Родину, формировать ответственность за свои поступки.
Формы работы: беседы, выставки, рассматривание иллюстраций, совместные экскурсии, просмотр тематических видео.
Практика.
1.Совершенствование разностороннего развития обучающихся;
2. Формирование необходимых знаний, умений и навыков строевой подготовки;
3. Развитие волевых качеств и дисциплины
Раздел II Наша армия самая сильная и смелая.
Теория: формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять). Развивать память, внимание; стимулировать речевую активность. Воспитывать уважение к российским воинам.
Формы работы: Дидактические и подвижные игры, чтение произведение, акции, проекты по теме.
Практика: совершенствовать в игровой форме навыков выполнения основных видов движений. Воспитывать чувство коллективизма Формировать координационные способности (равновесие, ориентация в пространстве, реагирование на сигналы) и кондиционные способности (выносливости, быстроты, силы).
Раздел III Патриотизм начинается с семьи
Теория: вовлечь воспитанников и родителей в совместную деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию; обогатить знания и умения родителей в вопросах нравственного воспитания дошкольников; воспитывать чувства патриотизма, любви, гордости и интереса к своему Отечеству, своей Родине.
Формы работы: анкетирование родителей, совместные проекты, создание «Древа семьи», конкурс чтецов поэзии на патриотическую тему.
Практика: содействовать воспитанию дисциплины и организованности, навыков коллективных действий, правильной осанки, чувства ритма и темпа.
Раздел IV
Духовно- нравственное воспитание
Теория: формировать нравственные качества, чувства, привычки, представления, воспитывать у ребят с дошкольного возраста чувство терпимости к другим национальностям и религиям. Учить жить и трудиться в коллективе, сохраняя чувство собственного достоинства, культивировать такие качества, как трудолюбие, взаимовыручка.
Формы работы: волонтерские акции, выезды на экскурсии, создание авторских игр.
Практика: развивать выносливость, скорость, меткость, быстроту реакции, координацию движений, мелкую моторику. Воспитывать у детей умение работать в команде, проявлять инициативу, самостоятельность, чувство гордости за свою армию, патриотизм.
Раздел V. Взаимодействие с социальными партнерами
Теория:
-формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
-развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации.
-стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, жизни села.
Формы работы: акции, создание открыток, встреча с военнослужащими- партнерами, дидактические и подвижные игры.
Практика: Развивать силу, ловкость, быстроту, координацию движений, выносливость. Воспитывать у детей качества необходимые будущему защитнику Родины, чувство взаимопомощи, выдержку, находчивость, смелость, упорство, умение сплоченно действовать в сложных ситуациях, ответственное отношение к поставленной задаче.
Раздел VI «Нравственные ценности- важно!»
Теория:
-развивать социально приемлемые эмоциональные реакции, адекватные ситуации проявления или игнорирования нравственных ценностей;
-способствовать открытому проявлению нравственного отношения к окружающим при взаимодействии с ними;
-познакомить с общественно значимыми нравственными ценностями в отношениях, чертах характера, поступках вымышленных и реальных людей;
Формы работы: проекты, выставки рисунков, настольно – печатные игры Практика: развивать выносливость, скорость, меткость, быстроту реакции, координацию движений, мелкую моторику. Воспитывать у детей умение работать в команде, проявлять инициативу, самостоятельность, чувство гордости за свою армию, патриотизм.
Раздел VII Моя малая Родина
Теория: дать достоверные представления об истории малой Родины. Формировать интерес к изучению истории села и его настоящего. Развивать чувство любви к родному селу. Воспитывать активное отношение к окружающей жизни, способствовать интеллектуальному развитию.
Формы работы: сюжетно – ролевые игры, беседы, конструирование, восприятие художественной литературы.
Практика: путешествие по игровым площадкам, знакомство с игровым оборудованием (организация «привала» на площадках с веселыми играми); -прохождение заданного маршрута из точки начала маршрута в конечную точку (по карте с использованием рельефа местности)
-путешествие на сказочную поляну (в форме спортивного развлечения).
Модуль VIII “ Горжусь заслугами своего народа»
Теория: формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремлённость, воля к победе, самоотверженность, патриотизм, верность присяге, упорство, настойчивость; побудить детей к изучению истории России; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны. Формы работы: дидактические игры, экскурсии, рассматривание иллюстраций, выставки рисунков.
Практика: развивать выдержку, ловкость, ориентировку в пространстве. Воспитывать целеустремленность, настойчивость и чувство товарищества при проведении коллективных эстафет. Способствовать формированию у детей чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги защитников нашей Родины, любви к Родине.
Условия реализации программы. Материально-технические .
Занятия проводятся в группе ДОУ, оборудованной интерактивной панелью с выходом в интернет, ноутбуком. Также для проведения строевой и физической подготовки предусмотрены занятия в спортивном зале и на полосе препятствий на площадке СОШ.
Кадровое обеспечение
Замолодчикова Галина Геннадьевна – физкультурный руководитель, Латухина Жанна Юзефовна- муз.руководитель высшей квалификационной категории, Носенко Валентина Сергеевна – воспитатель высшей квалификационной категории; Кардаш Елена Васильевна- педагог-психолог высшей квалификационной категории.
Методические материалы. Формы, методы и средства обучения
Практические занятия проводятся с целью закрепления и совершенствования юнармейцами ранее приобретенных навыков и умений, отработки коллективных действий, а также для сплочения коллектива. В практике обучения применяется известный принцип: «Делай, как я». Следовать образцовому примеру, проявляя творческий подход, самый короткий путь овладения мастерством.
При организации образовательного процесса программа предусматривает рациональное сочетание традиционных форм и методов проведения занятий и инновационных технологий. При формировании теоретических знаний используются следующие виды занятий: устное изложение материала, обсуждение изучаемого материала, беседы, показ (демонстрация), упражнение (тренировка), практическая и самостоятельная работа, встречи, с использованием видеоматериалов.
Устное изложение материала применяется при ознакомлении юнармейцев с основами движения Юнармии России.
Обсуждение изучаемого материала применяется для углубления, закрепления и систематизации знаний на занятиях оно осуществляется в ходе бесед, групповых занятий, игр и иных форм организации деятельности.
Беседа представляет собой способ усвоения знаний юнармейцами путём ответов на вопросы. Она является для обучаемых процессом решения логически связанных между собой теоретических и практических задач.
Занятие во многом напоминает развёрнутую беседу. Однако теоретические и практические вопросы обсуждаются на нём более основательно, чем в ходе беседы. Воспитанники не просто отвечают на вопросы, а глубоко анализируют факты и явления, сами делают обобщение и выводы, углубляют и расширяют свои знания. Кроме этого, используются активные игровые формы деятельности состязательного характера: турнир, КВН, викторина, дискуссия, игра на развитие внимания, памяти, наблюдательности, глазомера, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, а также создают на занятиях обстановку соревнования и состязательности.
Показ (демонстрация) – наиболее эффективный путь обучения юнармейцев разучиваемым действиям. Метод показа представляет собой совокупность приёмов и действий, с помощью которых у обучаемых создаётся наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления об устройстве вооружения и военной техники. Показ применяется при изучении строевых приёмов, физических упражнений, действий с предметами и атрибутами.
Упражнение (тренировка). Под методом упражнений понимается многократное, сознательное и усложняющееся повторение определённых приёмов и действий в целях выработки и совершенствования у юнармейцев навыков и умений.
Практическая работа выполняется, как правило после того, как будет усвоен определённый объём знаний, навыков и умений. В ходе работы ранее полученный навык закрепляется, компенсируется, совершенствуется.
Способы проверки уровня знаний, умений, навыков и формы подведения итогов:
- наблюдение за воспитанниками на занятиях;
∙ текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой работы;
∙ индивидуальная и групповая беседа с воспитанниками;
∙ опрос;
∙ викторина;
∙ демонстрация знаний и умений на открытых занятиях;
Уровень достижений воспитанников оценивается по результатам участия в конкурсах, играх, проектах и других мероприятиях, наградные материалы указываются в портфолио.
Нормативы ОФП и нормы ГТО
Нормы ГТО - https://www.gto.ru/norms (возраст 6–7 лет), не являются обязательными, выполняются по желанию и после допуска врачебной комиссии и разрешения родителей.
Источники информации по теме для детей дошкольного возраста.
Просмотр мультфильмов и отрывков из художественных фильмов: «Встречайте бабушку».
«Мама для мамонтёнка».
«Моя семья».
«И мама меня простит».
«Если бы я был моим папой».
Цикл мультфильмов «Простоквашино».
«Мишка-задира».
«Алёша Попович и Тугарин Змей».
«Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
«Илья Муромец и Соловей-разбойник».
«Садко».
«Воробьишко».
«Мальчиш - Кибальчиш».
«Солдатская сказка».
«Скрипка пионера».
«Великая Отечественная».
Учебный фильм «Минин и Пожарский».
«Звезда пленительного счастья».
«Детство Горького».
«Хоккеисты».
«Голубой лёд».
Для организации бесед используется литература духовно-нравственного содержания: произведения В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, М. Горького, А. Л. Барто и др.; русские народные сказки; авторские сказки; былины; легенды и т. д.
Литература по теме для педагогов, родителей:
1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. – изд. «Учитель», 2007.
2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. М., 2001.
3. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста– М., 2004. 2.
4. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – изд. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2013. 3.
5. Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. Мы живем в России (старшая группа). Изд. «Скрипторий», 2003.
6. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. –М.: ТЦ Сфера, 2003
7. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: ЛинкаПресс, 2003.
8. Соловьева Е.В., Царенко Л.И. Наследие. И быль, и сказка. – М.: Обруч, 2011.
9. Суслова Э.К. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников. //Детский сад от А до Я. 2003.
10. Соротокина Н.М. история России. Правдивые сказки. – М.: Обруч, 2013.
Официальные источники поиска информации:
МЧС России | http://www.emercom.gov.ru |
Министерство здравоохранения и соцразвития РФ | http://www.minzdrav rf.ru |
Министерство обороны РФ | |
Министерство образования и науки РФ | |
Министерство природных ресурсов РФ | |
Русский образовательный портал | |
Энциклопедия безопасности | |
Личная безопасность | http://personal -safety.redut-7ru |
Образовательные ресурсы ИнтернетаБезопасность жизнедеятельности | |
«Мой компас» (безопасность ребёнка) | http://moikompas.ru/compas/bezopas nost_det |
Приложение 1
Диагностическая карта
Методика1. Отклик на эмоции близких людей и друзей.
Цель: выявить уровень умения различать и понимать характер эмоционального состояния других людей, членов своей семьи.
Педагог предлагает разыграть ситуации:
«Твоя подруга попросила у тебя цветные карандаши для рисования, а когда отдала карандаши, некоторые из них оказались сломанными». «Ты обозвал своего друга, и он очень на тебя за это обиделся. Попробуй помириться с ним».
Методика 2. Сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов.
Цель: выявить уровень умения содействовать и сопереживать персонажам сказок, историй, рассказов.
Беседа по прочитанным сказкам и рассказам. «Отгадай сказочного героя», «Угадай настроение Бабы-яги» (эмоции), «Сказки-перевёртыши» (предложить поменять местами положительных героев сказки с отрицательными).
Методика 3. Эмоциональное реагирование на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения.
Цель: выявить уровень умения эмоционально эстетически оценивать произведение, высказывать свои эмоционально-эстетические суждения и аргументировать их. «Угадай настроение по рисунку», «Угадай настроение мелодии», «Рисуем музыку».
Методика 4. Представления об эмоциональных состояниях.
Цель: выявить уровень представлений об эмоциях и чувствах, умения различать эмоциональные состояния, объяснять причины их возникновения. «Волшебный мешочек» (в мешочек предлагается сложить все отрицательные эмоции - злость, обиду, гнев - и обсудить их настроение); «Закончи предложение» (Я обижаюсь, когда…, Я сержусь, когда… и т.п.); приём ТРИЗ «Цепочка слов»: «Вежливость - это…»; «Радость - это…»; «Печаль - это…», «Определи настроение».
Методика 5. Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении.
Цель: выявить уровень проявления эмоциональной отзывчивости.
Педагог предлагает разыграть ситуации: «Старенькая бабушка, выходя из подъезда дома, не может спуститься с лестницы. Ты стоишь рядом. Как ты поступишь?» «В автобус зашла пожилая женщина, посадочных свободных мест не оказалось, ты сидишь. Как ты поступишь, что ты скажешь?»
Оценка результатов:
3 балла - ребёнок справился с заданием;
2 балла - ребёнку потребовалась помощь взрослого;
1 балл - ребёнок не справился с заданием даже при помощи взрослого.
16 Данные заносятся в таблицу (Приложение 2)
Высокий уровень – 12 - 15 баллов;
Средний уровень – 8 - 11 баллов;
Низкий уровень – 7 баллов и менее.
Приложение 2
Диагностическая таблица
№ | ФИ ребёнка | Сформированность Патриотических качеств | Знание о родном селе, стране, символах | Эмоциональное реагирование на произведения изобр. искусства, муз. и худ. пр-ия | Формирование знаний о Юнармии России | Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении | Результат | ||||||
Окт | Май | Окт | Май | Окт | Май | Окт | Май | Окт | Май | Окт | май | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Маленькие чародеи"
Дополнительная программа "Маленькие чародеи" разработана для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) и имеет художественную направленность. Большой интерес детей к художественному тво...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Маленькие почемучки"
Представлена программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе....
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа "Маленький актер"
Программа «Маленький актер» - это программа дополнительного образования по театрализованной деятельности дошкольников 5-7 лет. Основой для разработки программы театр...
Вариант примерной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Маленький умелец» возраст воспитанников 4-5 лет
Программа « Маленький умелец » составлена с учетом меж предметных и внутри предметных связей, продолжения формирования у дошкольников эстетического отношения к миру на основе визуальных ху...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «МАЛЕНЬКИЕ ВИРТУОЗЫ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«МАЛЕНЬКИЕ ВИРТУОЗЫ»...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Маленький художник» Возраст обучающихся: 3-7 лет Срок реализации: 4 года
Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей, по средствам собственных открытий с помощью нетрадиционных техник и декоративного рисования, через занятия по изобраз...
Дополнительная образовательная развивающая программа интеллектуально-развивающего направленности «НАУКОГРАД» (Шахматная азбука)
Возрастная особенность 5-6 лет и 6-7 лет. Срок реализации 2 года....