Тренинг для педагогов "Тимбилдиг или занятие по командообразованию"
план-конспект занятия
Цель: формирование и усиление общего командного духа, принятие особенностей друг друга, сплочение коллектива, получение навыков совместной работы и обучение приемам выработки общей стратегии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
timbildig_ili_zanyatie_po_komandoobrazovaniyu.docx | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тимбилдинг или занятие по командообразованию.
Цель: формирование и усиление общего командного духа, принятие особенностей
друг друга, сплочение коллектива, получение навыков совместной работы и обучение приемам выработки общей стратегии.
Задачи тренинга:
- Создать положительную атмосферу в течение тренинга (объединение, атмосфера доверия; поощрение участников к совместной длительной работе, поддержка каждого из участников);
- Сформировать модель эффективной команды (направить группу на достижение общей цели и реализации задач; отработать правила совместной коллективной работы с учетом интересов каждого участника; развить способности нахождения эффективных оригинальных решений и способов поведения в различных ситуациях; повысить осознание рациональности распределения командных ролей и обязанностей).
- Игровая коррекция поведения (снижение чрезмерного эмоционального напряжения; устранение барьеров, мешающих продуктивным конструктивным действиям; регуляция социальных отношений).
Ход тренинга
Вступление: Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге под названием «Тимбилдинг»! Предлагаю вам начать нашу встречу с чего-нибудь теплого, доброго и светлого. Но теплое и светлое само по себе не появляется, его делают люди. И если вы хотите привнести это в свою жизнь, то вам нужно хоть что-нибудь для этого сделать. На этот счет существует одна притча.
Жил-был один Монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад. Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлами с едой. Но какие-то
изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю- ю-ющей ручкой. Черпануть из котла они могут, а в рот никак не попадут.
Вдруг к нему подбегает местный служащий (судя по всему, Черт) и кричит:
- Быстрее, а то ты опоздаешь на поезд, идущий в Рай. Приехал Человек в Рай. И что же он
видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ющими
ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек - а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.
Всем нам хочется, что бы у нас в жизни было больше светлого, теплого, доброго. Но для того, что бы это появилось, нужно что-то сделать. То есть сейчас, у вас есть замечательная возможность поделиться чем-то теплым, светлым и радостным. Это означает, что вы имеете полное право подойти к любому, и не только одному, человеку и сказать и сделать так, чтобы у него в душе появились эти тепло и свет. А он вам может на это ответить.
И я надеюсь, что таких встреч будет как можно больше.
Ведущий: Ну а теперь давайте вернемся к теме нашего тренинга. Что же такое Тимбилдинг? Как вы думаете, уважаемые коллеги? (ответы педагогов).
Что же такое тимбилдинг и с чем его едят? Термин "тимбилдинг" произошел от английских слов team команда и building построение. «Тимбилдинг» – это «командообразование», комплекс игр, упражнений, с помощью которых из обычных участников со своими слабостями и недостатками формируется уверенная, надежная и сплочённая супер команда. В наше время тимбилдинг является одной из перспективных моделей корпоративного управления, обеспечивает полноценное развитие коллектива, и является одним из наиболее эффективных инструментов управления персоналом.
Целью нашего тренинга является создание модели эффективной команды, формирование и усиление командного духа, принятие особенностей друг друга, получение навыков совместной работы и обучение приемам выработки общей стратегии!
Ну что готовы, тогда вперед!
Первое упражнение «Играем по правилам».
Цель: ознакомление участников группы с правилами работы.
Вам предлагается принять некоторые правила поведения и общения во время занятия.
Правила:
- Уважать друг друга;
- Проявлять активность;
- Правило «одного микрофона» (все молчат, когда кто-то говорит)
- Уважать говорящего и отведенное для тренинга время (не отходить от темы, соблюдать
утвержденный регламент)
- Я-высказывания (говорить только от своего имени: «Мне не нравится ..,» «Я не могу ...», «Я не хотел бы ...» и т.п.);
- Правило - соблюдать правила!
Упражнение «Мяч». Давайте попробуем установить связь между друг другом.
Нужно перекидывать мяч друг другу в кругу. В течение игры количество мячей увеличится. Ваша задача, чтобы ни один мяч не упал на пол. Повторяю - это задание не на скорость, самое главное нужно установить стратегию Вашей командной игры, нужно быть внимательными и сосредоточенными. Все готовы?
Упражнение «Карандаши в кругу».
Участники должны стать в круг и указательными пальцами, кто стоит рядом друг с другом удерживать карандаши. Я буду давать Вам задания. А, Вы должны синхронно выполнять эти задания, не роняя карандаши. Обращаю Ваше внимание на то, что все эти упражнения не на скорость, а на логику, внимание и смекалку. Все готовы?
Первое задание: нужно всем вместе поднять руки вверх. Теперь опустить вниз.
Второе задание: нужно наклониться вперёд (назад). Молодцы!
Третье задание: сесть всем весте, а затем встать, не уронив карандаши.
Упражнение «Квадрат» (пробуем почувствовать друг друга)
Психолог просит построиться педагогов в круг и закрыть глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. После того, как квадрат будет построен, психолог не разрешает открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, психолог предлагает участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.
Упражнение «Закон гармонии».
Материал: листы бумаги, карандаши.
В цивилизованном социуме существует неписанный закон гармонии общения и межличностных отношений. Следуя ему можно не допустить зарождение многих противоречий, конфликтов, обид.
Звучит он так: «Позволяя себе – позволяй другим. Запрещая другим – запрещай себе». Довольно справедливо, что выполнение этого правила избавляет нас от взаимных упрёков. Но понятие нормы отношений и общения мы воспринимаем, понимаем, оцениваем субъективно. Так, например, мы не позволяем другим повышать на нас голос, указывать, критиковать нас, устанавливать нам запреты. Вместе с тем, порой сами кричим на других, ругаем и поучаем их, стараемся ограничить их действия. Каким же образом контролировать свои действия в тех или иных ситуациях общения?
«Разделите лист на две части:
1.«Позволяю себе, запрещая другим». Перечислите ваши поступки, направленные на
получение преимущества за счёт окружающих. Определите степень свободы ваших
действий. Позволяете ли вы себе: опаздывать, повышать голос на других, игнорировать чье- то мнение (товарища, ребенка, подчиненного и др.), высмеивать кого-то и так далее.
2.«Запрещаю другим, позволяя себе». Перечислите, на какие действия окружающих
налагаете запрет, но разрешаете себе. Например: критиковать, оценивать, чинить
беспорядок, бездельничать.
Обсуждение: Кто готов зачитать свои ответы? Стоит ли запрещать себе, быть свободным, что бы иметь основания осуждать других? Стоит ли позволять себе заблуждаться, что, запрещая другим, вы имеете на это право?
Упражнение «Дух группы». (совместное задание)
Участники рисуют на листе ватмана любую фигуру, олицетворяющую группу (например, фигуру человека, здание университета, большое дерево, гору и т.д.). Лист бумаги с нарисованной фигурой лежит в центре круга. У каждого участника есть 1 минута на то, чтобы подумать, какая манера вести себя, какие установки будут полезны для совместной работы, а какие нет. После этого участники должны написать внутри фигуры ключевое слово – название качества, чувства, ощущения, которое кажется им полезным для эффективного взаимодействия в группе. На этом же листе, но за пределами фигуры участники записывают то, чего они хотели бы избежать в групповом взаимодействии.
Подведение итогов упражнения, рефлексия.
Реквизит: ватман, фломастеры, цветные карандаши.
Заключительное упражнение «Связующая нить».
Материалы: моток прочных толстых нитей.
Встаньте в круг на расстоянии вытянутых рук и закройте глаза. Сейчас я рассажу вам историю:
Много лет назад на земле жил мудрец, который долгие годы провел сначала в путешествиях по всем удивительным городам, а затем посвятил годы размышлениям о сущности человеческой. И сплел мудрец длинную тончайшую нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой чудесной тончайшей нитью. (Ведущий рассказывает историю и обходит участников, вкладывая каждому в руки нить. На последнем участнике ведущий отрезает нить и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг.)
Воистину, нить была уникальна. Гладкая, тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но, несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примирении оборванные концы нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре. Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая её тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно становился «узловатым». Но, главное, у каждого появилась способность протягивать нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами. Откройте глаза. Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца.
Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет её на себя. Она натянется, и будет резать руки. Такие отношения называются натянутыми. А если кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет это делать. Равновесие круга нарушится. Кто-то будет чувствовать более устойчиво. О таких ситуациях говорят: «Он тянет одеяло он себя». Некоторые люди предпочитают надевать эту нить себе на шею. Хотите попробовать? Ощутили, как больно нить режет шею? В подобных ситуациях говорят: «Посадил себе на шею». Разные эксперименты можно проводить с этой нитью. Многие люди даже посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, наденут на шею или вообще отпустят. Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех нас будет наиболее удобным. И запомним это состояние каждой клеточкой своего тела.
Обсуждение: Каковы были ваши впечатления от соприкосновения с чудесной нитью, подарком мудреца? Что было легко, что трудно в этой игре? Чему эта игра может научить команду?
Ощущение невидимой связи помогает установить доверительные отношения в команде, комфортность взаимоотношений зависит от того, в каком состоянии находится нить: натянутом или свободном. Экспериментируя с натяжением нити, мы символически проживали различные типы взаимоотношений друг с другом. Главное, не смотря ни на что, уметь восстанавливать комфортное состояние нити.
Итог:
Коллеги, сегодня мы с Вами познакомились с тимбилдингом. Ответьте на мои вопросы и поделитесь своими впечатлениями:
- Что для вас сегодня было важным?
- Какие чувства вы испытывали?
- Что при выполнении заданий было легче всего?
- Что было трудно выполнить?
- Можно ли эти игры применять в Вашей работе с детьми?
- Нужны ли вам в дальнейшем такие тренинги?
Мне хочется поблагодарить каждого из Вас за активное участие и желание взаимодействовать друг с другом. Вы были все активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что мы единое целое, каждый из нас важная и уникальная часть этого целого. Ведь лучше быть вместе, а вместе быть лучшими! Спасибо.
Материалы для тренинга: презентация, проектор, ноутбук.
3 мяча, цветные карандаши, листы бумаги, ручки, ватман, моток ниток.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг " Тимбилдинг или занятие по командообразованию"
Материал для проведения психологического тренинга для педагогов...
Тренинг для педагогов:«Тимбилдинг или занятие по командообразованию»
Наверное, многие хоть раз слышали это слово, но значения его не знают. Если переводить с английского языка, термин расшифровывается как «построение команды». По-другому – команд...
Тренинг для педагогов: «Тимбилдинг или занятие по командообразованию»
Тренинг для педагогов: «Тимбилдинг или занятие по командообразованию» Цель: создание модели эффективной команды, формирование и усиление общего командного духа, принятие особенностей ...
Семинар - тренинг для педагогов: «Тимбилдинг или занятие по командообразованию»
Цель: создание модели эффективной команды, формирование и усиление общего командного духа, принятие особенностей друг друга, сплоченности коллектива, получение навыков совместной работы и обучени...
Тренинг для педагогов " Тимбилдинг или занятие по командообразованию"
Тренинг разработан с целью сплочения и установления доверительных отношений в коллективе. Групповая сплоченность является необходимым условием нормализации образовательной атмосферы, повышен...