Семинар - тренинг для педагогов: «Тимбилдинг или занятие по командообразованию»
консультация
Цель: создание модели эффективной команды, формирование и усиление общего командного духа, принятие особенностей друг друга, сплоченности коллектива, получение навыков совместной работы и обучение приемам выработки общей стратегии.
Задачи тренинга:
- Создать положительную атмосферу в течение занятия (объединение, атмосфера доверия; поощрение участников к совместной длительной работе, поддержка каждого из участников);
- Сформировать модель эффективной команды (направить группу на достижение общей цели и реализации задач; отработать правила совместной коллективной работы с учетом интересов каждого участника; развить способности нахождения эффективных оригинальных решений и способов поведения в различных ситуациях; повысить осознание рациональности распределения командных ролей и обязанностей).
- Игровая коррекция поведения (снижение чрезмерного эмоционального напряжения; устранение барьеров, мешающих продуктивным конструктивным действиям; регуляция социальных отношений).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
timbilding.docx | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - тренинг для педагогов: «Тимбилдинг или занятие по командообразованию»
Цель: создание модели эффективной команды, формирование и усиление общего командного духа, принятие особенностей друг друга, сплочение коллектива, получение навыков совместной работы и обучение приемам выработки общей стратегии.
Задачи тренинга:
- Создать положительную атмосферу в течение занятия (объединение, атмосфера доверия; поощрение участников к совместной длительной работе, поддержка каждого из участников);
- Сформировать модель эффективной команды (направить группу на достижение общей цели и реализации задач; отработать правила совместной коллективной работы с учетом интересов каждого участника; развить способности нахождения эффективных оригинальных решений и способов поведения в различных ситуациях; повысить осознание рациональности распределения командных ролей и обязанностей).
- Игровая коррекция поведения (снижение чрезмерного эмоционального напряжения; устранение барьеров, мешающих продуктивным конструктивным действиям; регуляция социальных отношений).
В занятии используются такие приемы как:
- Моделирование ситуаций;
- Игровые моменты и их анализ;
- Активная обратная связь;
- Обсуждение значимости темы;
- Прослеживание участниками стратегий личного поведения.
Ход занятия
Просмотр видеоролика «Командообразование»
Цель: ознакомить участников с темой и целью работы, знакомство с составляющей корпоративной культуры - тимбилдингом.
Психолог: В современных условиях главным ресурсом эффективной работы является команда специалистов. Резко возрастает роль личностей, осуществляющих трудовой процесс. От вашей квалификации, деловой активности, умения взаимодействовать между собой и достигать социально значимого результата зависят судьбы детей, родителей, сотрудников и перспективы развития нашего учреждения.
Одним из наиболее востребованных личных качеств, наряду с профессионализмом, является способность специалиста действовать в команде. Ключевым фактором эффективной работы команды является способность каждого ее члена «работать на результат» и уважать мнения всех сотрудников.
Многие отечественные исследователи отмечают, что термин «команда» несет в себе отпечаток особенностей современного общества и соответствующего подхода к психологическим особенностям группового субъекта, отмечая главное отличие команды от коллектива — высокую организационную эффективность первой.
В качестве универсального можно рассматривать следующее определение команды, сформулированное отечественными исследователями: команда — это группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Команда выступает в качестве особой формы организации людей, основанной на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей и владеющих отработанными процедурами взаимодействия. Критерием сформированной команды является способность группы анализировать свою деятельность и находить внутренние ресурсы для развития и преодоления затруднений.
Тимбилдинг (англ. Team building - построение команды), или командообразование. Идею тимбилдинга приписывают японцам, но каждый из нас может вспомнить одни из первых его проявлений с детства на элементарном примере-перетягивание каната.
В наше время тимбилдинг является одной из перспективных моделей корпоративного управления, обеспечивает полноценное развитие коллектива, и является одним из наиболее эффективных инструментов управления персоналом.
Целью нашего занятия является создание модели эффективной команды, формирование и усиление командного духа, принятие особенностей друг друга, получение навыков совместной работы и обучение приемам выработки общей стратегии!
Упражнение "Пожелай другому"
Педагоги садятся в круг. У психолога в руках мяч.
Психолог: Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово.
«Жизнь - театр, люди в нем - актеры». Человеческие отношения в любой деятельности, от детской игры до взрослого труда; в разных кругах общения - семья, друзья, коллеги; во всех жизненных сферах - образование, спорт, наука, искусство - всегда ролевые. Командные отношения - не исключение. Ролевой водоворот захватывает каждого, вызывая вопрос: кто кем управляет - мы своими ролями, или они нами?
Информационное сообщение «Командные роли» (5 мин)
Цель: проинформировать участников о командных ролях по Р.М.Белбин (доктор психологических наук).
Участники получают информацию о командных ролях, определенных Мередит Белбин и знакомятся с результатами предыдущего исследования.
Мередит Белбин определил, что для успеха, команде нужны актеры, которые способны играть три типа ролей: думать, действовать и управлять. Набор командных ролей по М. Белбин предусматривает в своем составе роли:
«Ведущего», что распределяет задачи, делегирует полномочия, несет ответственность за работу команды;
«Мотиватора», который является инициатором различных мероприятий, в том числе, способный оторвать команду от рутины и сориентировать в более продуктивный темп;
«Контролера», задачей которого является уберечь команду от возможных ошибок и достичь лучшего результата из всех возможных;
«Генератора идей», который инициирует новые проекты, пути развития поставленных задач;
«Реализатора», который воплощает идеи в жизнь;
«Аналитика», что оценивает конкурирующие предложения, и предусматривает дальнейший ход развития событий;
«Исполнителя», который превращает планы в действия;
«Исследователя ресурсов», задачей которого является поиск новых идей и ресурсов, налаживание нужных контактов, ведение переговоров.
Психолог:
Так, наличие, баланс всех ролей является обязательным условием командного успеха. А как будут работать наши группы, мы сейчас увидим, и я предлагаю каждой из групп создать свой городок.
Проективный тест «История развития вашей группы» (10 мин)
Цель: развитие чувства «мы», групповой сплоченности, закрепление навыков взаимодействия в команде.
Инструкция: «На столе перед вами находится лист ватмана и фломастеры. Каждому участнику группы нужно на нем нарисовать дом, в котором он хотел бы жить. Во исполнение этой задачи вам предоставляется 3 минуты.
Время быстро закончилось, и я предлагаю вам перейти ко второй части этого упражнения. Посмотрите внимательно на рисунок и найдите три дома, наиболее вам понравившиеся, а затем пририсуйте к ним тропинки (1 мин). Следующая задача к этому упражнению - вам нужно дорисовать в вашем городе все, что необходимо для жизни в нем (1 мин). И последнее задание - дать название городку вашей группы и представить его (5 мин).
Вопросы для обсуждения:
- Понравилось ли вам это упражнение?
- Что было самым сложным?
- Что больше всего понравилось?
Упражнение «Групповая дискуссия» (5 мин)
Цель: выяснить в дискуссионной форме основные отличия группы и команды; развить умение понимать друг друга, работать в команде, идти на компромисс.
Психолог:
Действительно, командная деятельность невозможна без активного общения и взаимодействия. Решение общих задач требует от участников единства, сплоченности, согласования действий, координации решений. Командные отношения - это всегда своеобразное сотворчество, когда мысли одного обогащаются за счет их переосмысления другими. Обсуждение, критика, новые взгляды и свежие точки зрения - тот золотой фонд, которым владеет команда и которого не имеют одиночки.
Отношения взаимозависимости и взаимодействия является отличительным признаком команды. Так называемый эффект синергии - это результат эффективного взаимодействия между членами команды на основе общих стремлений и ценностей. Он приводит к тому, что суммарное усилие команды намного превышает сумму усилий ее отдельных членов.
1+1+1= 111 (команда)>1+1+1= 3 (группа)
Упражнение «Невидимая нить»
Информирование: «Известно, что давным-давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинная седая борода и волосы, поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким, как все. Менялись поколения, а мудрец по-прежнему жил среди людей. И они ощущали себя под его защитой. И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления. «Как непросто всем уживаться друг с другом! — думал мудрец. — Что бы такого предпринять? — размышлял он». И тогда мудрец сплел тончайшую длинную нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой чудесной нитью».
Инструкция: закройте глаза и ожидайте появления нити у вас в руках.
В это время ведущий включает релаксационную музыку и вкладывает в руку каждого из участников нить.
«Воистину нить эта была уникальна. Гладкая и тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но несмотря на это влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но после примирения оборванные концы нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре.
Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился «узловатым». Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами».
Когда у каждого члена команды будет в руках нить, она образует замкнутый круг.
- Дорогие друзья! Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет ее на себя. Она натянется и станет резать руки. Такие отношения называют натянутыми. А если кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать… Что будет, давайте попробуем. Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то совсем в неустойчивом.
Упражнение "Сердце коллектива"
Психолог: Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его. Это надо для того, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.
Ну вот, все игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Спасибо всем за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг " Тимбилдинг или занятие по командообразованию"
Материал для проведения психологического тренинга для педагогов...
Тренинг для педагогов:«Тимбилдинг или занятие по командообразованию»
Наверное, многие хоть раз слышали это слово, но значения его не знают. Если переводить с английского языка, термин расшифровывается как «построение команды». По-другому – команд...
Семинар-практикум для педагогов "Тимбилдинг"
Тимбилдинг– это комплекс мероприятий, которые направлены на сплочение команды путем совместного активного отдыха, корпоративных игр, тренингов и прочего. Виды тимбилдинга:•Спортивный ...
Тренинг для педагогов: «Тимбилдинг или занятие по командообразованию»
Тренинг для педагогов: «Тимбилдинг или занятие по командообразованию» Цель: создание модели эффективной команды, формирование и усиление общего командного духа, принятие особенностей ...
Тренинг для педагогов " Тимбилдинг или занятие по командообразованию"
Тренинг разработан с целью сплочения и установления доверительных отношений в коллективе. Групповая сплоченность является необходимым условием нормализации образовательной атмосферы, повышен...
Тренинг для педагогов "Тимбилдиг или занятие по командообразованию"
Цель: формирование и усиление общего командного духа, принятие особенностей друг друга, сплочение коллектива, получение навыков совместной работы и обучение приемам выработки общей стратегии....