Педагогический проект "Моя Мордовия" для детей подготовительной к школе группы
проект (подготовительная группа)

Савинова Татьяна Васильевна

 

 

Пояснительная записка

Необходимость воспитания и обучения детей в условиях дошкольных образовательных учреждений с учётом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания обусловлена социально-педагогическими потребностями современного общества. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.

Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша, эрзя и шокша), а также представители других национальностей. Однако общность условий проживания делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, её географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населёнными пунктами, заслугами знаменитых людей, а также с языками, музыкой, литературой, изобразительным искусством народов, проживающих издавна на данной территории.

С целью расширения знаний детей о Мордовии был разработан и реализован проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Моя Мордовия». Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании позволило организовать продуктивное взаимодейтвие детей и взрослых,  сотрудничество с семьями воспитанников и социумом,  послужило средством поддержки инициативы детей, а так же формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

В проекте отражен комплексный подход к решению данной проблемы, применено сочетание разнообразия традиционных мероприятий и инновационных разработок. В ходе реализации проекта разработан учебно-методический комплекс.

Представленные практические  материалы могут быть использованы воспитателями и педагогами дошкольных образовательных учреждений в работе по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников,  в том числе при организации дополнительного образования.


 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_mordoviya.docx41.02 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта

«Моя Мордовия»

Руководитель проекта

Савинова Татьяна Васильевна

Цель проекта

расширить знания детей о природе и культуре Мордовии в процессе социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития.

Образовательные области

социально-коммуникативная,

познавательная,

речевая,

художественно-эстетическая,

физическое развитие

Тип проекта

долгосрочный,

групповой,

интегративный,

информационно-практико-ориентированный.

Сроки реализации проекта

Сентябрь 2023г – май 2024 г.

Участники проекта

Дети подготовительной к школе группы

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре

Родители (законные представители) воспитанников

Социальные партнеры

Детская библиотека № 5 им.С.Я. Маршака

СОШ «Лицей №31»

ДМШ №4 им. Л. Воинова

Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941-1945

Мордовский краеведческий музей им. И.Д. Воронина;

Мордовский государственный национальный драматический театр

Республиканский театр кукол «Крошка»

Пояснительная записка

Необходимость воспитания и обучения детей в условиях дошкольных образовательных учреждений с учётом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания обусловлена социально-педагогическими потребностями современного общества. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.

Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша, эрзя и шокша), а также представители других национальностей. Однако общность условий проживания делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, её географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населёнными пунктами, заслугами знаменитых людей, а также с языками, музыкой, литературой, изобразительным искусством народов, проживающих издавна на данной территории.

С целью расширения знаний детей о Мордовии был разработан и реализован проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Моя Мордовия». Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании позволило организовать продуктивное взаимодейтвие детей и взрослых, сотрудничество с семьями воспитанников и социумом, послужило средством поддержки инициативы детей, а так же формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

В проекте отражен комплексный подход к решению данной проблемы, применено сочетание разнообразия традиционных мероприятий и инновационных разработок. В ходе реализации проекта разработан учебно-методический комплекс.

Представленные практические материалы могут быть использованы воспитателями и педагогами дошкольных образовательных учреждений в работе по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников, в том числе при организации дополнительного образования.


Актуальность проекта

Актуальность данного проекта заключается в том, что Мордовия является поликультурным регионом, в котором проживают русские, татары, мордва, а также представители других национальностей. Влияние национального компонента на развитие детей дошкольного возраста огромно. Приобщение ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев, одежды своего народа является неотъемлемой частью нравственного воспитания, первой ступенькой усвоения ими общечеловеческих моральных ценностей. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается с изучения истории своего края, воспитания бережного и уважительного к нему отношения, начиная с самого раннего детства.

Новизна проекта заключается в том, что ознакомление с культурой своего народа будет осуществляться через систему мероприятий, объединяющих совместную деятельность педагога, детей и родителей по трем направлениям: краеведческое; художественно – эстетическое; социально-нравственное. Знакомство будет происходить в интеграции пяти образовательных областей по ФГОС через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др.

Результат проведенного мониторинга среди детей, анкетирования среди родителей (законных представителей) воспитанников и анализ предметно-развивающей среды определил проблему.

Проблема:

- современные дети имеют недостаточно знаний о природе и культуре мордовского края, поэтому важно рассказать им об этом;

- необходимо пополнить предметно-развивающую среду группы материалами и атрибутами для игр и ознакомления детей с историей ВОВ.

Гипотеза: если работа по ознакомлению детей с природой и культурой мордовского края будет проводиться системно и старшим дошкольникам будет привит интерес, то это будет способствовать воспитанию нравственных качеств личности, формированию гражданской позиции и патриотизма.

Цель проекта: расширить знания детей о природе и культуре Мордовии в процессе социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития.

Задачи проекта:

Обучающие:

- расширять и обобщать полученные знания о ВОВ;

- формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, силу воли, любовь к Родине, гордость за свою страну;

- обобщать и расширять знания детей о Великой Отечественной войне: городах - героях, героях войны, наградах, о работе в тылу и т. д.;

Развивающие:

- развивать познавательные способности в процессе практической деятельности;

- способствовать развитию речи, эмоциональному воспроизведению через чтение стихотворений, рассказов о Великой Отечественной войне;

- развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество, знакомить с произведениями живописи, связанными с темой войны и Днём Победы.

Воспитательные:

- воспитывать гражданско-патриотические чувства к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии;

- воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает нашу Родину;

- формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами военных лет;

- воспитывать чувство гордости и уважения к родным и близким людям принимавшим участие в сражениях за Родину.

Ожидаемые результаты:

У детей:

  • Расширятся знания по краеведению, возрастёт интерес к родному краю, его достопримечательностям;
  • Возрастёт чувство любви и чувство гордости за малую Родину, бережного отношения к родному краю.
  • Увеличатся познавательная активность, исследовательские умения и навыки, навыки проектной деятельности.

В семьях:

  • Повысится активная гражданская позиция, увеличится количество активных участников общественной жизни.

Педагоги:

  • повысят педагогическую компетентность по теме проекта;
  • пополнят педагогическую копилку конспектами занятий, картотеками дидактических игр, альбомами, буклетами и т.д.
  • организуют воспитательно-образовательный процесс на основе интеграции всех видов детской деятельности.

Основные принципы реализации проекта:

• Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.

• Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

• Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний.

• Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, социумом, сочетание разных видов деятельности.

• Принцип наглядности: изготовление пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.

Формы и методы реализации проекта:

• ООД

• игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, настольные, игры-драматизации, игры-превращения

• беседы

• чтение художественной литературы

• слушание музыкальных произведений

• мастер-класс

• выставки

• праздники, досуги, развлечения

• самостоятельная деятельность.

Наглядные методы: показ способов действий, показ образца, использование схем, демонстрация картин, фотографий, видеофильмов.

Словесные методы: чтение художественной литературы, рассказ педагога, объяснения.

Практические методы: творческая деятельность.

Форма организации детей: групповая; фронтальная; индивидуальная.

Основные формы работы с родителями

(законными представителями):

• анкетирование

беседа – консультация

выставки

совместные праздники и развлечения

Ресурсы проекта:

Информационные: научная и педагогическая литература, журналы, интернет ресурсы, законодательно-нормативные документы:

Конституция РФ.

Конвенция по правам ребенка.

Закон «Об образовании РФ» от № 273-ФЗ (с изменениями)

Закон «Об образовании РМ» от № 53-З (с изменениями)

СанПиН от #1075;.№26 (с изменением)

ФГОС ДО от #1075;. N 1155

Устав МАДОУ «Детский сад №89 комбинированного вида»

Локальные акты учреждения.

Кадровые:

Воспитатель.

Родители (законные представители) воспитанников.

Административные:

Заведующая.

Старший воспитатель.

Материально-техническое обеспечение:

• Ноутбук, колонки, магнитофон, фотоаппараты.

• Материалы для продуктивной деятельности

Учебно-методическое обеспечение:

• Методическая литература.

• Дидактические игры с патриотическим содержанием.

• Подборка наглядно – дидактического материала на тему.

• Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок.

• Фонотека песен.

  • Видео-уроки для дошкольников.
  • Презентации для дошкольников.

Этапы реализации проекта

Этапы работы

Срок выполнения

Содержание работы

Организационно-диагностический

– #1075;г

- определение проблемы;

- постановка цели, задач;

- подбор методической, художественной литературы, иллюстрированных материалов, атрибутов;

-составление перспективного плана;

- мониторинг усвоения знаний, умений и навыков у детей на начало проектной деятельности;

-анкетирование родителей.

Практический

– гг.

- проведение консультаций для родителей;

- разработка конспектов занятий по теме проекта;

- организованная образовательная деятельность;

- выставка детских работ по продуктивной деятельности для родителей;

- рассматривание иллюстраций о ВОВ;

- слушание музыкальных произведений о войне;

- заучивание стихов о войне;

- участие в акциях Дня победы

Обобщающий

– г

- анализ достижения поставленной цели, мониторинг усвоения знаний, умений и навыков у детей на конец проектной деятельности;

- составление рекомендаций;

- праздники и развлечения.

Презентация проекта

создание альбомов «Мордовский национальный костюм», оформление детьми и родителями выставки «Наше творчество», пополнение уголка патриотического воспитания


Перспективный план работы

по информационно-творческому проекту «Моя Мордовия»

для детей старшего дошкольного возраста

Месяц/

неделя

Тема

Формы

работы

ОО

Цель

Октябрь

1 неделя

«Краеведение»

«Я живу в Мордовии»

Беседа

Познавательное развитие, речевое развитие

Дать детям понятие малой родины, систематизировать и расширить знания детей о родном крае.

2

неделя

«Краеведение»

«Саранск – столица Мордовии»

занятие

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Дать детям понятие малой родины, систематизировать и расширить знания детей о родном крае.

3

неделя

«Краеведение»

«Жители Мордовии»

занятие

Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Дать дошкольникам сведения о том, что в Мордовии проживают различные народы.

4

неделя

«Краеведение»

Эрзя и мокша – коренные жители Мордовии.

занятие

Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Дать дошкольникам сведения о том, что коренные жители Мордовии – эрзя и мокша.

Ноябрь

1

неделя

«Традиции и обычаи»

Национальный костюм мордвы- эрзи.

Беседа, рассматривание иллюстраций

Познавательное развитие, речевое развитие

Познакомить детей с национальным костюмом мордвы.

2

неделя

«Традиции и обычаи»

Национальный костюм мордвы- мокши.

занятие

Художественно-эстетическое развитие.

Познавательное развитие

Познакомить детей с национальным костюмом мокши.

3

неделя

«Традиции и обычаи»

Мордовские народные зимние игры и забавы.

занятие

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Пополнить знания детей о зимних играх и забавах.

4

неделя

«Традиции и обычаи»

Жилище

занятие

Познавательное развитие, речевое развитие

Познакомить детей с тем, в чем мордва жили в давние времена.

Декабрь

1

неделя

«Бытовая культура»

Семья

Беседа

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,

Дать представления о том, что такое семья. Семья мордовской семьи.

2

неделя

«Бытовая культура»

Мордовские народные игры.

занятие

Познавательное развитие, речевое развитие

Знакомить детей с мордовскими народными играми.

3

неделя

«Бытовая культура»

Одежда

занятие

Художественно-эстетическое развитие

Познакомить детей с элементами одежды мордвы

4

неделя

«Бытовая культура»

Одежда

занятие

Художественно-эстетическое развитие

Продолжать знакомить детей с элементами одежды мордвы

Январь

2

неделя

«Искусство»

Музыкальное народное творчество мордовского народа

Беседа.

Слушание музыкальных произведений мордовских композиторов

Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие

Создание аудиозаписи музыкальных произведений мордовских композиторов

3

неделя

«Искусство»

Устное народное творчество мордовского народа –потешки, загадки.

Чтение

Речевое развитие

Познакомить детей с произведениями устного народного творчества мордовского народа, побуждать у детей желание слушать потешки, загадки.

4

неделя

«Искусство»

Устное народное творчество мордовского народа –сказки.

занятие

Познавательное развитие, речевое развитие,

Познакомить детей с произведениями устного народного творчества мордовского народа, побуждать у детей желание слушать сказку.

Февраль

1

«Краеведение»

Рассматривание книг и буклетов о РМ

Познавательное развитие, речевое развитие

Продолжать знакомить детей с культурой РМ

2

«Искусство»

Вышивка

Беседа с показом презентации

Познавательное развитие, речевое развитие

Продолжать знакомить детей с вышивкой мордовского народа

3

«Традиции и обычаи»

Подвижные игры

П/и «В холсты»

Физическое развитие

Продолжать знакомить детей с играми мордовского народа

4

«Бытовая культура»

Создание рисунков на тему «Мордовский костюм».

Художественно-эстетическое развитие

Закреплять знания детей о мордовском орнаменте на одежде

Март

1

Краеведение

Слушание музыки: Гимн Мордовии, песни на мордовском языке, плясовые мелодии.

Художественно-эстетическое развитие

Познакомить детей с Гимном Мордовии, музыкой мордовских композиторов, мордовскими народными песнями

2

Искусство

Мордовские писатели

Чтение и заучивание наизусть стихов мордовских писателей

Познавательное развитие, речевое развитие

Знакомить детей с творчеством мордовских писателей: Ф. Бобылёв «Непоседливый гриб», С. Люлякина «Что на свете красивее», А. Ежов «Моя родина»

3

Литература

Инсценирование мордовской сказки «Как ворона лисицу обманула»

Речевое развитие

4

Бытовая культура

Мордовская вышивка

занятие аппликация

Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие

Создание аппликаций по мотивам мордовской вышивки.

Апрель

1

Литература

Чтение произведений мордовских писателей о природе: Я. Пинясов «О том, как зайчик хвост потерял», Т. Тимохина «Как зима Стёпку лечила», Л. Земскова «Цветные сказки: Зелёная, Белая, Разноцветная»

Речевое развитие

Продолжать знакомить детей с творчеством мордовских писателей

2

Искусство

Мордовские художники

Рассматривание работ Ф. Сычкова.

Познавательное развитие, речевое развитие

Знакомить детей с творчеством мордовского художника Ф. Сычкова.

3

Традиции и обычаи

Разучивание характерных мордовских танцевальных движений: притоп с покачиванием кистей вдоль туловища вперёд-назад, «качалочка», «ёлочка», ход с подскоком

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие

Разучивание характерных мордовских танцевальных движений

4

Бытовая культура

Экскурсия в мини-музей ДОУ

Познавательное развитие

Знакомить детей с бытовой культурой мордвы

Май

1

Краеведение

Беседа «Наши земляки – олимпийские чемпионы»

Познавательное развитие, речевое развитие

Знакомить детей с людьми, прославляющими республику

2

Фольклор

Знакомство с мордовскими пословицами, поговорками, скороговорками

Познавательное развитие, речевое развитие

Знакомство с мордовскими пословицами, поговорками, скороговорками

3

Традиции и обычаи

Подвижные мордовские игры в группе и на участке: «В курочек», «Салки», «Круговой»

Физическое развитие

Формировать у детей ловкость

4

неделя

«Искусство»

Наше творчество

Выставка творческих работ

Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Учить выделять элементы мордовского орнамента, понимать закономерности сочетания форм, цвета, расположения узора и технику выполнения.


План работы с родителями

Месяц

Формы работы

Название мероприятия

Октябрь

1

Фотовыставка

«Моя родословная»

2

Викторина

«Мордовия – Родина моя»

Ноябрь

1

Схема

«Я иду в свой детский сад»

2

Анкетирование

«Приобщение детей к культуре и традициям мордовского народа»

Декабрь

1

Консультация

«Мордовские национальные игры зимой»

2

Развлечение

«Веселые посиделки»

Январь

1

Анкетирование

«Знакомство с традиционной народной культурой детей в семье»

2

Консультация

«Народные промыслы»

Февраль

1

Конкурс армейских фотоальбомов пап

«Есть такая профессия – Родину защищать»

2

Развлечение

«Богатырские потешки»

Март

1

Тематический вечер

«Тепло материнского сердца»

2

Консультация

«Мордовские национальные игры весной»

Апрель

1

Благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями и детьми

«Береги природу»

Май

1

Выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике

«Этих дней не смолкнет слава…»

2

Анкетирование

«Что я знаю о Мордовии»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

  1. Мы в Мордовии живем.Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. О.В.Бурляева, Л.П.Карпунина, Е.Н.Киркина и др., саранск, Мордов.кн.изд-во, 2011.
  2. Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -1957. – 165 с.
  3. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с.
  4. Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт. (Программа наблюдений.) Иркутск, 1925. - С. 54.
  5. Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. – № 1. - С. 67 - 73.
  6. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду (этнографический подход). – Барнаул: БГПУ, 2003. – 160 с.
  7. Детские подвижные игры народов СССР / Под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
  8. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000. – 244 с.
  9. Игра и праздник: Тезаурус по празднично-игровой культуре. - М.: Московия, 2006. - 204 с.
  10. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 304 с.
  11. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 5. – С. 12 – 24.
  12. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О. А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание., перераб. И дополн. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003. – 400 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический опыт«Развитие мыслительных способностей у детей подготовительной к школе группе посредством логико-математических игр и упражнений».

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...

Педагогический проект воспитание у детей подготовительной к школе группе интереса к истории и культуре своего микрорайона (на материалах Нового города)

патриотическое воспитание у детей подготовительной к школе группе интереса к истории и культуре своего микрорайона (на материалах Нового города, Ульяновск)...

Психолого - педагогический проект "Формирование школьной мотивации у детей подготовительной к школе группы посредством сказкотерапии"

Психолого - педагогический проект будет интересен педагогам - психологам ДОУ, а также воспитателям подготовительных к школе групп....

Педагогическая разработка коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы с ОНР Тема: «Дифференциация сонорных звуков»

Разработка коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы с ОНР в форме игры-сказки....

Педагогический проект «ДОБРОТА ЖИВЕТ В СЕРДЦЕ» для детей подготовительной к школе группы (от 6-ти до 7-и лет)

Цель: Создание условий для  формирования и закрепления представлений о нравственных чувствах и эмоциях.Задачи:Формировать положительное эмоциональное отношение к нравственным ценностям....

Доклад для выступления на педагогическом совете по теме « Формирование доброжелательности детей подготовительной к школе группы средствами подвижных игр»

Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка- дошкольника, и потому рассматривается зарубежными и отечественными психологами как одно из главных средств воспитания.  Известные русские педагоги- ...