Педагогический проект "Моя Мордовия" для детей подготовительной к школе группы
проект (подготовительная группа)
Пояснительная записка
Необходимость воспитания и обучения детей в условиях дошкольных образовательных учреждений с учётом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания обусловлена социально-педагогическими потребностями современного общества. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.
Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша, эрзя и шокша), а также представители других национальностей. Однако общность условий проживания делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, её географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населёнными пунктами, заслугами знаменитых людей, а также с языками, музыкой, литературой, изобразительным искусством народов, проживающих издавна на данной территории.
С целью расширения знаний детей о Мордовии был разработан и реализован проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Моя Мордовия». Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании позволило организовать продуктивное взаимодейтвие детей и взрослых, сотрудничество с семьями воспитанников и социумом, послужило средством поддержки инициативы детей, а так же формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
В проекте отражен комплексный подход к решению данной проблемы, применено сочетание разнообразия традиционных мероприятий и инновационных разработок. В ходе реализации проекта разработан учебно-методический комплекс.
Представленные практические материалы могут быть использованы воспитателями и педагогами дошкольных образовательных учреждений в работе по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников, в том числе при организации дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_mordoviya.docx | 41.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта | «Моя Мордовия» |
Руководитель проекта | Савинова Татьяна Васильевна |
Цель проекта | расширить знания детей о природе и культуре Мордовии в процессе социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития. |
Образовательные области | социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическое развитие |
Тип проекта | долгосрочный, групповой, интегративный, информационно-практико-ориентированный. |
Сроки реализации проекта | Сентябрь 2023г – май 2024 г. |
Участники проекта | Дети подготовительной к школе группы Воспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре Родители (законные представители) воспитанников |
Социальные партнеры | Детская библиотека № 5 им.С.Я. Маршака СОШ «Лицей №31» ДМШ №4 им. Л. Воинова Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941-1945 Мордовский краеведческий музей им. И.Д. Воронина; Мордовский государственный национальный драматический театр Республиканский театр кукол «Крошка» |
Пояснительная записка
Необходимость воспитания и обучения детей в условиях дошкольных образовательных учреждений с учётом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания обусловлена социально-педагогическими потребностями современного общества. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.
Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша, эрзя и шокша), а также представители других национальностей. Однако общность условий проживания делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, её географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населёнными пунктами, заслугами знаменитых людей, а также с языками, музыкой, литературой, изобразительным искусством народов, проживающих издавна на данной территории.
С целью расширения знаний детей о Мордовии был разработан и реализован проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Моя Мордовия». Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании позволило организовать продуктивное взаимодейтвие детей и взрослых, сотрудничество с семьями воспитанников и социумом, послужило средством поддержки инициативы детей, а так же формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
В проекте отражен комплексный подход к решению данной проблемы, применено сочетание разнообразия традиционных мероприятий и инновационных разработок. В ходе реализации проекта разработан учебно-методический комплекс.
Представленные практические материалы могут быть использованы воспитателями и педагогами дошкольных образовательных учреждений в работе по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников, в том числе при организации дополнительного образования.
Актуальность проекта
Актуальность данного проекта заключается в том, что Мордовия является поликультурным регионом, в котором проживают русские, татары, мордва, а также представители других национальностей. Влияние национального компонента на развитие детей дошкольного возраста огромно. Приобщение ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев, одежды своего народа является неотъемлемой частью нравственного воспитания, первой ступенькой усвоения ими общечеловеческих моральных ценностей. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается с изучения истории своего края, воспитания бережного и уважительного к нему отношения, начиная с самого раннего детства.
Новизна проекта заключается в том, что ознакомление с культурой своего народа будет осуществляться через систему мероприятий, объединяющих совместную деятельность педагога, детей и родителей по трем направлениям: краеведческое; художественно – эстетическое; социально-нравственное. Знакомство будет происходить в интеграции пяти образовательных областей по ФГОС через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др.
Результат проведенного мониторинга среди детей, анкетирования среди родителей (законных представителей) воспитанников и анализ предметно-развивающей среды определил проблему.
Проблема:
- современные дети имеют недостаточно знаний о природе и культуре мордовского края, поэтому важно рассказать им об этом;
- необходимо пополнить предметно-развивающую среду группы материалами и атрибутами для игр и ознакомления детей с историей ВОВ.
Гипотеза: если работа по ознакомлению детей с природой и культурой мордовского края будет проводиться системно и старшим дошкольникам будет привит интерес, то это будет способствовать воспитанию нравственных качеств личности, формированию гражданской позиции и патриотизма.
Цель проекта: расширить знания детей о природе и культуре Мордовии в процессе социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития.
Задачи проекта:
Обучающие:
- расширять и обобщать полученные знания о ВОВ;
- формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, силу воли, любовь к Родине, гордость за свою страну;
- обобщать и расширять знания детей о Великой Отечественной войне: городах - героях, героях войны, наградах, о работе в тылу и т. д.;
Развивающие:
- развивать познавательные способности в процессе практической деятельности;
- способствовать развитию речи, эмоциональному воспроизведению через чтение стихотворений, рассказов о Великой Отечественной войне;
- развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество, знакомить с произведениями живописи, связанными с темой войны и Днём Победы.
Воспитательные:
- воспитывать гражданско-патриотические чувства к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии;
- воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает нашу Родину;
- формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами военных лет;
- воспитывать чувство гордости и уважения к родным и близким людям принимавшим участие в сражениях за Родину.
Ожидаемые результаты:
У детей:
- Расширятся знания по краеведению, возрастёт интерес к родному краю, его достопримечательностям;
- Возрастёт чувство любви и чувство гордости за малую Родину, бережного отношения к родному краю.
- Увеличатся познавательная активность, исследовательские умения и навыки, навыки проектной деятельности.
В семьях:
- Повысится активная гражданская позиция, увеличится количество активных участников общественной жизни.
Педагоги:
- повысят педагогическую компетентность по теме проекта;
- пополнят педагогическую копилку конспектами занятий, картотеками дидактических игр, альбомами, буклетами и т.д.
- организуют воспитательно-образовательный процесс на основе интеграции всех видов детской деятельности.
Основные принципы реализации проекта:
• Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.
• Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
• Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний.
• Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, социумом, сочетание разных видов деятельности.
• Принцип наглядности: изготовление пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.
Формы и методы реализации проекта:
• ООД
• игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, настольные, игры-драматизации, игры-превращения
• беседы
• чтение художественной литературы
• слушание музыкальных произведений
• мастер-класс
• выставки
• праздники, досуги, развлечения
• самостоятельная деятельность.
Наглядные методы: показ способов действий, показ образца, использование схем, демонстрация картин, фотографий, видеофильмов.
Словесные методы: чтение художественной литературы, рассказ педагога, объяснения.
Практические методы: творческая деятельность.
Форма организации детей: групповая; фронтальная; индивидуальная.
Основные формы работы с родителями
(законными представителями):
• анкетирование
• беседа – консультация
• выставки
• совместные праздники и развлечения
Ресурсы проекта:
Информационные: научная и педагогическая литература, журналы, интернет ресурсы, законодательно-нормативные документы:
Конституция РФ.
Конвенция по правам ребенка.
Закон «Об образовании РФ» от № 273-ФЗ (с изменениями)
Закон «Об образовании РМ» от № 53-З (с изменениями)
СанПиН от #1075;.№26 (с изменением)
ФГОС ДО от #1075;. N 1155
Устав МАДОУ «Детский сад №89 комбинированного вида»
Локальные акты учреждения.
Кадровые:
Воспитатель.
Родители (законные представители) воспитанников.
Административные:
Заведующая.
Старший воспитатель.
Материально-техническое обеспечение:
• Ноутбук, колонки, магнитофон, фотоаппараты.
• Материалы для продуктивной деятельности
Учебно-методическое обеспечение:
• Методическая литература.
• Дидактические игры с патриотическим содержанием.
• Подборка наглядно – дидактического материала на тему.
• Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок.
• Фонотека песен.
- Видео-уроки для дошкольников.
- Презентации для дошкольников.
Этапы реализации проекта
Этапы работы | Срок выполнения | Содержание работы |
Организационно-диагностический | – #1075;г | - определение проблемы; - постановка цели, задач; - подбор методической, художественной литературы, иллюстрированных материалов, атрибутов; -составление перспективного плана; - мониторинг усвоения знаний, умений и навыков у детей на начало проектной деятельности; -анкетирование родителей. |
Практический | – гг. | - проведение консультаций для родителей; - разработка конспектов занятий по теме проекта; - организованная образовательная деятельность; - выставка детских работ по продуктивной деятельности для родителей; - рассматривание иллюстраций о ВОВ; - слушание музыкальных произведений о войне; - заучивание стихов о войне; - участие в акциях Дня победы |
Обобщающий | – г | - анализ достижения поставленной цели, мониторинг усвоения знаний, умений и навыков у детей на конец проектной деятельности; - составление рекомендаций; - праздники и развлечения. |
Презентация проекта | создание альбомов «Мордовский национальный костюм», оформление детьми и родителями выставки «Наше творчество», пополнение уголка патриотического воспитания |
Перспективный план работы
по информационно-творческому проекту «Моя Мордовия»
для детей старшего дошкольного возраста
Месяц/ неделя | Тема | Формы работы | ОО | Цель |
Октябрь 1 неделя | «Краеведение» «Я живу в Мордовии» | Беседа | Познавательное развитие, речевое развитие | Дать детям понятие малой родины, систематизировать и расширить знания детей о родном крае. |
2 неделя | «Краеведение» «Саранск – столица Мордовии» | занятие | Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие | Дать детям понятие малой родины, систематизировать и расширить знания детей о родном крае. |
3 неделя | «Краеведение» «Жители Мордовии» | занятие | Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие | Дать дошкольникам сведения о том, что в Мордовии проживают различные народы. |
4 неделя | «Краеведение» Эрзя и мокша – коренные жители Мордовии. | занятие | Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие | Дать дошкольникам сведения о том, что коренные жители Мордовии – эрзя и мокша. |
Ноябрь 1 неделя | «Традиции и обычаи» Национальный костюм мордвы- эрзи. | Беседа, рассматривание иллюстраций | Познавательное развитие, речевое развитие | Познакомить детей с национальным костюмом мордвы. |
2 неделя | «Традиции и обычаи» Национальный костюм мордвы- мокши. | занятие | Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие | Познакомить детей с национальным костюмом мокши. |
3 неделя | «Традиции и обычаи» Мордовские народные зимние игры и забавы. | занятие | Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие | Пополнить знания детей о зимних играх и забавах. |
4 неделя | «Традиции и обычаи» Жилище | занятие | Познавательное развитие, речевое развитие | Познакомить детей с тем, в чем мордва жили в давние времена. |
Декабрь 1 неделя | «Бытовая культура» Семья | Беседа | Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, | Дать представления о том, что такое семья. Семья мордовской семьи. |
2 неделя | «Бытовая культура» Мордовские народные игры. | занятие | Познавательное развитие, речевое развитие | Знакомить детей с мордовскими народными играми. |
3 неделя | «Бытовая культура» Одежда | занятие | Художественно-эстетическое развитие | Познакомить детей с элементами одежды мордвы |
4 неделя | «Бытовая культура» Одежда | занятие | Художественно-эстетическое развитие | Продолжать знакомить детей с элементами одежды мордвы |
Январь 2 неделя | «Искусство» Музыкальное народное творчество мордовского народа | Беседа. Слушание музыкальных произведений мордовских композиторов | Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие | Создание аудиозаписи музыкальных произведений мордовских композиторов |
3 неделя | «Искусство» Устное народное творчество мордовского народа –потешки, загадки. | Чтение | Речевое развитие | Познакомить детей с произведениями устного народного творчества мордовского народа, побуждать у детей желание слушать потешки, загадки. |
4 неделя | «Искусство» Устное народное творчество мордовского народа –сказки. | занятие | Познавательное развитие, речевое развитие, | Познакомить детей с произведениями устного народного творчества мордовского народа, побуждать у детей желание слушать сказку. |
Февраль 1 | «Краеведение» | Рассматривание книг и буклетов о РМ | Познавательное развитие, речевое развитие | Продолжать знакомить детей с культурой РМ |
2 | «Искусство» Вышивка | Беседа с показом презентации | Познавательное развитие, речевое развитие | Продолжать знакомить детей с вышивкой мордовского народа |
3 | «Традиции и обычаи» Подвижные игры | П/и «В холсты» | Физическое развитие | Продолжать знакомить детей с играми мордовского народа |
4 | «Бытовая культура» | Создание рисунков на тему «Мордовский костюм». | Художественно-эстетическое развитие | Закреплять знания детей о мордовском орнаменте на одежде |
Март 1 | Краеведение | Слушание музыки: Гимн Мордовии, песни на мордовском языке, плясовые мелодии. | Художественно-эстетическое развитие | Познакомить детей с Гимном Мордовии, музыкой мордовских композиторов, мордовскими народными песнями |
2 | Искусство Мордовские писатели | Чтение и заучивание наизусть стихов мордовских писателей | Познавательное развитие, речевое развитие | Знакомить детей с творчеством мордовских писателей: Ф. Бобылёв «Непоседливый гриб», С. Люлякина «Что на свете красивее», А. Ежов «Моя родина» |
3 | Литература | Инсценирование мордовской сказки «Как ворона лисицу обманула» | Речевое развитие | |
4 | Бытовая культура Мордовская вышивка | занятие аппликация | Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие | Создание аппликаций по мотивам мордовской вышивки. |
Апрель 1 | Литература | Чтение произведений мордовских писателей о природе: Я. Пинясов «О том, как зайчик хвост потерял», Т. Тимохина «Как зима Стёпку лечила», Л. Земскова «Цветные сказки: Зелёная, Белая, Разноцветная» | Речевое развитие | Продолжать знакомить детей с творчеством мордовских писателей |
2 | Искусство Мордовские художники | Рассматривание работ Ф. Сычкова. | Познавательное развитие, речевое развитие | Знакомить детей с творчеством мордовского художника Ф. Сычкова. |
3 | Традиции и обычаи | Разучивание характерных мордовских танцевальных движений: притоп с покачиванием кистей вдоль туловища вперёд-назад, «качалочка», «ёлочка», ход с подскоком | Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие | Разучивание характерных мордовских танцевальных движений |
4 | Бытовая культура | Экскурсия в мини-музей ДОУ | Познавательное развитие | Знакомить детей с бытовой культурой мордвы |
Май 1 | Краеведение | Беседа «Наши земляки – олимпийские чемпионы» | Познавательное развитие, речевое развитие | Знакомить детей с людьми, прославляющими республику |
2 | Фольклор | Знакомство с мордовскими пословицами, поговорками, скороговорками | Познавательное развитие, речевое развитие | Знакомство с мордовскими пословицами, поговорками, скороговорками |
3 | Традиции и обычаи | Подвижные мордовские игры в группе и на участке: «В курочек», «Салки», «Круговой» | Физическое развитие | Формировать у детей ловкость |
4 неделя | «Искусство» Наше творчество | Выставка творческих работ | Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие | Учить выделять элементы мордовского орнамента, понимать закономерности сочетания форм, цвета, расположения узора и технику выполнения. |
План работы с родителями
Месяц | Формы работы | Название мероприятия |
Октябрь 1 | Фотовыставка | «Моя родословная» |
2 | Викторина | «Мордовия – Родина моя» |
Ноябрь 1 | Схема | «Я иду в свой детский сад» |
2 | Анкетирование | «Приобщение детей к культуре и традициям мордовского народа» |
Декабрь 1 | Консультация | «Мордовские национальные игры зимой» |
2 | Развлечение | «Веселые посиделки» |
Январь 1 | Анкетирование | «Знакомство с традиционной народной культурой детей в семье» |
2 | Консультация | «Народные промыслы» |
Февраль 1 | Конкурс армейских фотоальбомов пап | «Есть такая профессия – Родину защищать» |
2 | Развлечение | «Богатырские потешки» |
Март 1 | Тематический вечер | «Тепло материнского сердца» |
2 | Консультация | «Мордовские национальные игры весной» |
Апрель 1 | Благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями и детьми | «Береги природу» |
Май 1 | Выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике | «Этих дней не смолкнет слава…» |
2 | Анкетирование | «Что я знаю о Мордовии» |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
- Мы в Мордовии живем.Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. О.В.Бурляева, Л.П.Карпунина, Е.Н.Киркина и др., саранск, Мордов.кн.изд-во, 2011.
- Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -1957. – 165 с.
- Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с.
- Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт. (Программа наблюдений.) Иркутск, 1925. - С. 54.
- Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. – № 1. - С. 67 - 73.
- Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду (этнографический подход). – Барнаул: БГПУ, 2003. – 160 с.
- Детские подвижные игры народов СССР / Под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000. – 244 с.
- Игра и праздник: Тезаурус по празднично-игровой культуре. - М.: Московия, 2006. - 204 с.
- Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 304 с.
- Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 5. – С. 12 – 24.
- Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О. А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание., перераб. И дополн. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003. – 400 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогический опыт«Развитие мыслительных способностей у детей подготовительной к школе группе посредством логико-математических игр и упражнений».
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...
Педагогический проект воспитание у детей подготовительной к школе группе интереса к истории и культуре своего микрорайона (на материалах Нового города)
патриотическое воспитание у детей подготовительной к школе группе интереса к истории и культуре своего микрорайона (на материалах Нового города, Ульяновск)...
Психолого - педагогический проект "Формирование школьной мотивации у детей подготовительной к школе группы посредством сказкотерапии"
Психолого - педагогический проект будет интересен педагогам - психологам ДОУ, а также воспитателям подготовительных к школе групп....
Педагогический проект на тему: «Откуда пришла книга и для чего она нужна» для детей подготовительной к школе группы
Проект на тему: "Откуда пришла книга и для чего она нужна"...
Педагогическая разработка коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы с ОНР Тема: «Дифференциация сонорных звуков»
Разработка коррекционно-развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы с ОНР в форме игры-сказки....
Педагогический проект «ДОБРОТА ЖИВЕТ В СЕРДЦЕ» для детей подготовительной к школе группы (от 6-ти до 7-и лет)
Цель: Создание условий для формирования и закрепления представлений о нравственных чувствах и эмоциях.Задачи:Формировать положительное эмоциональное отношение к нравственным ценностям....
Доклад для выступления на педагогическом совете по теме « Формирование доброжелательности детей подготовительной к школе группы средствами подвижных игр»
Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка- дошкольника, и потому рассматривается зарубежными и отечественными психологами как одно из главных средств воспитания. Известные русские педагоги- ...