Педагогический проект «ДОБРОТА ЖИВЕТ В СЕРДЦЕ» для детей подготовительной к школе группы (от 6-ти до 7-и лет)
проект (подготовительная группа)
Цель: Создание условий для формирования и закрепления представлений о нравственных чувствах и эмоциях.
Задачи:
- Формировать положительное эмоциональное отношение к нравственным ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
03.06_dobrota_zhivet_v_serdtse.docx | 70.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВЛЁНОК» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВЛЁНОК»)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ДОБРОТА ЖИВЕТ В СЕРДЦЕ»
для детей подготовительной к школе группы (от 6-ти до 7-и лет)
По типу деятельности: познавательный, творческий
По количеству участников: групповой
По продолжительности: октябрь 2019г. – апрель 2020г.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, педагоги
Автор проекта: педагог-психолог Бондарева Л.А.
Редактор: Жигалова А.Л., методист
Надым
2019
Актуальность проекта:
Дошкольный возраст - это прекрасная пора, когда ребенок развивается, растет, познаёт много нового.
В современном мире, как известно, нравственные ценности человека уходят на второй план, над ними преобладают материальные. Такое обстоятельство приводит к искажению представлений ребёнка о мире, как таковом, стираются границы между добром и злом, жадности и щедрости, искажается понимание понятий «милосердие» и «справедливость».
Однако, при решении задач воспитания детей, взрослым (как педагогам, так и родителям) необходимо опираться на нравственное начало в человеке. Именно на педагогическое сообщество возлагается ответственность по сохранению моральных устоев общества, именно педагогам необходимо воспитать в ребёнке ценностные основы собственной жизнедеятельности.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.
Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом нравственного воспитания у дошкольников являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, сформированность этических норм поведения. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Задача педагога – формировать доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать взрослым, уважать свою Родину, воспитывать отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в дошкольном возрасте. Поэтому актуальность духовно-нравственного воспитания не вызывает сомнения, в частности, формирование качеств доброты и отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Создание условий для формирования и закрепления представлений о нравственных чувствах и эмоциях.
Задачи:
- Формировать положительное эмоциональное отношение к нравственным ценностям.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предполагаемые результаты у воспитанников:
- расширение этических представлений о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»;
- формирование стремления помогать, сопереживать, поддерживать окружающих людей.
Продукты проектной деятельности:
- создание альбома «Копилка добра» (рисунки воспитанников);
- создание группового альбома «Моя семья».
Календарно-тематический план
по реализации мероприятий проекта
№ п/п | Мероприятия | Сроки проведения | Участники |
1.Подготовительный этап | |||
Методическая работа | |||
1. | Разработать перспективный план работы по формированию познавательной активности у детей средней группы. | октябрь 2019г. | Бондарева Л.А. |
2. | Анализ и подбор методической литературы по реализации проекта. | октябрь 2019г. | Бондарева Л.А. |
3. | Выявление эмоционального отношения к нравственным нормам и определения умения различать хорошие и плохие поступки - мониторинг. | октябрь 2019г. | Бондарева Л.А. |
4. | Анкета для родителей "Воспитание чувств" | октябрь 2019г. | Бондарева Л.А., родители |
2. Основной этап | |||
Формы деятельности с детьми | |||
1. | Беседы:
| 24.10.2019г. 13.11.2019г. 12.12.2019г. 15.01.2020г. 13.02.2020г. 11.03.2020г. 09.04.2020г. | воспитанники группы |
2. | Рассматривание демонстрационного материала по темам | в течение всего проекта | воспитанники группы |
3. | Чтение произведений: «Жадность» «Синие листья» В.А. Осеева «Нехорошая история» Е. Серова «Подарок» Е. Благинина «Муравей и мотылек» Ирес Ревю «Хорошее» В.А.Осеевой «За обедом» С. Баруздина «Косточка» Л. Толстой «Как разбить большую вазу» А. Кушнир | 31.10.2019г. 27.11.2019г. 19.12.2019г. 22.01.2020г. 20.02.2020г. 19.03.2020г. 26.03.2020г. 16.04.2020г. 24.04.2020г. | Бондарева Л.А., воспитанники группы |
4. | Просмотр мультфильмов: «Два жадных медвежонка» «Мешок яблок» В. Сутеева «Цветик-семицветик» | 28.10.2019г. 23.12.2019г. 25.02.2020г. | воспитанники |
группы, родители | |||
5. | Обсуждение проблемных ситуаций | в течение всего проекта | воспитанники группы |
6. | Ознакомление с пословицами, поговорками, заучивание пословиц и поговорок | в течение всего проекта | воспитанники |
группы, родители | |||
Работа с родителями | |||
7. | Консультация для родителей «Воспитание добротой в семье» | октябрь 2019г | родители |
8. | Рекомендации «Вежливость воспитывается вежливостью» | январь 2020г. | родители |
9. | Папка-передвижка «Уроки доброты» | апрель 2020г. | родители |
| |||
1. | Создание «Копилки доброты» (рисунки воспитанников); создание группового альбома «Моя семья» | 20-30.04.2020г. | Бондарева Л.А. |
2. | Анализ реализации педагогического проекта. Мониторинг показателей формирования эмоционального отношения к нравственным нормам, определение умения различать хорошие и плохие поступки детей подготовительной группы. | 29.04.2020г. | Бондарева Л.А. |
3. | Выявление эмоционального отношения к нравственным нормам и определения умения различать хорошие и плохие поступки – итоговый мониторинг. | 27-28.04.2020г. | Бондарева Л.А. |
4. | Отчет о проделанной работе на заседании педагогического совета. | апрель 2019г. | Бондарева Л.А., педагогический коллектив |
Мониторинг эмоционального отношения к нравственным нормам
Мероприятия | Цели и задачи | Сроки |
Совместная деятельность педагога с детьми | ||
Методика «Сюжетные картинки» (Р. Р. Калинина) | Методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам и определения умения различать хорошие и плохие поступки. | Начальная диагностика - октябрь 2019г. Итоговая диагностика - апрель 2020г. |
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.
2. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.
4. Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
5. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина.: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2004.
6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2005.
Отчёт по реализации педагогического проекта
«Доброта живет в сердце»
Бондарева Л.А.
Проект «Доброта живет в сердце» реализован с октября 2019г. по апрель 2020г., был направлен на формирование положительного эмоционального отношения к нравственным ценностям, формирование умения оценивать поступки окружающих. Данный проект был реализован с воспитанниками подготовительных к школе групп и родителями.
На начало реализации проекта продиагностировано 30 детей. В исследовании особенностей эмоционального отношения к нравственным нормам нами определено, что большинство детей 17 воспитанников (58%) характеризуются частично сформированным эмоциональным отношением к нравственным нормам, дети корректным образом выполняют тестовое задание, вместе с тем эмоциональные реакции у них достаточно слабо выражены.
Достаточно высокий уровень сформированности эмоционального отношения к нравственным нормам диагностируется у 8 участников исследования (26%). Данные дети успешно обосновывают свой выбор, эмоциональные реакции адекватные, ярки, они проявляются в мимике и активной жестикуляции. Недостаточный уровень эмоционального отношения к нравственным нормам выявлен у 5 воспитанников (16%). Ребенок корректно идентифицирует положительные и отрицательные поступки, вместе с тем, эмоциональные реакции ребенка не достаточно корректные, а также отсутствует эмоциональное обоснование собственных действий.
В конце реализации проекта было продиагностировано 34 воспитанника. Мониторинг показал, что количество воспитанников, у которых достаточно сформировано эмоциональное отношение к нравственным нормам и определение умения различать хорошие и плохие поступки составляет 81% (26 воспитанников), частично сформированны – 19% (8 воспитанников), на низком уровне не осталось ни одного ребенка.
В результате сравнительного анализа мониторинга на начало и конец реализации проекта показатель сформированности эмоционального отношения к нравственным нормам и умение различать хорошие и плохие поступки повысился на 55%.
Анализируя результаты мониторинга, можно сделать вывод о том, что работа по реализации проекта принесла результаты. Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.
Только правильно организованная работа в данном направлении смогла создать условия по воспитанию нравственно развитой личности, готовой к самопознанию и совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире.
Результаты диагностики
по методике «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой
группа подготовительная «А»
Дата проведения 01-02.10.2019г.
№ | И.Ф. ребенка | Оценка по шкале |
1 | Ребенок 1 | 2 |
2 | Ребенок 2 | 2 |
3 | Ребенок 3 | 1 |
4 | Ребенок 4 | 3 |
5 | Ребенок 5 | 3 |
6 | Ребенок 6 | 2 |
7 | Ребенок 7 | 2 |
8 | Ребенок 8 | 3 |
9 | Ребенок 9 | 2 |
10 | Ребенок 10 | 2 |
11 | Ребенок 11 | 3 |
12 | Ребенок 12 | 2 |
13 | Ребенок 13 | 1 |
14 | Ребенок 14 | 2 |
15 | Ребенок 15 | 2 |
16 | Ребенок 16 | 3 |
Итоги:
Сформирован | 5 чел. (31%) |
Частично сформирован | 9 чел. (56%) |
Не сформирован | 2 чел (13%) |
Результаты диагностики
по методике «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой
группа подготовительная «Б»
Дата проведения 03-04.10.2019г.
№ | И.Ф. ребенка | Оценка по шкале |
1 | Ребенок 1 | 2 |
2 | Ребенок 2 | 2 |
3 | Ребенок 3 | 1 |
4 | Ребенок 4 | 3 |
5 | Ребенок 5 | 2 |
6 | Ребенок 6 | 2 |
7 | Ребенок 7 | 3 |
8 | Ребенок 8 | 1 |
9 | Ребенок 9 | 2 |
10 | Ребенок 10 | 2 |
11 | Ребенок 11 | 1 |
12 | Ребенок 12 | 2 |
13 | Ребенок 13 | 2 |
14 | Ребенок 14 | 3 |
Итоги:
Сформирован | 3 чел. (21%) |
Частично сформирован | 8 чел. (58%) |
Не сформирован | 3 чел. (21%) |
Результаты диагностики
по методике «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой
группа подготовительная «А»
Дата проведения 27-28.04.2020г.
№ | И.Ф. ребенка | Оценка по шкале |
1 | Ребенок 1 | 3 |
2 | Ребенок 2 | 3 |
3 | Ребенок 3 | 2 |
4 | Ребенок 4 | 3 |
5 | Ребенок 5 | 3 |
6 | Ребенок 6 | 3 |
7 | Ребенок 7 | 3 |
8 | Ребенок 8 | 2 |
9 | Ребенок 9 | 2 |
10 | Ребенок 10 | 3 |
11 | Ребенок 11 | 3 |
12 | Ребенок 12 | 3 |
13 | Ребенок 13 | 2 |
14 | Ребенок 14 | 3 |
15 | Ребенок 15 | 3 |
16 | Ребенок 16 | 3 |
17 | Ребенок 17 | 3 |
18 | Ребенок 18 | 3 |
Итоги:
Сформирован | 14 чел. (78%) |
Частично сформирован | 4 чел. (22%) |
Не сформирован | - |
Результаты диагностики
по методике «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой
группа подготовительная «Б»
Дата проведения 29-30.04.2020г.
№ | И.Ф. ребенка | Оценка по шкале |
1 | Ребенок 1 | 3 |
2 | Ребенок 2 | 3 |
3 | Ребенок 3 | 2 |
4 | Ребенок 4 | 3 |
5 | Ребенок 5 | 3 |
6 | Ребенок 6 | 3 |
7 | Ребенок 7 | 3 |
8 | Ребенок 8 | 2 |
9 | Ребенок 9 | 3 |
10 | Ребенок 10 | 3 |
11 | Ребенок 11 | 2 |
12 | Ребенок 12 | 3 |
13 | Ребенок 13 | 2 |
14 | Ребенок 14 | 3 |
15 | Ребенок 15 | 3 |
16 | Ребенок 16 | 3 |
Итоги:
Сформирован | 11 чел. (69%) |
Частично сформирован | 4 чел. (31%) |
Не сформирован | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе. Тема проекта: «Малая Родина»
Тип проекта: информационный. Участники проекта:Подготовительная к школе группа. Возраст детей 6 - 7 лет.Воспитатели, родители. Пояснительная записка....
Краткосрочный педагогический проект «Наш безопасный маршрут по ПДД» в подготовительной к школе группе
-Актуальность данного проекта обусловлена статистикой свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма.-Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече ...
Детско – взрослый социально значимый коллективный творческий проект «Поздравление мам с женским днем 8 марта от детей, в группе детского сад» Авторы проекта: музыкальный руководитель Бурчиева Эльза Петровна, Дети подготовительной к школе группы №1.
Дорогие посетители сайта, вашему вниманию представлен мой опыт работы проектной деятельности в детском саду. Проектная деятельность дает возможность каждому ребенку получить опыт индивидуа...
Краткосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Воспитаем патриотов»
Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью вели...
Педагогический проект по развитию связной речи у детей подготовительного к школе возраста «Путешествие по сказкам»
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. П...
Проект по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной к школе группе «Доброта спасёт мир»
Проект по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной к школе группы «Доброта спасет мир» Актуальность проекта. «Доброму человеку бывает стыдно да...
Краткосрочный педагогический проект «Наш безопасный маршрут по ПДД» в подготовительной к школе группе
Проектная деятельностьТема: "Наш безопасный маршрут по ПДД"Тип: творческо-информационный.Возраст: Подготовительная группаВид проекта: КраткосрочныйУчастники проекта: Дети, родители.Актуально...