Конспект занятия по СКАЗКОТЕРАПИИ "Плохие слова"!
план-конспект занятия

Михайлова Кристина Викторовна
Дети ,часто используют так называемые "плохие слова" в лексике.... данный конспект занятия предназначен для того, чтобы донести до ребенка,что это плохо на примере сказки и упражнений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по сказкотерапии в подготовительной группе:

Коррекционная «Сказка про плохие слова и почему их говорить не стоит, работа с чувствами, из-за которых мы говорим такие слова (гнев, злость)».

Направленность:

Трудности в общении, использование в лексике нецензурных слов и выражений.

Продолжать закреплять понятия добра и зла.

Дать понимание, что говорить нецензурные слова — это не есть весело.

Объяснять почему не нужно говорить плохие слова.

Формировать у детей понимание о том, что нецензурные слова не только ранят, но и могут вызвать у собеседника боль и обиду.

Развивать желание помогать ближнему.

Расширять представление об эмоции «гнев», «злость».

Учить понимать свои чувства и чувства других людей.

Продолжать учит передавать эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства

Учить преодолевать негативные состояния.

Развивать воображение, мышление и произвольное внимание. Учить взаимодействовать друг с другом.

                                           Дидактическое пособие:

«КОРОБОЧКА ГНЕВА»

Дети всех возрастов могут злиться.

И очень важно научить их конструктивно выражать свой гнев.

Помочь в этом может специальная «коробочка гнева», в котором живет «гадостеговорун»- существо, которому можно выплеснуть гнев, негативные эмиоции, плохое настроение и даже «нехорошие» слова, он никому не раскроет секрет, а будет своего рода дневником.

Ход занятия

Ребята, я сегодня пришла в сад, а на пороге нашей группы лежит коробочка!  Как думайте, что это за коробка? (ответы детей)

Похоже в коробке таится что-то страшное, судя по тому, что люди на картинках кричат.

А почему же коробку положили именно у нашей группы? Есть предположения? (ответы детей)

А вы ругайтесь? Кричите друг на друга?

Бывает к сожалению…Более того ребята, нередко в последнее время мы слышим от вас «нехорошие» слова! Вот, например недавно я слышала, как один мальчик говорил слово «попа» и громко смеялся при этом. Это слово казалось ему смешным, возможно у него было такое настроение и это его веселило, а вот меня это огорчило, я Вас всех очень сильно люблю, и мне бы хотелось гордиться, что в моей любимой группе самые лучшие дети, а не краснеть от стыда, что Вы говорите «плохие слова». Да и потом, можно же по-другому поднять себе настроение. А когда вы говорите эти нехорошие слова, когда общайтесь друг с другом, они могут обидеть или расстроить Вашего собеседника как в сказке Гадостиговорун…Коробочку мы пока отложим, не будет открывать, а вот со сказкой давайте знакомиться:

Гадостиговорун

    Когда в волшебном лесу наступают каникулы, некоторые родители отправляют своих зверят в гости к бабушкам. Маша и Миша Медведевы так долго ждали этого момента, когда же мама и папа отправят их пожить у бабушки медведицы. И вот, наконец, дождались.

- Ребята, собираемся к бабушке! Сказала мама медведица.

-Ураааа! Обрадовались малыши. – Мы едем к баааааааабушке!!!!

 Медвежата очень любили проводить время с бабушкой, любили ее вкусные пироги с медом, любили слушать ее поучительные истории. Но больше всего они любили обследовать чердак старинного дома. Чего там только не было. Всякие интересные вещицы, фотографии, коробочки и шкатулочки.

  Бабушка была так рада видеть своих внучат, и как все приличные бабушки, сразу побежала готовить угощенья и накрывать стол.  

- Слушайтесь бабушку! сказала мама медведица. Поцеловала своих детишек и уехала.

 -Ну что, Маш, на чердак?

-Конечно! Побежали быстрее, пока бабушка готовит!

На чердаке было все по-прежнему, только очень пыльно и темно. Они решили немного навести там порядок - помочь бабушке и заодно рассмотреть старинные вещи. Вообще Маша и Миша были очень воспитанными детьми и очень дружными. Они никогда не ругались между собой и старались всем помогать.

Убираясь, в самом углу, они увидели старинный сундук с огромным замком.

- Интересно, что там? давай откроем. Предложил Миша.

- Может не будем? Как-то насторожилась Маша. - Нельзя без взрослых трогать непонятные предметы!

 Но было уже поздно. Миша дернул замок и сундук открылся. Медвежата отпрыгнули назад, когда из сундука показалась лохматая и не довольная голова. Потом он и вовсе выпрыгнул, и поспешил к ребятам. Это был Гадостиговорун, но ребята его видели впервые. Он подошел к Маше и ущипнул ее за щечку. Маша разозлилась. Потом ущипнул за щечку Мишу, и он начал ругаться на Машу:

-Почему ты меня не остановила, что нам теперь делать с этим существом?

-Ты совсем уже с ума сошел, это твоя вина! -Кричала Маша на брата.  И как начали они ругаться друг на друга всякими плохими словами, как начали злиться. Так громко кричали, что прибежала бабушка.

- Ах, тыыы, Гадостиговорун, выбрался все-таки. Ну, погоди, сейчас я тебя………… обниму. Иди ко мне мой хороший, мой прекрасный. Давай я тебя пожалею и по головке тебя поглажу. Какие у тебя глазки красивые, какой костюм … какая прическа. Как же я тебя люблю. И тут, произошло чудо. Непонятный человечек сам прыгнул обратно в сундук и закрыл за собой крышку.

-Бабушка, ты волшебница! Как тебе удалось прогнать его?

- Никакого волшебства нет, ребята! Если на злость и грубость отвечать добром, с любовью - зло само уходит и никогда не престанет к тем, кто его к себе не пускает. Когда вам хочется сказать гадость, знайте, это Годостиговорун вас за щечку ущипнул. А вы прогоните его добрым словом, и он уйдет!

 Вопросы:

-Почему Миша и Маша поругались (Наговорили гадостей, потому что открыли сундук с гадостеговоруном)

- Кто спас медвежат (бабушка)

-Каким образом бабушка спасла внуков? (лаской, добрыми словами, любовью).

Почему вылетают плохие слова? (ответы детей)

Вывод: да, бывает, что «плохие слова» вылетают случайно: от расстройства, от перенапряжения, от обиды, от боли, если что-то случается с нами, или вы сердиты, от гнева и злости.

-Приведите примеры, из-за чего Вы можете могут рассердиться или разозлиться и сказать дурное слово? (не поделили игрушку, подрались, нет настроения)

-Кто из Вас был в ситуации, когда другие дети не принимали вас в игру? И как Вы поступили? (ответы детей: играл один, подошел к другим детям, обиделся, нажаловался воспитателю)

-А возможно, бывало, и такое, что вы насильно хотели включиться в игру: расталкивали детей, отбирали игрушки. Давайте разыграем эту ситуацию.

Игра «Прорви круг»

Вставайте все в круг и крепко сцепитесь руками. Один ребенок должен будет остаться за кругом и попытаться прорваться в круг (если ребенок оказывается не в состоянии сделать это, педагог следит, чтобы он находился вне круга не более одной минуты).

Присаживайтесь

Было ли Вам обидно, горько или возможно вы чувствовали злость, что вам не удается прорвать круг? Так же и в игре, когда вы или вас не принимают, мы испытываем нехорошие чувства и у нас вырываются плохие, обидные слова.

Давайте представим мысленную картинку на тему «Я сержусь».

Превратитесь в Мишу и Машу, которые рассердились друг на друга, покажите, как будет выглядеть сердитый Миша, как они произносили слова? (грубо, со злостью).

- «Почему ты меня не остановила!»- говорил Миша,

- «Это твоя вина»! -кричала Маша

Медвежатам было весело или грустно?

Как выглядит сердитый, злящийся человек, какой он? (не красиво, пугающе).

возьмите пожалуйста зеркальца, представьте, что вы разозлились, обиделись, вас гадостеговорун ущипнул за щечку как в сказке, вам нравится ваше отражение? Как Вы выглядите? (глаза сужены, рот искривлен, красные щеки…)

А теперь вспомните счастливые, радостные минуты из жизни, когда вы в добром расположении духа, несете свет и добро в мир или мамины объятия! Какими вы себе нравитесь больше? (ответы детей)

Игра-ассоциация «Злость»

Садитесь поудобнее. Давайте на минутку закроем глаза и представим, на какой цвет, запах, цветок, животное похожа злость? (ответы детей)

Встаем в круг

Игра «Изобрази»

Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мяч и попрошу, например, так: «Вика, изобрази медвежонка»

Вика должна поймать клубок и сказать: «Я – медвежонок, я сержусь, когда…» (пчелы кусают). Вика расскажет нам, когда медвежонок сердится, изобразит его, а затем бросит мяч кому- нибудь из вас, назвав по имени, в свою очередь скажет: «Изобрази…»  и назовет любое животное, птицу или предмет

Присаживайтесь

Взрослые иногда тоже сердятся, потом сами сильно от этого огорчаются.

Почему взрослые могут сердиться или злиться? (ответы детей: проблемы, устали, ребенок плохо себя ведет, что-то не получается, кто-то обидел).

Да в жизни бывают разные ситуации, и надо уметь видеть настроения людей, как в стихотворении:

«Мама спит, она устала...
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой,
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу.
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать.
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать...
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул по мне.
"Ничего, - шепнул он будто, -
Посидим и в тишине!"

Девочка хочет поиграть, но не тревожит уставшую маму, терпит. А как же узнать, какую эмоцию человек испытывает? (ответы детей- по выражению лица(мимика) по движениям (жесты), по интонаци и голосу.)

Поиграем в Игру «Море волнуется» вспомним эмоции

Эмоции будут задавать наши ведущие, лучшая фигура станет новым ведущим. (Если затрудняйтесь вспомнить на доске подсказка из нашей игры эмоции, где изображены сказочные герои, показывающие ту или иную эмоцию)

Итак, море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три- фигура радости замри!

Эмоции мы с вами повторили, назовите их еще раз (радость, удивление, страх, злость.) 

Присаживайтесь

Поиграем в игру закончи предложение

1-Когда мне весело, я такой…

2- Если меня обидели, я такой…

3- Если я хочу порадовать, я такой…

4- Если мне стало грустно, я такой…

5- Если моему другу нужна помощь, я такой...

6- Если я с друзьями, я такой…

7- Если у меня болит зуб…

8- Если на меня накричали, я такой…

9- Если меня похвалили, я такой…

10- Если я уставший, я такой…

Игра «Узнай настроение и угадайка»

-Ребята, я сейчас Вам раздам карточки- эмоции «Наше настроение», которые изображают разные эмоциональные состояния. Задача состоит в том, чтобы по мимике и жестам узнать эмоцию, без слов (показать- злость).

-Поясните пожалуйста, как вы определили то или иное настроение. (Если дети затрудняются, он обращает внимание на мимику, жесты, позы, тон людей)

Обсуждаем, предполагаем почему человек может испытать ту или иную эмоцию

 - испытывал(а) ли вы ту эмоцию, которую показывал(а), и где, когда и почему? (показать- злость, испытала, когда Вы плохо себя вели)

Вот мы с вами попробовали по выражению лица определить настроение, а теперь давайте попробуем по голосу:

Игровая ситуация «Определи по голосу»

Нужно выбрать настроение или состояние, и при помощи набора слогов с разными интонациями сымитировать его, а остальные догадаться (например, удивленно мяу-мау- мау).

Настроения и состояния людей бывают разные, да и одинаковый людей нет, правда? Некоторых лучше оставить в покое и не трогать, дать остыть, когда они сердятся, и не надо этого стесняться, а сказать: «Сейчас я успокоюсь и мы поговорим» другим же нужны внимание, ласка, участие и нужно помогать избавляться от «сердиток».

Давайте разыграем Этюд «Мама рассердилась»

Кто из Вас будет мамой? (придумай на что рассердилась), а остальные дети попытаются «снять сердитки» с мамы, как мы можем это сделать?  (лаской, добрым словом, извиниться)

«Чтоб сердиться мама перестала, я ей слово доброе сказала, а потом сердечно приласкала».

Как доставить радость другому человеку?

В ходе беседы на эту тему дети должны высказать как можно больше предположений о том, как можно доставить радость другому человеку: попытаться рассмешить, погладить его, сказать добрые слова…

«Успокоительная гимнастика»

Разные настроения могут как помогать, так и вредить человеку. Для этого проведем опыт: представьте, что этот шарик надувается плохими настроениями. Вспомните и назовите их (дети перечисляют такие настроения, педагог надувает шар)

Когда их становится слишком много, что произойдет? (шарик лопнет)

Да, а человек может заболеть или будет плохо себя чувствовать.

  Как же научиться избавляться от плохого настроения?

-Встаньте, представьте, как мы злимся, сильно сожмите кулаки, а теперь резко расслабьте. Подумайте и прочувствуйте, какое состояние приятнее….

Как же научиться избавляться от плохого настроения? (ответы детей, постепенно выпускать воздух из шара в процессе)

- Присаживайтесь, закройте глазки и «посмотрите кино»-представьте (ласковое море, солнышко теплое, песочек).

- Глубоко дышим «вдох», «выдох», представляем, что нас ласкает теплый ветерок, улыбаемся солнышку

-мысленно посчитать, чтобы не вырвались плохие слова

-Вспоминаем мамины объятия или приятные события в жизни! Нам так приятно, открываем глаза и улыбаемся друг другу. Нам хорошо вместе! 

Мы узнали, как угадывать настроения, как успокоиться, когда злимся, что делать в таких моментах. Теперь не страшно и коробку открыть? Открываем? (включить аудиозапись)

Коробочку оставим у нас и что ж, если все же захочется сказать плохое слово или просто пожаловаться, будем это делать гадостеговоруну, чтобы окружающие не слышали.

Ведь есть даже такая поговорка: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».

-Как Вы ее понимайте? (Эта пословица означает, что слова имеют огромную силу и воздействие на других людей. С помощью слов можно вызвать огромные разрушения и боль, нанеся кому- то эмоциональную или даже физическую болью. В то же время, слова могут иметь мощную силу, способную привести к исцелению. Когда кто- то говорит грубые или оскорбительные слова, или обзывается, они могут вызвать обиду и страдания у тех, кто их слышит и привести к ссоре. А когда слова используются для добра и поддержки, они могут иметь чудесный эффект. Например, простое «спасибо» может сделать чей-то день лучше, поднять настроение, подарить улыбку.)

Важно помнить, что наши слова имеют большую власть и могут иметь огромное влияние на других людей. Поэтому важно быть осторожным и заботиться о том, как мы выражаем свои мысли и эмоции, чтобы помогать людям и не причинять боль.

-А еще давайте обсудим пословицу: «Слово не воробей, вылетит не поймаешь»

Как вы ее понимайте? (Пословица говорит о том, что сказанные слова уже не вернуть и не забрать обратно. То есть прежде, чем что-либо говорить, следует хорошо подумать о последствиях и не высказывать первое, что придет в голову, ведь вырвавшиеся слова могут ранить человека).

- А что делать, если плохие слова все же вылетели? (извиниться, попросить прощения). Родителям детей, которые говорят плохие слова бывает очень стыдно за них. Более того, с такими детьми дружить и общаться запрещают. Вы когда рассказывайте дома, что в группе кто-то из детей говорит нехорошие слова, родители, наверное, вам говорят не дружи с ним? Почему важно очищать свою речь от плохих слов? (Дети рассуждают на эту тему)

-Давайте пообещаем друг другу, что не будем говорить плохие слова и стараться как можно меньше злиться. А чтобы наше занятие не забылось, предлагаю портреты «злючек» сделать добряками, но прежде отпустим наших гостей (дети выполнят задание)

Если сказали гадость, ты отвечай добротой. Ведь это совсем не в тягость- жить на плечах с головой!

 (включить аудио песни: «злое слово», «доброта»)

просмотр мультфильмов в свободное время перед обедом:

1-«Нельзя говорить плохие слова»

2-«Сказка о том, почему нельзя говорить плохие слова»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: " Слова - предметы "

Этот конспект поможет педагогам и родителям объяснить детям какие есть слова в русском языке и подготовить к обучению в школе....

Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )

Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....

Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )

Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....

Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )

Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....

Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии

Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии....

Конспект занятия «Путешествие волшебных слов»

Способствовать улучшению социально-эмоционального состояния детей. Побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на состояние героев сказок. Расширение словарного запаса, закрепление в акт...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Цена доброго слова и доброго дела»

Цель:  повышение социально-психологической компетентности и нравственной культуры старших дошкольников через развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности детей, п...