Опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»
проект (старшая группа) по теме
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ
«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»
ФГОС ДО направляют содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, дети получают возможность проявить собственную познавательную активность. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Новизна и отличительная особенность представленного проекта заключается в разработанной системе, в которой раздел экспериментально – исследовательской деятельности проходит через разные формы работы и использование в качестве объектов исследования новейших инновационных материалов. Опыт деятельности детского сада по реализации проекта может быть полезен педагогам дошкольных образовательных организаций, осуществляющим реализацию ФГОС дошкольного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ПРЕЗИНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ»
Якимова А.Н.,
воспитатель,
МБДОУ «ДС № 4»
«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»
Обучая детей конкретным навыкам, мы часто лишаем их шанса сделать собственное открытие. Известный швейцарский психолог Ж.Пиаже утверждал, что стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших свойств природы человека. Если потребность в исследовательской деятельности остается неудовлетворенной, это может привести к тяжелым расстройствам нервной системы и даже к нервным заболеваниям. Однако, и общество, и педагоги, и родители считают себя вправе ограничивать исследовательскую деятельность малыша. Это многочисленные запреты: «не лезь», «не тронь», «не делай», невнимание к детским вопросам и твердое убеждение в том, что то-то и то-то ребенку знать еще рано…
В современной образовательной практике значение исследовательской, познавательной деятельности ребенка явно недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным, а он сам бы хотел исследовать все. Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за синицей на прогулке, разбирать игрушки, изучая их устройство. Не замечая этого, мы прерываем его исследовательские порывы, пытаясь направить его познавательную деятельность в то русло, которое сами считаем необходимым. В итоге учебная деятельность предельно отделяется от познавательной и становится скучной. Полностью стремясь сделать благое дело — научить, мы, не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности.
Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников Николай Николаевич Поддъяков справедливо подчеркивает, что надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, дети получают возможность проявить собственную познавательную активность. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Поиск путей организации развивающего обучения побудил к созданию представленного проекта. Новизна и отличительная особенность проекта заключается в разработанной системе, в которой раздел экспериментально – исследовательской деятельности проходит через разные формы работы и использование в качестве объектов исследования новейших инновационных материалов.
Цель и задачи проекта представлены на слайде
Цель: Практическое внедрение детского экспериментирования, как средства развития познавательной активности..
Задачи проекта:
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями
2. Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью – доказательством.
3. Обеспечить переход от предметно – практического действия к образовательно – символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).
4.Вовлекать родителей в совместную деятельность по экспериментированию.
Представленный проект нацелен на:
1.Создание условий для проявления исследовательской активности старших дошкольников в самостоятельном и коллективном экспериментировании.
2.Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Механизм реализации проекта
Участниками проекта являются воспитанники группы раннего возраста ДОО; педагоги, работающие с ними, старший воспитатель, старшая медсестра, родители (законные представители) несовершеннолетних воспитанников.
Состав участников проекта, распределение обязанностей между ними представлены на слайде.
Реализация проекта осуществляется согласно плану работы, включающему мероприятия с детьми, родителями и педагогами.
Финансовое обеспечение реализации проекта опирается на существующую материальную базу детского сада и обеспечивается сочетанием бюджетного финансирования и областной субвенции.
Проект реализуется в три этапа:
На подготовительном сентябрь - октябрь 2017г этапе нами:
1. Изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по исследуемой проблеме;
2.Обновлено содержание «центра экспериментирования» в группе;
3. Составлены картотеки игр, конспектов непосредственно-образовательной деятельности, опытов, экспериментов;
4.Определены темы консультаций для родителей.
5.Проведено обследование участников экспериментальной деятельности.
Основной этап (ноябрь 2017г-февраль 2018г.) был посвящен проведению игровых занятий по экспериментированию. На этом же этапе осуществлялось комплектование фонда справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках проекта.
Третий этап проекта предполагает реализацию мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов. С целью анализа достижения цели и решения задач, обозначенных в проекте, проведен второй этап диагностирования уровня познавательной активности дошкольников. Так же в рамках данного этапа были оформлены материалы и подготовлена презентация для представления результатов проекта для педагогов ДОО и родителей воспитанников.
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов:
С целью контроля выполнения проекта проводились:
- мониторинг условий, необходимых для реализации проекта;
- мониторинг уровня развития познавательной активности воспитанников;
- анализ и корректировка проводимой работы на основании полученных данных.
№ п/п | Возможные риски и ограничения | Механизмы минимизации рисков |
1 | Проблема недостаточного финансирования для обогащения развивающей предметно-пространственной среды группы | Совершенствование материально-технического оснащения группового пространства за счет бюджетного и внебюджетного финансирования, привлечение спонсорской помощи |
Инструментарий.
С целью оценки уровня овладения детьми познавательной деятельностью была использована методика А.И. Ивановой. В таблице приведены данные на начало и на конец реализации проекта.
Сравнивая полученные данные, представленные на слайде, можно отметить, что процент воспитанников с высоким уровнем овладения познавательной деятельность значительно вырос по всем показателем.
Таким образом, экспериментирование - это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Практическое значение для системы образования:
Опыт деятельности детского сада по реализации проекта может быть полезен педагогам дошкольных образовательных организаций, осуществляющим реализацию ФГОС дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"
В статье представлен опыт работы по развитию детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Особое внимание уделяется способам и методам работы педагога с детьми по данной т...
Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...
Методическая разработка по дополнительному образованию "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность"
АннотацияВ данной методической разработке представлена система работы по познавательно – исследовательской деятельности в рамках организации кружковой работы «Юные исследователи» воспитателя подготови...
Мастер-класс для воспитателей по теме «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Мастер-класс для воспитателей по теме «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»...
Опыт работы:"Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается...
Проектно-исследовательская работа на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
Развитие познавательной активности к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание позна...
Опыт работы по теме: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»
Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, актуальной проблемой является научить детей легко и быс...
- Мне нравится (4)