ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»
методическая разработка (подготовительная группа)

Мищенко Наталья Михайловна

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

«Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста

через исследовательскую деятельность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie.docx34.76 КБ

Предварительный просмотр:

                         

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида № 8 «Сказка»

Карасукского района Новосибирской области

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

«Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста

через исследовательскую деятельность»

воспитатель: Мищенко Н. М.

2024 год

 «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,

тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»

Лев Семёнович Выготский.

  Ребёнок по природе своей – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения.

  Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Наблюдая за детьми, я заметила, что именно в дошкольном возрасте пока ребёнок не усвоил все знания, которые накопило человечество, необходимо сформировать у него познавательный интерес, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать связи между ними, т.е. упорядочить свои представления о мире. 

Учитывая практическую значимость метода экспериментирования для всестороннего развития ребенка, в своей работе поставила перед собой следующие цели и задачи.

Цель: развитие любознательности и стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

  • создать в группе необходимые условия для удовлетворения любознательности детей, их стремления к эксперименту, желания самостоятельно находить решения в проблемной ситуации;
  • формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования;
  • обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи;
  • обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить предположения, искать ответы на вопросы и делать простейшие выводы, анализируя результат экспериментальной деятельности.

Свою деятельность в данном направлении я начала с изучения методической литературы ведущих авторов таких  как, Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Прохорова Л.Н., Рыжова Н.В., Рыжова Л., Равиза Ф.В., Соломенниковой О.А., Королева Л., я ознакомилась с несколькими формами исследовательской деятельности. Среди них выявила наиболее приемлемые для детей  дошкольного возраста. Одним из таковых является экспериментирование с предметами и их свойствами.

В работе с детьми по результатам педагогической диагностики в начале года были выявлены следующие проблемы: дети не проявляли любознательности, познавательного интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности, что исследовательская деятельность детей на начало учебного года не достаточно высока, что могло отразиться на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания.

 Часто сталкиваюсь с тем, что ребёнок говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань».

 Цель моей работы - развивать познавательные способности у детей дошкольного возраста путём обогащения опыта познавательно - исследовательской деятельности. Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

  • Разработать систему работы по исследовательской  деятельности для детей дошкольного возраста.
  • Целесообразно организовать предметно-пространственную среду,  располагая пособия для самостоятельной и совместной деятельности.
  • Вызвать интерес у социальных партнёров (родителей) к данной проблеме и вовлечь их, став партнерами, в развитие познавательного интереса и познавательных действий детей среднего дошкольного возраста в исследовательской деятельности.

С целью развития детского исследования мной была создана система работы с детьми дошкольного возраста. Опираясь на систему, составила перспективный план работы с детьми и родителями. Составила картотеку опытов и экспериментов по разделу «неживая природа», подборку материала по разделу распределила по блокам, что позволило легко ориентироваться в материале при выборе  конкретных опытов для планирования содержания практической деятельности и организации развивающей среды. Разработала серию конспектов непрерывной непосредственно образовательной деятельности с объектами и явлениями «неживой  природы»

Совместная деятельность наиболее привлекательная для меня форма организации работы с детьми по данной теме. Могу отметить следующие позитивные моменты:

закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;  продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях; свобода действий, как для меня, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);  роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер); в процессе экспериментальной деятельности дети получали возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно). Организовывала работу с детьми так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Таким образом,  обеспечивала личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (вместе, на равных, как партнеров).

Работу проводила с небольшими группами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинала с определения текущих дидактических задач. Затем выбирала объект, с которым знакомились заранее – и на практике, и по литературе.

Одновременно осваивала технику исследования, если она мне не знакома. Предлагала детям поставить опыт, я сообщала им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Давала время на обдумывание, и затем привлекала детей к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы я поощряла детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и исследовательские действия. В то же время не выпускала из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда дети задают вопросы, и тревожно, когда не задают. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В своей работе с воспитанниками  стараюсь придерживаться основных для меня принципов: принцип научности, адресности, принцип преемственности, принцип поэтапности и систематичности, принцип наглядности. Включаю исследования в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению детей в активное освоение окружающего мира. Каждый раз давала детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.

Познавательный интерес детей развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомила  детей со свойствами жидкостей.

Исследовательская деятельность, так же включает в себя и проектную деятельность, так как проекты имеют основные элементы исследования: выделение и постановка проблем (выбор темы исследования), выработка гипотез, поиск и предложение возможных вариантов решения, сбор материала, обобщение полученных данных, подготовка и защита проекта (сообщение, доклад, создание макета...). Поэтому проектно - исследовательская деятельность заняла свое место в моей системе работы в детском саду. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Проводила с детьми экологический проект «Вода, вода, кругом вода», «Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем» 

Известно, что дети одного и того же возраста, отличаются друг от друга своей работоспособностью, знаниями, развитием умений, выносливостью, вдумчивостью, темпом усвоения материала, поэтому и требования к детям не могут быть одинаковыми и я придерживалась такого принципа, как индивидуальный подход. Использую в своей практике принцип способности видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе, принцип безопасности. Таким образом, работа показала, что использование целенаправленного систематического применения экспериментов   позволило детям моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые они производят с предметами, носят творческий характер, вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательные действия, любознательность.

Толчком к началу исследования часто служит удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба. Поэтому, использую в работе все существующие разновидности экспериментов:

-случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;

-плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);

-эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка)

Наблюдение является одной из форм исследовательской деятельности. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей.

Считаю, что многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. Заметила, что целенаправленная работа по развитию познавательного интереса меняет характер вопросов у многих детей, от простого «Что это?», к вопросу «Как это происходит?»

Исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Проводила такие игры как - «Разноцветные шарики», «Почему все звучит?», «Свет повсюду», Кто играет ленточками?», «Игры со льдом и водой», «Игры с камешками» и т.д..

Для качественного проведения исследовательской деятельности очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды – эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Учитывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети приобретали опыт творческой поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. Для этого я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности воспитанников. С этой целью в группе сформировала уголок исследовательской деятельности «Исследовательский центр». В  уголке «Исследовательский центр» я разместила - приборы-помощники: лупы, песочные часы, магниты; природный материал; красители; разнообразные сосуды из различных материалов; медицинские материалы; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито; утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.; технические материалы: гайки, скрепки, болты; разные виды бумаги: обычная, картон, шлифовальная, копировальная и др.

Различные коллекции, создающие условия для расширения возможности исследовательской деятельности, это - «Летающие семена», «Лекарственные травы».

Создала мини-музея камней  «Удивительный камень», коллекцию гербария. Все оборудование находиться в свободном доступе для детей.

Мой опыт показал, что исследовательская деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей  использовала различные методы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические. С этой целью я проводила анкетирование родителей на тему: «Организация поисково- исследовательской деятельности дошкольников дома», родительское собрание: «О детском экспериментировании», изготовление совместных поделок, детей и родителей, из бросового материала и бумаги «Наши руки не знают скуки».

 Размещала в уголке для родителей консультации об исследовательской деятельности на тему «Игра или экспериментирование», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», рекомендации по «Организации развивающей среды в семье для познавательной активности детей», «Организация детской познавательной деятельности в условиях лета», «Исследовательская деятельность детей в детском саду», «Играя, познаем», оформляла папки - передвижки «Наблюдаем вместе с детьми», «Как правильно организовать исследования в домашних условиях». Буклеты на темы «Рисуем  песком», «Волшебные свойства воды», которые помогли понять, как правильно и безопасно организовать опыты и эксперименты с песком, водой в домашних условиях. Сотворчество, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности. Организуемая с семьей работа: помогла нацелить родителей на необходимость поддержания в ребёнке пытливости, любознательности, позволила вовлечь родителей в образовательный процесс. Родители помогали не только в оформлении оборудовании уголка исследования, регулярно пополняли необходимыми материалами, отметили, что необходимо использовать исследовательскую деятельность в детском саду и пожелали продолжать развивать работу в этом направлении.

Проведенная мной работа по развитию познавательного интереса в исследовательской деятельности выявила положительную динамику в итоговой педагогической диагностике. Результаты проведенной работы показали, что применение исследований оказало влияние: на знания детей о неживой природе, повышение уровня развития любознательности; на исследовательские умения и навыки детей.

  Я не собираюсь останавливаться на достигнутых результатах, т.к. у меня есть цель – расширять свои знания в данном вопросе, ввести в работу все направления для развития познавательного интереса детей через исследовательскую деятельность с младшего дошкольного возраста и до выпуска детей  в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста".

Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников" послужит помощью в работе воспитателям....

Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста с ФФНР через проектно-исследовательскую деятельность

формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию проектно-исследовательской деятельности....

Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".

В данном материале обобщён опыт использования  инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья посвящена развитию познавательно-исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте через организацию экспериментирования. Рассматривается создание экспериментальной развивающей предм...

Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...

Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность&raqu...

Система работы по теме: «Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Система работыпо теме:«Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...