«Ровесничество – технология создания детского сообщества»
консультация
Ровесническое образование – практика, направленная на развитие детского обучающегося сообщества у дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Ровесничество – технология создания детского сообщества»
Ровесническое образование – практика, направленная на развитие детского обучающегося сообщества у дошкольников.
В детском саду нужно создать такую социокультурную среду для взаимодействия детей, в которой строятся коллективные, ровеснические отношения, чтобы каждый дошкольник мог полно и разносторонне реализовать свои способности и стремления.
В последние два десятилетия в работу детского сада вошли школьные методы организации занятий. Собственно, дошкольные формы взаимоотношений детей и взрослых оттеснены к четвертому году жизни детей.
Между тем в детском саду существует 4 типа взаимоотношений:
- Детей друг с другом;
- Педагогов с детьми;
- Педагогов друг с другом;
- Педагогов с системой образования и родителями.
Норма, которая объединяет эти отношения, - равноправие. Равноправные отношения строятся на основе диалога. Общение строится на основе деятельности, в том числе и учебной.
Учебная деятельность – это основа для формирования умения учиться. Она позволит определить группу учебно-деятельностных умений как центральный элемент в системе общеучебных умений и навыков.
Устанавливая связи внутри общеучебных умений, можно выделить такие подгруппы:
- учебно-деятельностные;
- учебно-интеллектуальные;
- учебно-организационные;
- учебно-информационные;
- учебно-коммуникативные умения.
Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют ребенку организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми.
К таким навыкам относятся:
- выслушивание мнения других;
- владение различными формами устных публичных выступлений;
- оценка разных точек зрения;
- владение приемами риторики;
- организация совместной деятельности;
- владение культурой речи;
- ведение дискуссии.
Хорошо развитые учебно-коммуникативные умения помогают самому общению, делают его более содержательным, интересным, целенаправленным. Главное из них – умение слушать, которое требует сосредоточенности, равномерного распределения внимания на довольно большой период времени, определенной работы над собой и зависит от устойчивости нервной системы и психики. Не менее трудным является также умение слушать учителя и одновременно записывать содержание его рассказа; читать текст и одновременно слушать инструктаж учителя о работе над текстом, над логически составленными частями; литературным языком выражать свои мысли, пользоваться специальным языком той науки, которая лежит в основе учебного предмета, выступать перед аудиторией, составлять план выступления, вести полемику, участвовать в дискуссии, высказывать тезисы, задавать уточняющие вопросы, аргументировать, доказывать.
- способность ясно и четко излагать свои мысли,
- корректно отвечать на поставленные вопросы,
- формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту;
- уметь аргументировать свою позицию или гибко менять ее в случае необходимости.
- способность подчиниться решению группы ради успеха общего дела.
- всегда удерживать социальную дистанцию в ходе общения.
Ровестничество – категория, требующая признать исходным условием то, что дети могут жить своей собственной жизнью, иметь свои собственные игры и считалки, свои секретные «клады», иметь общие интересы к чтению, буквам и словам, математическим закономерностям, к природе, таинственность которой понятна детям – будь то распускающийся цветок или бегущие муравьи. Невозможно долго удерживать эту таинственность интереса вне непосредственного личного общения с другими, вне детской общности. Современная педагогика считает, что только взрослый может организовать детские игры, научить детей общаться, учиться. Часто на занятиях можно услышать от педагогов «Не подсказывай», «Нельзя заглядывать в тетрадь соседу», и самое ужасное - «Не давайте списывать». А как ребенку узнать правильный ли у него ход мыслей, верно ли он сделал задание, если еще, и разговаривать на занятии нельзя. Сидит бедный ребенок на стуле и мучается – верно, ли я сделал, не ошибся ли. Как можно узнать о том насколько правильно выполнено задание? Как узнать о собственном успехе? Только двумя способами:
- признание правоты действий взрослым
- общественное признание детей, понимающих значимость и весомость умений.
Именно детская общность общественным образом подтверждает неслучайность успехов каждого ребенка.
Идея ровесничества может быть обозначена фразой «Мы сами».
«Мы сами» - известное детское выражение, исчезающее в общении со взрослыми, навязчиво обучающими детей. В период от 5 до 7 лет может установиться такая общность детей, в которой каждый ребенок чувствует себя умелым, знающим, способным (вместе с другими) справиться с любой задачей, и привыкающим к тому, что разногласия между людьми не должны перерастать в конфликт. Если такая детская общность попадает в класс именно как целостность, то учитель имеет дело не с отдельными школьниками, а с хорошо организованным, хорошо подготовленным субъектом любой предстоящей (в том числе и учебной) деятельности. Это и есть первое условие нормального начала школьного обучения.
Какие же из всего сказанного можно сделать практические выводы?
Предметом целенаправленного воспитания детей должны стать дружеские связи детей, их обращенность друг к другу, умение и стремление играть и действовать вместе, развитие активного интереса ко всему происходящему в группе, особого микроклимата доброжелательного отношения друг к другу, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности.
Некоторые могут спросить: «А как же те знания и умения, которые мы должны дать детям?» содержательные, деловые отношения между детьми, совместная со взрослым деятельность, позволяют детям успешно ненасильственно, ненавязчиво вводить в оборот жизни знания, умения и навыки. Изменение направленности педагогической деятельности приводит к изменению предмета педагогических забот и задач. Знания, умения и навыки, считавшиеся содержанием и результатом обучения, становятся материалом и побочным продуктом процесса.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация образовательной деятельности через создание развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастном детском сообществе "Светлячок" МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 5 "Колокольчик" города Белёва Тульской обл.
Развивающие игры, представленные в развивающей среде разновозрастного детского сообщества «Светлячок», очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, он...
Ровесничество- технология создания детского сообщества
Ровесническое образование - это практика направленная на развитие детского обучающегося сообщества у дошкольников....
«Введение новых образовательных технологий: «Утренний и вечерний круг, технология создания детского сообщества «Ровестничество», выступление
Уровень обр. орг., Педагогический совет«Работаем по инновационной программе «От рождения до школы», МАДОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 19.10.2022г....
Создание детского сообщества как средство развития социально - коммуникативных навыков в группе комбинированной направленности"
О социально - коммуникативном развитие детей с ОВЗ в группе комбинированной направленности....
Создание детского сообщества как средство развития социально - коммуникативных навыков в группе комбинированной направленности"
О социально - коммуникативном развитие детей с ОВЗ в группе комбинированной направленности....
Культурная практика по созданию в МБДОУ № 309 разновозрастного детского сообщества «Содружество» между группами среднего и старшего дошкольного возраста.
Актуальность создания разновозрастного детского сообщества - проблема воспитания личности сегодня является актуальной для современного общества. Становление личности ребенка дошкольника происходит в е...
Консультация для педагогов на тему: «Реализация технологии детское сообщество «Ровесничество».
Технология детского сообщества, задачи формирования, признаки, этапы, психолого-педагогические условия создания....