Консультация для педагогов на тему: «Реализация технологии детское сообщество «Ровесничество».
консультация

Краева Ирина Николаевна

Технология детского сообщества, задачи формирования, признаки, этапы, психолого-педагогические условия создания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rovestnichestvo.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

на тему:

«Реализация технологии детское сообщество «Ровестничество».

Подготовил: воспитатель

младшей - средней группы

СП «Детский сад  8»

 ГБОУ СОШ  8

г.о. Октябрьск, 2023 г.

Краева Ирина Николаевна

В программе «От рождения до школы» представлены основные компоненты оптимальной организации образовательно – воспитательного процесса.  В пятом (обновленном) издании внесены некоторые инновации. Одной, из которых является «Ровестничество». Это технология создания детского сообщества.

Детское сообщество – это группа детского сада как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями.

Задачи формирования детского сообщества:

  • Формирование гуманных взаимоотношений в группе (дружеские отношения, внимание, уважение мнения другого, взаимопомощь).
  • Приобщение детей жить и трудиться вместе со всеми детьми в группе.
  • Учить считаться с интересами друг друга, подчинять свои интересы интересам коллектива.
  • Учить заботиться, помогать друг другу, поощрять и поддерживать дружбу между детьми.

Для детского сообщества характерны следующие признаки:

  • Организатор и руководитель детского сообщества: взрослый – педагог;
  • Коллективные связи в дошкольном возрасте неустойчивы, они только складываются, поэтому легко возникают в различных видах деятельности и также легко могут распадаться;
  • В детском сообществе преобладают личностные взаимоотношения, основанные на симпатии и ситуативном интересе к сверстнику;
  • Нет органов самоуправления, то есть действующего «актива», как например, в коллективе школьников;
  • В детском сообществе нет развитой системы межличностных и деловых отношений, общественного мнения.

При становлении детского сообщества выделяют 3 этапа:

  • Создание предпосылок дошкольного детского сообщества (3-5 лет).
  • Организация сотрудничества детей в малых группах (5-6 лет).
  • Развитие межгрупповых взаимодействий (6-7 лет).

На первом этапе под руководством воспитателя у детей формируются представления о нормах взаимоотношений в детском сообществе, появляется устойчивый интерес к деятельности, к сверстникам, усиливается сплоченность детей. В результате могут возникать стойкие игровые группировки по 3-5 человек - это первоначальный этап сплочения детского сообщества.

На втором этапе важно сделать эти объединения более устойчивыми и длительными. Выдвигаются более сложные цели совместной деятельности. Воспитатель организует детское сообщество, помогает распределить обязанности, учит детей проявлять чувство доброты, чуткости, отзывчивости, дружбы, ответственности во взаимоотношениях, происходит естественный процесс объединения маленьких группировок. Дети проявляют большую самостоятельность, состав объединений становится более устойчивым.

Третий этап характеризуется ростом самостоятельности детей, он предполагает воспитание у детей навыков самоорганизации. Возрастает количество участников детского сообщества. Дети нередко сами объединяются по своему усмотрению в разнообразных видах деятельности, самостоятельно распределяют роли в игре, обязанности в трудовой деятельности, сами регулируют взаимоотношения в группе. На данном этапе создается возможность для объединения нескольких малых подгрупп в одну большую группу для совместной деятельности детей: сюжетно-ролевую игру, объединяющую несколько сюжетов, коллективный, совместный труд. На этом этапе воспитатель от прямого воздействия на детей переходит к косвенным методам руководства детским сообществом.

Наиболее эффективно детское сообщество будет формироваться при следующих психолого-педагогических условиях:

  • Организация педагогом интересной и содержательной жизни в группе;
  • Основное место в организации детского сообщества принадлежит игровой деятельности;
  • Педагог способствует осуществлению детьми собственного выбора партнеров по интересам;  
  • Изменение педагогом структуры группового общения и дистанции общающихся;
  • Организация коллективного и  совместного труда;
  • Участие детей в подготовке и проведении различных праздников  и развлечений.

Таким образом, при целенаправленном руководстве происходит формирование детского сообщества, устойчивых дружеских взаимоотношений, способствующих внутренней общности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по теме: «Реализация ФГОС ДО в практике работы ДОУ»

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!  Сейчас основная тема - это реализация или введение ФГОС ДО в практику работы дошкольных учреждений. Перед воспитателями встает очень много вопросов: почему этот документ появи...

Консультация для педагогов по теме: «Реализация ФГОС ДО в практике работы ДОУ»

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!  Сейчас основная тема - это реализация или введение ФГОС ДО в практику работы дошкольных учреждений. Перед воспитателями встает очень много вопросов: почему этот документ появи...

Консультация для педагогов на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда дошкольного образовательного учреждения»

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы ...

Консультация для педагогов на тему: «Педагогические технологии социализации дошкольника»

Консультация для педагоговНа тему: «Педагогические технологии социализации дошкольника»...

Консультация для педагогов на тему: "Современные технологии речевого развития дошкольников"

Консультация для педагогов на тему: "Современные технологии речевого развития дошкольников"...

Консультация для педагогов на тему: «Реализация индивидуализации образования детей с ОВЗ в условиях ДОУ».

Презентация на тему: «Реализация индивидуализации образования детей с ОВЗ в условиях ДОУ»....