Создание детского сообщества как средство развития социально - коммуникативных навыков в группе комбинированной направленности"
презентация к уроку (подготовительная группа)

Низамова Дильбар Галимовна

О социально - коммуникативном развитие детей с ОВЗ в группе комбинированной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_smo.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема заседания СМО № 2: «Использование современных методов и технологий в работе над развитием речи детей дошкольного возраста»

Тема предоставляемого опыта: «Создание детского сообщества как средство развития социально-коммуникативных навыков детей 6-7 лет в комбинированной группе»

                                                     Низамова Дильбар Галимовна

                        Воспитатель

                                                                     МБДОУ «ДС «Северская сказка»

г. Новый Уренгой, 2023

1 слайд

Социально — коммуникативное развитие — это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста.

К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании, в разных видах деятельности. 

Быть коммуникабельным – значит легко контактировать с другими людьми, общаться с ними, вступать в коммуникативные отношения в сообществе.

2 слайд

Задачи формирования детского сообщества:

  • формирование гуманных взаимоотношений в группе сверстников (дружеские отношения, внимание, уважение мнения другого, взаимопомощь и др.);
  • приобщение детей жить и работать сообща, играть и трудиться вместе со всеми детьми в группе;
  • учить считаться с интересами друг друга, подчинять свои интересы интересам коллектива;
  • учить заботиться, помогать друг другу, поощрять и поддерживать дружбу между детьми.

Я работаю в подготовительной группе комбинированной направленности. Состав группы неоднороден: из 15 детей 3 девочки. Группу посещают 2 ребенка – инвалида (один из них с ДЦП), ребенок с ЗПР.

3 слайд

Суть комбинированной группы в том, чтобы дети с ОВЗ ощущали себя частью гражданского общества, а не изгоями, которые вынуждены брать лишь, то, что дают и не иметь возможности рассчитывать на большее. 

Детское сообщество комбинированной группы является основной базой накопления детьми социального, нравственного, игрового, речевого опыта. 

Хочу сказать следующее: пользу получают обе стороны. Здоровые дети, воспитываясь в одном коллективе с особенными, становятся более чуткими, добрыми и терпимыми к недостаткам других людей. Они привыкают воспринимать ребят с ОВЗ как равных себе, не обращая внимания на какие-то особенности внешности и здоровья. 

4 слайд

Овладение коммуникативными навыками у детей со статусом ОВЗ происходит сложнее,  чем у обычных детей, поэтому коммуникативная компетентность детей с ОВЗ включает:

— способность ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них;

— умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;

— восприятие речи;

— умение подражать;

— умение соблюдать очередность в разговоре;

— умение применять навыки общения в повседневной жизни.

Это не значит, что все происходит сразу и легко. Отнюдь - гораздо сложнее ребенку – инвалиду принять другого ребенка – инвалида.

Особые дети дают шанс проявить лучшие качества: такие как доброта, щедрость, любовь. Но сами не всегда готовы проявлять эти качества. И только в непосредственной работе с родителями и проявленных с двух сторон терпения и выдержки идет взаимопринятие друг друга.

Детям с ограниченными возможностями присуще слабая коммуникативная способность. Они не уверены и замкнуты в общении. Хотя потребность в общении бывает выражена очень ярко, воспитанники часто испытывают сложности в ситуациях установления контактов с собеседниками, необходимостью передачи и восприятия   информации.

Нам приходится решать проблемы повышенной агрессивности, конфликтности, расстройства психоэмоциональной сферы.

Это откладывает отпечаток и на организацию образовательной деятельности в группе.

5 слайд

В своей работе я использую технологию проблемных ситуаций

Ситуации гуманистического выбора

Ставлю детей перед выбором: откликнуться на проблемы других людей или предпочесть личные интересы или проявить безразличие?

«Научи своего друга тому, что умеешь сам»

Я побуждаю детей к проявлению внимания к друг другу, взаимопомощи и сотрудничеству: играть вместе, создавать постройки, помочь одеться…

Я помогаю им стать терпеливыми, внимательными, снисходительными к трудностям и ошибкам сверстников.

Ситуации затруднения

«Что нужно сделать, как быть?»

Это ситуации, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность и отзывчивость детей. 

6 слайд

Чтобы мотивировать детей на развитие такого коммуникативного навыка как умение слушать и слышать, быть внимательным к сообщениям взрослых и товарищей, ставился вопрос: «Зачем человеку уши?». Ответив на него, дети пришли к выводу, что очень важно, чтобы их слышали. Один мальчик сказал так: «Я сказал своим ушкам слушаться, и они меня стали слышать» 

Да, случаются проблемы в общении, и  мы их разбираем на ковре, садимся в позу «лотоса» и учимся слушать и слышать других, концентрировать внимание.

7 слайд

Предметно-пространственная среда так же является неотъемлемым условием интенсивного формирования коммуникативных навыков. «В пустых стенах ребенок не заговорит», - высказывание Е. Тихеевой.

Поскольку в группе достаточно представлено легоконструкторов, то его использование способствует решению проблемы речевой активности, развитию коммуникативных навыков. Формирование компетенции показывает детям, что можно опереться на свой опыт, на опыт друга, чтобы они могли соотнести свои собственные возможности и умения передавать их, свои умозаключения, чтобы быть понятыми другими людьми. Дети создают постройки вместе.

8 слайд

Коммуникативное развитие детей, в том числе с ОВЗ,  наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра. Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, имеет значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния.

9 слайд

Я намеренно предлагаю ребенку нормы привлечь ребенка ОВЗ в свою деятельность, игру, оказать ему какую - либо помощь. И на данном этапе отрадно видеть, что дети сами проявляют активность в общение с детьми ОВЗ, предусмотрительность при решении бытовых ситуаций. Дети научились терпеливо ждать мальчика с ДЦП при перемещении по саду, придерживать двери не только ему, но и друг другу (не забывая благодарить при этом), уступать ему место, помогать. Но и он приобретает элементарные навыки общения. В группе есть ритуал приветствия и ему нравиться этот процесс. Он участвует в утреннем и вечернем круге. В силу физиологических особенностей с ним случаются казусы, но дети воспринимают это как норму и уже не обращают внимание. А он с удовольствием «бежит» с нами на занятия, в спелеокамеру, на прогулку. И как все дети любит праздники.

10 слайд

И в тоже время они научают другого ребенка - инвалида терпению, умению адекватно реагировать на различные жизненные ситуации и напоминают ему, что он вырос и может и должен вести себя в соответствии с нормами, принятыми в обществе.

11 слайд

Количество детей с нарушениями развития и физическими особенностями растет с каждым годом. Поэтому задача цивилизованного общества обеспечить таким людям равноправное положение во всех сферах жизни.

У здоровых, нормально развивающихся детей, проходящих через инклюзивное образование, развиваются такие качества как сочувствие, сопереживание, отзывчивость. Они становятся более терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности.

Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс МБДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей — у всех детей есть особенности, и особые образовательные потребности.

И самая главная потребность – потребность в общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техника ЛЕГО – конструирование как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Презентация по использованию техники лего- конструированиядля развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста...

Музыкальная игра как средство развития социально-коммуникативных навыков дошкольников. (консультация для воспитателей)

Данная консультация поможет педагогам в выборе игр для самостоятельной деятельности....

План самообразования воспитателя "Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

План самообразования воспитателя по теме "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста....

Парциальная программа. Сюжетно - ролевая игра как средство развития социально коммуникативных навыков у дошкольников в группах комбинированной направленности с ТНР.

Материал будет интерес воспитателям и специалистам ДОУ, работающие в группах с детьми с ОВЗ. Центральными задачами программы являются:  спосбствовать общему развитию детей с ТНР, укреплению их фи...

Театрализованная деятельность в младшей группе как средство развития социально-коммуникативных навыков

Театрализованная игра является эффективным средством социально – личностного, познавательно - речевого и художественно – эстетического развития дошкольника. Занятия театрализованной деятел...

Создание детского сообщества как средство развития социально - коммуникативных навыков в группе комбинированной направленности"

О социально - коммуникативном развитие детей с ОВЗ в группе комбинированной направленности....