План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
учебно-методический материал
«Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
Должность: воспитатель
ФИО: Фасхиева Рушания Юсуповна
Образование: высшее
Когда начата работа над темой: сентябрь 2021 г.
Когда предполагается закончить работу над темой: май 2021 г.
Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.
Актуальность темы
«Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А. Сухомлинский
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Задачи самообразования:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста.
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.
3. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования
4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Основные вопросы, намеченные для изучения:
1. Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей рук, нетрадиционные техники рисования, пальчиковый театр, использование монтессори-пособий.
2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.
3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.
Ожидаемый результат.
Средняя группа.
- Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
- Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
- Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
- Научатся видеть необычное в обычных предметах
- Разовьют мелкую моторику рук.
Старшая группа
- Овладеют различными приемами преобразования материалов.
- Освоят обобщенные способы работы.
- Разовьют познавательные, конструктивные способности.
- Разовьют интерес к результату и качеству поделки.
Подготовительная группа
- Разовьется поисковая деятельность.
- Освоят умение анализировать поделку.
- Сформируется положительное отношение к труду.
- Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
- Подготовится рука к письму.
Методы и приёмы работы:
- пальчиковые гимнастики;
- изготовление дидактических игр, шнуровок;
- использование нестандартного счетного материала;
- использование нетрадиционных техник рисование;
- лепка из пластилина и соленого теста;
- игры с кубиками, конструкторами;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов.
Формы работы
С детьми | С воспитателями | С родителями |
ООД Развлечения Игры Эксперименты Наблюдения | Консультации Выставки Презентации Практикумы | Консультации Собрания Презентации Анкетирования Практикумы Выставки |
Перспективный план самообразования
I этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ 2021 – 2025 учебный год | |
Мероприятия | Срок выполнения |
Подбор и изучение научно - методической литературы: Список литературы
В ходе анализа научно – методической литературы и имеющегося практического опыта по данной теме мною внедрено в свою практику новые технологии таких как: метод проектов, компьютерные технологии, мультимедиа технологии. Разработка и отбор игровых и дидактических материалов по ручному труду для развития мелкой моторики воспитанников.
2. Картотека игр по мелкой моторике ;
4. Создание наглядных пособий, игр; 5. Пополнение материалов. Разработка перспективного планирования по ручному труду в средней группе | Сентябрь 2021 – май 2025 г 2021 – 2025г 2020 г |
II этап РЕАЛИЗАЦИОННЫЙ 2021 – 2025 учебный год | |
Мероприятия | Сроки выполнения |
Проведение мониторинга на начало года I Работа с детьми
Этапы работы Первый этап - средняя группа.
Второй этап - старшая группа: 1. Знакомство с различными видами ткани. 2. Аппликация из ткани. 3. Бумажная пластика 4. Декоративное плетение. 5. Работа с картоном. 6. Работа с соленым тестом. Третий этап - подготовительная группа. 1. Изготовление поделок из конусов и цилиндров, 2. Изготовление поделок из природного материала; 3. Изготовление поделок способом Оригами 4. Изготовление поделок из бумаги, разделенной на сектора, склеивание конусов. 5. Знакомство с ручными стежками и пришивание пуговиц. 6. Плетение из полосок бумаги. Проведение мониторинга на конец года II Работа с родителями
"Развитие мелкой моторики в повседневной жизни детей" Презентация; «Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребёнка к школе»; «Развитие мелкой моторики рук-как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению».
«Руки – не для скуки»,
«Играем с пальчиками – развиваем речь»; «Пальцы помогают говорить».
III Организационно-педагогическая работа 1. Консультация для педагогов ДОУ «Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»;
3. Оформление памяток для коллег и родителей по развитию мелкой моторики 4. Консультации для педагогов: «Развитие мелкой моторики рук в продуктивной деятельности, как условие успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста» «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда" «Развитие мелкой моторики руки посредством пластилинографии у старших дошкольников»
6.Семинар-практикум для педагогов «Большие возможности мелкой моторики» 7. Мастер-класс для педагогов. Тема: "Оригами-цветок для мамы" 8. Мастер-класс для педагогов. Тема: "Бумажные фантазии" 9. Посещение городских методических объединений по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда;
| Сентябрь 2021 – 2025 г В течении 2021 - 2025 учебных годов 2023 – 2024г Сентябрь –май 2021-22 2024-25 Сентябрь –май 2022-2023 2024-2025 Сентябрь –май Май 2021-2025г Май 2021 – 2023г Сентябрь 2022г. Октябрь 2023г. Ноябрь 2023г. 2021-2025 гг. Октябрь 2021 г. Февраль 2022 Апрель 2022г. Январь 2022г. В течении 2021-2025 гг. В течении 2021-2025гг. 2021-2025гг. В течении 2021-2025 гг. Ноябрь 2021г. Апрель 2022г. Ноябрь 2022г. Февраль 2022г. Февраль 2023г. Март 2023г. Декабрь 2023г. 2021-2025 гг. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей через продуктивные виды деятельности с использованием нетрадиционных приемов и материалов»
Актуальность выбранной темыОбучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не боять...
Кружковая работа "Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности"
Кружковая работа...
Долгосрочный проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социа...
Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности
hellip;«Ум ребенка находятся на кончиках пальцев»....
ПРОЕКТ «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности....
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»...
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев р...