План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
учебно-методический материал

Фасхиева Рушания Юсуповна

«Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».              

                                                                                           В.А.  Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

Должность: воспитатель

ФИО: Фасхиева Рушания Юсуповна

Образование: высшее

Когда начата работа над темой: сентябрь 2021 г.

Когда предполагается закончить работу над темой: май 2021 г.

Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.

Актуальность темы

«Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».              

                                                                                           В.А.  Сухомлинский

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

     Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

    Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

          Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

     Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

         На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Задачи самообразования:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста.

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.

3. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования

4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.

5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Основные вопросы, намеченные для изучения:

1. Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей рук, нетрадиционные техники рисования, пальчиковый театр, использование монтессори-пособий.

2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.

3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.

Ожидаемый результат.

Средняя группа.

  • Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
  • Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
  • Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
  • Научатся видеть необычное в обычных предметах
  • Разовьют мелкую моторику рук.

Старшая группа

  • Овладеют различными приемами преобразования материалов.
  • Освоят обобщенные способы работы.
  • Разовьют познавательные, конструктивные способности.
  • Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

Подготовительная группа

  • Разовьется поисковая деятельность.
  • Освоят умение анализировать поделку.
  • Сформируется положительное отношение к труду.
  • Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
  • Подготовится рука к письму.

Методы и приёмы работы:

- пальчиковые гимнастики;

- изготовление дидактических игр, шнуровок;

- использование нестандартного счетного материала;

- использование нетрадиционных техник рисование;

- лепка из пластилина и соленого теста;

- игры с кубиками, конструкторами;

- рисование с использованием шаблонов, трафаретов.

Формы работы

С детьми

С воспитателями

С родителями

ООД

Развлечения

Игры

Эксперименты

Наблюдения

Консультации

Выставки

Презентации

Практикумы

Консультации

Собрания

Презентации

Анкетирования

Практикумы

Выставки

Перспективный план самообразования

I этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

2021 – 2025 учебный год

Мероприятия

Срок выполнения

Подбор и изучение научно - методической литературы:

Список литературы

  1. Лазаренко О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений, Издание: Айрис-Пресс 2012
  2. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
  3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук.
  4. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.
  5. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
  6. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.
  7. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
  8. Электронные ресурсы
  9. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.baby2000.ru/um/motorika.html
  10. Андреева Р.П., “Расписные самоделки”, Издательский дом “Литера”, Санкт - Петербург, 2000 г.;
  11. Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.;
  12. Гульянц З.К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г.;
  13. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
  14. Демина И.П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г.;
  15. “Делаем сами” - ежемесячный журнал;
  16. “Дошкольное воспитание” - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг.;
  17. Кошелев В.М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г.;
  18. Корчинова О.В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.
  19. Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 1990 г.;
  20. Литвиненко В.М., Аксенов М.В. “Игрушки из ничего”, Издательство “Кристалл”, Санкт - Петербург, 1999 г.;
  21. Машинистов В.Г., Романина В.И. “Дидактический материал по трудовому обучению”, М: “Просвещение”, 1991 г.;
  22. Рябкова И.А., Дюрлюкова О.А. «Художественно-творческая деятельность. Оригами.Волгоград: «Учитель», 2010г.

В ходе анализа научно – методической литературы и имеющегося практического опыта по данной теме мною внедрено в свою практику новые технологии  таких как: метод проектов, компьютерные технологии, мультимедиа технологии.

Разработка и отбор игровых и дидактических материалов по ручному труду для развития мелкой моторики воспитанников.

  • 1. Подготовка дидактического материала по проекту «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук)

2. Картотека игр по мелкой моторике ;

  • 3. Составление картотеки книг, статей из журналов;

4. Создание наглядных пособий, игр;

5. Пополнение материалов.

Разработка перспективного планирования по ручному труду в средней группе

Сентябрь 2021 – май 2025 г

2021 – 2025г

2020 г

II этап РЕАЛИЗАЦИОННЫЙ

2021 – 2025 учебный год

Мероприятия

Сроки выполнения

Проведение мониторинга на начало года

I Работа с детьми  

  • Наблюдения.   
  • Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.
  • Организация выставок.  
  • Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.  
  • Изготовление подарков.
  • Дидактические игры.
  • Чтение художественной литературы.
  • Просмотр слайд. фильмов.   

 Этапы работы

Первый этап - средняя группа.

  1. Игры с пальчиками
  2. Работа с бумагой. Аппликация.
  3. Составление узоров из цветных ниток на фланелеграфе.
  4. «Мозаика» - придумай симметричный узор.
  5. Обучение шнуровке.
  6. Работа с природным материалом.

Второй этап - старшая группа:

1. Знакомство с различными видами ткани.

2. Аппликация из ткани.

3. Бумажная пластика

4. Декоративное плетение.

5. Работа с картоном.

6. Работа с соленым тестом.

Третий этап - подготовительная группа.

1. Изготовление поделок из конусов и цилиндров,

2. Изготовление поделок из природного материала;

3. Изготовление поделок способом Оригами

4. Изготовление поделок из бумаги, разделенной на сектора, склеивание конусов.

5. Знакомство с ручными стежками и пришивание пуговиц.

6. Плетение из полосок бумаги.

Проведение мониторинга на конец года

II Работа с родителями

  • Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
  • Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики и координации движений           пальцев рук у детей   дошкольного возраста»
  • Консультация для родителей «Пальчиками играем – стихи повторяем»
  • Изготовление папки-передвижки «Ум ребенка на кончиках пальцев»
  • Посещение родителями НОД.

  • Родительски собрания «Развитие мелкой моторики»;

"Развитие мелкой моторики в повседневной жизни детей" Презентация;

«Развитие мелкой моторики рук как подготовка ребёнка к школе»;

«Развитие мелкой моторики рук-как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению».

  • Фотовыставки «Гимнастика для пальчиков для девочек и мальчиков» (работа педагогов с детьми);

«Руки – не для скуки»,

  • Практикумы для родителей

«Играем с пальчиками – развиваем речь»;

«Пальцы помогают говорить».

  • Оформление информационных стендов для родителей по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда

III Организационно-педагогическая работа

1. Консультация для педагогов ДОУ «Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»;

  • 2. Продолжение изучения новинок методической литературы по теме самообразования;

3. Оформление памяток для коллег и родителей  по развитию мелкой моторики

4. Консультации для педагогов:

«Развитие мелкой моторики рук в продуктивной деятельности, как условие успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

«Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда"

«Развитие мелкой моторики руки посредством пластилинографии у старших дошкольников»

  • 5. Презентация  для педагогов на тему: «Волшебные ручки»

6.Семинар-практикум для педагогов «Большие возможности мелкой моторики»

7. Мастер-класс для педагогов. Тема: "Оригами-цветок для мамы"

8. Мастер-класс для педагогов. Тема: "Бумажные фантазии"

9. Посещение городских методических объединений  по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда;

  • 8. Выступление по итогам работы и обмену опытом.

Сентябрь 2021 – 2025 г

В течении 2021 - 2025 учебных годов

2023 – 2024г

Сентябрь –май

2021-22

2024-25

Сентябрь –май

2022-2023

2024-2025

Сентябрь –май

Май 2021-2025г

Май 2021 – 2023г  

Сентябрь 2022г.

Октябрь 2023г.

Ноябрь 2023г.

  2021-2025 гг.

Октябрь 2021 г.

Февраль 2022

Апрель 2022г.

Январь 2022г.

В течении 2021-2025 гг.

В течении 2021-2025гг.

2021-2025гг.

В течении 2021-2025 гг.

Ноябрь 2021г.

Апрель 2022г.

Ноябрь 2022г.

Февраль  2022г.

Февраль 2023г.

Март 2023г.

Декабрь 2023г.

2021-2025 гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей через продуктивные виды деятельности с использованием нетрадиционных приемов и материалов»

Актуальность выбранной темыОбучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не боять...

Долгосрочный проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социа...

ПРОЕКТ «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.  Важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности....

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»...

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев р...