Кружковая работа "Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности"
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 105
Кружковая работа
«Развитие мелкой моторики у дошкольников
через продуктивные виды деятельности»
Воспитатель: Прель А.Г.
Калининград
2019
План кружковой работы воспитателя логопедической группы МАДОУ ЦРР детский сад № 105 на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
- Улучшать моторику, координацию движений кистей, гибкость пальцев рук детей дошкольного возраста;
- Улучшить общую двигательную активность;
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы;
- Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Формы работы:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Предполагаемый результат:
- Динамика развития мелкой моторики.
- Улучшение координации и точности движений рук, гибкости рук, мелкой моторики пальцев.
- Развитие воображения, логического мышления, внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности, памяти.
- Обогащение словарного запаса.
- Создание эмоционально-комфортной обстановки в общении со сверстниками и взрослыми.
Виды деятельности:
1. Пальчиковый игротренинг:
- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
- Пальчиковые игры со стихами, скороговорками.
- Пальчиковый театр.
2. Продуктивная деятельность:
- Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (крупа, ракушки, каштан, ветки деревьев, листья, камни и т.д.).
- Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцами, губкой, свечкой.
конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором «Лего».
- Различные виды аппликаций.
3. Развитие графической моторики
- Рисование по трафаретам.
- Штриховка.
- Дорисовка (по принципу симметрии).
- Лабиринты.
- Графические диктанты.
4. Дидактические игры
- Игры с мелкими предметами.
- Пазлы, мозаика.
Актуальность выбранной темы
В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.» «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Степень развития мелкой моторики у ребёнка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение.
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.
В современном обществе развитие цивилизации способствует облегчению бытовой занятности. Сейчас почти никто не стирает вручную, не замешивает тесто, не режет овощи. Всю работу можно доверить бытовой технике. Родители редко привлекают детей к перебиранию крупы, мытью посуды, овощей, фруктов. Дошкольники носят одежду и обувь на липучках. А на футболках и толстовках, так популярных сейчас, нет пуговиц, которые необходимо застёгивать. Шапки – без завязок. Кроме того, дома большинству детей не дают карандаши, пластилин, ножницы, опасаясь беспорядка. В итоге ребёнок лишается двигательной активности пальцев рук. Следствие всего этого – слабо развитая моторика рук у детей. А ведь ручная умелость даёт возможность личностного развития ребёнка: самостоятельности, независимости, целеустремлённости, инициативности, познавательного интереса в разных видах деятельности. При поступлении ребенка в школу, недостаточное развитие мелкой моторики вызовет трудности в овладении письмом. Это может привести к повышенной нагрузке на ребёнка, что может привести к возникновению негативного отношения к школе, снижению учебной мотивации.
Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности.
Изучив опыт работы разных педагогов по развитию мелкой моторики, отметили, что одни из них отдают предпочтение штриховке и рисованию, другие – различным видам театра и пальчиковым играм, третьи – лепке, конструированию, аппликации.
Предпочтение было решено отдать продуктивным видам деятельности, т.к. изобразительная деятельность является одной из наиболее близких и естественных видов деятельности для ребенка дошкольника. Дети нашей группы очень любят заниматься с бумагой, делать аппликации и различные поделки из неё. Но из-за плохо развитых пальчиков многие ребята неловко держат ножницы, плохо усваивают приёмы работы с бумагой. Свою работу начали со старшей группы.
Таким образом, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью образовательного процесса. Развивая мелкую моторику мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, обогащаем словарный запас, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Перспективный план работы на 2019 - 2020 учебный год
Сроки: сентябрь-май.
Теоретический раздел плана:
Подбор литературы, изучение методической литературы по данной теме.
Создание информационной базы по теме.
Создание предметно-развивающей среды по данной теме.
Разработать перспективное планирование по теме.
Изучение опыта работы других педагогов, обзор информации по теме на интернет-ресурсах.
Составление картотеки игр, статей.
Подготовки материала по данной теме и консультаций.
Практический раздел плана:
Включение пальчиковых игр, физкультминуток в ОД, утреннюю гимнастику, свободную деятельность детей.
Использование дидактических, развивающих игр.
Лепка из пластилина и соленого теста.
Рисование и раскрашивание картинок.
Изготовление поделок из бумаги, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.
Изготовление поделок из природного материала: шишек, каштанов, ракушек и других доступных материалов.
Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцами, губкой, свечкой и т.д.
В свободное время с детьми: сортировка семян.
Перспективный план работы на 2019 - 2020 учебный год
Раздел | Сроки | Практические выходы | |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | ||
Работа с детьми | Октябрь | Пальчиковая гимнастика. Продуктивная деятельность: поделка из природного материала (каштанов) с элементами лепки «Улитка». Продуктивная деятельность: рисование «Осенний ковер». Игры с предметами: пазлы, мозаика, «Лего». Работа с родителями: проведение выставки «Дары осени». | |
Ноябрь | Пальчиковая гимнастика. Продуктивная деятельность: лепка «Грибы на поляне». Продуктивная деятельность: рисование «Осенний пейзаж». Игры с предметами: прищепки, молнии, бусы. | ||
Декабрь | Пальчиковая гимнастика. Продуктивная деятельность: аппликация «Елочная игрушка». Игры с предметами: пазлы, мозаика, «Лего». Работа с родителями: проведение выставки «Мастерская Деда Мороза», вырезание с детьми снежинок из бумаги. | ||
Январь | Пальчиковая гимнастика. Продуктивная деятельность: поделка из природного материала (каштанов) с элементами лепки «Гусеница». Игры с предметами: пазлы, мозаика, «Лего». | ||
Февраль | Пальчиковая гимнастика. Продуктивная деятельность: поделка из природного материала (шишек) с элементами лепки «Лесной житель». Продуктивная деятельность: аппликация с использование крупы «Дом». Игры с предметами: пазлы, мозаика, «Лего». | ||
Март | Пальчиковая гимнастика. Продуктивная деятельность: поделка из природного материала (веток), аппликация «Птицы на дереве». Игры с предметами: пазлы, мозаика, «Лего». | ||
Апрель | Пальчиковая гимнастика. Продуктивная деятельность: оригами «Уточка». Продуктивная деятельность: лепка «Чайный сервиз». Игры с предметами: пазлы, мозаика, «Лего». | ||
Май | Пальчиковая гимнастика. Продуктивная деятельность: нетрадиционное рисование «Солнышко лучистое». Игры с предметами: пазлы, мозаика, «Лего». Работа с родителями: консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики». | ||
|
Приложение 1
Рисование "Осенний ковер".
Цель: создание творческой работы.
Задачи:
1. Совершенствовать технику рисования губкой.
2. Развивать умения компоновать на листе бумаги разновеликие предметы (кленовые листья).
3. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, творческие способности.
4. Воспитывать аккуратность, интерес к нетрадиционным техникам рисования.
Материал: акварельная бумага, акварель, кисти, губки, кленовые листья, салфетки влажные.
Ход:
Кленовые листья предварительно кладём под пресс на 1-2 дня, но не засушивать. Листья для рисования берём разного размера. Располагаем лист клёна на бумаге. Макаем губку в акварель и прикладываем сверху на лист столько раз, сколько нужно, чтобы краска заполнила небольшую область вокруг кленового листа.
Краску берём осенних тонов и зелёную. Убираем лист и получаем отпечаток.
Так каждый лист располагаем на бумаге и рисуем губкой по его краю, легко касаясь бумаги.
Незакрашенное пространство вокруг листьев заполняем любой краской.
Можно усложнить технику. После высыхания маленькие листья клёна кладём сверху больших листьев и точно также губкой закрашиваем уже большой лист. Можно взять листья от других деревьев. Получается более объемная картинка.
Можно закрасить пространство вокруг маленького листа в листе восковыми мелками. Или сами листья закрасить восковыми мелками, выделяя прожилки.
Приложение 2
Конспект занятия по лепке из соленого теста «Грибы на поляне» для детей старшей логопедической группы.
Цель: Учить детей лепить знакомые объекты природы (грибы), передавать их форму, строение, пропорции, используя усвоенные ранее приемы лепки.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с лепкой на плоскости.
2. Продолжать учить пользоваться водой при склеивании деталей между собой.
3. Развивать внимание, память, речь; чувство формы, композиции.
4. Формировать умение анализировать работы своих товарищей, высказывать свое мнение.
5. Воспитывать самостоятельность, желание добиваться хорошего результата.
6. Развитие мелкой моторики.
Материал. У воспитателя – образец работы «Грибы на поляне», муляжи грибов (боровиков) разной величины.
У детей фон – основа, соленое цветное тесто (коричневое, белое, зеленное), дощечки для лепки, стеки, кисточки, вода.
Предварительная работа. Беседы о лесе, грибах, рассматривание иллюстраций с грибами, наблюдения из жизни, чтение познавательной и художественной литературы, д/и «Съедобный грибок положи в кузовок».
Методические приемы: Вспомнить с детьми время года. Загадать загадку про грибы. Уточнить, какие грибы дети знают. Рассмотреть образец воспитателя «Грибы на поляне», как расположены грибы, с помощью чего объекты приклеены к основе. Рассмотреть муляжи грибов, уточнить части, форму, строение грибов. Вспомнить приемы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание); правила работы со стекой, правила использования воды при лепке.
Предложить вылепить грибы и красиво расположить их на своей поляне (фон – основе).
Перед работой провести пальчиковую гимнастику.
В процессе лепки оказывать детям индивидуальную помощь.
В конце занятия собрать все работы, рассмотреть, предложить 3-4 детям выбрать понравившуюся работу и дать объяснение своему выбору. Похвалить детей. Предложить детям дать название своей работе.
Приложение 3
Конспект занятия в детском саду в старшей группе
«Осенний пейзаж»
Цели: развитие навыков работы с различным природным материалом.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику;
2. Развивать фантазию, воображение, творчество;
3. Составлять композицию в пространстве листа;
4. Совершенствовать умение работать по плану.
Материалы: сухие листья, травинки, веточки, цветной картон, бумага, клей, кисточки.
Предварительная работа: сбор гербария.
Ход:
I. Организационный момент.
Царица Осень прилетела,
На колеснице золотой.
Дождем побрызгать нас успела,
Загнала со двора домой.
И листьев хоровод вскружила,
Окрасив их во все цвета,
Ковром на землю уложила.
Смотри! Какая красота!
Осень, настоящий художник, она надела леса, парки, улицы города в яркие наряды из пёстрых листьев и трав.
Воспитатель открывает гербарную папку с осенними листьями:
На что похожи листья?
На мою ладошку
Лист похож у клена,
Осенью оранжевый,
Летом он зеленый.
Словно перышки листочки у рябинки,
Что склонилась тихо над тропинкой.
У осины листья, как монеты.
У каштана - словно опахало.
Было листьев очень много летом,
Осенью их очень мало стало.
(Н. В. Нищева)
Предлагаю рассмотреть листья.
Дидактическая игра «Ветка, ветка, где твоя детка».
Я показываю лист, а вы говорите, от какого дерева. А сейчас давайте сделаем наоборот. Я называю дерево, а вы показываете от него лист. Листья на деревьях стали менять свой окрас. Как изменяются листья у дуба, клена, рябины?
II. Работа над новым материалом.
1. Вводная беседа. Знакомство с осенними пейзажами художников (сельский, городской и др. пейзаж)
2. У осени очень много работы, и она просит вас помочь ей украсить деревья в городах, лесах и сёлах в яркие наряды.Поможем Осени? (Ответы детей) Как мы сможем помочь? Из засушенных листьев и цветной бумаги можно сделать аппликации городского и лесного пейзажа.
Физкультминутка
Упражнение «Прогулка».
По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке.
(Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке.
(Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим, До лужайки добежим.
(Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки.
(Прыжки на обеих ногах.)
Стоп (присели).
Немного отдохнем И домой пешком пойдем.
(Ходьба на месте.)
3. Практическая работа.
Рассматриваем с детьми образцы детских работ, обсуждаем и убираем сразу.
Определение композиции (вертикальная/горизонтальная)
• Продумываем расположение деталей
• Какие детали будете крепить первыми? (самые крупные)
• Подбираем по цвету и размеру и вырезаем необходимые элементы композиции (фон, дома, деревья и т.д.)
• Раскладываем детали на картоне (собираем картину)
• Приклеиваем детали на картон и кладём под пресс.
III. Итог.
Выставка работ. Дети дают название работе, объясняют, что они изобразили на ней. Перенос полученных навыков в самостоятельную деятельность.
Приложение 4
Художественное творчество (аппликация)
«Елочная игрушка»
Цель: создание узора для елочной игрушки.
Задачи:
1. Совершенствовать умение вырезать круг, составлять аппликацию и наносить клей на детали.
2. Развивать точность и координацию движений.
3. Воспитывать интерес к творчеству.
4. Закрепление желтого, синего, зеленого, красного цветов.
Материал: на каждого ребенка круг, изображенный на картоне (елочный шар) с отверстием для нитки, клей, большое количество звездочек и снежинок, вырезанные из бумаги.
Ход:
- Какое сейчас время года? (Зима)
- Почему эта елочка так красиво наряжена? Показ картинки. (Скоро праздник – Новый год)
- Чем украшена елка? (Елочными игрушками)
- А вы будете наряжать дома елочки?
Чтение стихотворения:
Елка наряжается –
Праздник приближается,
Новый год у ворот,
Ребятишек елка ждет.
- Давайте для ваших елочек мы сделаем елочную игрушку – шар, который вы сами украсите снежинками и звездочками.
Перед каждым ребенком кладется картон с изображенным кругом с отверстием для нитки, клей, и предлагается украсить любым количеством звездочек и снежинок, наклеивая их на шар, предварительно вырезав круг по линии.
Приложение 5
Оригами «Уточка».
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи:
Обучающие: учить «читать» поэтапную схему складывания бумаги, закрепить знания о подборе корма для птиц, совершенствовать речь детей (ритмичность и четкость произношения).
Воспитательные: воспитание заботливого отношения к птицам.
Развивающие: развивать мелкую моторику рук, глазомер и координацию движений.
Ход:
1. Массаж пальцев рук «Птички»
(Первые две строки дети сжимают и разжимают пальцы. Затем поочередно массируют каждый пальчик на обеих руках. На последнюю строчку дети прячут руки за спину)
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Это – зяблик,
Это – стриж.
Это – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
Птички, птички, по домам.
2. Пальчиковая гимнастика «Пять утят».
(Одна из рук – «мама утка» – стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука – утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке». Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят На слова «На берегу их мама ждёт «киваем» кистью руки («мамой-уткой»).
Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
(постепенно пальцы загибаются)
Четверо утят плывут вперед,…
Трое утят плывут...
Двое утят плывут...
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
И снова пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.
3. Работа с различными материалами. Оригами «Уточка».
4. Игра на координацию движений с магнитными удочками «Покорми утку».
На полу располагаются картинки с изображением корма для животных (крупа, зерно, трава, мясо, молоко и т.п.). На края картинок закрепляются железные скобки, в руках у детей удочки с магнитами. Задача детей поймать нужную картинку и переместить её на стол к своей уточке. Воспитатель помогает снять с удочки картинку, если она подобрана правильно. Игру повторить 2-3 раза.
5. Работа в тетрадях в клетку. «Травка для утят».
Приложение 6
Конспект по лепке в старшей группе.
«Чайный сервиз»
Цель: Создание узора для чайного сервиза в нетрадиционной технике лепки - модульной пластилинографии.
Задачи:
1. Образовательные: Формировать умение выполнять узор, состоящий из цветочных элементов. Познакомить с приемом лепки «смешение двух цветов». Упражнять детей в умении раскатывания пластилина в колбаски, скатывать шарики из пластилина.
2. Развивающие: Развивать мелкую моторику, чувство формы и цвета.
3. Воспитательные: Воспитывать эстетическое отношение к предметам быта, бережное отношение детей к посуде.
Оборудование/ материалы/ инвентарь:
Демонстрационный материал: чайник, чашка с блюдцем, картинки с изображением узоров
Раздаточный материал: плотный картон с нарисованными на нем контурами чайника, чашки, блюдца, пластилин, салфетки для рук.
Ориентировка в деятельности
-Ребята, нам почтальон принес посылку. Давайте посмотрим, что в ней.
Воспитатель совместно с детьми распечатывает посылку и достает оттуда содержимое по одному предмету.
-Что прислали?
-Это чашка, блюдце и чайник.
После каждого названия, воспитатель ставит на стол посуду, сервируя его.
На столе сервиз - это набор предметов с одинаковым рисунком.
-Посмотрите, здесь письмо, давайте я его вам прочту: «Ребята, мне нужна ваша помощь. Сегодня, ко мне, на день рождения придут гости, а я случайно разбил свой праздничный сервиз. Помогите мне, пожалуйста. Ваш друг Лунтик».
-Ну что, поможем Лунтику встретить гостей?
-Для этого нам необходимо сделать для него чайный сервис.
Исполнительский этап
- Ребята, у чайного сервиза на всех его предметах одинаковый рисунок. Посмотрите, на него, так ли это?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть узор, нанесенный на сервизе.
-Что изображено, чем украшена? Какого цвета? Формы?
-Ребята я приглашаю вас пройти за столы. Перед тем как мы приступим к изготовлению чайного сервиза для Лунтика, давайте разомнем наши пальчики
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре – мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку,
И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли:
Чашку даже не разбили,
Ковшик тоже не сломался
Нос у чайника остался.
Ложка чудом уцелела.
Мы посуду моем смело
-Пальчики размяли, вспомним правила использования пластилина: клади пластилин на специальную дощечку. Не разбрасывайте пластилин по столу, не роняйте на пол.
-И так, приступим. Для начала берем пластилин белого цвета и раскатываем колбаски, теперь выкладываем его по контуру чашки.
Затем нам нужно заполнить белым пластилином внутри контура. Для этого мы с вами. Скатаем шарики из пластилина круговыми движениями пальцев рук. Слегка прижимаем их к поверхности картинки, заполняя весь рисунок. Желательно, чтобы шарики были одного размера.
Остальные части предмета тоже нужно закрасить. Для этого я предлагаю вам разнообразить гамму цветов пластилина, смешиваем любой тёмный цвет с белым, например, вы хотите получить небесно-голубой цвет – сделайте лепёшечку из белого, в середину добавьте горошину темно-синего пластилина, затем разминайте пальцами до тех пор, пока не получите однородный цвет
Синим пластилином мы закрасим крышку чайника.
Затем выложим на крышке жёлтый цветок с зелёным стеблем. Для стебелька раскатаем колбаску, а лепесточки сделаем из шариков, слегка придавливая их к поверхности изображая цветочек.
Завершающий этап
- Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились! Были очень старательными и аккуратными. У нас с вами получилось отличные сервизы. Сейчас мы их все запакуем и отошлем Лунтику, чтобы он смог принять своих гостей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространс...
Долгосрочный проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социа...
Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности
hellip;«Ум ребенка находятся на кончиках пальцев»....
ПРОЕКТ «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности....
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»...
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев р...
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»
laquo;Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, ч...
- Мне нравится (3)