Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности
консультация (младшая группа)

Зарецкая Наталья Борисовна

…«Ум ребенка находятся на кончиках пальцев».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motorika.docx77.49 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности.

Воспитатель: Н.Б.Зарецкая

C:\Users\Администратор\Desktop\мот.jpgМне хотелось бы начать свое выступление со  слов педагога В.А. Сухомлинского, который сказал, что…«Ум ребенка находятся на кончиках пальцев».

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания.

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие мелкой пальцевой моторики.

Чтобы ребенок благополучно и активно развивался, чтобы речь была правильной, в чем же тут секрет? Оказывается, все дело в пальчиках, а точнее, в хорошо развитой мелкой моторики. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Иными словами, если развитие пальчиков отстает, то задерживается и речевое развитие. Т.е. еще раз обращаю ваше внимание, чтобы наши детки были активными, разговорчивыми, смышлеными – мы должны развивать у них мелкую моторику рук.

При проведении пальчиковых игр, тренировать ручку ребёнка нужно мягко, но достаточно энергично; пальчики сжимать тоже энергично. Напевать или проговаривать – ритмично. Двигать ручками и пальчиками нужно в такт словам. Это обеспечит максимальный эффект занятий, и как результат, чёткую координацию между речевым и двигательным центрами, что очень полезно для развития речи.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и предложить родителям заниматься с детьми дома. Предлагаемое оборудование способствует не только развитию мелкой моторики ребенка, но образному мышлению, восприятию, координации движений в целом.

Возьмите яркий поднос.

Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь простейшие линии или предметы.

Подберите пуговицы разного цвета и размера.

Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Предложите ребенку круглую щетку для волос.

Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

«У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник».

Насыпьте в чашку фасоли.

Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

Можно перекладывать фасолины по одной в другую тарелку

. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

«Лыжная эстафета»

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

«Крокодильчик»

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Катаем грецкий орех между ладонями и приговариваем:

«Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех».

Рисование на манке, рассыпанной на подносе.

Рисуем солнышко, кружок, дорожку. Чтобы дорожка получилась разная, сначала нарисуем ее большим пальчиком. Указательным, мизинцем.

Для развития тактильных ощущений, можно сшить такие мешочки, наполнив их крупой, фасолью, ватой и т.д. Перебирая мешочек, малыш массажирует сам себе пальчики. Бусы. Хорошо развивает руку ребенка нанизывание на шнурок, на нитку макароны, сушки и т.д.

Аквагимнастика.

Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Суть метода заключается в следующем. В миску наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем любые подручные материалы - пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки, игрушки от киндер-сюрпризов и т.д.. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии.

(Видео-презентация)

По мере возможности в группе была создана необходимая предметно - развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики. Я постаралась создать окружающую среду детей таким образом, чтобы она определяла направленность их деятельности и в то же время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Уважаемые коллеги, если мое выступление было для Вас интересно, то возьмите улыбающееся солнышко, унося с собой полезную для вас информацию. Буду благодарна, если грустное солнышко никому не понадобиться. Спасибо за совместную плодотворную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространс...

Долгосрочный проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социа...

ПРОЕКТ «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.  Важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности....

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»...

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев р...

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности»

laquo;Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, ч...