Конспект занятия «Места проживания наших предков, строительство жилища»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Бердникова Татьяна Александровна

В лесистых местах, по берегам рек селились наши предки. Даже была такая поговорка "Возле леса жить, голодному не быть". В лесу зверь и птица, смола и дикий мёд, ягоды и грибы. Недаром столько пословиц и поговорок сложил народ одарах леса. В этой работе мы расскажим, как жили наши предки, где селились, как строили свой дом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Места проживания наших предков, строительство жилища»

Цель: познакомить детей с жилищем древних славян – избой; Дать представление об основных предметах быта и их значении;

Задачи:

1)Познакомить с обычаями русского народа;

2) Формировать уважительное отношение к старшим;

3) Воспитывать уважение к славянскому народу, их быту, укладу жизни.

Ход работы

В: Ребята сегодня мы с вами поговорим о том, где жили наши предки и как они строили свои жилища. Как выдумаете где жили наши предки?

Д: Ответы детей

В: Правильно, в лесистых местах, по берегам рек и озёр садились, оседали, ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки. «Возле леса жить, голодному не быть» О чём эта поговорка? Что она обозначает?

Д: Ответы детей

В: В лесу зверь и птица, смола и дикий мёд, ягоды и грибы. Недаром столько пословиц и поговорок сложил народ о дарах леса, например о грибах. Послушайте

Где один гриб, там и другой.

В мочливые годы грибы растут.

Грибы ищут – по лесу рыщут.

Много комаров – готовь коробов.

Появились опенки – лето кончилось.

Поздний гриб – поздний снег.

Даже о детях говорили: «Растут, как грибы после дождика».

Лес рядом, а в нём на всякую болезнь зелье вырастает. Какие же лекарства растут в лесу?

Д: ответы детей

В: Давно заметили люди, что от боли в сердце помогает корень валерианы; знали, что липовый цвет снимает жар, подорожник и сок берёзы лечат раны, настой белены в небольших дозах успокаивает, а если много выпить – возбуждает. «Ты что белены объелся?» - спрашивали, если человек слишком горячился. Народная мудрость хранит много советов и о том, как сохранить здоровье:

Живи просто – проживёшь лет до ста.

Кто долго жуёт, тот долго живёт.

Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле

Как вы понимаете эти пословицы?

Д: ответы детей

В:Селились рядом родственники и просто соседи (те, кто рядом сели). Постепенно образовывалось село (сесть, селиться). Строились не день и не два. Сначала надо быть освоить участок. Готовили землю под пашню, рубили, корчевали лес. Так возникла заимка (от слова занимать), а первые постройки назывались починками (от слова почин, т.е. начало).

Изба, клеть, амбар, овин, гумно, банька – вот что такое крестьянская усадьба. Строились широко – ведь земли много, лес, а значит, и строительный материал, рядом. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать.

В: Ребята как вы думаете из какого дерева строили дома?

Д: ответы детей

В: Для строительства больше всего годились сосна и ель: стволы прямые, древесина крепкая и надёжная.

Как вы понимаете поговорки:

- из гнилого леса не надолго изба.

 - Соломиной не подопрёшь хоромину.

Д: ответы детей

В: Дома строили большие, с учётом прибавления в семействе; иногда в два этажа, со светёлкой. «Семья сильна, когда над ней крышей одна», - так считали наши предки. Все вместе под одной крышей жили деды и отцы, внуки и правнуки. Строить усадьбу одновременно выходило до двадцати человек.

- Чем больше рук, тем легче труд

Приглашали работников, однако с разбором, так как хорошую избу мог срубить не каждый. Тут и опыт нужен, и мастерство, и особый талант.

Позже стали ходить от города к городу, от деревни к деревне плотницкие артели. Топор за поясом, скобель, долото – вот и весь инструмент. Пилы тоже были, но пользовались ими редко.

- Топор всему голова.

- С топором весь свет пройдёшь.

- Без топора – не плотник, без игл – не портной.

- Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Топором и лес валили и ложку могли выстругать.

В: Скажите с чего начиналось строительство дома?

Д: Ответы детей.

В: Строительство начиналось с валки леса. Срубив дерево, ствол его очищали от сучьев и коры, а затем положив бревно и немного отступив от конца, «выбирали» лунку. Четыре бревна, связанные в квадрат (лунка к лунке), образовывали венец. В верхних брёвнах вырубался желоб, чтобы следующий венец плотно прилегал к нижнему. Во так, венец на венец, и ставили избу. На брёвнах проставляли зарубки – порядковые номера. Если надо, избу можно было разобрать по брёвнышку, перевезти в другое место и снова собрать. Большое мастерство нужно, чтобы одно бревно как бы входило в другое, и если все они плотно лежали друг на друге, - щёлочки не увидишь.

- Не для лета изба рубится, а для зимы.

Русские избы изумляют плотницким искусством: ни одного гвоздя, а стоят – не сдвинуть. Много терпения требовалось для возведения крыши. Доски для неё тесали топором. Их укладывали так, чтобы любую можно было заменить, не разбирая всей крыши.

Два ската крыши сверху соединялись бревном, на конце которого выстругивали голову коня (конек). Скаты крыши очень напоминали крылья.

Рядом с избой строили ещё один сруб поменьше – клеть. Там хранили нехитрое крестьянское имущество. Избу с клетью соединяли сени, в которые вел главный вход с улицы. Избу располагали «лицом» к дороге или реке, озеру.

Как правило, на боковом южном фасаде дома ставилось крыльцо. Выходило оно в сторону улицы. Его поддерживали резные столбы, на которых крепилась кровля. Всё крыльцо украшалось резными ажурными подзорами. На крыльцо вели ступеньки.

Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, с соседями.

- Жить в соседях – быть в беседах.

В тёплые летние вечера собирались на крыльце – посидеть, поговорить, обсудить последние новости.

 - Одно кривое окно весь фасад портит

Что это значит? Как вы думаете?

Д: ответы детей

В: Над окнами крепились козырьки-наличники. Они прикрывали окна от дождя и снега. Позже появились накладные наличники со ставнями.

Ставни выполняли ещё одну функцию. С улицы каждый мог видеть: открыты ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты – значит, уже спят или куда-то ушли. Наличники украшали всевозможной резьбой. У каждой избы был свой особый облик.

Стоит перед нами рубленная изба, светится на солнце. Сколько в ней красоты и поэзии, как талантливо всё придумано и хитро сделано!

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревёнчатой избы

С.Есенин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»

Знакомство детей с первыми историческими фактами образования Руси,  с укладом жизни древних славян. с народными героями - богатырями Ильёй муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Одежда наших предков"

Цель: познакомить детей с женским и мужским русским народ­ным костюмом, особенностями их изготовления и применения; развивать мелкую моторику рук, художественный вкус и творческое воображение с и...

Места проживания наших предков

Познакомить детей с тем, где в древности селились люди и почему. познакомить с некоторыми обычаями русских людей. какие из них сохранились и сейчас....

КОНСТРУКТ организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: «История жилища наших предков».

Возрастная группа: старшая.Технология: «Путешествие по реке времени».Форма организации: подгрупповая....

Конспект занятия "Как жили наши предки"

Конспект занятия "Как жили наши предки" разработан для детей 6-7 лет в рамках духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования детей. Может быт...

ЖИЛИЩЕ И ПРЕДМЕТЫ БЫТА НАШИХ ПРЕДКОВ

Приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых ...

Конспект НОД: «Как жили наши предки »

Формирование у детей представлений о культуре и быте русского народа....