Конспект занятия "Как жили наши предки"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Дынник Лариса Викторовна

Конспект занятия "Как жили наши предки" разработан для детей 6-7 лет в рамках духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования детей. Может быть реализован в качестве  мероприятия воспитательной направленности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_zhili_nashi_predki_2.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме: «Как жили наши предки».

Составитель: Дынник Л.В.,

методист МБУДО ЦДОД г. Тамбов

Возраст детей: 6 лет

Цель занятия: Ознакомление детей с традициями русского народа.

Задачи: 

  • Познакомить детей с особенностями крестьянского русского быта, жилища, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, ухват, крестьяне и т.д.).
  • Обогатить словарный запас детей новыми словами.
  • Способствовать формированию коммуникативных навыков при помощи игровых приемов, обучения народным играм.
  • Воспитывать бережное отношение к  народным традициям и обычаям, вызвать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к русскому фольклору.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация о русской избе, предметах русского быта; аудиозаписи песни «Русская изба» в  исполнении Марии Пахоменко, авторы: Е Птичкин, М. Пляцковский и русской народной песни «Ах, вы, сени»; картонные детали для конструирования дома; магнитная доска, магниты; чугунки, горшки, ухваты; женский русский народный костюм.

Содержание занятия

  1. Организационный момент

Педагог (в русском народном костюме): Доброе утро, дорогие ребята! Какое сегодня чудесное утро! Какая красивая осень за окном и солнышко нам весело улыбается! Давайте и мы улыбнемся друг другу и пожелаем доброго утра! (Дети приветствуют друг друга). Ребята, посмотрите, какая необычная одежда сегодня на мне.  (Дети перечисляют предметы одежды: сарафан, кофта, платок).  Как вы думаете, могут сегодня люди так одеваться? (Ответы детей свидетельствуют о том, что данная одежда несовременна и ее носили в старинные времена).Вот и я приглашаю вас в путешествие в далекое прошлое.  Мы узнаем, как люди жили раньше, чем занимались, как работали, отдыхали.

  1. Основная часть занятия

Ребята, а вы знаете, как называются люди, которые жили задолго до наших времен?  (Ответы детей). Да, действительно, это наши прабабушки, прадедушки, а еще можно сказать пращуры, предки. (Следует пояснить, что предки – это люди, которые жили «перед» нами, до нас)

Может быть, кто-то знает, в каких жилищах они жили, как выглядели их дома? (Демонстрация презентации о русской избе, в сопровождении  песни «Русская изба»). В таких домах жили крестьяне. А вы знаете, кто это такие? (Ответы детей, пояснение педагога, что крестьяне - это люди, которые живут не в городе, а в селе, деревне и занимаются земледелием или выращивают сельскохозяйственных животных.  Крестьянин  - так в древние времена назывались христиане и произношение этих слов очень похоже).

Педагог. Ребята, а как по-другому можно назвать дом? (Изба). Да, действительно, это слово – изба и означает оно – бревенчатый дом. Ведь именно из бревен раньше строил своё жилище человек. Это был самый доступный материал – ведь кругом росли деревья!

Как вы думаете, зачем людям нужны дома? (Защита непогоды).

Почему раньше стены делали из толстых бревен? (Защита от ветра и мороза).

Почему крыша имела именно треугольную форму? (Легче скатывается вода, снег).

Зачем в избе делались окна? (Для прохождения света).

Что необходимо было возвести  в начале строительства, чтобы дом прочно стоял на земле долгие-долгие годы? (Фундамент).

А еще в избе есть сени, это как прихожая, чтобы холод не запустить в дом и разместить полезные вещи для хозяйства. В сенях никто не жил, они не отапливались, а вот летом здесь можно было даже ночевать.

Ребята, теперь мы с вами знаем из каких частей состоим дом и давайте тоже его построим.  

(Дети просматривают слайд, называют части дома и приступают к его конструированию из предложенных заготовок-частей,  выходя по очереди и закрепляя детали на доске с помощью магнитов)

Замечательный дом мы построили, молодцы, ребята! Все его части на своих местах!

А вы знаете, как раньше называлась большая светлая парадная комната в избе? (Горница).  Правильно, ребята! Горница располагалась чаще всего в верхней части дома, как «на горе», и у каждого члена семьи в ней был свой угол…

Хорошо летом в такой  избе! А вот что же нам делать, когда придут холода?

(Дети отвечают, что необходимо соорудить еще и печь)

Педагог. Да, ребята, действительно, в каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица, печь – всему голова.  Голова – значит, самая главная.

Как вы думаете, почему мы так называем русскую печь? (Ответы детей о том, что она не только обогревала жилище, но и кормила, и согревала, и лечила людей).

Возле печи было место хозяйки дома. Здесь она делала домашние дела, как вы думаете, какие? (Ответы детей)

Для приготовления пищи в печи нужна была особенная посуда. Были в избе чугунки, горшки, ухваты. (Демонстрация посуды,  беседа о ее назначении).

Ребята, а как сегодня мамы на кухне готовят пищу, используют ли они ухват или чугунок? Чем заменены сегодня эти предметы? (Ответы детей)

Пища, приготовленная  в русской печи  очень вкусна. Что же хозяйка могла приготовить ? (Ответы детей:  щи, кашу, хлеб, пироги). 

Русские люди очень гостеприимны, дорогих гостей всегда усаживали на почетное место - в Красный угол, угощали пирогами, да блинами и разными вкусностями, а бездельников, да  непрошенных гостей  сажали возле порога, чтобы не отвлекали хозяев от работы, да побыстрее уходили.

В Красном углу висела икона – это самое сердце дома! Здесь решались самые важные семейные вопросы. (Демонстрация слайда с изображением Красного угла)

Любили русские люди  чай из самовара попить, особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, чтобы не обжечься, вприкуску с кусочком сахара, с мёдом, вареньем, пирогами, да баранками.  А потом и повеселиться можно было.

Педагог приглашает детей немного отдохнуть. Под  мелодию русской народной песни «Ах, вы, сени» проводится динамическая пауза, во время которой дети выполняют несложные танцевальные или ритмические движения по своему желанию.

Далее проводится беседа, в ходе которой  дети знакомятся с предметами женской и мужской одежды. Педагог предлагает рассмотреть одежду, либо ее изображение.

Педагог. Ребята, посмотрите, какая на мне одежда. Кто знает, как она называется? Это сарафан - русская народная женская одежда, безрукавное платье, надеваемое поверх рубахи. А что у меня на голове? (Ответы детей: платок, шаль. Педагог поясняет, что шаль – это большой платок любой формы, которую обычно носили зимой, для тепла)

Кто знает, что обували наши предки? Что такое лапти? Это обувь из липового лыка, сдираемое с молодых липок. А какую обувь мы носим сейчас? (Ответы детей)

Ребята, а вы знаете, что носили мужчины раньше? Носили они рубахи-косоворотки -  старинную русскую мужскую рубаху со смещенной застежкой на груди. Это для того, чтобы нательный крестик не выпадал во время работы. Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки, подпоясывали шёлковым шнуром или тканым поясом из шерсти с кистями на концах.

Кто знает, что носили наши прапрабабушки и прапрадедушки зимой? А носили они тулуп. Это такая длинная шуба обычно из овечьего меха, для тепла. Тулуп шили мехом внутрь. Что же было на ногах? (Ответы детей, беседа о валенках). Что же мы носим сейчас зимой? (Ответы детей, сравнение старинной одежды и обуви, материалов, их которых они сделаны)

В старину в каждой крестьянской избе были прялки.  (Показ изображения, либо предмета). Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать из нее носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами на столе горела лучина – сухая щепка,  закрепленная в специальный держатель, под которым ставился ковш с водой, как вы думаете, для чего?  (Показ предметов, ответы детей на вопросы. Ребята  должны догадаться о том, что падая в воду,  угольки от сгоревшей лучины гасли, чтобы  не устроить пожар в деревянной избе).

Девушки пряли и пели песни. А еще загадывали загадки. А вы умеете отгадывать загадки, знаете их?

Тогда слушайте:

Летом спит
Зимой горит
Пасть открывает,
Что дают – глотает (печь).

Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).

Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).

Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (чугунок).

Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).

Ребята, побывали мы с вами в старинной деревне. Вы заметили, что не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев? Как же люди свободное время проводили, чем занимались? Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая шутка. Даже пословица была “Делу время-потехе час”.

А ещё, ребята, в старинные времена люди любили хороводы водить:

Коли народ невесел
Низко голову повесил -
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора!

Выходи, честной народ
Становиться  в хоровод!

Раз, два, три, четыре, пять,

выходите в круг играть!

Давайте поиграем в игру, называется она «Дарю тебе ленточку». Сначала мы должны сделать большой, красивый, ровный круг. В круг выйдет (приглашается ребенок) и скажет своему соседу или другому ребенку следующие слова: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая (добрая, хорошая, веселая)»,  или какое-то другое доброе слово.  (Игра повторяется несколько раз в сопровождении русской народной музыки).

  1. Рефлексия, подведение итога занятия

Педагог. Ну, что, ребятки, понравилось вам сегодняшнее занятие? Что вам больше всего запомнилось?

Дети делятся своими впечатлениями, закрепляют знание новых слов, их значение. Применяя прием словесного поощрения, педагог отмечает работу детей на занятии и прощается с ребятами до новых встреч.

Литература:

Алешина Н.В.: Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. - М.: ЦГЛ, 2004

Полухина С.В. и др.; рец.: С.Н. Калашникова и др.: Из опыта работы педагогов Негосударственного дошкольного образовательного учреждения "Православный детский сад "Рождественский" Белгородской и Старооскольской Епархии. - Белгород: Б.М., 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий на тему: "Как жили наши предки"

Конспект занятий на тему: "Как жили наши предки"...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Как жили наши предки»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Как жили наши предки»...

конспект открытого занятия Как жили наши предки

Конспект формирует знания детей о жизни наших предков....

Конспект НОД: «Как жили наши предки »

Формирование у детей представлений о культуре и быте русского народа....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром " Как жили наши предки. Русская изба." для детей подготовительной группы.

Цель: приобщение детей к русской народной культуре, изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.Задачи: способствовать формированию знаний о культуре, быте, обычаях русского народа....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром " Как жили наши предки. Русская печь." для детей подготовительной группы.

Цель : приобщение детей к русской народной культуре,развитие интереса к прошлому, изучение быта русского народа.Задачи : познакомить с особенностями русской избы и бытом крестьян; прививать любовь к с...