Содержание учебного материала Технологическая карта НОД
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход занятия | Время | Деятельность педагога
| Деятельность детей | 1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент | Приветствие и знакомство Коммуникативная игра «Солнышко» | Выполняют движения по показу. |
| 2. | Проблемная ситуация (или мотивация) и принятие детьми цели занятия | Постановка проблемной ситуации | Отвечают на вопросы.
|
| 3. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД | Д/и «Где могли жить люди раньше? Словесная игра «Какой дом?» Пальчиковая гимнастика «Будем домики считать» | Рассматривание иллюстраций. Отвечают на вопросы. Выполняют упражнения. |
| 4. | «Открытие» детьми новых знаний, способа действий
| Этюд «Покажи как» Загадка Игровое упражнение «Не урони горшок» Игра «Да-Нетка» | Выполняют упражнения. Отгадывают загадку. Задают вопросы. |
| 5. | Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений. | Физкультминутка с ложками Игровое упражнение «Смотай клубок» |
Выполняют упражнения.
|
| 6. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний | Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщение полученного ребенком опыта. В завершение, воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью мнемотаблицы. | Самостоятельно делают выводы: что нового узнали, чему научились. |
| 7. | Рефлексия | Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки ( рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия деятельности, или содержания учебного материала). | Подводят итоги: проговаривают, что было сложно, что легко, что понравилось… |
|
Этапы с конкретным описанием видов деятельности педагога и детей № | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход занятия | 1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент | Знакомство и представление гостей! -Что-то здесь темно. Надо Солнышко позвать. Я буду говорить и показывать, а вы за мной повторяйте. Коммуникативная игра «Солнышко» Солнышко – колоколнышко, Встань, появись, Свет, тепло нам подари, Нам скорее улыбнись.
-Мы с вами улыбнемся друг другу. Покружитесь. У нас сразу стало светлее, теперь всех видно. Вот вы какие, самые лучшие дети Санкт-Петербурга. | 2. | Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия
| -Друзья, вы живете большом современном городе, у вас квартиры в многоэтажных домах. В каждом доме есть холодильник, микроволновая печь, газовая или электрическая плита, и даже электрический чайник. Вы со мной согласны?
Друзья, как, по вашему мнению, жили люди на Руси, когда у них всего этого не было? | 3. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД | (Воспитатель предлагает детям присесть на коврик). -Давайте разбираться, порассуждаем. Д/и «Где могли жить люди раньше?» (в шалаше, замке, палатке, многоэтажном доме, пещере, избе) Цель: Актуализация знаний детей о том, где жили люди раньше. Развитие речевой активность детей. Ход: Дети рассматривают иллюстрации (шалаша, замка, палатки, многоэтажного дома, пещеры, избы), и рассуждают, что из этого подходит для людей, живших на Руси много лет назад. Вывод: -В избе могли жить люди раньше. Она подходит больше всего.
-Изба – это дом из чего? -Почему люди строили дома из дерева? Словесная игра «Какой дом?» (из соломы, кирпича, песка, глина, камни, стекло, дерево) Цель: Обогащение активного словаря детей, согласование существительных и прилагательных, словотворчество. Ход: Дети отвечают на вопросы: если дом из дерева, кирпича, стекла и т.д. то он какой?
Воспитатель предлагает детям встать.
Пальчиковая гимнастика Раз, два, три, четыре, пять, Будем домики считать. Дом деревянный, Домик стеклянный, Дом из камня сложим, Цемент нам поможет. Домик кирпичный – Супер, отличный. Выбирай, не спеши, Все дома хороши.
-Люди пошли в ближайший лес. Срубили деревья. Из бревен сложили дом и назвали – сруб. | 4. | «Открытие» детьми новых знаний, способа действий
| Воспитатель предлагает детям представить, что они заходят в холодный дом. Этюд «Покажи как» Цель: Развитие выразительности движений, жестов и мимики. Ход: Дети имитируют движения, передают мимику, эмоциональное состояние.
-Зашли в дом, а там холодно. На улице снег. Как же согреться?
Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики.
-Печка – матушка, кормилица, говорили раньше. Почему? -Да, она кормила семью, обогревала дом. А как она кормила? В ней разводили огонь и готовили еду. Как, по-вашему, в чем раньше готовили еду? Мы сейчас заглянем в печку и сами все увидим. Хотите? Ух ты! Что же это такое? Как называется? Это горшочек. Когда Хозяюшка приготовит щи или кашу, как же ей из печки горшок достать? У нее есть помощник. Загадка Не бык, а бодает. Не ест, а еду хватает. Что схватит – отдает, Сам в угол идет. (Ухват)
-Вот он, помощник - ухват, в углу стоит. Игровое упражнение «Не урони горшок». Цель: Развитие координации движений, ловкости, аккуратности. Ход: Дети делятся на две команды. Одна команда достает ухватом из печки горшок. Передают ухват другой команде, которая горшок ставит ухватом в печку. Кто выполнил задание, садится на стульчики.
У меня для вас еще одна загадка в волшебном сундучке. Игра «Да – Нетка» Цель: Развитие способностей: находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общими признакам, слушать и слышать ответы, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Ход: -Чтобы ее отгадать, надо сыграть в игру, называется «Да – Нетка». Вы задаете мне вопросы про предмет, который там спрятан. А я отвечаю только «Да» или «Нет». Кто готов задавать вопрос, поднимает руку.
-Ложка. Зачем людям ложки? Только для еды? Что еще можно с ними делать? Можно ими играть, отстукивая ритм, а еще с ними танцевать. | 5. | Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений. | Физкультминутка с ложками.
-Друзья, чем по вашему, занимались люди долгими зимними вечерами? Основное их занятие было – рукоделие. Это значит - руками делали, то есть ручной труд. Женщины пряли пряжу, из ниток вязали теплую одежду.
-Ребята, мне нужна ваша помощь. Котенок размотал все мои клубочки. Пожалуйста, помогите смотать. Игровое упражнение «Смотай клубок» Цель: Развитие моторики пальцев и кистей рук, формирование точности движения.
Ход: -Дети выбирают себе клубочек понравившегося цвета. Берут клубок в одну руку, а нитку в другую. Нитку наматывают на клубок, т.е. рука в которой нитка вращается вокруг клубочка. -Спасибо, мои помощники.
| 6. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний | -Какие вы молодцы. А теперь давайте вспомним: «О чем говорили?», «Чем занимались?», «Что узнали?» Мнемотаблица Цель: Формирование навыка связной речи с опорой на схему. Ход: Дети пересказывают, чем сегодня занимались, по порядку, опираясь на схему.
Друзья, у меня для вас есть сюрприз. Помните, с чего мы начали нашу встречу? Да! Мы звали Солнышко! И сегодня оно пришло к вам в сад, как символ удачи, света, тепла и благополучия. Чего и я вам желаю. -Я прощаюсь с вами. До Свидания! | 7. | Рефлексия | Что понравилось? Что не понравилось? Что было трудно, сложно, легко? |
|