«Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников».
консультация
Как помочь ребенку сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной̆ деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry_v_razvitii_matematicheskih_predstavleniy_u_doshkolnikov.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников».
Беседина Ирина Геннадьевна
Воспитатель
ГБДОУ д/с № 78
г. Санкт-Петербург
Одним из важных аспектов образовательной области «Познавательное развитие» является формирование и развитие математических представлений у детей дошкольного возраста. В условиях дошкольной образовательной организации мы формируем и развиваем количественные, величинные, пространственные, геометрические и временные представления.
Вопросы развития математических представлений у дошкольников освещали в своих работах такие ученые как А.В. Белошистая, З.А. Михайлова, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова, О. Фунтикова, Т.Д. Рихтерман, и другие. З.А. Михайловой были предложены игры с логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. М. Монтессори развивала идеи сенсорного воспитания для развития математических представлений у дошкольников.
Понятие «формирование математических способностей̆» является довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития ребенка.
Формированию у детей̆ математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой̆ деятельностью. С одной̆ стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой̆ – игра является основным видом самостоятельной̆ деятельности детей̆. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.
Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной̆ системности знаний: иногда это – «взрыв удивления» детей̆ от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра – это «поиск и открытие», и всегда игра – это радость, путь детей̆ к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием – особенность дидактической̆ игры.
Каждый̆ дошкольник — маленький̆ исследователь, с радостью и удивлением открывающий̆ для себя окружающий̆ мир. Задача воспитателей̆ и родителей̆ — помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной̆ деятельности.
Дидактическая игра — это вид учебного занятия в виде учебной̆ игры, в которой̆ реализуются принципы активного обучения.
В процессе игры у детей̆ вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Для детей̆ дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма воспитания.
Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
Игры с цифрами и числами
Игры-путешествие во времени
Игры на ориентирование в пространстве
Игры с геометрическими фигурами
Игры на логическое мышление
Эти игры могут быть представлены в разных видах, будь то настольные печатные игры, словесные (загадки, беседы, предложения), или сюжетные.
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный̆ материал, который̆ способствует тому, что занятия
проходят в весёлой̆, занимательной̆ и доступной̆ форме. Для формирования элементарных математических представлений у дошкольников используются различные виды дидактических игр, например:
1. Игры с предметами: «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй̆ башенку» и т. п. Задача этих игр – способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
2. Игры для сенсорного развития:
- на закрепление цвета предмета: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой̆» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
- на закрепление формы предмета: «Какой̆ это формы?», «Круг, Квадрат», «Заплатки для коврика», «Заштопай̆ штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной̆ формы в соответствующие для них отверстия.
- на закрепление величины предмета: «Большие и маленькие», «Какой̆ мяч больше», «Угостим мишку» и т. п. Эти игры учат детей̆ различать, чередовать, группировать предметы по величине.
3. Игры с крышками от бутылок: «Воздушные шары», «Солнечная поляна», «Подбери колеса для машины» и т. п. Эти игры учат детей̆ различать, группировать, чередовать предметы по цвету, величине и многие другие.
Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей̆ дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра.
Постепенно у детей̆ пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у младших дошкольников очень велика. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий̆ мир, и расширить его кругозор.
Дидактические игры широко используются при планировании занятий по математическому развитию, а также при организации индивидуальной̆ работы с детьми. Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей̆ и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей̆ дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей̆ пробуждается интерес и к самому предмету обучения, в том числе и математике.
Таким образом, можно сделать вывод, что дидактические игры упрощают усвоение программы, так как игра- ведущий̆ вид деятельности в дошкольном возрасте, способствую развитию психических процессов дошкольника, а также дают большой̆ заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
Литература:
1. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1974.
2. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5–6 лет. — Под. ред. Столяра А. А. — М.: Просвещение, 1991.
3. Метлина Л. С. Математика в детском саду. — М.: Просвещение 1984.
4. Козлова В. А. Дидактические игры поматематикедля дошкольников. В 3-х книгах + методика Серия: Дошкольное воспитание и обучение. М., 1996.
5. Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. — Мозаика — Синтез, М., 2011.
6. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. — М.: Просвещение, 1988.
7. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. — Книга для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1990.
8. Михайлова 3.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / 3.А. Михайлова и др. — СПб.: Детство-Пресс, 2008.
9. Веракса Н. Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-игра. Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников
С помощью дидактических игр можно достигнуть следующих целей целей: - создать необходимую развивающую предметно-пространственную среды группы по ФЭМП; - совершенствовать познавательные процессы: воспр...
Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников.
Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников....
Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников
Использование нестандартных дидактических средств в работе с дошкольниками: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетные палочки, игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг»...
Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников
На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль. Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие для самых маленьких, сп...
Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников
Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников...
Статья: "Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников"
Дидактические игры занимают особое место в развитии дошкольников и являются самой доступной формой деятельности. Игра позволяет легко и быстро овладеть знаниями. Обучение дошкольников математике немыс...
Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников
Данная статья исследует влияние игры на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста. В работе освещены следующие вопросы:Почему игра является эффективным инструментом д...