Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников.
статья по математике

Рыжова Лариса Валерьевна

Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Рыжова Л.В., воспитатель                                                                                                                      ГБДОУ детский сад №13 Пушкинского района                                                                   Санкт-Петербурга            

РОЛЬ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

   В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

   Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе.

   Главная деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни – это игра. 
Не зря В. А. Сухомлинский сравнивает игру с искрой, которая разжигает огонек пытливости и любознательности. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой  является дидактическая игра. 
   Дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: цель дидактических игр – учить детей, тренировать и развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера.
  С помощью дидактических игр можно достигнуть следующих целей :  
- совершенствовать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, логическое мышление;
- повышать у детей дошкольного возраста интерес к математическим знаниям;
Дидактические игры делятся на:
1. Игры с предметами («Волшебный мешочек» и т. п.) ;
2. Настольно-печатные игры («Собери круги» и т. п.) ;
3. Словесные игры («Лови, бросай, дни недели называй» и т. д.)
Используемые игры можно разделить на:
1. Игры с цифрами и числами («Число и цифра», «Посади бабочку на цветок», «В какой руке сколько» и т. д.) .
2. Игры на ориентировку в пространстве («Составь картинку», «Найди игрушку») 
3. Игры с геометрическими фигурами («Соберем бусы», «Найди предмет такой же формы» и т. д.) .
4. Игры на логическое мышление («Найди лишнюю фигуру», «Найди недостающую фигуру») .
5. Игры с величинами («Части суток», «Живая неделя», «Игры – эксперименты» и т. д.). 
  При формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры.

   При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Благодаря использованию дидактических дети усваивают математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.
   Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи. Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития. 

   Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. Организованная работа по математическому развитию детей дошкольного возраста, в соответствии с современными требованиями, будет способствовать повышению уровня математического развития детей. Если при проведении работы по математическому развитию детей использовать игровые формы, это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение, и тем самым подготовить дошкольников к последующему обучению. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-игра. Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников

С помощью дидактических игр можно достигнуть следующих целей целей: - создать необходимую развивающую предметно-пространственную среды группы по ФЭМП; - совершенствовать познавательные процессы: воспр...

Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников

Использование нестандартных дидактических средств в работе с дошкольниками: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетные палочки, игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг»...

Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль. Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие для самых маленьких, сп...

Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников

Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников...

Статья: "Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников"

Дидактические игры занимают особое место в развитии дошкольников и являются самой доступной формой деятельности. Игра позволяет легко и быстро овладеть знаниями. Обучение дошкольников математике немыс...

Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников

Данная статья исследует влияние игры на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста. В работе освещены следующие вопросы:Почему игра является эффективным инструментом д...

«Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников».

Как помочь ребенку сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной̆ деятельности....