Семинар-игра. Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников
статья по математике (старшая группа) на тему
С помощью дидактических игр можно достигнуть следующих целей целей: - создать необходимую развивающую предметно-пространственную среды группы по ФЭМП; - совершенствовать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, логическое мышление; - повышать у детей дошкольного возраста интерес к математическим знаниям посредством дидактических игр; - заинтересовать родителей проблемой ФЭМП средствами дидактических игр; - повышать уровень знаний педагогов по формированию ЭМП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Чупрова В.А. воспитатель
ГБДОУ детский сад №8 Калининского района
Санкт-Петербурга
Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников
Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.
Дошкольники активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.
Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.
Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Все числовые представления, доступные для его возраста, он должен извлечь из жизни, среди которой он живёт и в которой он принимает деятельное участие. Его участие в жизни при нормальных условиях должно выражаться лишь в одном - в работе- игре.
Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют используемые методические приемы (сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций).
В основном образовательная деятельность носит интегрированный характер, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности его решения. Обучение детей включает как прямые, так и посредственные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию.
Образовательная деятельность предполагают различные формы объединения детей (пары, малые подгруппы, вся группа) в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности. Это позволяет воспитывать у дошкольников навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности.
При объяснении нового материала необходимо опираться на имеющиеся у дошкольников знания и представления, использовать игровые методы и разнообразный дидактический материал, активизировать внимание, подводить их к самостоятельным выводам, учить аргументировать свои рассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов детей.
Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание.
Главная деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни – это игра.
Не зря Василий Александрович Сухомлинский сравнивает игру с искрой, которая разжигает огонек пытливости и любознательности. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и является дидактическая игра.
Использование дидактических игр как средства обучения детей математике.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает, открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.
Дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: цель дидактических игр – учить детей, тренировать и развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера.
С помощью дидактических игр можно достигнуть следующих целей целей:
- создать необходимую развивающую предметно-пространственную среды группы по ФЭМП;
- совершенствовать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, логическое мышление;
- повышать у детей дошкольного возраста интерес к математическим знаниям посредством дидактических игр;
- заинтересовать родителей проблемой ФЭМП средствами дидактических игр;
- повышать уровень знаний педагогов по формированию ЭМП.
В решении задач опора идет на общепринятые педагогические принципы и подходы:
- принцип систематичности и последовательности – последовательный переход от простых математических представлений к более расширенным и усложненным;
- принцип доступности знаний – соотнесение содержания, характера и объема учебного материала по ФЭМП с уровнем развития, подготовленности детей;
- принцип развивающего обучения. В основе этого принципа лежит закономерность, согласно которой обучение – движущая сила целостного развития личности ребенка, становление у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирование способностей, интересов, склонностей;
- принцип дифференциации. У каждого ребенка свой интеллектуальный и психологический потенциал для занятий. Дифференцированные задания и опора на познавательные интересы детей позволяют каждому ребенку усваивать знания в своем темпе и делать их достаточно прочными.
Подходы:
- индивидуальный – организация образовательной деятельности на основе знаний индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- деятельностный – предполагает, что в основе развития ребенка лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное непрерывное взаимодействие с ней.
Дидактические игры делятся на:
1. Игры с предметами («Волшебный мешочек» и т. п.) ;
2. Настольно-печатные игры («Собери круги» и т. п.) ;
3. Словесные игры («Лови, бросай, дни недели называй» и т. д.)
Используемые игры можно разделить на:
1. Игры с цифрами и числами («Число и цифра», «Посади бабочку на цветок», «В какой руке сколько» и т. д.) .
2. Игры на ориентировку в пространстве («Составь картинку», «Найди игрушку»)
3. Игры с геометрическими фигурами («Соберем бусы», «Найди предмет такой же формы» и т. д.) .
4. Игры на логическое мышление («Найди лишнюю фигуру», «Найди недостающую фигуру») .
5. Игры с величинами («Части суток», «Живая неделя», «Игры – эксперименты» и т. д.)
Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры.
Благодаря использованию дидактических дети усваивают математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.
Сейчас предлагаю вам поиграть. Здесь скрыт некий предмет. Предлагаю с помощью игры «Да – нет» попробовать отгадать, что здесь. Напомню правила: вы задаете вопросы, я могу отвечать только да или нет.
На экране спрятан круг. Как можно использовать круг в обучении математике на ваш взгляд?
Круги я использую при формировании количества и счета.
Замечали, наверное, как невольно хочется сложить некое множество предметов в одну кучку? Значит, представлять количество в виде круга более естественно, чем в виде линии, потому что удобнее.
Идея представлять количества (некоторое число предметов) в виде целого, неделимого давно практикуется педагогами – новаторами: Марией Монтессори, Николаем Алексеевичем Зайцевым, Джорджем Кюизинером). Ребенку важно подержать в руке твердо зафиксированное количество так, чтобы оно не рассыпалось, не распадалось на элементы.
Итак, количества у нас представлены в виде кругов, расчерченных на сегменты (части). В круге – десятке вы увидите десять сегментов. Как представить единое количество – девять? Очень просто – убрав один сегмент от десятка. Чтобы получить восемь – отрежем 2 сегмента и т. д. Самый маленький сегмент, похожий на кусок торта – это один или единица. Каждый числовой элемент имеет свой цвет, форму, даже размер.
Перед вами вперемежку лежат все числовые фигуры.
1. С помощью числовых фигур можно познакомить с прямым и обратным счетом, а также познакомить с составом числа 10. Например можно я предлагаю ребенку испечь цветные тортики, то есть сделать круглую числовую фигуру. Прошу ребенка достать фигуры, обозначающие 1 и 9. Он пробует сложить круг. Точно так же прошу достать 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и5. Задание можно усложнить, попросив достать три фигуры (1, 5, 4; 5, 3, 2; 6, 1, 3 и т. д) Важно все числа, входящие в состав числа 10 называть.
2. Когда ребенок уже знаком с числовыми фигурами в пределах 10, можно постепенно учить сложению в пределах 10. Прошу ребенка дать числовую фигуру, написанную на карточке (показываем карточку 2). Ребенок находит ее. Я принесу вот такую, показываю 5. Интересно, сколько получится, если их сложить? Считаем путем пересчета, проверяем путем наложения. После решаем арифметические примеры.
3. Когда ребенок хорошо знаком с цифрами, можем использовать круги с цифрами. Их видно через окошечки на числовых фигурах. Если приложить на круг с цифрами числовую фигуру 3 и добавить 4, то в окошечке мы увидим 7.
4. Попробуйте, коллеги решить простой пример 5+4
5. Для решения примеров на вычитание я использую бумажные круги, от которых дети отрезают столько сегментов, сколько нужно вычесть. Или закрашивают их.
6. Чтобы познакомить детей со знаками сравнения, я использую игру «Рыбалка». Мне нужно два рыбака. Каждый ловит свою рыбку, а затем путем наложения мы сравним, чья больше.
7. Далее переходим к числам от 11 до 20. В старину 10 называли ДЦАТЬ. На один кладем на дцать, получаем одиннадцать. если «два», то 12 и так далее. Таким образом начинаю с детьми вести хоровод.
8. После переходим на счет десятками. Если один круг – это 10, то два круга – это 20 и так далее. То же самое, если на два круга положить числовую фигуру «один» - получим 21, «два» - то 22 и так далее.
Еще с помощью числовых фигур можно конструировать. Мне нужно 3 человека. Предлагаю вам выполнить задания.
1. Расставить карточки с цифрами к числовым фигурам.
2. Решите пример 4+3
3. Сконструируйте что желаете и обозначьте числом свою фигуру.
Пока коллеги занимаются математикой, мы не будем терять даром время, а займемся гимнастикой для мозга - нейробикой.
Упражнения нейробикой, развивая межполушарные связи, направлены на улучшение мыслительной деятельности и пространственной памяти, развитие познавательных способностей, что крайне необходимо для успешного математического развития.
Первая игра на внимание «Кулак, ребро, ладонь». Я вам показываю три положения рук на плоскости. Вы сначала выполняете со мной в медленном темпе затем без меня ускоряясь.
Второе упражнение «Ухо, нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью наоборот».
Для взрослых более сложные упражнения «Восьмерка». Правой рукой рисуем в воздухе восьмерку, запоминаем мысленно движение рукой. Левой рукой рисуем знак бесконечности, запоминает движение рукой. Теперь выполняем оба движения одновременно.
Давайте посмотрим, что получилось у наших коллег.
На первом примере мы видим, как можно научить ребенка соотносить число с количеством.
На втором примере мы видим закрепление умения решать примеры на сложение в пределах 10.
На третьем примере мы видим, как ребенок может развить конструкторские навыки, воображение, а также закрепить умения решать примеры на сложение в уме.
Таким образом, с помощью подобных игр ребенок будет подготовлен по следующим направлениям:
1. Знакомство с количествами от 1 до 10. Состав числа в пределах 5.
2. Соотнесение количества с цифрами.
3. Состав числа из единиц. Знакомство с нулем.
4. Состав числа в пределах 10.
5. Сложение с помощью числовых фигур в пределах 10.
6. Вычитание с помощью числовых фигур в пределах 10.
7. Знакомство с количествами и числами 11-20. Соотнесение количеств с числами.
8. Знакомство с числами от 21 до 100.
9. Сложение с переходом через десяток
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников.
Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников....
Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников
Использование нестандартных дидактических средств в работе с дошкольниками: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетные палочки, игры-головоломки: «Танграм», «Волшебный круг»...
Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников
На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль. Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие для самых маленьких, сп...
Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников
Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников...
Статья: "Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников"
Дидактические игры занимают особое место в развитии дошкольников и являются самой доступной формой деятельности. Игра позволяет легко и быстро овладеть знаниями. Обучение дошкольников математике немыс...
Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников
Данная статья исследует влияние игры на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста. В работе освещены следующие вопросы:Почему игра является эффективным инструментом д...
«Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников».
Как помочь ребенку сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной̆ деятельности....