Статья: "Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников"
статья по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Крамаренко Марина Витальевна

Дидактические игры занимают особое место в развитии дошкольников и являются самой доступной формой деятельности. Игра позволяет легко и быстро овладеть знаниями. Обучение дошкольников математике немыслимо без использования занимательных игровых заданий, развивающих математических игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников

Крамаренко Марина Витальевна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад N 88

Приморский район

г. Санкт-Петербург

Известный советский психолог Л. С. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли». Обучение дошкольников с помощью специальных обучающих игр, относится к таким методам.

Детство в нашем сознании прочно связывается с играми и игрушками. Даже обучается и воспитывается современный дошкольник часто в игровой форме, ведь в играх скрыты не малые резервы развития. Игра способствует развитию интеллектуальных возможностей ребенка, памяти, внимания, восприятия, является тренингом общения, помогает раскрыть его индивидуальные и личностные особенности, стимулирует активность воображения, творчества. Эти игры могут легко использовать в процессе воспитания мамы, папы, бабушки, дедушки. Все перечисленные игры насыщены логическим и математическим содержанием. Они не требуют от взрослых от взрослых и тем боле от детей каких-нибудь особых знаний. Предлагая детям поиграть, мы решаем задачи, которые способствуют ускорению формирования у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

Дети 6-7 лет с нетерпением ждут первого сентября - когда они пойдут в школу. Чтобы их не постигло разочарование, нельзя их слишком резко отрывать от их любимого занятия, от игры, и сажать за парты для серьезного изучения наук, в том числе и математике. Конечно, не всякая игра чему-то обучает и что-то развивает. Используемые нами игры направлены на подготовку к изучению математики и информатики. Не заметно для себя, в процессе игры, дети считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Обучая детей в игре, мы добиваемся того, чтобы радость игры перешла в радость учения.

Мы стремимся разработать такую систему использования игр и игровых упражнений, которая могла бы уберечь дошкольников от интеллектуальной уравниловки, учила бы отступать от заученных алгоритмов.

Наша система включает в себя использование разных групп игр, которые направлены на решение определенных интеллектуальных задач:

Игры на плоскости и объемное моделирование.

«Сложи квадрат», «Танграм», «Сфинкс», «Волшебный круг», «Сложи узор», «Уникуб», «Хамелеон», «Кубики для всех», «Прозрачный квадрат, «Чудо крестики», «Чудо соты» и др. Эти игры не только развивают образное мышление, но и умение создавать воображаемый образ, выбирая для этого правильный путь решения, ориентироваться в пространстве, проявлять настойчивость и смекалку.

Игры на трансформацию. К ним относятся геометрические головоломки (из спичек, счетных палочек) на построение, изменение фигур, их преобразования, разнообразные игрушки трансформеры (объемные мозаики, «Квадрат» В. В. Воскобовича. Такие игры развивают вариативное мышление, пространственное представление, умение осуществлять целесообразные действия.

Игры на комбинаторику, передвижение, замену мест:

Многочисленные головоломки. Цветные панно. Эти игры увлекательны, действенны, способствуют выбору рационального пути решения, вырабатывающие у играющего умение принимать правильное решение.

Логические игры

С пересечением, выстраиванием алгоритмов, изменением свойств фигур по определенным правилам. Особой «любовью» педагогов пользуются полифункциональные дидактические средства:

блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Геоконт».

Составляя и подбирая игры, педагоги ориентируются не только на возрастные возможности ребенка, но и на зону ближайшего развития.

Освоение все новых и новых вариантов игр, расширение кругозора об окружающем мире привело к смешиванию разных элементов игр и выход на новый уровень, появлению творчества детей. Вот несколько схем придуманных детьми:

«Мост» (на основе игр «Сложи квадрат» Никитина, «Крестики № 1,3» Воскобовича)

«Крепость» (на основе монгольской игры и головоломки Пифагора)

«Адмиралтейство» (на основе игр «Сложи квадрат», «Крестики»)

«Собор» (на основе - «Вьетнамской игры» и «Крестики») Так же придумывались схемы для игры «Геоконт»: «Конь», «Утка», «Решетка», «Адмиралтейство».

После освоения игры «Крестики» дети самостоятельно придумывали все новые и новые изображения. Таким образом именно дети направляли педагогов, стимулировали творчество взрослых и как результат придуманы новые игры.

В игре «Зеркало» придуманы изображения: робот… бабочка… жук… лодка… В игре «Рисунки-схемы» - собака… индюк… паровоз… кот

Игра «Собери меня» где уже использовались цифровые обозначения, игра захватила не только детей, но и взрослых. Именно поэтому давая рекомендации родителям приходилось делать предупреждение: играя с ребенком, играйте вместе с ним, а не вместо него. Детям дается игровое поле с цифровым кодом, по которому они должны сложить изображение. Например, слон, гусь, кот.

Занятия с использованием развивающих игр строятся как в традиционной форме, так и в занимательной игровой, в форме соревнований, кооперативной творческой деятельности. Организуется индивидуальная работа или работа в малых подгруппах с использованием компьютерных технологий. Например, обучение решению задач или упражнение в счете с помощью анимации.

Ребенку предлагается пример, который он решает самостоятельно и так же у него есть возможность решить его с помощью наглядной анимации, или проверить себя. (примеры)

Педагоги сами придумывают условия задач в стихотворной форме. (задача)

Скорость возникновения картинок регулируется в зависимости от уровня развития ребенка.

Таким образом использование развивающих игр имеет огромное значение в формировании математических представлений у дошкольников. Игры мотивируют игровую деятельность, стимулируют активность в поиске и нахождении ответа, раскрытии секрета игры и создают положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающей ее результативность.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Использование таких игр снимает излишнюю дидактичность обучения, вызывает интерес у детей, желание заниматься. Развивающее обучение способствует ускоренному созреванию мозга и совершенствованию его функций. Дети от природы любознательны. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. И задачей педагогов является использование методов обучения, в том числе и игровых. Нужны игры, моделирующие творческий процесс и создающие такой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими играми являются развивающие игры, которые служат «пищей» для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны, способны удовлетворять потребности ребёнка в моторной активности, движении, помогают использовать счёт, контролировать правильность выполнения действий.

Математика- это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей.

Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.

В процессе работы воспитатель должен создавать условия для реализации интересов детей в разных видах игр, способствовать развитию инициативы и самостоятельности, активности. Педагог воспитывает у детей выдержку и настойчивость, честность, сдержанную реакцию на собственную неудачу, а также умение одобрить, поддержать товарища.

Основное правило работы с развивающими играми – никогда не отказывать в помощи, если у ребёнка что-то не получается, так как в противном случае может пропасть интерес к предлагаемым играм.

Основные задачи:

- развитие детской самостоятельности в решении поставленных задач;

-формирование геометрического мышления, графических навыков;

-совершенствование речи, моторики, активизация словарного запаса;

- развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

- овладение детьми разнообразными способами действия;

- развитие математического мышления;

- формирование умения разбивать сложную задачу на несколько простых;

- воспитание аккуратности, бережного отношения к играм;

Игровой материал состоит из пособий как для одного ребёнка, так и для небольшого детского коллектива. Одно из требований к дидактическому материалу - это многообразие игр, от простого к сложному. Насыщенность игрового материала определяют возрастные особенности детей. Основной формой обучения являются игровые занятия с группой детей из 7-9 человек. Большое значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Педагогу необходимо строить свою работу на основе следующих принципов:

• от простого к сложному - предполагает постепенное возрастание трудностей заданий в играх;

• индивидуальность - предполагает учёт индивидуальных и психофизиологических особенностей детей;

• безоценочность: при проведении всех игр необходимо исключить замечания, гораздо важнее и эффективнее поддерживать поощрять каждого ребёнка;

• сотворчество детей и взрослых;

• соревновательный момент: при проведении игр необходимо использовать интерес детей к соревнованиям (начинать следует с детьми старшего возраста, но осторожно; учитывать индивидуальные особенности ребёнка).

Дидактическая игра занимает особое место в развитии дошкольника и является самой доступной формой деятельности. Она позволяет легко и быстро овладеть знаниями. Обучение дошкольников математике немыслимо без использования занимательных игровых заданий, развивающих математических игр.

Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для ФЭМП дошкольника. Дети учатся анализу, сопоставлению, сравнению связанных между собой понятий и действий, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах, развитию умения делать простейшие выводы и обобщения. У ребёнка формируются умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жизненных проблем, взаимодействовать со взрослыми и другими детьми в ходе выполнения заданий, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении математических упражнений. Всё это создаёт необходимую основу для успешного изучения математики в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на формирование математических представлений у дошкольников.

Простые и доступные дидактические игры для старших дошкольников на закрепление полученных знаний по математике....

Мастер-класс для воспитателей "Дидактические игры в формировании математических представлений у дошкольников"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №25 Звёздочка»     Мастер-класс для воспитателей «Дидактически игры в формировании математически...

Игры по формированию математических представлений у дошкольников

quot;Игры по формированию математических представлений у дошкольников"...

Семинар-игра. Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников

С помощью дидактических игр можно достигнуть следующих целей целей: - создать необходимую развивающую предметно-пространственную среды группы по ФЭМП; - совершенствовать познавательные процессы: воспр...

Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников.

Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников....

Дидактические игры в формировании математических представлений у дошкольников

Дидактические игры в формировании математических представлений у дошкольников...