Проектная деятельность "Золотая осень"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Тема данного проекта была выбрана не случайно. Хочется расширить кругозор детей об осени, ее основных признаках, названиях месяцев. С приходом осени все вокруг поменялось: и погода, и цвет листьев на деревьях, одежда людей из-за холода. В беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть названия месяцев и некоторые признаки осени. Так же мало использовали глаголы, определения, связанные с золотой осенью. В связи с этим была определена такая тема . Дети в недостаточной степени имеют представление об осенних явлениях в живой и неживой природе. Не всегда точно могут определить значение слов « золотая осень»,
«унылая пора», подбирать к существительным прилагательные и глаголы. В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_zolotaya_osen.docx | 238.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №22 «Город детства»
Проектная деятельность
«Золотая осень»
Группа № 39
Срок реализации проекта : сентябрь-октябрь
(24.10.23-27.10.23)
Подготовила и провела воспитатель : Жукова М.С.
р.п.Дрожжино 2023г
Проект в средней группе
«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
Тип проекта : групповой, краткосрочный, познавательно-исследовательно творческий. (сентябрь - октябрь)
Актуальность проекта:
Тема данного проекта была выбрана не случайно. Хочется расширить кругозор детей об осени, ее основных признаках, названиях месяцев. С приходом осени все вокруг поменялось: и погода, и цвет листьев на деревьях, одежда людей из-за холода. В беседах с детьми, некоторые из них затруднялись называть названия месяцев и некоторые признаки осени. Так же мало использовали глаголы, определения, связанные с золотой осенью. В связи с этим была определена такая тема . Дети в недостаточной степени имеют представление об осенних явлениях в живой и неживой природе. Не всегда точно могут определить значение слов « золотая осень»,
«унылая пора», подбирать к существительным прилагательные и глаголы. В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.
Проблема: «Что нам осень принесла?»
Участники проекта: Воспитатели, дети, родители.
Цели проекта :
Дать детям элементарные представления об изменениях в природе осенью, о подготовке растений и животных к этому времени года. Развивать у детей интерес к наблюдениям за явлениями природы. Прививать умение сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Задачи проекта:
- Добиться пополнения и обогащения знаний детей по лексическим темам: « Осень» , «Овощи» , « Фрукты» .
- Способствовать формирования у детей умение вести наблюдения в живой и неживой природе.
- Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно правильного взаимодействия с окружающим их большим миром природы.
- Показать конкретные способы экспериментирования и исследования объектов природы.
- Способствовать развитию умения делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
- Способствовать развитию диалогической форме речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
- Способствовать формированию умения передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки; развивать эстетическое восприятие.
- Способствовать формированию начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста; развивать познавательную активность; воспитывать любовь к природе.
Предполагаемый результат:
- расширить и закрепить знания и представления детей об осени, её признаках и дарах;
- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
- применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
- отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
- дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап:
- Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;
- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;
- Подборка фотографий, литературы;
- Сбор листьев для работ, семян растений и косточек плодов;
- Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах;
- Рисование на тему «Золотые краски осени»
- Консультация для родителей «Все делаем вместе».
2. Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
- Чтение художественной литературы
- Просмотр мультфильмов
- Беседы
- разработка конспектов НОД
- Рассматривание альбомов и картин
- Наблюдение
- Экспериментирование
- Сбор природного материала
- Рисование
- Аппликация
- Лепка
- Конструирование
- Дидактические игры
- Пальчиковые игры
- Прослушивание музыкальных произведений в аудиозаписи: П. И. Чайковский «Времена года», «Осень» Е. Васильева-Буглая сл. Плещеева «Осенняя песня» , К. Румянова «Листопад» .
- Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» .
Мероприятия по работе с родителями:
- участие в выставке работ на тему «Осень» , подборка иллюстраций, литературы;
- разучивание стихотворений об осени;
- подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Деревья» , «Ягоды, грибы» , «Осень» ;
- организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, природного материала;
- Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной» ;
- Привлечение родителей к изготовление поделок из овощей и природного материала «Осеннее фантазии»
3. Заключительный этап:
Продукт проектной деятельности:
- оформление выставки детских творческих работ
- осенний праздник « Поможем Солнышку»
- Прослушивание музыкальных произведений в аудиозаписи: П. И. Чайковский «Времена года» «Осень», Е. Васильева-Буглая сл. Плещеева «Осенняя песня», К. Румянова «Листопад».
Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».
План работы с детьми по осуществлению проекта «Осень золотая!».
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром
ООД «Здравствуй, Осень, золотая»
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
ООД «В гости к Ежику (Грибы)
Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах, особенностях внешнего вида, местах произрастания.
ООД «Овощи, фрукты, ягоды»
Цель: систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах.
Цикл наблюдений:
Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Цель: формировать представления об изменениях в природе, учить узнавать и описывать приметы осени, узнавать их в стихотворениях; учить определять время года по характерным признакам. Понаблюдать за состоянием погоды. Формировать представление о природном явлении — тумане; учить наблюдению за сезонными явлениями; - подмечать особенности этого явления, делать выводы.
Наблюдение за цветником
Цель : познакомить детей с названиями нескольких цветов, показать их строение, формировать представление о том, что цветы – живые, они растут и изменяются.
Наблюдение за перелетными птицами
Цель: расширять представления о перелетных птицах, об изменении
жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.
Наблюдение за деревьями осенью
Цель: Расширение и обогащение знаний детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев осенью.
Наблюдение за насекомыми
Цель : Развивать интерес к живому миру, наблюдательность, учить устанавливать связи между погодой и поведением насекомых. Закреплять названия насекомых, их пользу для природы. Рассказать, что при наступлении осени все насекомые прячутся от холода (в стволы старых деревьев, в пни, в землю и т. д .)
Беседы: «Осень»
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях
«Почему птицы улетают на юг»
Цель: Закрепить понятия «Перелетные», «Зимующие» птицы, закрепить названия перелетных птиц ласточки, утки, журавли и дрозды, цапля аист дикий гусь. Познакомить со значением слова «оседлые» .
«Что изменилось в осеннем лесу»
Цель: уточнить и расширить у детей представления об осеннем пейзаже. Рассказать, как прекрасна природа в это время года.
«Осенний урожай»
Цель: развитие речевых навыков; закрепление знаний об овощах, фруктах и других дарах природы; формировать культуру питания; воспитывать аккуратность, чистоплотность; развивать умение работать в коллективе
«Почему деревья сбрасывают листья»
Цель: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года.
Ситуативная беседа:
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев - овощ или фрукт?»
«Почему медведь зимой спит, а заяц-нет?»
«Почему я люблю (не люблю)осень?»
Целевые прогулки:
«Путешествие по осенней экологической тропе» .
Цель: Закрепить знания о приспособлении живой природы к сезонным изменениям; продолжать учить выделять признаки осени.
«Осенние приметы»
Цель: развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте; воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними; передавать в высказываниях свое отношение к природе.
«Мы заботимся о птицах»
Цель: формировать умение устанавливать связь между поведением птиц и изменениями в природе осенью.
Экспериментальная деятельность
«Простые опыты с природным материалом» .
Цель: установить, какие материалы имеют природное происхождение.
«Листья кружатся, летят»
Цель: Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
Дидактические игры:
«С какого дерева листок?»
Цель: Учить детей различать деревья по описанию. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
«Огород-огород, очень много с ним хлопот»
Цель: закреплять знания детей о смене времен года, формировать понятия "овощи", воспитывать уважение к труду взрослых.
"Раздели птиц на перелетных и зимующих"
Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
Речевое развитие
ООД «Поговорим про осень»
Цель. Создать условия для успешного речевого развития, активизировать познавательные способности детей в процессе занятия.
ООД «»Чтение стихотворения И.Бунина «Листопад».
Цель: Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени.
Чтение художественной литературы:
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;
А. Пушкин «Осень» (отрывок)
И. Демьянов «Осень»
А. Фет «Ласточки пропали»
А. Плещеев «Осенняя песенка»
И. Бунин «Листопад»
Русская народная сказка «Мужик и медведь»
В. Сутеев «Яблоко»
В. Бианки «Осень» (из сказки-рассказа «Синичкин ка лендарь» )
Загадки, пословицы, поговорки;
Составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям
Словесные игры:
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: Совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать внимание, память, устную речь.
Игра «Сложное слово»
Цель: Закрепить умение детей образовывать сложные слова.
Игра «Интересные загадки»
Цель: Закреплять умение детей составлять описательный рассказ загадку на тему «Овощи»
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин «Овощи и фрукты»
Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин» , а также знания об овощах и фруктах.
«Осеннее путешествие в лес»
Цель: создание условий для активной, творческой, игровой деятельности.
Дидактические игры:
«Времена года»
Цель : различать изменения природы в разные времена года; уметь рассказать о своих переживаниях, эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием красоты природы;
«Грибная полянка»
Цель: Продолжать учить распознавать и называть грибы: подберёзовик, подосиновик, белый гриб, лисички, маслята, опята.
Закреплять названия деревьев: дуб, осина, берёза, сосна, ель.
«Узнай по описанию»
Цель: Закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях. Учить детей угадывать и описывать предмет по его характерным признакам. Развивать внимание, наблюдательность, находчивость, мелкую моторику рук.
«Когда – это бывает?»
Цель: Закрепить представления детей о последовательности (цикличности ) изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам.
Настольная игра - драматизации по произведениям:
«Репка».
Трудовая деятельность:
Сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листьев для гербария).
Уборка опавшей листвы.
Укрывание корней деревьев упавшей листвой.
Беседа:
Тема: «Осенние хлопоты человека»
Цель: дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помочь взрослым в заготовке овощей, фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.
Беседы по ОБЖ:
«Правила поведения в лесу»
Цель: Закрепление знаний детей о правилах поведения в лесу.
«Берегись насекомых»
Цели: формировать представление о разнообразных насекомых; дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
Художественно-эстетическое развитие
«Осенние деревья» . (коллективная аппликация)
Цель: Учить детей создавать красивый образ осеннего дерева.
Продолжать освоение обрывной техники аппликации.
"Грибы" (лепка)
Цель: Учить детей лепить грибы скульптурным способом. Развивать целостность восприятия. Учить соотносить цвет пластилина с цветом реального объекта.
«Золотая осень» (рисование)
Цель: Продолжать учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные формы деревьев, большие, маленькие, высокие, стройные, продолжать изображать листья.
«Осенние листья» (рисование)
Цель: учить детей делать отпечатки листьев
« На яблоне поспели яблоки» (рисование)
Цель: Продолжать учить детей рисовать дерево, передовая его характерные особенности : ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви.
«Сказочное дерево» (рисование)
Цель: Учить детей создавать в рисунке сказочный образ. Упражнять в умении передавать правильное строение дерева. Учить закрашивать. Развивать воображение, творческие способности, речь
«Птицы » ( аппликация)
Цель: Учить составлять задуманный предмет из нескольких частей, располагать его в центре листа, аккуратно и ровно наклеивать детали. Продолжать учить показывать слова стихотворения жестами.
«Солнце в тучах» (лепка)
Цель: Учить скатывать маленькие шарики из пластилина, расплющивать их пальцем на картоне,создавая нужную форму предмета.
«Осеннее дерево» ( лепка)
Цель: Формировать умения передавать в работе характерные особенности внешнего строения осеннего дерева посредством пластилинографии .
Рассматривание репродукций картин:
И. С. Остроухов «Золотая осень» ,
И. И. Левитан «Золотая осень» ,
И. Шишкин «Осень» ,
Е. Волков «Октябрь» ,
Слушание музыкальных произведений:
Пьеса П. И. Чайковского “Октябрь. Осенняя песня” из цикла “Времена года”, 1-я и 2-я части концерта для скрипки с оркестром А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года.
Дидактические игры:
«Тихо-громко» . (динам.)
Цель: Закреплять умение детей в различении динамических оттенков музыки: тихо, громко, не слишком громко.
« Прыг, прыг, скок»
Цель: Развивать ритмическую память, метрическое чувство
Досуги:
«Осенние загадки»
Физическое развитие
Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки»;
Физкультминутка «Мы – осенние листочки», «Ветерок»;
Дыхательная гимнастика «Ветерок»;
Хороводная игра «К нам осень пришла»;
П/и « У медведя во бору», «Совушка», «Перелет птиц», «Раз, два, три, названный лист бери»;
Эстафета «Соберем осенний букет».
Игра-соревнование «Кто быстрее обежит лужи».
Беседы:
«Как одеваться осенью».
«Чтобы не болеть».
Подвижные игры:
«Листопад»
Цель: развивать ловкость, быстроту, умение работать в парах.
«Длинная змейка»
Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.
« Раз – два – три ,этот лист бери»
Цель: Продолжать учить детей двигаться по участку детского сада, чередуя ходьбу с бегом и другими движениями.
« Ветер и листья»
Цель: развивать двигательные способности, развивать слуховое внимание.
Игры-соревнования:
«Кто первый соберет осенний букет».
«Кто быстрее обежит лужи»
Физкультминутки:
«Клен»
-Ветер тихо клен качает,
Вправо-влево наклоняет:
Раз-наклон
И – наклон
И два – наклон
«Листопад»
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
«Мы, листики осенние»
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Пальчиковая гимнастика:
«Листья»
«Осенний букет»
«Капуста»
«Грибы»
Взаимодействие с родителями:
1. Консультации для родителей «Чем можно занять ребенка на прогулке осенью?»
«Как правильно одеть ребенка осенью?»
2. Изготовление папки-передвижки на тему «Осенние фантазии».
3. Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам.
4. Конкурс семейных поделок «Осенние фантазии».
5. Организация выставок детских работ.
6. Изготовление кормушек для птиц.
Заключительный этап.
1. Подведение итогов проекта.
Продукт проектной деятельности:
-выставка семейных поделок «Осенние фантазии».
-выставка рисунков «Вот какая наша осень»
-Осенний праздник «Поможем Солнышку» .
2. Анализ результатов работы.
В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. Появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме. Укрепилось представление о необходимости бережного отношения к природе.
На основе углубления и обобщения представлений об окружающем в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. У них появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Аппликация один из любимых детьми видов изобразительное деятельности:их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур,большой интерес вызывает техника вырезания и наклеивания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность "Осенние чудеса"
Проектная деятельность "Осенние чудеса"Данный проект позволил осуществить знакомство дошкольников с изменениями в природе родного края в осенний период, развивать познавательные, коммуникативные, твор...
Проектная деятельность "Осени прекрасные моменты"
Проектная деятельность "Осени прекрасные моменты" творческий проект Творчество – это обязательное условие всестороннего развития личности ребенка, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумыв...
Проектная деятельность "Осенние листочки"
Увидеть красоту осени можно, а научить детей видеть красоту листочка нужно....
Проектная работа "Осень"
Проектная работа с интеграцией областей....
Проектная карта "Осенние фантазии"
Проектная карта для подготовительной группы на тему "Осенние фантазии"...
Проектная карта "Осень, осень в гости просим"
Данная проектная карта разработана для работы в группе старшего дошкольного возраста...
Проектная деятельность "Осень"
Проектная деятельность "Осень"Подготовили: Кудрова Татьяна Николаевна, Постникова Ирина Анатольевна - воспитатели группы №2.Участники проекта: дети, воспитатели.Интеграция: «Коммуникация», «...