Познавательно-исследовательский проект «Малыши-исследователи»
проект (младшая группа)
- Паспорт проекта
Название и тип проекта | «Малыши-исследователи» - проект по познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста. |
Разработчик проекта | Имамурзаева Гульнара Джамаевна |
Участники проекта | Воспитатели, дети 2-3 лет. |
Сроки реализации проекта | 9 месяцев, с сентября по май. |
Основания для разработки проекта | 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 272- ФЗ «Об образовании в РФ». 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 3. Постановление главного государственного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». 4. Образовательная программа дошкольного образования ДОУ «Детский сад «Рябинушка» 5. Рабочая программа группы раннего возраста.
|
Цель проекта | Обогатить познавательную сферу детей раннего возраста посредством элементарной исследовательской деятельности.
|
Задачи проекта
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovat_proekt.doc | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект
«Малыши-исследователи»
- Паспорт проекта
Название и тип проекта | «Малыши-исследователи» - проект по познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста. |
Разработчик проекта | Имамурзаева Гульнара Джамаевна |
Участники проекта | Воспитатели, дети 2-3 лет. |
Сроки реализации проекта | 9 месяцев, с сентября по май. |
Основания для разработки проекта | 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 272- ФЗ «Об образовании в РФ». 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 3. Постановление главного государственного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». 4. Образовательная программа дошкольного образования ДОУ «Детский сад «Рябинушка» 5. Рабочая программа группы раннего возраста. |
Цель проекта | Обогатить познавательную сферу детей раннего возраста посредством элементарной исследовательской деятельности. |
Задачи проекта
|
|
Этапы проведения проекта | I этап. Подготовительный (сентябрь) Цель: Создание условий для реализации познавательно-исследовательского проекта. II этап. Практический (октябрь – апрель) Цель: Познакомить детей раннего возраста с различными предметами и объектами, их свойствами и применением в практической жизни. III этап. Заключительный (май) Цель: Обобщение итогов и представление продуктов проекта. |
Планируемые результаты проекта | Для детей:
Для педагога:
Для родителей: 1. Приобретён педагогический опыт активного участия в познавательном развитии своего ребенка. 2. Сформирован интерес к совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми. 3. Обогащены знания о деятельности ДОУ и группы, которую посещает ребенок. 4. Установлено единство с педагогами в воспитании, обучении и развитии детей. |
Продукты проекта | 1. Презентация «Формы взаимодействия с родителями по познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста». 2. Оформление фотовыставки «Малыши-исследователи». 3. Оформление методической папки «Познавательное развитие детей раннего возраста в процессе элементарной исследовательской деятельности». |
- Актуальность
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития дошкольников является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с раннего возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность.
А чтобы поддержать эту активность, необходимо опираться на любознательность детей, которая наиболее ярко проявляется в познавательно-исследовательской деятельности.
Познавательно–исследовательская деятельность – это важнейший способ формирования мотивации для познания окружающего мира, поскольку она направлена на определение качеств, свойств предметов, связей между явлениями окружающего мира, их классификацию и систематизацию. Исследовательская деятельность позволяет расширить практические знания детей о свойствах и отношениях объектов и предметах.
Одна из задач педагога в этом направлении - обеспечить комплексный подход к организации образовательного процесса, психолого-педагогических условий для поддержки самостоятельности ребенка и развития у него интереса к исследованиям, открытиям.
Благодаря экспериментам и опытам ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем ищет решение различных проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска обогащаются знания и представления детей о свойствах и качествах предметов и объектов, формируется умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Активизируются мыслительные процессы, развивается память и речь.
К тому же, очень ярко проявляется детская инициатива и развиваются творческие качества личности.
При реализации проекта воспитанники будут вовлечены в деятельность, в процессе которой они получат возможность через личный опыт познать окружающий мир.
Таким образом, познавательно-исследовательский проект «Малыши-исследователи» будет основой для создания целостного образовательного процесса по познавательному развитию детей раннего возраста.
- Цель и задачи проекта
Цель: Обогатить познавательную сферу детей раннего возраста посредством элементарной исследовательской деятельности.
Задачи:
- Познакомить детей с обобщенными способами исследования разных предметов и объектов окружающей жизни.
- Формировать элементарные представления о предметах и объектах, их свойствах и применении в практической жизни.
- Активизировать речь детей и пополнить словарный запас в процессе проведения элементарных опытов и наблюдений.
- Развивать основы сенсорного восприятия.
- Развивать предметные действия.
- Способствовать развитию самостоятельности, познавательного интереса и познавательной активности.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды
Основное оборудование «мини-лаборатории»:
- приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т. д.;
- утилизированный материал: пробки; разные виды бумаги;
- красители: гуашь, акварельные краски;
- медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мыльные пузыри, целлофановые пакеты, коктейльные трубочки, резиновые и надувные игрушки, шампунь, пластиковые и стеклянные бутылки с узким горлышком разного размера, салфетки, султанчики, воронки.
- Методы и средства реализации проекта
Методы | Средства |
Словесные методы: Объяснение, беседа, пояснения, вопросы к детям, образный сюжетный рассказ. | - фольклор (песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, скороговорки, загадки и др.); - поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, маленькие рассказы). |
Наглядные методы: Иллюстрирование, демонстрация, показ. | Наблюдаемые объекты, предметы, явления. Применение картинок, рисунков, изображений, символов, иллюстрированных пособий: плакатов, картин, репродукций, карточек. Демонстрация опытов, мультфильмов, слайдов, диафильмов. Различные действия и движения, манипуляции с предметами, имитирующие движения и др. |
Методы проблемного обучения: Познавательное проблемное изложение. Диалогическое проблемное изложение. Элементарный анализ; сравнение по контрасту и подобию, сходству. Элементарные основы группировки и классификации, моделирования и конструирования; приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы. | Сочетание разнообразных средств, использование художественного слова. Объекты и явления окружающего мира. Различный дидактический материал. Материал для экспериментирования. Задачи на решение проблемных ситуаций. |
Методы, вызывающие эмоциональную активность: Воображаемая ситуация, сюрпризные моменты, поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество. | Сочетание разнообразных средств, использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, закличек, потешек); включение игровых и сказочных персонажей; использование игр-«секретиков» как средства, обеспечивающего «эмоциональное погружение» в тему. |
- Оценка качества образовательной деятельности в рамках проекта (диагностика предметной деятельности)
Реализация проекта предполагает оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики.
Цель педагогической диагностики – оценка эффективности педагогических действий и их дальнейшее планирование на основе полученных результатов.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за познавательно-исследовательской деятельностью детей.
Необходимым условием проведения диагностики является естественность диагностических ситуаций, эмоциональный комфорт ребенка, его хорошее самочувствие.
Результаты диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Педагогическая диагностика проводится на основании методического пособия: Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.- 144 с.
Шкалы оценки параметров предметной деятельности
на третьем году жизни ребенка
Параметры | Показатели параметров | Критерии оценки показателей | Баллы |
Виды действий с предметами | Ориентировочно-исследовательские и манипулятивные действия | Отсутствуют: ребенок игнорирует предметы. Использует редко: ребенок некоторое время смотрит на предмет, трогает, затем оставляет, переводит взгляд, не пытается выяснить назначение предмета или совершить с ним какое-либо действие. Использует часто: ребенок активно обследует предмет, совершает разнообразные манипуляции с ним. | 0 1 2 |
Культурно-фиксированные действия | Отсутствуют: ребенок не действует с предметами в соответствии с их назначением. Использует редко: ребенок совершает одно-два действия данного вида, предпочитает манипулятивные действия. Используются часто: ребенок совершает много различных культурно-фиксированных действий. | 0 1 2 | |
Познава-тельная активность | Эмоциональная вовлеченность в деятельность | Отсутствует: ребенок не обращает внимания на предметы или безразлично смотрит на них, не предпринимает никаких действий с ними; выражает недовольство, отталкивает, разбрасывает предметы. Слабая: ребенок эпизодически проявляет интерес к предметам, часто отвлекается; проявляет интерес или положительные эмоции, но действует с опаской или робко. Высокая: ребенок проявляет выраженный интерес к предметам, полностью поглощен деятельностью, действует сосредоточенно, длительно сохраняет интерес; выражает яркие положительные эмоции. | 0 1 2 |
Настойчивость в деятельности | Отсутствует: ребенок не проявляет настойчивости, после первой же неудачи прекращает деятельность. Слабовыраженная: ребенок совершает 2—3 попытки решить задачу и теряет интерес к ней. Ярко выраженная: ребенок совершает многократные попытки решения задачи. | 0 1 2 | |
Стремление к самостоятельности | Отсутствует: ребенок не стремится действовать самостоятельно, сразу же обращается за помощью ко взрослому или пассивно ожидает помощи. Слабое: ребенок пытается действовать самостоятельно, но после первой же неудачи обращается ко взрослому. Среднее: ребенок не обращается за помощью, а предложенную помощь принимает неохотно либо обращается за помощью, но тут же отказывается от нее, пытаясь действовать самостоятельно. Выраженное: ребенок не обращается за помощью и отказывается от помощи, предложенной взрослым, предпочитает действовать самостоятельно. | 0 1 2 3 | |
Включенность предметной деятельности в общение со взрослым | Стремление воспроизводить образец действия | Отсутствует: ребенок игнорирует образец правильного действия, предпочитает действовать по-своему. Слабое: ребенок делает попытку воспроизвести образец, но в целом действует по-своему. Среднее: ребенок делает несколько попыток воспроизвести образец, но не доводит правильное действие до конца. Сильное: ребенок не прекращает попыток, пока не воспроизведет образец. | 0 1 2 3 |
Ориентация на оценку взрослого | Отсутствует: ребенок не ориентируется на оценку взрослого. Слабая выраженность: ребенок радуется поощрениям и огорчается в ответ на порицание взрослого, но не корректирует действий под влиянием оценки. Средняя выраженность: ребенок ищет оценку взрослого, но не всегда учитывает ее в своих действиях. Высокая выраженность: ребенок настойчиво добивается оценки взрослого и учитывает ее в своих действиях. | 0 1 2 3 | |
Речевое сопровождение деятельности | Отсутствует: ребенок не сопровождает действия речью. Слабое: ребенок редко пользуется речью. Выраженное: ребенок активно пользуется речью. | 0 1 2 | |
Целенаправ-ленность | Отсутствует: ребенок не стремится достигнуть правильного результата. Слабовыраженная: ребенок предпринимает попытки достичь правильного результата, но быстро теряет цель. Ярко выраженная: ребенок упорно пытается добиться правильного результата, варьируя способы действия. | 0 1 2 |
Высокий уровень развития предметной деятельности (ПД). При высоком уровне развития ПД показатели всех параметров в большинстве проб имеют высокие баллы. Некоторые показатели следует отнести к высокому уровню, учитывая возраст детей. К ним причисляют «Речевое сопровождение деятельности» и «Стремление к самостоятельности». Для малышей от 2 до 2,5 лет эти показатели должны оцениваться не ниже, чем 1 балл, для детей старше 2,5 лет — не ниже, чем 2 балла. Так, при оценке показателя «Речевое сопровождение деятельности» следует иметь в виду, что для ребенка до 2,5 лет достаточно, если он называет предметы или комментирует лишь отдельные действия, а для более старшего ребенка, имеющего высокий уровень развития ПД, характерны развернутые речевые высказывания.
Средний уровень развития ПД. Уровень развития ПД оценивается как средний в двух случаях: во-первых, когда большинство показателей всех параметров имеют средние значения, во-вторых, когда выраженность показателей существенно различается. При высоком значении одних показателей остальные имеют низкое значение. Например, у ребенка может быть хорошо развита операционально-техническая сторона деятельности, но при этом слабо выражена познавательная активность. Или ребенок может разнообразно действовать с игрушками, владеть культурно-фиксированными способами обращения с предметами, испытывать интерес к ним, но не сопровождать свои действия речью или не проявлять настойчивости и самостоятельности в проблемных ситуациях.
Низкий уровень развития ПД отмечается, если большинство показателей параметров получают оценку «0-1 баллов». Ребенок с низким уровнем ПД проявляет слабый интерес к предметам, часто отвлекается, недостаточно владеет культурно-фиксированными действиями, совершает однообразные манипуляции, игнорирует образцы действий, предложенные взрослым, равнодушен к его оценке. Естественно, что при этом у него отсутствуют настойчивость и стремление к самостоятельности в деятельности с предметами.
Таким образом, высокий уровень развития ПД характерен для нормального хода психического развития ребенка. Средний и низкий свидетельствуют о наличии проблем, которые могут быть связаны как с условиями воспитания ребенка, так и с состоянием его здоровья. При этом низкий уровень ПД указывает на задержку в психическом развитии и требует особого внимания родителей, педагогов и психологов. При необходимости следует обратиться за консультацией к специалистам-медикам.
- Поэтапное планирование деятельности
На первом этапе (сентябрь):
1. Изучение методической литературы, сбор материала.
2. Составление плана работы с детьми.
3. Пополнение и обновление развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме проекта.
4. Проведение вводной диагностики с детьми.
На втором этапе (октябрь – апрель):
1. Составление картотеки опытов, игр и разработка игровых исследовательских ситуаций для детей.
2. Проведение серии игр и игровых исследовательских ситуаций с детьми.
На третьем этапе (май):
- Проведение итоговой диагностики с детьми.
- Организация фотовыставки «Малыши-исследователи».
- Разработка презентации «Формы взаимодействия с родителями по познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста».
- Оформление методической папки «Познавательное развитие детей раннего возраста в процессе элементарной исследовательской деятельности».
5. Аналитический отчет по реализации проекта.
Перспективно-тематическое планирование II этапа
(октябрь-апрель)
Октябрь | |||
№ | Тема игровой ситуации | Задачи познавательно-исследовательской деятельности | Оборудование |
1 | Водичка, водичка, умой моё личико | Познакомить с основными свойствами воды (бесцветная, прозрачная, без запаха, вкуса) | Емкости разного размера, мерные стаканчики, мерные ложки, лейки, формочки, вода, трубочки, мыло, воронки, кораблик, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы, др.), краски, сито нескольких размеров, формочки для льда, термометр, картинки по теме, соль, сахар, мука, крахмал, губки, тряпочки. |
2 | Не утонет в речке мяч | Дать представление о тонущих и не тонущих материалах. | |
3 | Как на тоненький ледок | Дать представления о различных состояниях воды (жидкость и лед), их возможных взаимных переходах. Познакомить с информацией, что вода бывает разной температуры. | |
4 | Разноцветные капельки | Показать детям, что вода может иметь цвет. С помощью пипетки или кисточки подкрашивать воду для получения разных цветов. | |
Ноябрь | |||
№ | Тема игровой ситуации | Задачи познавательно-исследовательской деятельности | Оборудование |
1 | Песочная страна | Расширить знания детей о свойствах сухого песка (сыпучесть, рыхлость) и мокрого (способность хорошо держать форму) | Сухой, чистый песок; пластилин; большой, плоский лоток, маленькие лотки, тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из пластилина, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш, лопатки, совочки, ведерки, грабельки. |
2 | Сюрприз для куклы Кати (рисование цветным песком) | Продолжать обогащать знания о свойствах сухого песка | |
3 | Пластилин. Какой он? | Закрепить знания детей о пластилине. Выявить свойства пластилина. | |
4 | Песок и пластилин – наши помощники | Уточнить представления о свойствах песка и пластилина, определить отличия | |
Декабрь | |||
1 | Поиск воздуха | Познакомить детей с понятием «воздух». Помочь им обнаружить воздух вокруг себя. Познакомить с основными свойствами воздуха (прозрачный, без запаха и цвета). | Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки. Демонстрация слайдов, отрывков из мультфильмов. |
2 | Подводная лодка из винограда | Познакомить со свойством воздуха – легкость. Показать, как поднимаются и опускаются в толще воды «подводная лодка» и «рыбы» | |
3 | Вдох-выдох | Помочь определить роль воздуха в жизни живых существ. | |
4 | Воздушные фокусы | Обогащать представления детей о воздухе. Показать доступные для малышей фокусы с воздушными шариками. Фокусы на сайте: http://www.tavika.ru/2013/04/ballon.html | |
Январь | |||
1 | Бумажная страна | Опытным путем дать представление о свойствах бумаги | Листы бумаги разного вида (салфетки, картон, др.), образцы тканей, тарелки с водой, пипетки, лупы, одежда, изделия из бумаги, картинки по теме. |
2 | Превращения бумаги | Обогатить знания детей об использовании бумаги | |
3 | Наряды для куклы Тани | Познакомить с разными видами тканей, побудить устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года | |
4 | Мир бумаги и мир ткани | Формировать умение детей сравнивать ткань и бумагу, самостоятельно делать выводы | |
Февраль | |||
1 | Деревянный человечек Буратино | Формировать умение определять существенные признаки и свойства дерева (структуру, твёрдость, не тонет, тяжелое и т. д.). Установление причинно-следственных связей между свойствами материала и способом его использования. | Кора разных деревьев, спилы дерева, деревянные предметы, емкости с водой. Игрушка Буратино. |
2 | Путешествие в стеклянный город | Дать представления о свойствах и применении стекла | Наглядный материал: ваза для цветов, стаканы стеклянные, конфетница, чайные чашки из стекла, елочные игрушки, бутылочка, баночки из-под духов, стеклянные бусинки и т.д. |
3 | В мире пластмассы | Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная. | Пластмассовые игрушки, стаканчики, трубочки, емкости с водой, лупа |
4 | Пластмассовые игрушки | Знакомить детей с предметами, изготовленными из пластмассы. | |
Март | |||
1 | В мире резины | Знакомить со свойствами и качествами предметов из резины, помочь выявить свойства резины – растягивается, эластичная, упругая, водонепроницаемая. | Тонкие и толстые полоски резины, резиновые шарики и перчатки, тазики с водой, резиновые игрушки |
2 | Мой веселый звонкий мяч | Знакомить детей с предметами, изготовленными из резины. | |
3 | Волшебная рукавичка | Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить магнетические предметы от немагнетических, используя магнит | Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы, варежки с магнитом, иллюстрации по теме. |
4 | Притягивает - не притягивает | Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит | |
Апрель | |||
1 | Как вытащить ключик, не замочив рук | Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Развивать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею | Магниты разных размеров, металлические предметы, емкости с водой. |
2 | Предметы из металла | Формировать умение узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства | |
3 | Чудесный мешочек | Развивать тактильную чувствительность. Закреплять умение детей узнавать предметы, называть их свойства. | Разноцветные мелкие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы (кубики, пластины, шарики, игрушки). |
4 | Наведи порядок в сундучке (Итоговое занятие) | Уточнять и продолжать закреплять знания детей о свойствах предметов. |
Формы взаимодействия с семьями воспитанников
- Ознакомление родителей с познавательно-исследовательской деятельностью детей.
- Совместные досуговые и образовательные мероприятия на основе партнёрской деятельности родителей и педагогов.
- Совместная организация мини-лаборатории для познавательно-исследовательской деятельности детей.
- Совместное создание в группе «коллекций» - наборы ракушек, минералов, шишек и других предметов для исследовательской работы.
- Консультации для родителей: «Что такое исследовательская деятельность?», «Развитие предметной деятельности у детей 2-3 лет», «Опыты с детьми раннего возраста», «Соблюдение правил безопасности при организации экспериментов».
- Помощь родителям в подготовке наглядных материалов и предметов для опытов в домашних условиях.
Литература
- Батова И.С. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами. – Волгоград, Учитель, 2016.
- Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М,: ТЦ Сфера, 2002.
- Ефанова З.А. Познание предметного мира. Комплексные занятия. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). – Волгоград, Учитель, 2016.
- Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006.
- Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой.-М.: «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2012.
- Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Москаленко В.В., Крылова Н.И. Опытно-экспериментальная деятельность. Программа развития, проектная технология (из опыта работы). – Волгоград: Учитель, 2009.
- Одинцова Л.И., Пахотников С.В., Ординарцева Е.В. Экспериментальная деятельность в ДОУ. – М.: Сфера, 2013.
- Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста. Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье. – М.: Сфера, 2017.
- Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет). – СПб.: Детство-Пресс, 2017.
- Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Планирование образовательной деятельности. – СПб, Детство-Пресс, 2016.
- Четвертаков К.В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. – М.: Сфера, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательско-игровой проект "Малыши - исследователи"
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведен...
Исследовательско-игровой проект "Малыши - исследователи"
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения - с...
Исследовательско-игровой проект «Малыши - исследователи» (I младшая группа)
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения - с...
Исследовательско-игровой проект «Малыши - исследователи» (I младшая группа)
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения - с...
Проект «Малыш-исследователь»
Проект «Малыш-исследователь»...
Познавательно-исследовательский проект «Малыши-исследователи»
Познавательно-исследовательский проект«Малыши-исследователи»...