Познавательно-исследовательский проект «Малыши-исследователи»
проект (младшая группа)
Познавательно-исследовательский проект
«Малыши-исследователи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект
«Малыши-исследователи»
Воспитатель: Солтаева М.Э.
- Паспорт проекта
Название и тип проекта | «Малыши-исследователи» - проект по познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста. |
Разработчик проекта | Солтаева М.Э. |
Участники проекта | Воспитатели, дети 2-3 лет. |
Сроки реализации проекта | 9 месяцев, с сентября по май. |
Основания для разработки проекта | 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 272- ФЗ «Об образовании в РФ». 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 3. Постановление главного государственного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». 4. Образовательная программа дошкольного образования ДОУ «Детский сад «Рябинушка» 5. Рабочая программа группы раннего возраста. |
Цель проекта | Обогатить познавательную сферу детей раннего возраста посредством элементарной исследовательской деятельности. |
Задачи проекта
|
|
Этапы проведения проекта | I этап. Подготовительный (сентябрь) Цель: Создание условий для реализации познавательно-исследовательского проекта. II этап. Практический (октябрь – апрель) Цель: Познакомить детей раннего возраста с различными предметами и объектами, их свойствами и применением в практической жизни. III этап. Заключительный (май) Цель: Обобщение итогов и представление продуктов проекта. |
Планируемые результаты проекта | Для детей:
Для педагога:
Для родителей: 1. Приобретён педагогический опыт активного участия в познавательном развитии своего ребенка. 2. Сформирован интерес к совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми. 3. Обогащены знания о деятельности ДОУ и группы, которую посещает ребенок. 4. Установлено единство с педагогами в воспитании, обучении и развитии детей. |
Продукты проекта | 1. Презентация «Формы взаимодействия с родителями по познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста». 2. Оформление фотовыставки «Малыши-исследователи». 3. Оформление методической папки «Познавательное развитие детей раннего возраста в процессе элементарной исследовательской деятельности». |
- Актуальность
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития дошкольников является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с раннего возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность.
А чтобы поддержать эту активность, необходимо опираться на любознательность детей, которая наиболее ярко проявляется в познавательно-исследовательской деятельности.
Познавательно–исследовательская деятельность – это важнейший способ формирования мотивации для познания окружающего мира, поскольку она направлена на определение качеств, свойств предметов, связей между явлениями окружающего мира, их классификацию и систематизацию. Исследовательская деятельность позволяет расширить практические знания детей о свойствах и отношениях объектов и предметах.
Одна из задач педагога в этом направлении - обеспечить комплексный подход к организации образовательного процесса, психолого-педагогических условий для поддержки самостоятельности ребенка и развития у него интереса к исследованиям, открытиям.
Благодаря экспериментам и опытам ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем ищет решение различных проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска обогащаются знания и представления детей о свойствах и качествах предметов и объектов, формируется умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Активизируются мыслительные процессы, развивается память и речь.
К тому же, очень ярко проявляется детская инициатива и развиваются творческие качества личности.
При реализации проекта воспитанники будут вовлечены в деятельность, в процессе которой они получат возможность через личный опыт познать окружающий мир.
Таким образом, познавательно-исследовательский проект «Малыши-исследователи» будет основой для создания целостного образовательного процесса по познавательному развитию детей раннего возраста.
- Цель и задачи проекта
Цель: Обогатить познавательную сферу детей раннего возраста посредством элементарной исследовательской деятельности.
Задачи:
- Познакомить детей с обобщенными способами исследования разных предметов и объектов окружающей жизни.
- Формировать элементарные представления о предметах и объектах, их свойствах и применении в практической жизни.
- Активизировать речь детей и пополнить словарный запас в процессе проведения элементарных опытов и наблюдений.
- Развивать основы сенсорного восприятия.
- Развивать предметные действия.
- Способствовать развитию самостоятельности, познавательного интереса и познавательной активности.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды
Основное оборудование «мини-лаборатории»:
- приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т. д.;
- утилизированный материал: пробки; разные виды бумаги;
- красители: гуашь, акварельные краски;
- медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мыльные пузыри, целлофановые пакеты, коктейльные трубочки, резиновые и надувные игрушки, шампунь, пластиковые и стеклянные бутылки с узким горлышком разного размера, салфетки, султанчики, воронки.
- Оценка качества образовательной деятельности в рамках проекта (диагностика предметной деятельности)
Реализация проекта предполагает оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики.
Цель педагогической диагностики – оценка эффективности педагогических действий и их дальнейшее планирование на основе полученных результатов.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за познавательно-исследовательской деятельностью детей.
Необходимым условием проведения диагностики является естественность диагностических ситуаций, эмоциональный комфорт ребенка, его хорошее самочувствие.
Результаты диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Педагогическая диагностика проводится на основании методического пособия: Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.- 144 с.
Шкалы оценки параметров предметной деятельности
на третьем году жизни ребенка
Высокий уровень развития предметной деятельности (ПД). При высоком уровне развития ПД показатели всех параметров в большинстве проб имеют высокие баллы. Некоторые показатели следует отнести к высокому уровню, учитывая возраст детей. К ним причисляют «Речевое сопровождение деятельности» и «Стремление к самостоятельности». Для малышей от 2 до 2,5 лет эти показатели должны оцениваться не ниже, чем 1 балл, для детей старше 2,5 лет — не ниже, чем 2 балла. Так, при оценке показателя «Речевое сопровождение деятельности» следует иметь в виду, что для ребенка до 2,5 лет достаточно, если он называет предметы или комментирует лишь отдельные действия, а для более старшего ребенка, имеющего высокий уровень развития ПД, характерны развернутые речевые высказывания.
Средний уровень развития ПД. Уровень развития ПД оценивается как средний в двух случаях: во-первых, когда большинство показателей всех параметров имеют средние значения, во-вторых, когда выраженность показателей существенно различается. При высоком значении одних показателей остальные имеют низкое значение. Например, у ребенка может быть хорошо развита операционально-техническая сторона деятельности, но при этом слабо выражена познавательная активность. Или ребенок может разнообразно действовать с игрушками, владеть культурно-фиксированными способами обращения с предметами, испытывать интерес к ним, но не сопровождать свои действия речью или не проявлять настойчивости и самостоятельности в проблемных ситуациях.
Низкий уровень развития ПД отмечается, если большинство показателей параметров получают оценку «0-1 баллов». Ребенок с низким уровнем ПД проявляет слабый интерес к предметам, часто отвлекается, недостаточно владеет культурно-фиксированными действиями, совершает однообразные манипуляции, игнорирует образцы действий, предложенные взрослым, равнодушен к его оценке. Естественно, что при этом у него отсутствуют настойчивость и стремление к самостоятельности в деятельности с предметами.
Таким образом, высокий уровень развития ПД характерен для нормального хода психического развития ребенка. Средний и низкий свидетельствуют о наличии проблем, которые могут быть связаны как с условиями воспитания ребенка, так и с состоянием его здоровья. При этом низкий уровень ПД указывает на задержку в психическом развитии и требует особого внимания родителей, педагогов и психологов. При необходимости следует обратиться за консультацией к специалистам-медикам.
- Поэтапное планирование деятельности
На первом этапе (сентябрь):
1. Изучение методической литературы, сбор материала.
2. Составление плана работы с детьми.
3. Пополнение и обновление развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме проекта.
4. Проведение вводной диагностики с детьми.
На втором этапе (октябрь – апрель):
1. Составление картотеки опытов, игр и разработка игровых исследовательских ситуаций для детей.
2. Проведение серии игр и игровых исследовательских ситуаций с детьми.
На третьем этапе (май):
- Проведение итоговой диагностики с детьми.
- Организация фотовыставки «Малыши-исследователи».
- Разработка презентации «Формы взаимодействия с родителями по познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста».
- Оформление методической папки «Познавательное развитие детей раннего возраста в процессе элементарной исследовательской деятельности».
5. Аналитический отчет по реализации проекта.
Перспективно-тематическое планирование II этапа
(октябрь-апрель)
Формы взаимодействия с семьями воспитанников
- Ознакомление родителей с познавательно-исследовательской деятельностью детей.
- Совместные досуговые и образовательные мероприятия на основе партнёрской деятельности родителей и педагогов.
- Совместная организация мини-лаборатории для познавательно-исследовательской деятельности детей.
- Совместное создание в группе «коллекций» - наборы ракушек, минералов, шишек и других предметов для исследовательской работы.
- Консультации для родителей: «Что такое исследовательская деятельность?», «Развитие предметной деятельности у детей 2-3 лет», «Опыты с детьми раннего возраста», «Соблюдение правил безопасности при организации экспериментов».
- Помощь родителям в подготовке наглядных материалов и предметов для опытов в домашних условиях.
Литература
- Батова И.С. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами. – Волгоград, Учитель, 2016.
- Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М,: ТЦ Сфера, 2002.
- Ефанова З.А. Познание предметного мира. Комплексные занятия. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). – Волгоград, Учитель, 2016.
- Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006.
- Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой.-М.: «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2012.
- Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Москаленко В.В., Крылова Н.И. Опытно-экспериментальная деятельность. Программа развития, проектная технология (из опыта работы). – Волгоград: Учитель, 2009.
- Одинцова Л.И., Пахотников С.В., Ординарцева Е.В. Экспериментальная деятельность в ДОУ. – М.: Сфера, 2013.
- Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста. Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье. – М.: Сфера, 2017.
- Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет). – СПб.: Детство-Пресс, 2017.
- Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Планирование образовательной деятельности. – СПб, Детство-Пресс, 2016.
- Четвертаков К.В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. – М.: Сфера, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательско-игровой проект "Малыши - исследователи"
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведен...
Исследовательско-игровой проект "Малыши - исследователи"
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения - с...
Исследовательско-игровой проект «Малыши - исследователи» (I младшая группа)
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения - с...
Исследовательско-игровой проект «Малыши - исследователи» (I младшая группа)
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения - с...
Проект «Малыш-исследователь»
Проект «Малыш-исследователь»...
Познавательно-исследовательский проект «Малыши-исследователи»
Паспорт проектаНазвание и тип проекта «Малыши-исследователи» - проект по познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста.Разработчик проектаИмамурзаева Гульнара Дж...