Образовательная среда как средство нравственно-патриотического развития дошкольников
статья
На современном этапе актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей и, важно создать в дошкольном учреждении эффективно функционирующую систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно и духовно здорового человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_sreda_kak_sredstvo_nravstvenno-pa_razvitiya_doshkolnikov.docx | 29.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная среда как средство нравственно-патриотического развития дошкольников
Морозова Ирина Юрьевна, заведующий
Кляузовв Татьяна Александровна, старший воспитатель
Ренц Светлана Викторовна, педагог-организатор
Ерошенко Наталья Юрьевна, учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного,
вида №11 «Яблонька», 8(39161) 6-33-15, 89135983634, klyauzowa.tania@yandex.ru, 663600, Красноярский край, г. Канск, ул. Пролетарская, 31.
Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно,
Если на десять лет вперед – сажай лес,
Если же на сто лет – воспитывай детей.
Народная мудрость
В современном дошкольном образовании духовно-нравственное развитие занимает одну из ведущих ролей в воспитании подрастающего поколения. Актуальность данного направления отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, он выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
В период дошкольного детства у ребенка происходит огромный скачок в познавательной, эмоциональной сфере, происходит закладка основ системы духовно-нравственных ценностей, которая в дальнейшем определяет отношение взрослого человека к миру и обществу. В настоящее время СМИ усиленно пропагандирует западный, чуждый нам уклад жизни, в связи с этим у детей наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей и, важно создать в дошкольном учреждении эффективно функционирующую систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно и духовно здорового человека.
Цель формирование нравственно-патриотических качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, через активное освоение образовательной среды дошкольного учреждения.
Задачи:
- построение развивающей среды, стимулирующей интерес ребёнка к духовным законам окружающего мира;
- формирование представлений детей ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме;
- раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований;
- ориентация семьи на нравственно-патриотическое воспитание детей.
Работа нашего дошкольного учреждения представлена комплексом мероприятий, направленных на реализацию задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях структурного взаимодействия «педагог – ребенок — семья». Используя разные формы работы, мы стараемся создать условия для погружения ребенка в историческую, эмоциональную среду событий, которые формируют их нравственный опыт и подключаем родителей к его формированию, через совместную подготовку мероприятий.
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми:
- проведение интерактивных игр;
-совместное оформление мини-музеев: «Секреты бабушкиного сундучка», где представлена коллекция обрядовых кукол-оберегов, позволяющая детям окунуться в мир кукол русской старины, «Ремесла Красноярского края», который знакомит их со старинными и современными изделиями мастеров и «Народы Красноярского края» где воспроизведены народные костюмы;
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений;
-цикл занятий под названием «Уроки доброты», «Уроки Победы», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей;
-знакомство с календарными православными и народными праздниками, традиционное проведение некоторых из них (Святки, Масленица, Пасха);
-знакомство детей с жизнью и подвигами защитников земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказов с использованием видео (мульт)фильмов;
-знакомство и проведение социально значимых праздников патриотической направленности (День Российской Армии, День Победы);
-тематические выставки детского творчества;
- экскурсии на природу, с целью показать красоту родных мест;
- благотворительные ярмарки;
- реализация педагогических практик «Час в музее»;
- деятельность Пресс-центра ДОУ и др.
В течение трех лет в нашем дошкольном учреждении накануне 9 мая проходит интерактивная квест-игра «Военно-полевой лагерь». В этот день территория детского сада превращается в военно-полевой лагерь, где организованы площадки, на которых ребята ощущают на себе всю обстановку военной службы: «Военный штаб», «Передовая», «Медсанбат» и «Полевая кухня».
Дети легко перевоплощаются в разведчиков, минёров, санитаров, отдыхают и поют песни на привале, угощаются чаем с сушками на полевой кухне. В конце мероприятия совместно с воспитанниками обсуждаем, делимся впечатлениями, о прошедших «испытаниях», которые ребята смогли преодолеть.
Одной из наиболее эффективных форм работы с дошкольниками в данном направлении мы считаем педагогическую практику «Час в музее», которая позволяет погрузиться в изучение истории, культуры, традиций своего народа, города, края через выбор «Музея в чемодане» («Флора и фауна города Канска», «Никто ни забыт, ничто не забыто», «Давайте поиграем», «Истоки русского быта», «Народные промыслы») и игру с его экспонатами.
Попадая в музейную среду, ребенок имеет возможность «погрузиться» в прошлое, соприкоснуться с иной, отличающейся от современной среды.
Наши дети увлеченно играют с экспонатами, что позволит им осознать себя субъектом культуры, понять своё место в историко-культурном пространстве, быть сопричастным к истории страны, края, города. Введение практики «Час в музее» в нашем детском саду помогло использовать в педагогическом процессе новые идеи и технологии, способы организации образовательной среды. Данная практика вошла в Региональный образовательный атлас в 2020 году.
С 2021 года работает Пресс-центр, который освещает жизнь дошкольного учреждения. Деятельность студии «Яблонька TV» является частью системы взаимодействия с семьями воспитанников. Это отличный механизм сделать образовательный процесс детского сада более открытым. Знакомство с «репортажами» и программами о мероприятиях является эффективным средством, патриотического, духовно-нравственного воспитания малышей. Возможность просмотра телепрограмм от «Яблоньки TV» позволяет им включиться в обсуждение событий в коллективе сверстников и близких людей.
Газета «Новости от «Яблоньки», направлена на возрождение забытой традиции семейного чтения. Рассматривая иллюстрации к статьям, ребенок может рассказать свою версию прошедшего события или обсудить с родителями содержание статьи после совместного прочтения. Дошкольник учится оценивать разные ситуации, видеть «Что такое хорошо, и что такое плохо», что мотивирует его на добрые дела. Совместное чтение газеты позволяет родителям почувствовать значимость для ребенка описанных событий, сближает их с детьми, помогает наполнить радостью совместное общение.
Для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми, организуются досуговые мероприятия, основанные на народных традициях: Рождественские Святки, Масленица, Пасха. Включаясь в подготовку и проведение праздников, дошкольники погружаются в атмосферу русской самобытной культуры: исполняют заклички, пестушки, играют в народные игры, водят хороводы, знакомятся историей народного костюма.
Доброй традицией в нашем дошкольном учреждении стало проведение театральных недель. Педагоги вместе с детьми подготовительной группы представляют интерактивные сказки, позволяющие воспитанникам познакомиться с бытом, культурой народов проживающих в Красноярском крае.
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств у детей дошкольного возраста, переживаний и эмоциональных открытий. Наши юные зрители с восторгом погружались в музыкальную историю «Секретов красы от мадам Лисы», которая рассказывает о хвастовстве и скромности, а еще о настоящей дружбе. Сопереживали беззащитному зайцу из русской народной сказки «Заюшкина избушка», знакомились с самобытной культурой северных народов посредством серии музыкальных сказок «В том краю, где много снега» и другие.
Ярким эмоциональным событием для всех участников образовательного процесса становятся ярмарки посвященные праздникам «День защиты детей», «Пасхальный перезвон». В родительских клубах взрослые и дети изготавливают игрушки для особенных детей, детей из семей СВО, семей попавших в трудную жизненную ситуацию. Такие благие дела приносят много незабываемых эмоций и впечатлений детям, родителям, а также самому коллективу ДОУ, делая нас лучше и духовно богаче.
В результате реализации мероприятий духовно-нравственной, патриотической направленности с использованием образовательной среды, воспитанники имеют представления:
-о духовных и нравственных ценностях;
-о ценностном отношении к окружающему их миру;
- об истории и культуре своего города, края, страны;
-умеют беречь и поддерживать красоту родной природы;
-проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, радость;
-стремятся к добру и неприятию зла.
Таким образом, созданная образовательная среда детского сада оказывает благоприятное воздействие на развитие детей, приобщает дошкольников к традициям нашей Отечественной культуры, расширяя возможности духовно-нравственного, патриотического воспитания.
Библиографический список
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования –М. - УЦ Перспектива 2014.
- Даведьянова И.С. О понимании духовности в современном обществе / Православная педагогика: Традиции и современность – сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.
- Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. Волгоград: Учитель 2013.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриатическое воспитание детей старшего дошкольного возраста – 2-е издание., М. АРКТИ – 2010.
- Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание детей в детском саду. М. Мозаика-Синтез 2015.
- Шаламова Е.И. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ. ООО «Издательство «Скрипторий 2003», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников
Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников...
Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников
Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников...
Значение развивающей среды для формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Опираясь на программу «Растим юного гражданина» мы разработали долгосрочный проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры». Особая роль в реализации нашего проекта принадлежит ми...
Художественное слово как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать челове...
Консультация :Предметно - развивающая среда как средство нравственно-патриотического воспитание дошкольников.
консультация для воспитателей...
«Развивающая предметно-пространственная среда как средство нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Нравственно-патриотический центр «Люби и знай свой край» находится в доступном и безопасном месте. Дети самостоятельно могут взять материал, пособия, игры. Центр многофункционален, периоди...
«Предметно-развивающая среда как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Психологические особенности детей дошкольного возраста таковы, что именно в игровой деятельности достигаются основные педагогические задачи образовательного и воспитательного характера. ...