«Предметно-развивающая среда как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
консультация

Ицкевич Оксана Александровна

    Психологические особенности детей дошкольного возраста таковы, что именно в игровой деятельности достигаются основные педагогические задачи образовательного и воспитательного характера. Нравственно-патриотическое воспитание является одним из основных направлений современного образования. Поэтому, необходимо серьезно подойти к созданию патриотического уголка в каждой возрастной группе дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskiy_ugolok_v_detskom_sadu_na_sayt.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Предметно-развивающая среда как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Подготовила и провела:

Ицкевич О.А. ,

старший воспитатель, высш. кв. к.

    Психологические особенности детей дошкольного возраста таковы, что именно в игровой деятельности достигаются основные педагогические задачи образовательного и воспитательного характера. Нравственно-патриотическое воспитание является одним из основных направлений современного образования. Поэтому, необходимо серьезно подойти к созданию патриотического уголка в каждой возрастной группе дошкольного учреждения.

Требования к содержанию и оформлению патриотических уголков:

 - Оборудование патриотического уголка: стеллажи, полки, этажерки для размещения игрового, дидактического и наглядного материала.

- Соответствие содержания образовательной программе ДОУ;

- Материал, содержащийся в патриотическом уголке, должен соответствовать возрасту детей группы, быть направленным на развитие познавательных способностей в познавательно-исследовательской деятельности;

- Оборудование патриотического уголка должно обеспечивать разнообразную познавательную и игровую деятельность под руководством взрослых.

- Разнообразность и доступность дидактического материала для самостоятельной деятельности детей. По возможности, весь материал должен быть вариативным, что обеспечит разнообразие использования материала в дидактических играх, самостоятельной игровой деятельности, формируя и закрепляя патриотическое видение, создавая нужный образ для дальнейшей практической деятельности дошкольников.

 Методические рекомендации по оформлению патриотического уголка. 

1.Не следует перегружать патриотический уголок дидактическим оборудованием, наиболее целесообразно регулярное обновление дидактического оснащения уголка.

2. Оформление не должно носить выставочный характер. Игровой материал может быть систематизирован и помещён в коробки, папки, контейнеры, пластиковые боксы с легко снимающимися крышками и соответствующей маркировкой, и храниться в доступном для детей месте.

 3. Представление и защита патриотического уголка с умением продемонстрировать творческий подход к применению дидактических пособий.

 4. Расположение предметов и организация патриотического уголка могут иметь несколько вариантов в зависимости от возраста воспитанников. Приветствуется творческий подход педагога в создании предметно-развивающей среды.

 Что должно быть в патриотическом уголке

Патриотический уголок содержит материал по следующим разделам:

  • Знания о государстве.
  • Малая родина: родной край (область, автономия, город, поселок).
  • Народные традиции и культура.
  • Семья — самое важное в жизни.
  • Защитники Отечества
  • Великие люди, прославившие нашу Родину

Наполнение тематического уголка материалами можно представить по группам: 

  • визуальные дидактические материалы (плакаты с российской символикой, флаги, буклеты, образцы народного творчества, фотографии значимых и памятных мест родного города, края, села);
  • папки и материалы с дидактическими играми (например, настольные игры, пазлы и т.д.);
  • папки с творческими заданиями;
  • куклы, игрушки;
  • творчество самих учащихся (поделки, рисунки);
  • текстовый дидактический материал (книги с иллюстрациями, распечатки сказок, стихов, потешек и т.д.).

Учитывая программные требования в патриотическом воспитании дошкольников можно приблизительно рекомендовать содержание уголков в зависимости от возрастной группы:

Патриотические уголки в детском саду для младших групп могут быть представлены в основном материалами по знакомству с ближайшим окружением. Это в первую очередь: папки, дидактические игры, иллюстрации по темам «Взрослые люди», «Семья», «Дом, в котором ты живешь», «Ребенок и его сверстники», «Эмоции», «Правила поведения в общественных местах». Также в уголке располагают: макеты и фотографии группы, дошкольного учреждения, улицы; предметы старины, русские народные игрушки, художественную литературу для малышей. Правильно будет разместить в уголке кукол в ярких русских сарафанах и кокошниках, дымковские раскрашенные игрушки, свистульки – то, что привлечет внимание малыша и заставит его взять игрушку в руки.

В этом возрасте ребенок воспринимает только ближайшее окружение, поэтому картинки в уголок младшей группы стоит выбирать с изображениями природы родного края – например, с заснеженной елью, ежиком, спешащим домой с яблоком, осенним пейзажем.

В уголок средней группы добавляется материал о семейных праздниках и традициях. Помимо макета улицы и ДОУ добавляются альбомы, открытки с достопримечательностями родного города, знаменитыми соотечественниками, представителями животного и растительного мира, транспорта, архитектуры. В средней группе в оформлении уголка появляются элементы государственной и муниципальной символики (флаг и герб), а также папки с иллюстрациями по теме «Защитники Отечества».

В старших группах уголки могут быть представлены семейными фотоальбомами, самодельными книгами на темы «Герб моей семьи», «Семейное древо». Тематические папки с иллюстрациями об истории родного края, промышленности, достопримечательностях, культуре и образовании и так далее. В уголке присутствуют все символы государства и родного края (гимн, флаг, герб, портреты Главы республики, мэра города). На стенде можно разместить карту России, родного края, российский флаг и символику, портрет президента РФ, альбомы с фотографиями, иллюстрирующими изменения родного города, картинки на историческую тему – например, изображение русского богатыря или солдата-защитника отечества 1812 года, фотографии памятников, посвященных памяти воинов Великой Отечественной Войны. Мальчикам, несомненно, будут очень интересны и полезны настольные игры военной тематики, где демонстрируются различия между солдатами разных войск. Поделки, рисунки и открытки, выполненные ко дню Победы 1945 года, станут замечательным украшением такого уголка. 

Текстовые материалы лучше разнообразить произведениями поэтов-классиков, например, стихотворением А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!».  

Также стоит разместить альбом, демонстрирующий национальное разнообразие России Вводится материал о православии.

Уголок патриотического воспитания в детском саду должен быть постоянно "работающим". Для этого воспитателям следует продумать, как сделать так, чтобы он всегда был интересен и полезен воспитанникам.

 Тот материал, который будет находиться в уголке, должен подводить итоги предшествующей работы, закреплять результаты, а также побуждать юных граждан нашего государства узнавать новое.

 Хорошей идеей будет представить творчество самих воспитанников, например, поделки, выполненные для пап к 23 февраля. В папке с творческими заданиями можно поместить карточки со словами на тему «Россия наша Родина» и попросить воспитанников составить несложные предложения с этими словами.

 

 

Игры в патриотическом уголке 

Что больше всего может привлечь внимание детей? Конечно, игры. К примеру, классическая игра "Одень куклу". Девочки, да и мальчики, могут облачать кукол в национальные костюмы народов Российской Федерации, которые живут именно в вашем регионе. И, конечно же, играть с ними: например, петь заранее разученные народные песенки, рассказывать народные сказки и потешки.

В патриотическом уголке можно поместить игру "Профессии". В рамках изучения профессий сделать акцент на таких профессиях, как учитель, врач, военный как защитник Родины, пограничник, защитник границ Отечества, а также на других общественно значимых профессиях. Важно, чтобы дети знали не только, что делают взрослые этих профессий, но и для чего они это делают: для счастливой и безопасной жизни всех людей нашей страны.

Однако это, как говорится, классика. А что более современное может содержать уголок патриотического воспитания в ДОУ?

  

Генеалогическая тема 

Совместно с родителями и воспитанниками можно составить генеалогическое древо «Мой род». Эта работа подведет своеобразный итог предшествующим занятиям, на которых, в числе прочих понятий, будут раскрыты такие как "мать", "отец", "дети", "внуки", "семья", "родственники", "род", "родословная", "родной язык", "народ", "родина", "Отечество". Важно, чтобы ребятишки поняли, как связаны эти понятия, что из чего проистекает и чем продолжается, что будет, если прервать все это.

   

Военная-историческая тема и тема достижений России

 Как уже было указано, отражению военных тем необходимо выделить место в патриотическом уголке. Ведь в истории нашего государства было немало войн. И изо всех русский народ рано или поздно выходил победителем. О славных подвигах предков, о богатырях, чьи подвиги воспеты в былинах, об оружии и оружейниках прошлых столетий и современных военных установках, машинах, вооружении, оружии и их конструкторах обязательно должны знать и мальчики, и девочки.

Может быть, в патриотическом уголке появятся модели оружия, вооружения, боевых машин, а также экипировки воинов разных эпох. Уместны будут материалы о полководцах, военных конструкторах, создателях лучшего в мире оружия. Все это пробудит интерес к военным темам и создаст предпосылки того, чтобы мальчики в будущем с желанием служили в Вооруженных силах, а может быть, стали профессиональными военными.

Развивая военно-историческую тематику, можно рассказать детям и о понтонных мостах, по которым передвигаются люди и техника через любые водные преграды, и о том, почему понтоны непотопляемы. Или поведать о полевой кухне, которая впервые появилась именно в русской армии сравнительно недавно, только в Первую мировую войну. И несколько полевых кухонь были подарены французам, в то время нашим противникам. И таких тем много, был бы интерес, который от воспитателя передался бы детям.

 

Помогут и мультфильмы в знакомстве с историей нашей страны с древнейших времен до современного времени. Таких развивающих мультфильмов для детей к настоящему времени создано очень много. Ребята должны понимать, что русские воины всегда использовали оружие только для защиты государства. Для того чтобы обеспечить мирную жизнь страны, армия всегда должна быть готова дать отпор любому завоевателю.

Важно воспитывать у детей чувство гордости за свою страну, за достижения соотечественников в различных областях. Это также можно сделать с использованием мультфильмов. К примеру, советский мультфильм «Самый маленький» рассказывает о первом самолете, а, как известно, самолет – дело русского изобретателя Игоря Сикорского. Только нужно учитывать, что по названию мультфильма не всегда можно понять, о чем пойдет речь. И чтобы подобрать нужные мультики, нужно обратиться не только на сайты, где собраны описания обучающих мультфильмов, но и к знатокам мультипликации, на форумы.

Чтобы воспитанники могли сами выбирать те мультфильмы, которые им хочется посмотреть, можно сделать небольшую книжку-раскладушку. Каждую страничку посвятить одному мультфильму. Краткое описание и небольшая иллюстрация к мультфильму чуть-чуть расскажут о содержании фильма и заинтересуют детей. Если кто-либо из старших дошкольников уже умеет читать, то он сможет и сам получить необходимую практику чтения, и другим детишкам помочь выбрать мультфильм для просмотра. Полезно будет сделать такую книжечку в двух экземплярах: одним постоянно будут пользоваться дети, а другой будет у воспитателя.

  

О великих земляках и других достопримечательностях

 

Обязательно включите в оформление патриотического уголка в детском саду материалы о знаменитых людях, родившихся или живших в населенном пункте. Это могут быть портреты и иллюстрации того, что связано с именами знаменитых земляков. 

Отметим, что патриотический уголок может содержать материалы не только об истории населенного пункта, а и о том, благодаря чему город, поселок или село полезны государству. Может быть, в городе работает ряд государственно важных предприятий, а может быть, есть медицинский центр, где лечат больных со всей страны. Чтобы это сделать, нужна глубокая информация, как говорится, "по теме". И тогда ребятишки будут восхищаться и гордиться своей малой родиной, своими родными, близкими, которые ежедневно приносят пользу стране, и естественно, дети будут стараться быть похожими на взрослых. Кроме того, важно, чтобы дети понимали, что приносить пользу Отечеству можно в любой сфере деятельности: как на гражданском, так и на военном поприще.

 

 

Символы России и населенного пункта

 Символика России и населенного пункта, карты и символы края, республики, государства – все это тоже более чем уместно в патриотическом уголке. Важно детям объяснить, как за много веков сравнительно небольшая Русь приросла такими огромными территориями, и сегодня это самое большое в мире государство.

Дети должны знать и понимать, что это было освоение земель и добровольное присоединение народов, а не военное вторжение. В этой связи можно рекомендовать цикл мультфильмов «Гора самоцветов», в котором собраны интереснейшие сказки многих народов, населяющих Российскую Федерацию.

 Важно донести до детей, что плохих народов не бывает, что свою культуру и культуру других народов надо уважать и беречь. И что только живя в мире и согласии, мы можем жить долго и сохранить нашу общую Родину.

 Конечно, обо всем этом дети узнают в школе, но основы необходимо заложить сейчас, наполняя  патриотическое воспитание в детском саду  богатым содержанием. Материалов можно собрать предостаточное количество, главное, чтобы они вовремя заменялись, и чтобы детям постоянно было легко и интересно узнавать все больше нового о своей родине. Очень много зависит от широты кругозора, заинтересованности темой самих педагогов, от тех возможностей, которые могут увидеть и воплотить в жизнь сами взрослые.

Таким образом, патриотический уголок в ДОУ является полезным развивающим фактором и способствует воплощению воспитательных задач. Знакомясь с родным краем через различные виды деятельности, накапливая социальный опыт, приобщаясь к культуре, ребенок осознает свою принадлежность к определенным этно-культурным условиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение развивающей среды для формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Опираясь на программу «Растим юного гражданина» мы разработали долгосрочный проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры». Особая роль в реализации нашего проекта принадлежит ми...

«Развивающая предметно-пространственная среда как средство нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Нравственно-патриотический центр «Люби и знай свой край» находится в доступном и безопасном месте. Дети самостоятельно могут взять материал, пособия, игры. Центр многофункционален, периоди...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

Тема: «Фестиваль авторских пособий. Игры под ключ. Патриотическое направление воспитания. Ценность – Родина и природа». Тема выступления: «Игра, как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников».

    Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания ...

Образовательная среда как средство нравственно-патриотического развития дошкольников

На современном этапе актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей и, важно создать в дошкольном учреждении эффективно функционирующую систему, построенную на ценностях традиционной ...