Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников
статья (старшая группа) на тему

Тупицина Светлана Васильевна

Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_kraevedcheskogo_mini.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

С. В. Тупицина, воспитатель

1 квалификационной категории

А. А. Ширенкова

старший воспитатель

1 квалификационной категории

г. Арзамас

МБДОУ д/с№52

ОРГАНИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МИНИ-МУЗЕЯ КАК СРЕДСТВО

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в статье описывается опыт создания и использования

краеведческого мини-музея в процессе формирования представлений о

малой родине, воспитания любви к родному городу.

Ключевые слова: краеведение, нравственно-патриотическое

воспитание, мини-музей, любовь к родине, детский сад, дошкольники.

Всё в жизни начинается с малого: из маленького зернышка вырастает

огромное дерево, из маленьких снежинок появляются сугробы, камешек за

камешком растут великие горы; точно также шаг за шагом из младенцев

вырастают взрослые люди - граждане страны, матери и отцы.

Любовь к родине, способность оберегать ее тоже начинается с

малого - с любви к родному краю. Что значит любить свой край? Конечно

же, знать о нем многое, понимать какие проблемы существуют, а также

суметь понять, чем может помочь малой родине каждый из нас. Очень

важно вовремя, правильно и четко сформировать у человека

экологическую культуру, научить его бережно и с любовью относиться к

окружающему.

В последнее время мы все чаще слышим такие термины, как:

«краеведение», «краеведческое образование», «краеведческий материал».Краеведение - это изучение природы родного края, его хозяйства,

экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры.

Важной особенностью является еще и то, что краеведение не только

наука, но и созидательная деятельность, комплексный характер которой

позволяет решить проблему воспитания подрастающего поколения.

Краеведение является важным средством нравственно-

патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Именно в этом возрасте у детей возникает интерес и желание познавать все

окружающее, откликаться на все новое в жизни. Поэтому задача педагогов

– пробудить в маленьких «почемучках» любовь к родной земле, родному

краю. Для детей это, прежде всего родной дом, улица, детский сад, речка,

природа, люди.

«Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от

возраста, часть своего народа, что у каждого человека есть своя родина,

близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно

жить так, чтобы было хорошо всем вокруг: и людям, и животным, и

растениям, потому что в этой жизни все взаимосвязано».

Организация краеведческих центров, мини-музеев в дошкольных

учреждениях и работа в них является одним из продуктивных и

эффективных средств воспитания нравственно-патриотических качеств

дошкольников, позволяет повысить качество работы с детьми.

Год назад в нашей группе был создан мини-музей «Волшебница

вода», который стал результатом совместной деятельности детей,

педагогов и родителей. Первоначально он был задуман с целью

формирования представлений о роли воды в жизни человека, в жизни

растительного и животного мира, развития познавательного интереса и

воспитания бережного отношения к воде и природе в целом.

Практика показала, что у детей старшего дошкольного возраста

существует дефицит знаний о водоемах родного города и района, что

потребовало оснащения мини-музея дополнительными экспонатами. Нашмини-музей содержит следующий материал краеведческой

направленности: альбомы «Водоемы города Арзамаса», «Обитатели наших

водоемов», «Река Теша в разные время года»; папку-передвижку с

иллюстрациями «На берегу реки», поделки из бросового и природного

материала; дидактические игры «Правила поведения у водоемов», «Кому

нужна вода», «Рыба рек и озер»; рисунки детей и взрослых «Реченька

река», стихи о Теше, макет реки. Все перечисленные музейные экспонаты

собраны в соответствии с возрастом детей и используются как в свободной

деятельности детей, так и для проведения непосредственной

образовательной деятельности.

Мы продумываем различные интересные формы работы с детьми, с

помощью которых можно реализовать часть образовательных задач,

предусмотренных основной общеобразовательной программой.

Так, например, беседа с элементами рисования «Что мы знаем о

водоемах родного города? » позволяет выявить знания детей о водоемах г.

Арзамаса, показать значение водоемов для жизни животного,

растительного мира, жителей нашего города. Беседа «Ах. Вода водица» и

дидактическая игра «Кому нужна вода? » направлены на формирование

представлений о значении воды для всего живого и учат детей беречь

водопроводную воду. Проведение рейда «Очистим берега родной реки»

воспитывает бережное отношение к водным ресурсам, показывает детям

необходимость соблюдения правил поведения при нахождении у водоема,

рассказать о способах его охраны. Расширению и закреплению знаний

детей способствуют рассказы, чтение художественной литературы,

исследовательская деятельность.

Мы стараемся формировать у детей умение передавать в

продуктивной деятельности результаты, полученные во время проведения

образовательной деятельности, наблюдений, экскурсий и т. д.

Также мы используем такие формы работы, как изготовление и

распространение агитационных листовок (по другим группам детскогосада, среди родителей) ; проведение рейдов, целью которых является

воспитание бережного отношения к воде, как основному природному

ресурсу.

Краеведческая деятельность проходит в тесном взаимодействии с

семьями воспитанников. Прогулки, наблюдения, чтение художественной

литературы, рассказы детей о летнем отдыхе на водоемах родного города,

организация выставок рисунков, поделок, проведение совместных

праздников, экскурсий, участие в проектной деятельности, различных

мероприятиях, проводимых в ДОУ, сближают детей и взрослых, дают

возможность объединить усилия в ознакомлении с родным краем.

Проводимая работа по краеведению в мини-музее развивает у

дошкольников речь, воображение, познавательные способности,

пробуждает любовь к родному краю. Мы стараемся, чтобы вся

информация была интересной и доступной, чтобы она могла вызвать в

детях только положительные чувства и эмоции, чтобы дети смогли

поделиться своими впечатлениями от увиденного и услышанного со

своими родителями и друзьями и смогли проявить все полученные знания

в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"

В данной статье представлен один из подходов к работе  по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста; рассказано об эффективности такой формы работы как досуговая деят...

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников в ходе ознакомления с родным городом».

Сообщение о воспитании нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников....

Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.

Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников...

Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников

Организация краеведческого мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников...

Педагогический опыт: «Воспитание нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой Краснодарского края»

В современных условиях, когда в стране происходят глубочайшие перемены в жизни, во время нестабильности в обществе возникает такая проблема как «дефицит нравственности», нетерпимость к людям других на...

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...