Инновационный проект "Одаренные дети"
проект (младшая группа)
Одаренность - конечно, дар, Богом данный, данный свыше. Одаренность - это огонь. Не гаси, поддержи его, слышишь? Одаренность - пытливый ум, Почемучка еще с пеленок. Одаренный - философ и шут, В общем, трудный еще ребенок.
Я заметила, что в группе присутствуют дети, которые отличаются остротой мышления, наблюдательностью, развитой памятью, выраженной и разносторонней любознательностью, умением хорошо излагать свои мысли и проявляют исключительные способности. Я посчитала необходимым выделить работу с одарёнными детьми в отдельное направление педагогической деятельности. Занялась проблемами выявления и сопровождения детей с признаками одаренности в ДОУ, подборкой и систематизацией материала по работе с такими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_proekt.docx | 29.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ДЕТСКИЙ САД "ЯГОДКА"
155821, Ивановская область, Кинешемский район, село Первомайский, Садовая ул., д.9, тел.+7 (49331) 7-32-17
Инновационный проект
«Одарённые дети»
Разработала: Ольга Владимировна Чернова
Воспитатель I категории
2024г.
Актуальность проекта
Одаренность - конечно, дар, Богом данный, данный свыше. Одаренность - это огонь. Не гаси, поддержи его, слышишь? Одаренность - пытливый ум, Почемучка еще с пеленок. Одаренный - философ и шут, В общем, трудный еще ребенок.
Я заметила, что в группе присутствуют дети, которые отличаются остротой мышления, наблюдательностью, развитой памятью, выраженной и разносторонней любознательностью, умением хорошо излагать свои мысли и проявляют исключительные способности. Я посчитала необходимым выделить работу с одарёнными детьми в отдельное направление педагогической деятельности. Занялась проблемами выявления и сопровождения детей с признаками одаренности в ДОУ, подборкой и систематизацией материала по работе с такими детьми. В данной возрастной группе систематизирован материал по работе с одаренными детьми : создана папка «Одаренный ребенок», где составлен список детей, на основании анкетирования, определены направления «одаренности», составлен перспективный план.
Проблема воспитания и обучения одаренных детей не нова, но в настоящее время особенно актуальна, так как упущен вопрос раннего распознавания одаренности у детей. Маленький художник, картинами которого восхищается весь мир. Маленький математик, складывающий и умножающий в уме огромные числа. Маленький спортсмен с большими достижениями, который еще совсем недавно делал первые неуверенные шаги в своей жизни. Маленький музыкант, одухотворенно исполняющий сложные произведения, порой недоступные даже взрослым. Одаренные дети. Кто они? Как разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Одаренный ребенок в детском сообществе, такой яркий и непохожий на остальных… Это подарок педагогу или проблема для него?
Сегодня этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники, которые первыми встречают маленького человечка на его большом жизненном пути и понимают свою ответственность за то, каким он станет, когда подрастет. В дошкольном детстве существует столько видов одаренности, сколько есть видов детской деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений. Детская одаренность начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одаренная личность? Ведь признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одаренности. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одаренности. Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности. Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников, условно называемых нормальными.
Типичные черты одаренных детей
- на занятиях все легко и быстро схватывают;
- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
- быстро запоминают услышанное или прочитанное;
- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
-задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;
-оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
- очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.
- высоко развитая любознательность, пытливость;
- способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;
- высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);
- развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
- способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;
- раннее развитие сенсорных способностей;
- оригинальность суждений, высокая обучаемость;
- стремление к самостоятельности.
В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. Понятно, что лишь труд способных и талантливых людей на благо Родины может помочь России выбраться из череды экономических и социальных критериев. Но также понятно, что это произойдет, если у молодых талантливых людей будет желание это делать.
Ведь одаренность обеспечивает прогресс, высшее достижение, на которое способен человек. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Умственно одаренный ребенок – личность, требующая к себе внимания, помощи и поддержки. Быть одаренным ребенком – непростая ноша. Одаренные дети – одна из самых чувствительных частей социума, нуждающаяся в особом внимании, серьезных исследованиях и новых формах помощи. А дети, по природе своей – исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности. Одаренность ребенка нуждается в постоянном развитии. Она как растение, которое необходимо взращивать с любовью. Без заботы и внимания оно угасает. В настоящее время я вместе с педагогами нашего дошкольного учреждения, с семьей ребенка, поддерживаем смышленого и любознательного малыша, создаем условия для развития способностей, дарованных природой. И, возможно, одаренных детей станет больше.
Гипотеза
Организация воспитательно - образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом выявления и развития детей с признаками одаренности, предоставление возможности для творческой деятельности и самореализации личности ребенка, будет способствовать достижению высоких результатов в творческом развитии детей, их успешной адаптации и обучению в школе в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, но и в дальнейшем к жизни.
Постановка проблемы
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.
Предметом является: выраженные способности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Цель проекта :
обеспечение максимально благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала детей дошкольного возраста, обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирования мотивации развития способностей, поддержке его талантов семьей, системой основного и дополнительного образования. Повышение профессиональной компетентности педагога в работе с детьми с признаками одаренности.
Задачи:
1. Формировать мотивацию педагогов на активную творческую работу для выявления, поддержки и развития детей с признаками одаренности.
2. Совершенствовать систему выявления и сопровождения детей с признаками одаренности, их специальной поддержки.
3. Способствовать обогащению и индивидуализации предметно - развивающей среды ДОУ.
4. Обеспечить эмоциональное благополучие детей, сохранение и укрепление здоровья через оптимальную организацию педагогического процесса.
5. Развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности.
6. Создать условия для участия детей и родителей в творческих выставках, смотрах, фестивалях, конкурсах различных уровней.
7. Подкрепить мотивацию родителей детей с признаками одаренности на объединение усилий по развитию творческого потенциала детей.
8. Организовать взаимодействие с социумом с целью дальнейшего развития активной творческой деятельности детей в различных видах искусства.
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми с признаками одаренности :
-непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка;
-признание уникальности ребенка исключающее усреднение, сравнение одного ребенка с другим;
-бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе;
-защита интересов ребенка;
-индивидуальный путь развития ребенка;
-учет специфики возрастного и индивидуального развития;
-принцип диалогичности;
-принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку;
-принцип построения развивающей работы на основе диагностики;
Планируемые результаты освоения проекта
- Создание и пополнение базы данных одаренных детей (детей с признаками одаренности).
- Создание условий для самореализации детей с признаками одарённости.
- Внедрение программ развития детей дошкольного возраста с признаками одаренности в практику работы.
- Создание системы выявления и поддержки одаренных детей.
- Повышение уровня профессиональной компетентности по проведению мониторинговых исследований, разработке индивидуальных маршрутов сопровождения детей с признаками одаренности.
- Максимальная реализация потенциальных возможностей и способностей одаренных детей дошкольного возраста в ходе соревнований, конкурсов, фестивалей разного уровня.
- Развитие и реализация творческих способностей детей с признаками одарённости через систему дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении.
8. Активизация участия родителей в работе с детьми с признаками одарённости.
Этапы реализации проекта
АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Цель этапа: идентификация талантливых детей, изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников, изучение профессионального развития личности педагога. Виды деятельности: наблюдение, беседы, измерение выраженности креативности, анкета способностей ребенка (для родителей и педагогов).
Итог этапа:
- Создание индивидуальных карт и маршрута сопровождения одаренного дошкольника;
- Создание базы данных детей с признаками одарённости;
- Аналитический отчет по результатам диагностических исследований.
Диагностический инструментарий. Используемые методики:
- детьми:
- Тест Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант)
- Методика В.С. Юркевич «Дерево желаний»
- Методика «Два домика» (Т. Марцинковская).
- родителями:
- Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн
- Методика «Определение склонностей ребенка»
ИНФОРМАЦИОННЫЙ
Цель этапа: повышение психолого-педагогической компетенции участников педагогического процесса.
Виды деятельности: консультации с родителями по итогам исследований; родительские собрания.
Итог этапа:
Создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению детей с признаками одаренности.
РАЗВИВАЮЩИЙ
Цель этапа: гармоничное развитие талантливых детей.
Виды деятельности: Создание развивающей среды для талантливых детей. Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Итог этапа:
Мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы. Участие в конкурсах, соревнованиях, фестивалях.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам, либо в процессе индивидуализированного образования. Работа по проекту дает свои результаты. Роль семьи в развитии одаренности ребенка, на мой взгляд, является решающей. Однако практика работы с родителями показала, что они неодинаково относятся к своим одаренным детям. Одни считают, что не надо обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность — это особенности возраста. Другие, наоборот, преувеличивают творческие возможности ребенка, подчеркивая тем самым, что их малыш не такой, как все, что его одаренность дает ему право на особые привилегии.
Через различные нетрадиционные формы работы с родителями такие как: родительские клубы, совместные детско – родительские проекты, аукционы, досуги, оказываем им помощь в развитии у детей, каких-либо талантов и способностей. Взаимодействие с социумом – позволяют показать достижения наших воспитанников, через их участие в конкурсах различного уровня. Талант — присущие от рождения определённые способности, и я стараюсь раскрыть этот дар природы, чтобы каждый ребёнок знал, на что он способен, нашёл своё место в жизни, был успешен и счастлив в дальнейшем. Вместе с тем были выявлены противоречия между:
•разнообразием видов одаренности, особенно наличием скрытой одаренности и большим количеством противоречивых т теоретических подходов и методов к их раскрытию;
•возрастающими требованиями к деятельности и личности воспитателя и фактическим уровнем его профессиональной и личностной готовности к работе с одаренными детьми;
•необходимостью отслеживания результатов развития каждого ребенка и отсутствием системы мониторинга индивидуального личностного развития;
•стандартизированными подходами к образованию дошкольников и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым дошкольником. На разрешение данных противоречий и будет направлен этот проект.
Исходя из этого, я, буду продолжать работу по разработанному проекту, создавая условия для реализации и развития творческого потенциала одаренных дошкольников
Список литературы:
- Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты заня-
тий, психологическое сопровождение Волгоград: Учитель, 2012.
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Программа «Одарённый ребенок».
- Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.
- Рабочая концепция одаренности / Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Отв. редактор Л. Е. Курнешова. М.: ГОМЦ «Школьная книга»,
2002.
- Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. Москва: Педаго-гическое общество России, 1999.
- Юркевич В. С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность М.: Просвещение, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект на тему: «Инновационные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста».
«На свете есть много различных профессий,И в каждой есть прелесть своя.Но нет благородней, нужней и чудеснейЧем та, кем работаю я!!!»...
Инновационный проект "Защита прав детей в дошкольной образовательной организации как инновационный ресурс сохранения самоценности Детства"
В данном проекте, рассматривается вопрос по защите прав детсва и его реализация в рамках ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС....
Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»
Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»...
План работы по самообразованию «Инновационные методики детей раннего возраста». («Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 92 общеразвивающего вида» План работы по самообразов...
Организация инновационного обучения детей с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты «Шаг вперед»
Методическое пособие по использованию оборудования сенсорной комнаты и аппарата адаптивного биорегулирования...
Организация инновационного обучения детей с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты «Шаг вперед»
Сенсорная комната ― это пространственная среда, которая насыщена различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами. Адекватно дозированные занятия с детьми разного возраста с разным...
Статья "Использование технологии детского экспериментирования как направления инновационной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО"
Исследование технологии экспериментирования детей старшего дошкольного возраста, как инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации...