Организация инновационного обучения детей с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты «Шаг вперед»
консультация по коррекционной педагогике
Сенсорная комната ― это пространственная среда, которая насыщена различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами. Адекватно дозированные занятия с детьми разного возраста с разным уровнем интеллектуального и сенсомоторного развития активизируют их деятельность, стимулируют развитие и коррекцию базовых чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания ― и создают условия для саморегулирования процессов возбуждения и торможения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_innovatsionnogo_obucheniya_detey_s_ovz_v_usloviyah_sensornoy_komnaty.docx | 16.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация инновационного обучения детей с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты «Шаг вперед»
В соответствии с ФГОС кабинет психолога должен быть оборудован надлежащим образом. Вся окружающая обстановка должна содействовать правильному и полноценному развитию ребенка. Повышенные требования и стандарты законодателя в сфере образования требуют использования инновационного оборудования, которое будет оказывать наиболее оптимальное и комплексное воздействие на нервную систему и органы чувств. Организация сенсорной комнаты требует внедрения передовых, прогрессивных устройств, которые способствуют развитию тактильных ощущений, расслаблению и содействуют формированию пространственных представлений.
Почему мы решили создать сенсорную комнату в ДОУ №5:
Во-первых, не существует возрастных ограничений, следовательно, коррекционно-развивающая, лечебно-профилактическая, образовательная работа может вестись как со взрослыми, так и с детьми раннего возраста.
Во-вторых, работа в полифункциональной среде темной сенсорной комнаты может проводиться как с лицами, имеющими отклонения в развитии, так и с детьми без нарушений развития
В современном мире, сенсорная комната – это интерактивная среда, в которой присутствуют специальная мебель, световые эффекты, релаксационные или, наоборот, активизирующие звуки, запахи и т. д. при полном или частичном общем затемнении.
Сенсорная комната ― это пространственная среда, которая насыщена различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами. Адекватно дозированные занятия с детьми разного возраста с разным уровнем интеллектуального и сенсомоторного развития активизируют их деятельность, стимулируют развитие и коррекцию базовых чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания ― и создают условия для саморегулирования процессов возбуждения и торможения.
В сенсорной комнате, как правило, проводятся специализированные занятия под руководством специалистов (педагогов, логопеда, психолога), но, помимо этого, интерактивная среда может с успехом использоваться и для саморелаксации.
Прежде чем продолжить рассказ о темной сенсорной комнате хотелось бы процитировать слова Альберта Эйнштейна, великого математика, Мыслителя с большой буквы: «Самое прекрасное, что мы можем испытать, ― это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом, тот подобен мертвецу, и глаза его закрыты…»
Среда сенсорной комнаты определяется как интерактивная среда. Интерактивность (от англ. Interaction — взаимодействие) — одна из значимых категорий психологии, информатики, социологии и других наук. Интерактивность — понятие, описывающее характер взаимодействия между объектами. Оно отражает многообразие взаимодействий, возникающих в различных сферах бытия (взаимодействие человека с окружающим природным и социальным миром на разных уровнях отношений). Как социальное и природное взаимодействие оно структурируется в нескольких полях: обмена информацией на вербальном и невербальном уровне, объектами, чувствами; типизацией/стандартизацией сообщений (языка, позиций взаимодействия)
Сенсорная комната обладает выраженной полифункциональностью. В ней при наличии света (поднятые шторы, включенный свет) можно проводить занятия без использования светового интерактивного оборудования.
В МБДОУ №5 -12 групп, 320 воспитанников, из них с ОВЗ – 8 (2015-2016); 16 детей в 2017-2018 учебном году; 19детей в 2018-2019 учебном году; 20 детей в 2019-2020 учебном году.
Занятие в сенсорной комнате имеет следующие три основные части:
1. Ритуал приветствия
2. Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.
Дети очень быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
3. Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты).
4. Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, мышечная релаксация).
5. Ритуал прощания.
Организация работы
Цель – создать условия для коррекции эмоционально-волевой сферы, компенсации нарушенных функций и развития моторики младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Развитие психоэмоциональной устойчивости и способности к саморегуляции.
Задачи:
1) профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
2) создание положительного эмоционального состояния;
3) формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;
4) облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;
5) формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии;
6) развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;
7) развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты
Сохранение и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей стоящей перед системой образования. В статье предлагается опыт работы по профилактике и коррекции проблем здоровья де...
Методическая разработка. Программа коррекционно-развивающих занятий для детей раннего возраста в условиях сенсорной комнаты.
Контингент детей, воспитывающихся в доме ребенка, отличается определенной спецификой. Чаще всего это дети с отягощенным и социальным анамнезом. Поэтому наша задача- обеспечить своевременное и полноцен...
Организация интегрированного обучения детей с ОВЗ в условиях ДОУ
Задачи:- повысить профессиональную компетентность через проведение семинаров-практикумов; - познакомить коллектив с инновационными технологиями и методами, применяе...
Программа работы по развитию сенсорного восприятия детей дошкольного возраста с ОВЗ "Волшебный луч" в условиях сенсорной комнаты
Программа представляет систему специально разработанных занятий, направленных на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы, с учетом особенностей детей дошкольного возраста с ОВЗ...
Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты"
Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты"...
Адаптационно-развивающее занятие для детей 2-4 лет в условиях сенсорной комнаты. Знакомство с сенсорной комнатой. «К мишке в гости»
Цель: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения....
Организация инновационного обучения детей с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты «Шаг вперед»
Методическое пособие по использованию оборудования сенсорной комнаты и аппарата адаптивного биорегулирования...