Мастер-класс для воспитателей «Развитие математических способностей у детей через сказку»
материал

Цель: повышение интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию математических представлений через сказку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА КЕРЧИ  РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 11 «РУЧЕЕК»

Мастер-класс для воспитателей

«Развитие математических способностей у детей

через сказку»

Воспитатель: Шафикова А.Б.

2022 г.

Цель: повышение интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию математических представлений через сказку.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я представляю свой мастер-класс по теме:

«Развитие математических способностей у детей через сказку»

Свой мастер-класс мне хотелось бы начать с четверостишья:

И нельзя без сказки нам прожить, друзья,

Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

Ведь со сказкой легче отыскать нам путь,

В маленькое сердце дверцу распахнуть!

     Как сделать каждое занятие с детьми интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучить дошкольников мне помогает сказка.

     Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Она дает необходимую гамму переживаний, создает особенное настроение, вызывает добрые чувства. Воспринимая сказку, ребенок видит выход из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивную поддержку своих возможностей и веры в себя. Отождествляя себя с положительным героем, ребенок усваивает правильные моральные нормы и ценности, учится различать добро и зло. Незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают элементарные математические представления.

      Вариативность игр со сказкой обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент. А также позволяет реализовать индивидуальный подход к каждому ребёнку за счет усложнения или упрощения заданий.

       Применяя сказки в своей работе, я наблюдаю положительное влияние на более быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повышается познавательная активность и интерес к обучению.

Хотя математика один из самых сложных предметов, главная её   цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием. А достичь этого мне помогают любимые детские сказки.

Сказки, которые дети от многократных прочтений знают наизусть - наши бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций.

       Сказка «Теремок» поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй – лягушка и т.д.), но и основы арифметики.  Легко усвоят дети, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка – и стало их трое. Прибежала лисичка – стало четверо.

      Сказки «Колобок» и «Репка» особенно хороши для усвоения порядкового счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? А в сказке «Репка» можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Кто самый маленький? Кто стоит перед кошкой? Кто стоит за бабкой?

       В сказке «Гуси – лебеди» дети прячутся под яблонькой, а раз у нас всё связано с математикой, значит яблонька необыкновенная - загадочная.

Чтобы сорвать яблоко нужно ответить на вопрос или решить задачу, а также закрепить знание цифр:

«Какая цифра на красном яблоке?»

«Сорви яблоко с цифрой 5»

«Сорви любое яблоко. Какая на нём изображена цифра?

     Сказка «Три медведя» - это вообще математическая суперсказка. И медведей посчитать можно, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто меньше, кто больше, кто самый большой, кто самый маленький), и подобрать каждому из медведей мебель и посуду.

     Чтение сказки «Красная шапочка» дает возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий», «далеко» и «близко».        

      Есть еще одна очень полезная сказка для освоения счета – «Про козленка, который умел считать до десяти». Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывайте вместе с козленком героев сказки, и дети легко запомнят количественный счет до 10.

       Сюжет любой сказки можно расширить с помощью новых событий, вопросов придуманных лично вами, в зависимости от целей и задач конкретного занятия.

Начнём  мастер- класс с разминки

Перечислите сказки, в названиях которых есть цифры?

«Три поросенка»

«Три медведя»

«Два жадных медвежонка»

«Волк и семеро козлят»

«Белоснежка и семь гномов»

«Двенадцать месяцев»

«Цветик - семицветик»

А сейчас проверим вашу смекалку

1. Сколько хвостов у семи ослов? (7)

2. Сколько носов у двух псов? (2)

3.Сколько ушей у двух малышей? (4)

4. Сколько лап у двух котят? (8)

5. Сколько колес у машины? (4)

6.Сколько животиков у пяти бегемотиков?

Предлагаю исправить ошибки в названии сказки

«Пирог» - «Колобок»

«Петушок Ряба» - «Курочка Ряба»

«Даша и медведь» - «Маша и медведь»

«Морковка» - «Репка»

«Волк и семеро тигрят» - «Волк и семеро козлят»

«Зелёная  шапочка» - «Красная шапочка»

«Утки-лебеди» - «Гуси-лебеди»

«Домик» - «Теремок»

«Три  котёнка» - «Три поросёнка»

«Пять медведей» - «Три медведя»

«Заюшкина квартира» - «Заюшкина избушка»

Наш мастер – класс продолжается

-Я предлагаю вам   отправимся в увлекательное путешествие по русской народной сказке «Теремок».

Стоит в поле теремок,

Он ни низок ни высок,

Никто в тереме не живёт.

 -А кто придёт, мы сейчас узнаем, отгадав загадку:

1. Живёт в норке,

Кушает корки,

Короткие ножки,

Боится кошки. Кто это?

                                           ( Мышка)

-Мышка теремок увидала и к дорожкам подбежала.

 К теремку ведут две дорожки.

Одинаковые ли они?

 (одна длинная, другая короткая).

-Правильно.

По какой дорожке  мышка прибежит, к теремку быстрее?

(по короткой)

-Правильно.

Посчитаем, сколько зверей живёт в теремке? Один.

Ставим цифру 1 в нижнее  левое окошко.

2.Следующая загадка:

Быстро плавает в пруду,

Ловит целый день еду,

Кто же ты, шепни на ушко.

«Ква-ква-ква» - ответила…

                                               (Лягушка)

Лягушка скачет по болоту, по кочкам.

Какие кочки по форме?

(круг, квадрат, овал, треугольник).

Правильно. Проходи, лягушка, в теремок.

Давайте теперь посчитаем, сколько зверей живёт в теремке. Один, два. Ставим цифру 2 в правое нижнее окошко.

3.Следующий герой:

- На  гору бегом, а с горы кувырком?

                                                            (Зайчик)

-А зайчик к нам не с пустыми лапками, что у него в корзине?

(Капуста и тарелочки)

-Но пока зайка бежал, и капуста и тарелочки перепутались.

Надо разложить маленькие кочаны в маленькие тарелочки, а большие кочаны в большие тарелки.

Чего больше - тарелок или кочанов капусты?

(Капусты)

 -Правильно. Проходи, зайчик, в теремок.

-А сколько теперь живёт зверей в теремке, давайте посчитаем - один, два, три.

Ставим  цифру 3 в верхнее окошко.

4.А кто же поселится ещё, хотите узнать?

Следующая загадка:

Рыжая - красавица,

Бесстыжая  обманщица.

Удирает от неё косой,

А зовут её …лисой.

-Лиса подошла и говорит:

 - Повстречались мне на пути три дерева, три елочки.

Первая была низкая, вторая повыше, а третья самая высокая.

(Выложить деревья в ряд в соответствии с заданием)

 -Пустили  лису в теремок, сколько же зверей стало жить в нём?

Один, два, три, четыре.

Ставим цифру 4 в окошко над цифрой 1.

5.Отгадайте следующую загадку:

Зубы острые, как нож,

На собаку он похож.

Кто это?

                            (Волк)

-А волк тоже не с пустыми лапами. Он на поляне нашёл грибы.

 Какой формы поляна?

Квадратной

-Один гриб был в правом верхнем углу поляны, второй в нижнем левом углу, третий в верхнем левом, четвертый в правом нижнем углу, ну, а пятый - посередине поляны.

-Проходи и ты, волчок, в теремок.

-Сколько теперь зверей живут в теремке? Пять.

Ставим цифру 5 в окошко над крылечком.

Все окошки заняты, теремок заселен.

6. -Но кто-то еще идет сюда:

Косолапый и мохнатый,

Греет он в берлоге лапы.

                                            (Медведь)

 -Ну, конечно же, медведь. Медведь увидел теремок, да как зарычит:

«Пустите меня в теремок!»

-А как вы думаете – медведь поместится в теремок?

Нет. 

Почему?

Медведь большой.

-А ещё почему?

Окошек – 5, а зверей будет 6.

-Правильно.

А какое число больше? 5 или 6?  

(«Какой по счёту?», « На каком  месте?» – вопросы для закрепления порядкового счёта)

-Медведю не хватило окошечка. Но он не расстроился и предложил зверятам

интересную игру «Помоги сказочному герою»

Примеры задач-сказок

1.«Бабушка девочку очень любила,
Красную шапочку ей подарила,
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите, как звали ее?» (Красная шапочка)

Задание

1. Красная шапочка растеряла пирожки, на каждом пирожке есть цифра. Надо собрать пирожки обратно в корзину. Каждый ребенок берет по одному пирожку и отвечает на вопросы: Какая цифра на пирожке? Какие соседи у твоей цифры?

2.Решить задачу и записать ответ:

Пирожков с капустой было 5, с грибами — 4.

 Сколько всего грибов было в корзинке?

Буратино получил от папы 5 золотых, 2 монеты он потерял.

Сколько золотых осталось?

Маша сорвала 2 морковки, а Медведь 8. Сколько всего морковок они сорвали вместе?

2.Следующая сказка
 «У кого доброе милое лицо,

Трудится, не покладая рук.
Сажей, пылью перепачкано оно.

Как же эту девочку зовут?» (Золушка)
Задание: Собрать фасоль. На столах лежат тарелки, разделенные на четыре части. Дети должны положить на часть тарелки столько фасоли, сколько нарисовано на тарелке.

3. Следующая сказка.

Предлагаю отгадать сказку по схеме («Репка»)

- В какой сказке мы очутились?
- Герои этой сказки не могут вытащить репку.

Может быть, что- то не так? (стоят не в той последовательности).
- Поставьте героев сказки по порядку, как  в сказке назовите их, кто на каком месте стоит.

Также можно придумать задания для сказочных персонажей или от их имени. Дети с удовольствием включаются в работу и помогают сказочным героям выполнить задание.

 Психологическая эмоциональная игра «Аплодисменты».

Чаще всего люди аплодируют на концертах и собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение. Сегодня вы активно работали, так давайте наградим себя аплодисментами.

Этот приём нравится детям, он снимает психоэмоциональное напряжение, закрепляет сплочённость всей группы.

Закончить наш мастер-класс я хотела бы словами:

Математика – наука

Хороша и всем нужна.

Без нее прожить нам трудно,

Без нее нам жизнь сложна.

Благодарю всех за поддержку, за терпенье и за улыбки.

«Учите - играя, а воспитывайте любя!»

                                                 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию воспитателя «Развитие математических способностей у детей раннего дошкольного возраста» Ходеевой Натальи Павловны

Формирование элементарных математических представлений через занимательный математический материал. Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность...

МАСТЕР - КЛАСС «Вместе весело играть» (ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

МАСТЕР - КЛАСС «Вместе весело играть»  (ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТ...

Мастер-класс на тему: «Формирование логико-математических способностей при помощи методики «Палочки Кюизенера»».

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Это социальный заказ общества. Дошкольники с развитым интеллектом быстре...

Мастер-класс для педагогов ДОО "Формирование математических способностей дошкольников с помощью развивающих игр"

В рамках работы над годовой методической задачей:  "Современные требования к формированию элементарных математических представлений у дошкольников"...

Мастер-класс для воспитателей «Развитие математических способностей с использованием палочек Кюизенера»

Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюи...