Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в мир церковного искусства»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Лисиенкова Галина Ивановна

Цель:

Позакомить детей с  понятием  «церковное искусство».

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать нравственных чувств и этического сознания;

- вызывать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства;

- воспитывать духовную культуру, обогащать внутренний мир детей через приобщение к церковному искусству.

-воспитывать национальную гордость и любовь к малой Родине.

- воспитывать культуру общения;

Образовательные:

- побуждать детей к рассмотрению окружающего мира, творческого

создания и сохранению его красоты;

- уточнить и закреплять знания детей о видах искусства, о жанрах живописи;

- познакомить детей с профессией «архитектор», дать представление об архитектуре православного храма;

- совершенствовать навыки речевого общения;

- обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры;

- расширить словарный запас и кругозор воспитанников по изучаемой теме;

- познакомить с понятием «церковное искусство».

Развивающие:

- развивать  внимание и логическое мышление;

- развивать связную и образную речь;

- развивать познавательные и творческие способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №10 г. Вязьмы Смоленской области

Конспект

интегрированной

организованной образовательной деятельности

по духовно-нравственному воспитанию детей

в подготовительной к школе группе

на тему

«Путешествие в мир церковного искусства»

Авторы:

Чупина Валентина Вячеславовна, воспитатель

Лисиенкова Галина Ивановна, воспитатель

Сафонова Ирина Алексеевна, музыкальный руководитель

Гусева Елизавета Владимировна, воспитатель

г. Вязьма

 2024 год

Цель:

Позакомить детей с  понятием  «церковное искусство».

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать нравственных чувств и этического сознания;

- вызывать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства;

- воспитывать духовную культуру, обогащать внутренний мир детей через приобщение к церковному искусству.

-воспитывать национальную гордость и любовь к малой Родине.

- воспитывать культуру общения;

Образовательные:

- побуждать детей к рассмотрению окружающего мира, творческого

создания и сохранению его красоты;

- уточнить и закреплять знания детей о видах искусства, о жанрах живописи;

- познакомить детей с профессией «архитектор», дать представление об архитектуре православного храма;

- совершенствовать навыки речевого общения;

- обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры;

- расширить словарный запас и кругозор воспитанников по изучаемой теме;

- познакомить с понятием «церковное искусство».

Развивающие:

- развивать  внимание и логическое мышление;

- развивать связную и образную речь;

- развивать познавательные и творческие способности.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Методическое оснащение:

- Мультимедийные презентации: «Красота вокруг нас»,  «Жанры живописи», «Путешествие в мир архитектуры», «Как все начиналось»

- аудиозапись стихотворения, музыкальных отрывков классических, духовных, народных песен «Светит месяц», колядка «Рождество Христово, ангел прилетел», «Турецкий марш» Моцарта, «Великая ектения» Балакирева, «Отче наш» Кедров-отец, «Рондо» Шопена, «Христос Воскресе» (хор ТСЛ).

- видео «Виртуальная экскурсия по храму»;

- игра «Юный архитектор» на интерактивном полу Magium на тему «Построй православный храм» (Свято-Троицкий кафедральный собор г. Вязьмы). Предварительная работа:

Проведение познавательных бесед на тему: «Красота вокруг нас», «Об искусстве», «Что такое архитектура»; чтение и объяснение пословиц о труде, строительстве; рассматривание репродукций картин: И. Машков «Цветы в зале», Е. Волошин «Луг», О. Кипренский «Портрет А.С. Пушкина»; просмотр обучающих фильмов: «История искусств вместе с Хрюшей», «Изобразительное искусство»; разучивание стихотворений, песни; рисование проектов домов, храмов, экскурсия в православный храм; поделки оригами «Православный храм».

Ход занятия

Вступительное слово

        Добрый день, у нас сегодня необычное занятие, к нам пришли гости. Мы надеемся, что наше занятие пройдет интересно, оставит у вас добрые чувства, и вы, дети, сможете показать свои знания и услышать новое.

1. Организационный момент
Дети стоят в кругу. Круг добра «Хорошее настроение».

Воспитатель. Ребята, сегодня у меня хорошее настроение и я хочу поделиться им с вами. Воспитатель передает из своих рук красное сердечко со словами: «Дарю тебе, Настя,  хорошее настроение». Дети передают друг другу сердечко с пожеланиями хорошего настроения друг другу.

2. Рассказ воспитателя ( дети садятся, рассказ сопровождается трансляцией слайдов презентации на экране «Красота вокруг нас»)

В Священном Писании (Библии) рассказано, как Бог сотворил прекрасный мир. Когда красивый мир был сотворен, все замерло в ожидании: кому Бог подарит его? Тогда Бог создал человека, украсив его своим образом. У человека есть разумная душа, которая понимает добро, и воля, чтобы стремиться его делать. Бог научил человека любить красоту и самому создавать её, участвуя в Божьем творчестве.

Великое богатство хранит в себе православная культура. Но она заключает в себе не только ту красоту, которую создал Бог. У каждого человека внутри, в душе, сокрыта любовь к красоте. От красоты всем становится радостно на душе (появляется радость внутри), человек становится добрее и тоже хочет сделать что-нибудь красивое. Из мазков кисти – красивая картина, из звуков и нот – музыка, из слов – стихи. В душу каждого человека с самого рождения заложена частичка красоты. Православные зодчие строили храмы, иконописцы писали иконы,  композиторы сочиняли музыку. Эта красота родилась в мире, среди людей. Красками, узорами, музыкальными звуками они создавали произведения христианского искусства.

И сегодня, ребята, мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в мир искусства.

3. Вводная беседа (воспитатель задает вопросы, дети отвечают)

- Дети, как вы понимаете, что такое «искусство»? (правильно, картины, музыка, стихи, красивые вещи, сделанные мастерами украшения, деревянные и глиняные поделки, все то, что прекрасно - это и есть искусство.)

- Какие виды искусства вы знаете? (живопись, архитектура, скульптура, музыка, театр,…)

Остановимся более подробно на живописи.

Дидактическое упражнение «Определи жанры живописи»

Воспитатель. Дети, посмотрите на экран и скажите, как называются эти картины.

Дети по очереди определяют, к какому жанру живописи относится картина.

4. Звучит аудиозапись отрывка из стихотворения А.Н. Плещеева «Весна»

Воспитатель. Дети, что вы услышали сейчас? (ответы детей: «Стихотворение»). Как называют человека, который пишет стихи? Как вы думаете, к какому виду искусства можно отнести стихотворения? (ответы детей: «К поэзии»)

-Простая и искренняя вера была достоянием русского народа на протяжении веков. Это нашло отражение в русской духовной поэзии.

Дети рассказывают стихотворения.

1 ребёнок

«Человек – образ Божий»

«Все мы созданы Всевышним:

Он Небесный наш Отец.

Нет людей для Бога лишних,

Любит всех Благой Творец!

Образ Божий виден в каждом.

Мы его должны ценить,

Чтоб не потерять однажды

И грехом не осквернить»

2 ребёнок

«Красота Божьего мира»

«Рощи и дубравы,

Хвойные леса,

Полевые травы –

Русская краса!

Край, прекрасный самый,

Дар благой Творца!

Восхвалять тебя мы

Можем без конца!»

3 ребёнок

«Храм»

«Блестят на солнце купола,

На службу нас зовут.

Вовсю звонят колокола,

И люди в храм идут.

Большое утешенье нам

Ходить в Господний дом.

Прекрасен дивный Божий храм,

Душа ликует в нём!»

4 ребенок

«Церковь – народ Божий»

«Церковь – не только здание:

Это весь Божий народ.

В радости и испытании

К Богу всегда он идет.

Помощью Божьей хранимая,

Церковь Христова сильна.

Ведь благодать ей незримая

Господом свыше дана»

5. Дети, сейчас мы перенесемся в мир музыки. Большую роль в искусстве занимает музыка. Музыкальные произведения учат любить и понимать музыку во всем богатстве её форм и жанров.

Звучит музыка П.И. Чайковского «В церкви».

Беседа (педагог задает вопросы, дети отвечают)

-Ребята, что вы сейчас услышали? (музыку)

-Какая по характеру эта музыка? (грустная, медленная, спокойная)

-Как думаете, эта музыка по характеру серьёзная или нет? (серьёзная)

Вы совершенно верно думаете. Эта музыка серьезная. Композитор написал эту пьесу для детей, но использовал при написании мелодию настоящей молитвы, которую поют певцы в церковном хоре. Поэтому музыка звучит очень серьезно, совсем не по-детски.

По жанру такая музыка называется духовной – духовная музыка.

Как мы еще можем отличить духовную музыку от музыки других жанров?

  1. Как мы уже сказали, это характер музыки – спокойный, музыка серьёзная.
  2. Текст (о церкви, о Боге, ангелах, о праздниках – Пасха или Рождество Христово)
  3.  Музыка настраивает на молитву, на размышления (когда мы задумываемся, о том помогаю ли  маме, хорошо ли общаюсь со своими друзьями в детском саду, говорю ли спасибо, когда мне делают добро)

Сейчас я вам предлагаю поиграть в небольшую игру.

Музыкальная игра (дети стоят в кругу)

Педагог раздает каждому ребенку по две карточки – голубую (голубь) и красную (нотка). Звучит музыкальный отрывок. Дети слушают музыку и определяют, духовная это музыка или нет. Если ребенок считает, что музыку можно назвать духовной, то поднимает голубую карточку вверх, если нет – красную.

  1. «Светит месяц» русская народная музыка. Спрашиваю: это духовная музыка? А какая?
  2. Колядка Рождество Христово, Ангел прилетел.
  3. Турецкий марш, Моцарт (классическая).
  4. Балакирев, Великая ектения.
  5. Отче наш. Кедров-отец
  6. Шопен, Рондо.
  7. Христос Воскресе (хор ТСЛ).

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь предлагаю вам исполнить духовную песню, которую мы разучивали на занятиях.

Дети исполняют песню «В Галлилейских землях…» сл. И. Языкова, муз. Ю. Пастернака

6. Слайд №      Вводная беседа (дети сидят на стульях) (воспитатель задает вопросы, дети отвечают)

- Дети, в каком городе мы живем? (в городе Вязьма, в старинном русском городе, в городе Воинской Славы,,,)

-Что мы видим, когда ходим по улицам города?  (дома, детские сады, школы, магазины, парки…)

-Можем ли мы обойтись без всего, что нас окружает? (нет)

-Почему?  (в домах мы живем, в школе учимся, в больнице лечимся)

Мотивация

- Послушайте и объясните пословицу «Дом построить – не шапку на голову надеть».

Возможные объяснения детей: строительство – это труд. Надо быть умным, терпеливым, ответственным.

Воспитатель: Дома, детские сады, школы, магазины, парки, храмы – это все архитектурные сооружения.

Слайд №      Дети, что такое архитектура?  (возможные ответы детей – это искусство придумывать, проектировать и строить разные здания, сооружения)

Отгадайте загадку, которую загадает   (Миша)

«Он строит дом,

Дом многоэтажный.

Строит дом карандашом

На листе бумажном.

Нужно все нарисовать,

Вычислить, проверить,

Все квартиры сосчитать,

Лестницы и двери.

Чтоб стоял он много лет,

Чтобы был в квартире свет,

Ванны, умывальники

Для больших и маленьких»

 Слайд№    (Архитектор)

Воспитатель: Архитектор – одна из самых древних профессий, придуманных человеком, означает (переводится) как главный строитель.

Виртуальная экскурсия «С чего все начиналось»

Дети, сейчас предлагаю вам узнать, с чего все начиналось

Рассказ воспитателя по презентации с вовлечением детей в беседу    о строительстве зданий и храмов

Давным-давно постройки выглядели так (слайд № 4 «Шалаш»)

Они были ненадежными и небезопасными. Нужен был прочный материал, таким стало дерево. Появились избы из дерева (слайд №5), но они были маленькие. Архитекторы придумали большие дома (слайд №6) – терема, на теремах появились украшения.

- Как называются дома из дерева? (деревянные)

Но дерево боится воды и огня, тогда строители стали использовать камень.

- Как называются дома из камня? (каменные).

Сегодня архитекторы используют разные другие материалы: кирпич (Слайд №8), панели (слайд№8), металл, стекло (слайд №10).

- Как называются дома из кирпича, панелей? (кирпичные, панельные).

- Как называются дома, где живут люди? (жилые дома)

Кроме жилых домов в нашем городе есть детские сады, школы, больницы, магазины (слайды №12, 13)

- Как называются эти здания? (общественные)

Совершенно верно, в общественных  зданиях люди учатся, отдыхают, работают.

Загадка воспитателя: отгадайте загадку:

«Это дом – не просто дом,

Он красивый и с крестом»

-О каком доме идет речь? (храм, церковь, слайд №14)

Воспитатель: Храм – это дом Бога на земле, в котором люди молятся Богу, ставят свечи.

Храм – это особенное, неповторимое архитектурное сооружение, всегда  он – украшение города. На Руси всегда было много храмов. И в нашем городе много храмов. Каждый храм построен по специальному проекту, имеет свой неповторимый облик. Храмы бывают большие и маленькие, деревянные и каменные. Некоторые искусно украшены, а другие – белые и строгие.

Каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. .

Предложить детям встать и подойти ближе к экрану.

Храмы строятся на мощном основании. А формы основания разные (слайд №14а):

Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов – основа Церкви.

Форма круг – символ вечности.

Восьмиугольник – это путеводная звезда.

Форма корабля – символ спасения.

На основании строится белокаменный барабан.

Крыша храма необычная – купол. А купола тоже бывают разной формы (слайд).

Дети, какие формы куполов вы видите?

-Купол- луковица – похож на пламя свечи.

-Купол-шатер – это свет небесный.

-Купол шлемовидный – это защита и спасение (похож на шлем богатыря).

        Вершину купола обязательно украшают кресты.

Рядом с храмом всегда строят колокольню (слайд №21) с большим и малыми колоколами. Их звон  зовет людей на службу и праздники.

С давних времен все самое лучшее и красивое люди посвящали Богу.

Игра «Юный архитектор храма» на интерактивном полу Magium на тему «Построй храм»

Дети, вы многое узнали о строительстве храмов. Сейчас мы с вами превратимся в архитекторов, попробуем сами построить церковь. Самостоятельная деятельность детей. Интерактивная оценка. Вы узнали, какой это храм?

(звучит в аудиозаписи колокольный звон)

Дети садятся на стулья.

7. Дети, вот мы подошли к храму и попробуем зайти внутрь.

Видео «Виртуальная экскурсия по храму»

Беседа-диалог

Воспитатель. Дети, посмотрите на экран. Что вы видите? (высокие потолки, иконы, росписи на стенах, крест, свечи, красивые светильники,…)

В храме соединились все виды искусства. Как вы думаете, какие? (ответы детей). Правильно, живопись (иконы, фрески, мозаика), архитектура, особое шитьё, литьё колоколов и колокольный звон, а ещё красивое пение.

Взрослые исполняют духовный кант «Как хорошо в Твоём храме, Владычице!»

Искусство, которое служит Церкви, является частью богослужения, называется церковным.

Люди, которые ездит по святым местам, узнает о Боге, о Богородице, ходят в храмы, изучают церковное искусство, называются паломники.

Давайте мы сами посмотрим и покажем гостям, как дети нашего детского сада стали юными паломниками.

Показ видеофильма «Юные паломники».

Желаем вам всем стать паломниками.

Рефлексия.

Дети дарят подарки гостям – «Православный храм» в технике оригами.

На этом наше занятие заканчивается, благодарим всех за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственной-образовательной деятельности по нравственно патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе Тема:"Заколдованный герб"

Знакомство детей в подготовительной к школе группе с родным городом,"малой родиной"Системотизировать знания детей о Родине,родном городе....

План-конспект образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Путешествие в страну Здоровья»

Задачи1.       Формировать осознанное представление о здоровом образе жизни: о необходимости соблюдения правил личной гигиены, режима дня, правильного питания для развити...

Непосредственная образовательная деятельность в области художественно-эстетического развития в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в музыкальную страну к принцессе Ассоль»

Цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности (активное слушание музыки, пение, музыкально-ритмических движениях), способности эмоционально откл...

План-конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию вокальных навыков с воспитанниками подготовительной к школе группы на тему: «Путешествие в сказочный лес»

Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребёнка.Пение - путь к здоровью. Развитие вокально-певческих навыков у детей дош...

Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми подготовительной к школе группы на тему "Мы - Россияне".

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию. Повторение символов страны. Знакомство с документами гражданина России. Знакомство с достопримечательностями столицы. Знакомство с культурой н...