Ценностные ориентиры гражданско-патриотического воспитания детей
материал (младшая группа)
Для социальной действительности современной России характерны видоизменения общественных ценностей и идеалов, изменение социальных ролей, активизация адаптационных процессов. Перед людьми встает задача осознания и осмысления объективных социальных перемен, определения своего места в настоящем и будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsennostnye_orientiry_grazhdansko-patrioticheskogo_vospitaniya_detey.docx | 37.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Ценностные ориентиры гражданско-патриотического воспитания детей
Для социальной действительности современной России характерны видоизменения общественных ценностей и идеалов, изменение социальных ролей, активизация адаптационных процессов. Перед людьми встает задача осознания и осмысления объективных социальных перемен, определения своего места в настоящем и будущем.
Современная эпоха создала потребность в новом типе личности, способной самостоятельно принимать решения, осознанно осуществлять свой выбор, умеющей гибко реагировать на изменения обстоятельств, самой создавать и творить что-либо новое, необычное. Поэтому гражданская активность и патриотическое воспитание подрастающего поколения рассматриваются сегодня многими исследователями как базовый ресурс цивилизации.
В теоретическом плане общественное основание гражданско-патриотического воспитания может быть разделено на социально-нравственное (гражданские идеалы и ценности), социально-психологическое (коллективообразование, коллективообразующая роль воспитательных систем), морально-психологическое (этнос общества, его морально-психологическое состояние), социокультурное и культурно-историческое (культурные образцы развития личности, самовоспитания человека, историческая память, культурно-исторические традиции патриотизма).
Система ценностей патриотического воспитания условно может быть разделена на главные сферы:
- духовно-патриотическую (признание и сохранение великого духовного наследия России, русского языка, религии и культуры как высших святынь народа, национальное самосознание, гордость и достоинство, духовная зрелость);
- нравственно-патриотическую (любовь к Родине, своему народу, следование собственной совести, религиозным убеждениям и моральным принципам, добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к семье и близким, этикет);
- историко-патриотическую (верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества, следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории, сохранение исторической памяти и преемственности поколений);
- государственно-патриотическую (приоритет национальных ценностей и интересов России, ее суверенитет, независимость и целостность, гражданская зрелость, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к защите Отечества, активное участие в решении проблем и преодолении трудностей в обществе и государстве).
Сферы ценностей патриотического воспитания взаимосвязаны и дополняют друг друга. Основное содержание деятельности, осуществляемой по ним, сфокусировано на формировании у обучающихся исторической памяти, уважения к героической и драматической истории страны, высокой культуре, духовности, любви к России, на конкретном наполнении патриотической идеи, особенно в связи с ценностями и интересами общества, государства, личности, гражданской ответственности, готовности к достойному служению Отечеству и защите в случае необходимости, суверенитета, государственной целостности и национальных интересов Российской Федерации.
Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая стала идеологической основой Федеральных государственных образовательных стандартов, содержание образования должно определяться в соответствии с универсальными человеческими и базовыми национальными ценностями. Система социальных ценностей, вырабатываемая культурно-исторически, на протяжении тысячелетий является носителем социального и культурного наследования, культурно-этнического или культурно-национального наследования. Базовые социальные или базовые социально-цивилизационные ценности служат основанием в ценностных ориентациях национальной культуры. Кроме того, ценностное освоение мира включает в себя не только итог культурно-ценностного познания в контексте изменяющегося исторического опыта, но и формирование, корректировку общественного идеала.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
В новой системе ценностей современного воспитания в соответствии с российской культурно-педагогической традицией приоритеты отданы ребенку, его личностному развитию, педагогической поддержке его формирующейся индивидуальности. В основании «иерархии ценностей» лежат базовые ценности, образующие своеобразный ценностный архетип менталитета нации, этноса, общества - этот ценностный архетип менталитета есть своеобразная «ценностная память», формирующаяся на ранних стадиях формирования личности, как правило, в семье.
Базовые ценности закладываются в раннем детстве и присваиваются ребенком через сказки, через приобщение к языку, через любовь, через воспитание, игры и т. п., через первые этапы погружения ребенка в культуру, в культурную среду.
Общечеловеческие ценности - это тот инвариант ценностного освоения мира, который характерен для всех племен и народов, то, что характеризует человечество как единого ценностного субъекта в его отношениях к Природе, к Космосу, к самому себе, к процессам воспроизводства.
Общественный идеал - это не только образ лучшего социального устройства, но и одновременно ценностная модель будущего (которая, как правило, описывается такими социальными ценностями, как справедливость, взаимопомощь, свобода, равенство, гармоничное развитие, духовность и т. п.). В этом контексте идеал всегда входит в ценностный генофонд нации, народа, этноса, локальной цивилизации и формирует воспитательный идеал образовательных сред.
Система базовых и общечеловеческих ценностей, общественный идеал, выстроенный на их основе, национальная идея являются составляющими ценностного генома нации - основы воспитательного идеала образовательной среды современной общеобразовательной организации. Эта иерархия ценностей указывает на то, что воспитание в образовательной среде личностно-ориентированный педагогический процесс, а воспитывающий потенциал направлен не на формирование поведения и мировоззрения учащегося, а на его неповторимую, но существующую в универсальных условиях общества личность.
Содержание образования группируется вокруг базовых общечеловеческих и национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращённый человеком к самому себе, как вопрос, поставленный педагогом перед обучающимся. Это важная социальная задача, на решение которой направлена образовательная деятельность. Философский и культурологический взгляд на систему ценностей, лежащих в основе содержания современного отечественного образования, дает основание для их ранжирования на ценности первого, второго и третьего порядка, или уровня.
К ценностям первого уровня относят базовые универсальные общечеловеческие ценности, не опровергаемые никем и понимаемые и принимаемые всеми: Природа, Культура, Свобода, Счастье, Здоровье, Знание, Любовь, Семья, Труд и пр. В системе общего образования данные ценности представляются в контексте принадлежности к человеку и человечеству, которому свойственны свои идеалы и устремления. Эти ценности и делают людей людьми, являются ориентирами в переломные, критические моменты исторического развития человечества, объединяют людей для разрешения как насущных проблем цивилизации, так и глобальных, многовековых вопросов. Воспитательный потенциал ценностей первого уровня сложно переоценить, хотя их представление затруднено абстрактностью, зыбкостью и многозначностью понятий. Однако в современной педагогической практике используются познавательные формы их освоения и, соответственно, проявления воспитывающего потенциала. К этим формам относят: разъяснения, беседы и игры, в процессе которых вырабатывается коллективное и индивидуально-личностное мировоззрение. Степень освоения этих ценностей проявляется на уровне личностного мировосприятия, определения собственной жизненной философии. Универсальные человеческие ценности, реализующиеся в образовательной среде, можно также обозначить через ее свойства, качества и функции:
- развивающая, обучающая и воспитывающая функции среды связаны с ценностями развития и образования как блага;
- информативность - с ценностями свободы и компетентности;
- экологичность основывается на ценностях здоровья, комфорта и безопасности;
- эстетичность привязана к ценности красоты и культуры;
- диалоговость образовательной среды основана на приоритете ценностей гуманности, общения, понимания и принятия;
- гуманность связана с осознанием ценности человеческой личности и ценностью человеческой жизни вообще.
Как отмечается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии.
Таким образом, базовые национальные ценности мы определяем как ценности второго уровня. К ним относятся ценности, соответствующие традиционным источникам нравственности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, традиционные российские религии и пр. В течение всей многотысячелетней истории базовые ценности русского народа и России как цивилизации не ставились под сомнение. Они являлись основой самоидентификации русского народа и России.
Главным стержнем ценностной самоидентификации всегда было сохранение базовых ценностей и ценностных приоритетов: примат духовного над материальным, осуждение сребролюбия, соборность, любовь и служение Отечеству, готовность к его защите, вплоть до самопожертвования, труд, справедливость, любовь к земле, матери, примат государства над личностью.
Воспитательный потенциал ценностей второго уровня проявляется в мероприятиях, наполненных социальными, гражданскими, патриотическими смыслами, к которым можно отнести:
- участие в праздновании национальных праздников, поддержание национальных и культурно-исторических традиций в рамках образовательной среды;
- организация в рамках образовательной организации различного рода конкурсов творческих работ и фестивалей творчества с патриотическим содержанием. Именно базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания.
К ценностям третьего уровня, определяющим общественную, социальную сторону жизни человека, относят позитивные, потребные качества личности: духовность, творчество, сотрудничество, ответственность, толерантность, гуманизм, компетентность, социальную мобильность и пр. Степень освоения этих ценностей проявляется на уровне мотивов социального поведения. С этой позиции педагоги должны активно организовывать собственную деятельность воспитанников, создавать ситуации выбора, побуждения их к инициативным проявлениям и ответственности.
Каждая из групп ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу образовательной среды. Для её решения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни образовательной организации обращаются к содержанию:
- истории России, российских народов, своей семьи, рода;
- жизненного опыта своих родителей, предков;
- традиционных российских религий;
- произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;
- периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;
- фольклора народов России;
- общественно полезной и личностно - значимой деятельности;
- других источников информации и научного знания.
Образовательная среда призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие гражданина России в «педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей»:
- семейной жизни;
- культурно-регионального сообщества;
- культуры своего народа;
- российской гражданской нации;
- всего мирового сообщества.
Носителями этих ценностей в глазах детей являются: родители и педагоги, администрация и персонал образовательной организации, старшие товарищи и сверстники, а также народы Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество в целом.
Таким образом, идеология содержания современного воспитания утверждает ценности универсальные, общественные и личностные, реализующиеся в образовательной среде при условии актуализации и развития ее воспитывающего потенциала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: "Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Дошклоьное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и ...
Влияние игровой деятельности на воспитание гражданско - патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Презентация в помощь воспитателям ДОУ....
Сертификат участника Восьмых педагогических чтений по теме "Ценностные ориентиры духовно- нравственного воспитания"
Сертификат участника Восьмых педагогических чтений по теме " ценностные ориентиры духовно - нравственного воспитания"...
Ценностные ориентиры духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Статья посвящена ценностным ориентирам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО...
Роль музейной педагогики в воспитании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории малой родины»
Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли различные музейно – образовательные программы для воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисцип...
Проект "Воспитание гражданско - патриотических чувств у детей, гордости за подвиг народа в ВОВ, И УВАЖЕНИЕ К ВЕТЕРАНАМ.
Воспитывать у детей чувство гордости за подвиг наших ветеранов в годы ВОВ....
Ценностные приоритеты гражданско-патриотического воспитания одарённых детей
Ценностные приоритеты гражданско-патриотического воспитания одарённых детей...