Ценностные ориентиры духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
статья на тему

Куделина Марина Сергеевна

Статья посвящена ценностным ориентирам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_iz_opyta_raboty_kudelina.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад № 5 г. Россоши

Россошанского муниципального района Воронежской области

Сообщение из опыта работы на тему:

«Ценностные ориентиры духовно — нравственного воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Подготовила:

Музыкальный руководитель IKK

Куделина Марина Сергеевна

Россошь, 2018 г.



Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………3 – 4

2.Основная часть………………………………………………………….4 – 6

3.Практическая часть……………………………………………………..6 – 8

4.Заключение………………………………………………………………….8

5.Список использованной литературы……………………………………....8

Введение

В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте  дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Духовное развитие - осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Нравственное развитие - воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. Духовно – нравственное развитие – процесс последовательного накопления качественных и количественных показателей изменений в системе его духовных ценностей обеспечивающих вхождение личности в социокультурную среду на основе её нравственно ориентированной, креативной, созидательной жизнедеятельности и успешной самореализации в государстве и обществе.

Основная часть

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. В этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Одна из важнейших задач педагогов дошкольного образования – формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе окружающему миру. Поэтому, на мой взгляд, сегодня нужно посеять в детских душах семена таких понятий как долг, честь, советь, покаяние, любовь и преданность Отечеству и другие, для того, чтобы завтра они дали всходы. ФГОС выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных  ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи , общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка».

Ценностный и социокультурный аспекты выделены в формулировках:

-принципов дошкольного образования;

- задач, на решение которых направлен ФГОС ДО;

-характеристик содержательного наполнения образовательной программы по образовательным областям;

- требований к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования и развивающей предметно – пространственной среде дошкольного образования;

- основных целевых ориентиров (социально – нормативных возрастных характеристиках возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования)

Ценностный и социокультурный аспекты выделены в характеристике всех пяти образовательных областей дошкольного образования:

    -В качестве основы социально-коммуникативного развития      обозначено «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности».

-В перечень первичных представлений, формирующихся у дошкольников в ходе познавательно – речевого  развития, включен ряд социокультурных категорий: представления «о малой родине и Отечестве», «об отечественных традициях и праздниках».

-Художественно-эстетическое развитие в контексте ФГОС дошкольного образования «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного)

-Физическое развитие также предполагает содействие становлению ценностно-смысловой сферы личности ребенка («ценности здорового образа жизни»)

Существенные характеристики духовно – нравственного воспитания как педагогического процесса:

-направленность на формирование высших над обыденных, смысложизненных ценностей;

- отношение к субъективному внутреннему миру человека (раскрытие полноты достоинства личности через развитие самосознания и саморефлексию);

- наличие мировоззренческой основы, опора на конкретную мировоззренческую и культурную традицию;

- интегративная роль в определении направленности воспитательной системы.

Базовые социокультурные ценности, которые деятельно осваиваем с детьми - жизнь, семья, забота, милосердие, мудрость, труд , благодарность, мужество, подвиг, слово, книга, святая память, праздники, героическая история нашей Родины, любовь к ближним и Отечеству.

Культурно-педагогические ресурсы: литературный (ресурс текстов культуры), изобразительный, песенный, мультимедийный, краеведческий, личный и коллективный творческий ресурс педагогов, детей и родителей.

Основные задачи работы педагогов по духовно – нравственному воспитанию детей заключатся в следующем:

  • Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребёнка.
  • Создать условия для восприятия целостной картины мира.
  • Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
  • Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
  • Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
  • Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
  • Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

Практическая часть

Для достижения целей и задач по духовно-нравственному воспитанию у нас в ДОУ используются следующие формы работы: 
- Непосредственно организованная деятельность
- Совместная деятельность педагогов с детьми в режимных моментах.
- Самостоятельная деятельность детей.
Данные формы работы я реализую через следующие мероприятия:
*Православные праздники: «Пасха», «Покровская ярмарка«Посиделки» и др. 
*Конкурсы;
*Чтение детской православной литературы («Детская Библия»);
*Беседы на нравственные, духовные, патриотические темы («Помоги ближнему», «Мой дом – Россия» и др.);
*Рассматривание книжных иллюстраций и фотографий;
*Использование в работе презентации;
*Продуктивная деятельность, выставки «Рождество» и «Пасха".

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и  семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей.  Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других  близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах  из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». На родительских встречах провожу анкетирование, предлагаю задания для совместной творческой деятельности ребенка и взрослого. В результате, родители вместе с детьми находят понятия некоторых духовных ценностей.

 Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Критерии эффективности воспитательной системы:

- наличие гармоничных одухотворенных отношений ребёнка к окружающему миру, людям, к самому себе;

- иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками;

- потребность и готовность проявления сострадания и сорадования миру;

- субъективное психическое и эмоциональное благополучие;

- светлая оптимистическая детская картина мира.

  При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход.

Заключение

Для повышения эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, включающая учебную, досуговую, трудовую, спортивную, повседневную сферу жизнедеятельности дошкольников; использование многообразных форм и активных методов приобщения дошкольников к истокам национальной культуры; педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в освоении основ народной педагогики.

                                Список использованной литературы
1. Школа Жизни. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. – 144 с.
2. Как любить детей (опыт самоанализа) / Ш
. Амонашвили. – Москва-Абакан: Издательский Дом Шалвы Амонашвили; Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова, 2009. – 112 с. 
3.
А.Лопатина, М. Скребцова – Начала Мудрости. 5-е изд. – М.: - 304 с. (Серия - беседы о воспитании)
4. Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста. / 
Сост.: Акинина Т.М., Степанова Г.В. М.:УЦ “Перспектива”,2012. – 248 с.
5. Основы гуманной педагогики. Учитель./М.: Амрита – Русь,2013,280 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

Проблема  воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ

Проблема  воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально - э...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Духовно- нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГОСЦель: воспитание духовно – нравственной личности ребенка содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного...