"Крестики - нолики"
консультация

Людмила Николаевна Пахомова

мастер класс для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krestiki_noliki.docx378.08 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

«Игра крестики -нолики »

АКТУАЛЬНОСТЬ

Дидактические игры и их значение для ребенка

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра.

Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности. Уже с самого раннего возраста ребенок начинает активно познавать окружающий его мир, исследуя все происходящее вокруг. Поэтому дидактические игры занимают особое место в процессе формирования познавательных интересов у малыша. Прежде всего, они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают его наблюдать и выделять характерные признаки предметов (размер, форму, цвет, свойства, различать их и устанавливать простейшие взаимосвязи. В игре ребенок приучается преодолевать трудности, у него воспитывается сообразительность, находчивость и инициатива.

Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Как привить ребёнку тягу к самостоятельному мышлению при помощи игры. Ведь игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, в которой ребенок учится, развивается, растет. Одина из таких игр это игра «Крестики нолики». Несмотря на её кажущуюся простоту, эта игра способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, памяти; учит ребёнка запоминать, предвидеть результат; вырабатывает умение вести расчёты, требующие дальновидности, смелости, хладнокровия, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формирует волю к победе.

В этой игре развивается способность планировать свои действия в уме, благодаря чему формируются навыки учебной деятельности.

В начале я учила детей играть на листке бумаги, как играли мы в нашем детстве. Игра приобрела большую популярность в нашей старшей группе.

Затем я решила выполнить данную игру из ткани и фетра для детей младшего дошкольного возраста, заменив обычные фишки, на фигурки из фетра.

Так же в качестве фишек к игре можно использовать любые подручные предметы: плоские камни, крышки от бутылок, пуговицы и т. д.

Дидактическая игра «Крестики-нолики»

для детей 5–7 лет

Цель: Формирование логического мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Закреплять у старших дошкольников умения различать понятия «вертикально», «горизонтально» и «по диагонали»;

- Овладевать логическими операциями;

- Формировать и совершенствовать у детей старшего дошкольного возраста пространственные представления;

- Развивать мыслительные операции: восприятие, память, мышление, внимание;

- Способствовать развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, логического мышления, памяти и речи детей;

- Закреплять счет в пределах 10;

Логическая игра «Крестики – нолики».

для детей 5–7 лет

Цель:- Формировать и совершенствовать у детей старшего дошкольного возраста пространственные представления;

- Продолжать формировать у детей устойчивый навык к учебной деятельности;

- Стимулировать развитие умственных способностей детей в процессе ознакомления с различными математическими действиями;

- Развивать мыслительные операции: восприятие, память, мышление, внимание.

- Способствовать развитию мелкой моторики рук, развитию внимания, логического мышления, памяти и речи детей, приучать детей следовать правилам игры;

Правила игры:

Один из игроков играет крестиками, второй ноликами. Игроки по очереди ставят на свободные клетки поля свои фишки. Первый выстроивший в ряд три свои фигуры по вертикали, по горизонтали или диагонали – выигрывает.

Ход игры и ее усложнения

#1048;гра «Крестики – нолики» —обычная игра, в которую играют на квадратном поле 3 на 3 клетки.

Играют 2 ребенка. Один играет "х", другой "о".

Ходы совершаются по очереди.

Дети ставят на свободные клетки поля свои фишки. Выигрывает тот, кто первым выстроил в ряд 3 свои фишки по вертикали, горизонтали или диагонали.

1а. Усложнение игры «Крестики – нолики».

Фигуры помещаем не в квадраты, а на пересечении линий. По-прежнему играют 2 ребенка..

Задача - первым выставить 3 свои фишки в ряд (по вертикали, горизонтали или диагонали), помешав сделать это сопернику.

1б. Усложнение игры «Крестики – нолики».

Предложить детям играть парами, заранее договариваясь об очередном ходе.

2 . «Учимся считать, сравнивать».

Предложить двум детям ставить на пустое поле по очереди свои фишки, посчитать, у кого больше поставлено. Познакомить их с понятиями «поровну», «больше», «меньше».

3 . «Где находится фишка: скажи и покажи» (По принципу игры « Муха»)

Ребенок может "ходить" вверх, вниз, вправо, влево.

В указанном направлении передвигать фишку можно только на одну клетку. Воспитатель (а затем, дети по очереди) говорят куда идти "фишке"(одна клетка вверх, одна вправо, и т. д).

4 «Составь узор по образцу» (словесный или по карточке)

Предложить ребенку из нескольких разных или одинаковых фишек «Х» и «0» выложить в квадратах или между ними узор.

4а. «Составь узор по памяти».

То же самое, что в предыдущей игре, только узор выкладывается по памяти.

4б. «Придумай, зарисуй и выложи свой узор» ( по воображению)

Ребенку предлагается придумать узор с фишками, зарисовать его на бумаге в клетку, а затем выложить в рамке.

Карточки для игры «Составь узор по образцу»

Х

О

Х

О

Х

О

Х

О

Х

О

Х

О

Х

О

Х

О

Х

О

Х

Х

Х

О

О

О

Х

Х

Х

О

О

О

Х

Х

Х

О

О

О

Х

О

Х

Х

О

Х

Х

О

Х

О

Х

О

О

Х

О

О

Х

О

Х

О

О

О

Х

О

О

О

Х

О

О

Х

О

Х

О

Х

О

О

О

Х

Х

Х

О

Х

Х

Х

О

Х

Х

О

Х

О

Х

О

Х

Х

Х

Х

Х

О

Х

О

Х

Х

Х

Х

О

Х

Х

Х

Х

Х

О

Х

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

ВЫВОД

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.

Роль воспитателя в игровой деятельности

Мастерство воспитателя – в том, что он и творец, и организатор детской игры. Следовательно, главная задача педагога – овладеть правильной организацией игры как самодеятельности ребенка:

во – первых, ее нужно организовывать так, чтобы в игре (в каждом ее виде) предчувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям. Однако эта цель должна быть поставлена воспитателем только перед собой как организатором игры, но ребенок даже и не подозревает ее как свою цель;

во – вторых, педагог должен содействовать обогащению и самостоятельному накоплению ребенком представлений об образцах для подражания (героям, на которых он хотел бы быть похожим). Создание в воображении этого образа и станет содержанием его игры (люди разных профессий и отношения между ними, литературные герои и их взаимоотношения и т. д.) .

в – третьих, организуя игру, педагог продумывает средства игры (роль, атрибуты, игровое пространство). Если материал (средства) детской игры будет негибкими, жестоким в своем механическом постоянстве, то игра будет только забавой, времяпровождением, но не образовательной деятельностью.

(С. И. Гессен).

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Узелки на память

• Создавайте в группе благоприятные социально-психологические условия для активной и творческой деятельности дошкольников.

• Совместно с детьми пополняйте атрибуты и оборудование для игровой деятельности.

• Учите детей использовать разные материалы, содержащиеся в предметно-игровой среде.

• Развивайте у детей игровые умения и навыки, способы игрового общения.

• Учите детей придумывать игровой замысел, искать различные способы их реализации в процессе построения сюжета и создании игровых образов.

• Создавайте положительный эмоциональный фон для общения дошкольников.

• Обучайте детей учитывать интересы сверстников, проявлять сочувствие к ним.

• Помогайте детям овладевать планирующими, поясняющими, обозначающими действиями, направленными на согласование замысла игры.

• Старайтесь найти индивидуальный подход к детям разрушителям, сочинителям и детям наблюдателям, активизируйте исполнителей, обеспечивая комфортность в игре каждому.

• Изучайте и выявляйте особенности развития игровой деятельности детей, корректируйте и направляйте её в продуктивное русло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Крестики-нолики внатуре

мероприятие для детей 10-11 лет и их родителей...

"Крестики - Нолики"

Весёлая викторина,в которой дети учатся работать в команде, а также для поднятия эмоционального состояния....

Математическая игра-соревнование "Крестики-нолики" в старшей группе

Основная идея - это игра в игре. Она представляет собой подлинную игру в "Крестики-нолики". Развивает быстроту реакции и сообразительность. В игре важна как сама конкурсная система с четким, понятным ...

Крестики-нолики

Познавательно-развлекательная программа....

Технологическая карта игры – соревнования «Крестики – нолики».

Технологическая карта организованной учебной деятельности  с использование блоков З. Дьенеша и цветных палочек Д. Кюизенера и ИКТ по ФЭМП. Тема:  Игра – соревнование «Крестики – нолики»...

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию элементарных математических представлений в старшей группе с использованием ИКТ "Профессор Крестик-нолик"

Цели: продолжить учить составлять задачи на сложение и вычитание;записывать и читать запись;учить решать логическую задачу на сходство и различия...

Проект "Литературная игра "Крестики-нолики" по произведению Волкова "Волшебник Изумрудного города"

Проект создан мной по так любимой детьми сказке. Хотелось бы, чтобы материал оказался полезен коллегам!...