Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию»
консультация

Акиньшина Наталья Анатольевна

В современных условиях в России активно идёт осмысление места и роли исторического образования в образовательном пространстве страны. Одной из наиболее важных задач является задача формирования исторических знаний как основы формирования исторического сознания подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию»

«Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познавания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры».

Дмитрий Сергеевич Лихачев

Культурно-историческое наследие — это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом и имеющие значение для сохранения и развития самобытности народа, его вклада в мировую цивилизацию.

В современных условиях в России активно идёт осмысление места и роли исторического образования в образовательном пространстве страны. Одной из наиболее важных задач является задача формирования исторических знаний как основы формирования исторического сознания подрастающего поколения.

Если историческому образованию в секторе общего, средне-профессионального и высшего образования на современном этапе уделяется большое внимание, то вопрос исторического образования в дошкольном детстве остаётся открытым. Вместе с тем ознакомление детей дошкольного возраста с историческим прошлым своего родного города, края, Родины создают основу для расширения исторических знаний обучающихся на последующих уровнях получения образования.

В этом году президент подписал Указ «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения».

Они затронут деятельность детского сада.

Общие положения указа:

1. Настоящими Основами определяются цели, основные принципы, задачи и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения (далее - государственная политика в области исторического просвещения).

2. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

3. В настоящих Основах используются следующие основные понятия:

а) историческое просвещение - регулируемая государством деятельность по распространению в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний в целях формирования научного понимания прошлого и настоящего России, являющегося одной из основ общероссийской гражданской идентичности и коллективной исторической памяти, а также в целях противодействия попыткам умаления подвига народа при защите Отечества;

б) государственная политика в области исторического просвещения - совокупность действий, реализуемых субъектами государственной политики в области исторического просвещения, направленных на распространение в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний, поддержку и развитие системы научного исторического знания, формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей и любви к Родине;

в) субъекты государственной политики в области исторического просвещения - органы публичной власти, научные и образовательные организации, академические и университетские центры, организации культуры и искусства, культурно-просветительские организации, средства массовой информации, общественно-государственные и общественные объединения и организации, иные некоммерческие организации, деятельность которых направлена на распространение в обществе достоверных и научно обоснованных исторических знаний, поддержку и развитие системы научного исторического знания, формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей и любви к Родине.

Цели государственной политики в области исторического просвещения

Целями государственной политики в области исторического просвещения являются формирование общероссийской гражданской идентичности и укрепление общности Русского мира на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей путем:

а) сохранения памяти о значимых событиях истории России, включая историю государствообразующего русского народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации, и историю других народов России, исходя из понимания преемственности в развитии Российского государства и его исторически сложившегося единства;

б) осознания многонациональной природы социокультурного развития России;

в) популяризации достижений отечественной науки и культуры;

г) патриотического воспитания, сохранения памяти о защитниках Отечества и недопущения умаления значения подвига народа при защите Отечества;

д) сохранения памяти о выдающихся личностях в российской истории, внесших важный вклад в развитие и процветание России;

е) формирования активной гражданской позиции в отношении важности исторического просвещения и сохранения исторической памяти;

ж) расширения и совершенствования просветительской работы с соотечественниками, проживающими за рубежом, направленной на сохранение их самоидентификации как части Русского мира;

з) обеспечения доступа граждан к достоверным и научно обоснованным историческим знаниям и объективной информации о месте и роли России в мировой истории, о ее вкладе в развитие мировой цивилизации;

и) сохранения традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, создания условий для противодействия попыткам навязывания народу России деструктивных идеологических установок, противоречащих этим ценностям;

к) совершенствования механизмов государственного управления в области исторического просвещения;

л) повышения престижа профессий, связанных с историческим просвещением.

Ожидаемые результаты реализации государственной политики в области исторического просвещения

Реализация государственной политики в области исторического просвещения будет способствовать:

а) поддержанию и укреплению общероссийской гражданской идентичности на основе присущей российскому обществу системы ценностей, любви к Родине, сопричастности к истории России и уважения к предкам;

б) усилению сплоченности российского общества, поддержанию гражданского мира и согласия на основе объективного осмысления исторического прошлого;

в) сохранению традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, повышению способности российского общества противостоять деструктивному идеологическому воздействию на него;

г) росту вовлеченности граждан Российской Федерации в решение наиболее актуальных задач местного и государственного значения.

Предлагаю вам игру «Педагогический экспресс».

Я буду задавать вопросы, и мы попробуем вместе на них ответить. Кто знает ответ на вопрос, прошу поднять руку.

Итак, первый вопрос будет такой:

#1054;собый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны?

#1050;рупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом?

#1057;кажите, пожалуйста, что является официальной эмблемой государства?

#1063;то символизирует двуглавый орел на гербе России?

#1057;имвол государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы?

#1050;то является создателем флага?

#1063;то означают цвета Российского флага?

#1050;аким законом устанавливается государственный флаг, Герб, гимн Российской Федерации?

#1044;ата принятия Конституции РФ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям родного края»

Статья  посвящена  одному  из  основных  направлений  современной  отечественной  педагогики,связанному с воспитанием будущего поколения, обладающего духовно-нр...

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российско­го государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении; самореализовать себя как лич...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ СУРСКОГО РАЙОНА.

Мы считаем, что именно в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, любовь и преданность к родному дому и семье. Мы считаем, что без знания своих ...

Доклад Приобщение дошкольников к культурно-историческим традициям семейских Бурятии

Приобщение дошкольников к культурно-историческим традициям семейских в Бурятии....

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к музыкальной культуре»

Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радост­ных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Чтобы открыть перед ребенком дверь в э...