Статья «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством моделирования игровых ситуаций»
статья (младшая группа)

Анахина Татьяна Александровна

В статье представлены формы взаимодействияс дошкольниками по формированию КГН в младшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством моделирования игровых ситуаций»                                                      

Как нам известно, основой полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни, где важное значение, приобретает освоение дошкольниками правил культуры гигиены.

Воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) направлено на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

Какие условия нужны для успешного формирования культурно-гигиенических навыков? (рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых)

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

В дошкольном возрасте основные формы мышления наглядно – действенное и наглядно – образное. Какими методами мы будем пользоваться для обучения дошкольников культурно-гигиеническими навыками? (наглядные, словесные, игровые и практические методы).

К приемам формирования культурно – гигиеническим навыков можно отнести:

  • Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;
  • Показ и пример взрослого;
  • Приучение, упражнение; повторение действий, без этого навык не может быть сформирован.
  • Создание воспитывающих ситуаций;

Моделирование игровых ситуаций - эффективное средство привития КГН в работе с малышами, которое помогает педагогу завуалировать свою «поучающую» позицию и в то же время позволяют без усилий привлечь внимание детей, активно на них воздействовать.

Однажды посмотрев дома отрывок из отечественного мультфильма «Приключения Домовенка Кузи» и прочитав в саду соответственное произведение, ребята увидели и полюбили этого нового для них героя. Малыши отметили, каким грязным был домовенок и как о нем позаботилась девочка Наташа. А мы, взрослые, в свою очередь придумали идею о том, что от лица так полюбившегося детям Кузи, можно многое ненавязчиво, естественно, не поучая, преподнести младшим дошколятам по теме воспитания КГН.  

Наши родители сшили нам куклу – домовенка Кузю. Так у нас в группе появился новый герой, «гость нашей группы», который теперь сопровождает различные игровые ситуации, режимные моменты по формированию КГН. Например, игровая ситуация «Научим Кузю умываться».

Ход игры:

Дети сидят полукругом. В руках у воспитателя грязное полотенце. Показывает детям и читает стихотворение:

Кто не моет руки с мылом?

От среды и до среды?

На мохнатом полотенце

Отпечатаны следы.

- Ребятки покажите свои ладошки, я посмотрю на грязнулю, который испачкал полотенце. Нет, его здесь нет. Значит, кто-то к нам приходил, пойдемте его поищем. Вот он. Это, оказывается, домовенок Кузя испачкал наше полотенце. (По содержанию мультфильма ребята знают, что Кузя очень бережливый, он перебирает мусор, который выбрасывают хозяева дома и часто пачкается) Снова наш Кузя испачкал щечки и ладошки! Надо привести его в порядок.

-Куда мы приведем Кузю? (В умывальную комнату.)

Воспитатель вместе с Кузей сильно открывает кран.

- Дети, как открывают кран? (Нет.)

- А почему? (Брызги летят на детей, на пол.)

- Правильно. Надо кран открыть так, чтобы вода текла маленькой струйкой. Вот так.

- Открой, Валя, кран, чтобы вода текла маленькой струйкой.

- Что надо сделать сначала, прежде чем подойти к умывальнику?

(Закатать рукава, чтобы не замочить.)

- Покажите, как надо закатывать рукава, помогайте друг другу.  Рукава закатали, кран открыли, водичка течет маленькой струйкой. Теперь покажем Кузе, как надо мыть руки. Вот так, круговыми движениями, одна ладошка гладит другую. (Дети показывают.)

- Но сначала надо смочить руки водой и намылить их мылом.

Что делать дальше? (Отжать капельки и вытираться полотенцем сухо- сухо.)

- Отжал, Кузя, капельки? Закрой кран. Иди, бери полотенце, расправь его и вытирай сухо- сухо, каждый пальчик одной ладошки, затем другой. Вот так. Повесь полотенце на место.

- Дети, каким стал теперь наш Кузя? (Чистым.)

- Как об этом сказано в произведении К. Чуковского «Мойдодыр»? Кто помнит?

Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я!

Наконец- то ты, грязнуля,

Мойдодыру угодил!

- Дети, теперь Кузино полотенце всегда будет чистым.

Отметим, что, моделируя таким образом игровую ситуацию, мы одновременно обогащаем словарь детей, воспитываем вежливость и умение уступать друг другу.

В основе развития познавательной деятельности ребенка лежит поддержка познавательной активности. Она проявляется не только в самостоятельности выбора игр и занятий, но и участии ребенка в организации игры, стремлении к общению, формулировке высказывания и отношении к событию. Например,

Игровая ситуация «Научим Кузю вести себя за столом»

Цель: учить детей как нужно вести себя за столом во время приема пищи, закреплять знания о том, что нельзя говорить во время еды, учить есть аккуратно, пользоваться салфеткой.

В гостях снова Кузя, он принес с собой угощение, сел за стол и стал руками есть … из …, при этом приговаривая: «Как же я люблю…», стал кашлять (подавился). Воспитатель похлопала его ладонью по спине, и он перестал кашлять. Когда он все съел, то вытер рот рукавом.

Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, а вы всегда так некрасиво себя ведете? Приходите в гости, не здороваетесь, садитесь за стол без приглашения, кушаете грязными руками, да еще и разговариваете во время еды?

Кузя: - Конечно!

Воспитатель: - А разве так можно? Сегодня вы подавились, а завтра у вас заболит живот.

Кузя: - Это еще почему?

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, почему может заболеть живот (ответы детей)

- Правильно, ребята! Наш гость совершенно не умеет вести себя за столом, давайте его научим!

1. Когда мы приходим в гости, что делаем в первую очередь? (Здороваемся)

2. Без спроса за стол не садимся.

3. Перед тем как сесть за стол, моем что? (ответы детей)

4. А почему мы не садимся с немытыми руками? (ответы)

5. Есть руками нельзя, для этого есть ложка и вилка.

6. Есть изо всей посуды не красиво.

7. А разговаривать во время еды нельзя, почему, ребята? (ответы)

8. После еды нужно пользоваться чем? (салфеткой).

9. После того, как поели, что нужно сказать? (спасибо)

Можно выделить следующие виды познавательной активности:

 исполнительскую активность, которая состоит в принятии

ребенком предъявленной задачи, выборе способа действий на основе

высказанных взрослым общих требований, показе образца, схемы («Я жду

помощи», «Я сомневаюсь», «Делаю так же»);

 творческую (исследовательскую) активность, состоящую в

самостоятельном выборе деятельности, постановке цели, выборе способа

осуществления с высказыванием нескольких предположений, получением

личностно-значимого результата («Я могу!», «У меня получится!», «Мне же

нравится!», «Как интересно!»).

Практические приемы инициирования, повышения активности в поисковой деятельности состоят в том, чтобы заинтересовать ребенка предстоящей деятельностью, ее образностью, эмоциональностью, значимостью и необходимостью участия.

Воспитатель: - Ну что, Кузя, запомнил правила поведения за столом? (Да)

- Сейчас проверим! Ребята, вставайте возле своих стульчиков, давайте поиграем в игру «Правильно - неправильно». Я показываю вам различные картинки о поведении за столом, вы садитесь, если то, что изображено - неправильно, встаёте, если правильно. (Кузя тоже играет)

Кроме игровых ситуаций, моделирование процесса формирования КГН мы используем, рассматривая с ребятами лепбук «В гостях у девочки Маши». Иллюстрации различных режимных моментов, съемные модели (посуда, предметы личной гигиены, одежда и обувь) на липучках позволяют ребенку в непринужденной форме закреплять, проговаривать последовательность тех или иных действий и правильные названия предметов.

Организуя игры – эстафеты «Кто быстрее» или «Кто правильнее», мы используем разрезные картинки с изображением последовательности алгоритмов «Моем руки», «Сервировка стола», «Одевание на прогулку». В подобных играх мотивировать ребенка к исследовательскому поведению в ходе поиска способа выполнения. Для этого следует обсуждать возможные варианты поиска, прогнозирование хода и результата («Если так …, то …», «Что изменится, если …»), составлять алгоритмы, уточнять правила и ограничения, использовать приемы творческой педагогики (элементы творческих игр, сюрпризы, превращения, одушевления персонажей и другие). Накопление ребенком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности становится его личностным достижением и

переносится в другие сферы.

Очень полюбилась дидактическая игра с бумажными куклами, особенно девочкам, когда, наряжая куклу, одевая ее для прогулки, дети непроизвольно усваивают как последовательность процесса одевания, так и названия предметов одежды, знакомятся с сезонной, спортивной, праздничной одеждой, даётся понятие, что одежда нас защита от холода, жары и других природных факторов, а также игра помогает развить мелкую моторику пальчиков.

В процессе настольной игры «Что чем едят?» у детей формируются представления о том, что, как и чем едят; знания правил этикета за столом.

В конверте карточки с изображением руки, ложки, вилки и вилки с ножом, а также изображения различных блюд. Необходимо подобрать блюда, соответствующие тому или иному виду употребления пищи.

Технология «Гость группы» нашла свое применение, когда одна из наших мам, ведущий специалист Управления Роспотребнадзора по Белгородской области, провела с ребятами игровую ситуацию «Как к нам микробы попадают». Прием моделирования заключался в следующем: каждый ребенок получал символичную фигурку из бумаги – микроб, который прикреплялся на одежду, ладошки, щечки. Елена Сергеевна сопровождала игру соответственным рассказом с опорой на опыт детей – где они могут получить эти микробы.

Далее дети выяснили, как же от них можно избавиться, защититься. В ходе беседы также очень действенно работает прием моделирования, когда ребята брали бумажные фигурки микробов, мяли их или даже рвали на мелкие кусочки – уничтожали. В заключение, используя игровые модели овощей и фруктов, закрепили знания о том, как важно правильно питаться, помогать своему организму бороться с микробами, вирусами, получать витамины для здоровья.

В заключении хочется еще раз напомнить, что знание ребенком основ гигиены, элементарных медицинских сведений, правил безопасной жизнедеятельности составляет фундамент формирования ЗОЖ. Таким образом, следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, такой же, как потребность в пище, сне, отдыхе, игре; а навыки гигиены постепенно совершенствовались и становились привычными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию. Тема: "Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр" на 2018-2019 учебный год

Самообразование на тему: "Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр" на 2018-2019 учебный год...

Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Теоретическая часть проектной деятельности.1.Понятие культурно-гигиенических навыков. Особенности формирования их у дошкольников.2.Условия и средства формирования культурно-гигиенических навыков.3.Воз...

«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора»

Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у воспитанников младшего дошкольного возраста посредством фольклора.Задачи:1. Формировать умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насух...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТА «АКВАРЕЛЬКИ»

laquo;Акварельки» - формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста; приобщение к здоровому образу жизни Слайд 1Добрый день! Представляю вашему в...

Статья Тема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством использования игровых образовательных ситуаций»

Основой полноценного физического развития ребенка младшего дошкольного возраста, основой приобщения его к здоровому образу жизни является усвоение основ культуры гигиены. Забота о здоровье детей, их ф...