ПРОЕКТ «Зимующие птицы»
проект (старшая группа)
Цель: Закрепить представления детей о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
2. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц. Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
3. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
4. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pokormite_ptits_zimoy.docx | 36.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Зимующие птицы»
Цель: Закрепить представления детей о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
2. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц. Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
3. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
4. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
Актуальность: Птицы приносят людям пользу и радость целый год. В холодное время года для зимующих птиц доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить суровую зиму и погибают.
Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями, решили углубить знания детей о зимующих птицах, об их повадках, образе жизни, создать условия для общения ребёнка с миром природы. Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Ожидаемые результаты: Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Тип проекта: познавательный.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели старшей группы.
Срок реализации проекта: ( )
По количеству участников: коллективный
По продолжительности:краткосрочный
Ожидаемые результаты:
Дети:
- Сформированы элементарные представления о зимующих птицах.
- Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
- Развить интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.
Родители:
- Повысился уровень экологической воспитанности родителей.
- Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы.
- Привлекают детей к совместному труду в природе, заботе о птицах.
Реализация проекта по этапам:
1 этап подготовительный
2 этап Основной #1058;ематические беседы: «Зимующие птицы»; «Как правильно кормить птиц зимой» #1056;ассматривание иллюстраций, фотографий. 3. «Просмотр презентации: «Зимующие птицы» 4. «Слушание аудиозаписи: «Звуки природы»(голоса природы) 5. Литературный вечер.Чтение художественной литературы: Н.Сладков «Волшебная палочка», «Кусок хлеба», Г.Скребицкий«Чем дятел зимой кормиться», В.Бианки «Синичкин календарь» #1050;опилка загадок о зимующих птицах. #1055;родуктивная деятельность: «Раскрась птичек» #1055;одвижные игры: «Кот и птички», «Птички невелички» #1044;идактические игры и настольно – печатные игры: «Чем питаются зимующие птицы», «Четвёртый лишний». «Разрезные картинки» 3 этап Заключительный ;Как мы птицам помогали» #1050;оллективная аппликация « Покормите птиц зимой» |
Литературный вечер. Чтение художественной литературы
Приложение
Беседа «Зимующие птицы».
Цель: уточнить представления детей о зимующих птицах, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц.
Задачи:
1) расширять представления детей о птицах (где живут, как добывают пищу, как зимуют).
2) учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность-труд людей).
3) развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи.
4) воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.
Материал: картинки с изображением зимующих птиц, корм для птиц: зерна овса, семечки, тыквенные семечки, пшено. Аудиозапись пения птиц.
Предварительная работа: разучивание стихотворения «Покормите птиц зимой» (А.Яшин), рассматривание птиц на прогулке и на картинках, беседа, загадывание загадок. Разучивание стихов про птиц.
Ход:
Воспитатель:
- Сегодня, идя в детский сад, я увидела красивых птичек, которые сидели на рябине и ели ягоды. Но как называются эти птички, я забыла. Вы поможете мне вспомнить название этих милых птичек? (Ответы детей). Послушайте загадку:
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут!
- Кто же это, ребята? (ответы детей). Точно, это снегирь! Как же я могла забыть.
- Ребята, а снегирь – это зимующая птица или перелетная?(ответы детей). Правильно, зимующая. Кто расскажет про снегиря?
Дети: Снегирь - самая зимняя птичка. Она к нам прилетает с наступлением первых холодов. У снегиря ярко-красное оперение, черная шапочка. Снегири любят поедать плоды рябины, калины едят только семена.
- Каких зимующих птиц вы еще знаете?(ответы детей).
Отгадайте загадки:
Непоседа невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку
Как зовут ее? (синичка)
- Ребята, расскажите про синичку, какой у нее окрас, чем питается? Где зимует? Синичка - это небольшая птичка с желтым оперением на брюшке. А на голове черная шапочка. Синицы не улетают на зиму в теплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Синица питается семенами растений, они отыскивают насекомых, которые спрятались в щелях домов и заборов. А также находят запасы, которые делают на зиму.
- Ребята, послушайте ещё одну загадку:
Уличный мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет
Крошки собирает (воробей).
- Кто хочет рассказать про воробья?
Дети: Воробей - шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички, любят пшено, зерна, крошки хлеба. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях.
Воспитатель: - Молодцы! А вот ещё загадка, отгадаете о ком она?
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник (дятел)
Кто расскажет про дятла?
Дети: Дятел – большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стучит по нему клювом, извлекают личинок короеда. Дупло на дереве служит гнездом.
Воспитатель: -А вот ещё одна загадка, послушайте:
Все я вижу. Все я знаю
А не знаю, так узнаю
Не узнаю – не беда,
Можно выдумать всегда
Что творится в лесу-
На хвосте принесу (сорока)
- Кто расскажет про сороку?
Дети: Сорока - длиннохвостая, белобокая, непоседа. Она очень любопытная птица, любит собирать себе в гнездо все блестящее. Питается семенами растений и пищевыми отходами.
Воспитатель: - Как можно назвать этих птиц одним словом? (зимующие птицы).
Воспитатель: - А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? (эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду в самые холодные зимы, у зимующих птиц оперение гуще и больше, поэтому им не так холодно зимой).
Воспитатель: - Давайте вспомним, где они отыскивают корм? Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов. Съедают плоды и семена лиственных растений, шелушат шишки и семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.
- Ребята, вспомним, чем питаются птицы. Я буду показывать вам картинки с кормом зимующихптиц, а вы перечисляете птиц, которые питаются данным кормом. Пакет с пшеном - воробьи; гроздья рябины, калины - снегири, свиристели. Семена шишки - клест, личинки короеда - дятел, сало - синичка. Семечки подсолнечника, арбуза, тыквы - голуби, синички, снегирь, пищевые отходы – ворона, сорока.
Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг- скок, (прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок,( кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо – влево)
И с дорожки на плетень, (прыжки на левой ноге на месте)
Тири-тири( прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень. (прыжки на месте на двух ногах)
Фонограмма вьюги и метели.
Воспитатель:- И все-таки очень тяжело птицам зимой, особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метель и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холодов и голода. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Как мы можем им помочь? (мастерить кормушки, подкармливать птиц, устраивать птичьи столовые.)
- Правильно, ребятки. Мы можем смастерить кормушки для зимующих птиц. А чем мы можем подкармливать? Пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза, тыквы, многих сорных трав. Овес, пшено клюют только воробьи. Синицы любят кусочки несоленого сала.
- Предлагаю еще поиграть в интересную игру, «Какая птица». На столе лежат картинки птиц, подойдите и возьмите ту птицу, которая вам понравилась, садитесь на свои места. Представьте, вы – птицы. Я читаю стих, та птица, которая услышит о себе», прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску- кормушку).
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Воспитатель: - Итак, каких птиц вы видите? А как их называют одним словом? (зимующие).
Молодцы, ребятки! Вы очень старались на занятии.
Итог занятия:
- О чем и о ком беседовали сегодня? (о птицах)
- Какие птицы запомнились вам?
- Какие птицы прилетают на наш участок?
- Что вам понравилось сегодня на занятии?
Воспитатель: - Хочу напомнить, что в трудную минуту не будем забывать о зимующих птицах. Повесим кормушки на участке, будем подкармливать зимой. Может быть, за зиму мы спасем не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых- вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса.
Беседа «Покормите птиц зимой»
Цель: Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах. Вызвать желание помогать им в трудных зимних условиях.
Задачи: Формировать знания детей о птицах, как о живых существах, дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди. Закрепить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие). Воспитывать интерес и любовь к природе родного края, формировать эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и пожалеть «братьев наших меньших» вызывать стремление беречь птиц, помогать им.
Содержание:
Воспитатель беседует о том, что зима давно уже вступила в свои права: дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрепят от холода.
- А как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки защищают от холода, но не от голода).
В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.
- Жалко? (Очень жалко)
- Послушаете стихотворение Н. Грибачева.
Ну, морозы, ну, морозы,
Нос наружу – ой – ой – ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
Даже белки - непоседки
В ожидании тепла
Не снуют на ветку с ветки,
Не вылазят из дупла.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, не зерна.
День дымит морозной далью,
Ночи стылы и темны,
Замерзаю, голодаю,
Не дожить мне до весны! »
- Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?
- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!
- Послушайте продолжение стихотворения.
И сказал Сережка: «Ладно!
Потерпи не долгий срок… »
И достал он из чулана
Длинный гвоздь и молоток.
Похрустев по снежной корке,
Где петлял следами лис,
Закрепил у старой елки
На пеньке фанерный лист.
А на лист – зерна,
А на лист – пшена,
Конопли две горсти –
Собирайтесь, гости!
- Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?
- Правильно, можно сделать и повесить кормушки.
Воспитатель предлагает разные варианты кормушек. Дети рассматривают и делятся предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями для «Птичьего кафе». Можно предложить детям сделать две кормушки, одну для детского сада, а другую для дома.
- Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.
- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
• во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
• подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;
• кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
• корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.
- Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?
- Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.
- Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетаться, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми…
- Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.
- Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири, дятлы, и т. д.)
- Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …
По небу весело скользят,
Летят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое! »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Зимующие птицы"
Презентация проекта "Зимующие птицы"...
Проект «Зимующие птицы нашего края»
Данный прокт был составлен во время проведения экологической акции "Покормите птиц зимой". Осуществлялось внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по рас...
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Проект (младшая группа) на тему: проект "Зимующие птицы"
Актуальность: В современных условиях проблема экологического образования детей дошкольного возраста имеет большое значение, т.к. именно в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и инте...
Творческий проект «Зимующие птицы» Тема проекта: «Угощайте птиц осенью»
Творческий проект «Зимующие птицы». Тема проекта: «Угощайте птиц осенью»Цель педагога: создание социальной ситуации развития в процессе совместной творческой деятельности детей...
Познавательный проект «Зимующие птицы» во второй младшей группе «Пингвиненок»: «Зимующие птицы»
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.Зад...
Проект «Зимующие птицы» «МАЛАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ О ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ» (5-7 лет)
Пособие направлено на уточнение и систематизацию представлений детей по теме «Зимующие птицы» (внешний вид, среда обитания, чем питаются, какие повадки). Развитие познавательных интересов....