Как не "перегореть"на работе.
консультация
Ркеомендации педагогам для плодотворной и успешной работы в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Музыкотерапия как средство профилактики и преодоления эмоционального выгорания педагогов
Психическое здоровье воспитателей и специалистов выступает условием и гарантом успешности в дошкольном образовательном процессе. Поэтому очень важно организовать в ДОУ психологическую помощь и поддержку.В нашей стране на эту проблему обратили внимание ещё в середине 20-х годов прошлого века.
Синдром эмоционального выгорания может возникать 1-5 раз в учебном году. Длительность состояния эмоционального выгорания протекает от 3 до 7 дней.
Синдром эмоционального выгорания «заразен», т.е. те, кто подвержен этому синдрому, становятся негативистами и пессимистами; взаимодействуя с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих».
Среди ситуаций в педагогической деятельности, влияющих на возникновение состояний эмоционального выгорания, можно выделить следующие:
- начало деятельности после отпуска, каникул, курсов, больничного листа, т.е. после того, как педагог был временно выключен из педагогической деятельности;
- ситуация эмоционально неадекватного общения в коллективе с участниками образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями.
- ситуации, связанные с проведением открытых занятий , мероприятий, на которые было потрачено много времени и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; окончание или начало учебного года.
- Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией .
5 Нарушений своей психо-эмоциональной сферы.
Музыка, как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека, издавна использовалась для лечения различных заболеваний и, в особенности, для терапии нервно-психических расстройств. Современными исследователями установлено, что музыка влияет на колебательные процессы внутри клетки и на биоэлектрическую активность мозга. Вибрация музыкальных звуков создает энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клетку нашего организма. Человек поглощает «музыкальную энергию», и она нормализирует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, снижает мышечное напряжение и т.д.
Клинические исследования показали, что лечит душу и тело специально подобранная, мелодичная музыка, чаще классическая или народная. Наиболее мощный оздоровительный эффект оказывает классическая музыка В. Моцарта, И. Баха, П. Чайковского.
Музыкотерапия может и должна стать благоприятным средством профилактики эмоционального выгорания воспитателей и педагогов. Кроме того, основным средством работы педагогов является голос, который также страдает не только при физической перегрузке, но и эмоционльной усталости.. Необходимым проводить сеансы музыкотерапии в комлексе с вокалотеапией и ритмотерапией для восстановления эмоционального и физического баланса.
Я предлагаю выполнить 3 разных упражнения с элементами арт – терапии (комплексное занятие).
1. Упражнение "Тонирование" (звуко - терапия).
предлагается пропеть звуки:
«м-м-м» - снимает стресс и способствует расслаблению,
«а-а-а» - немедленно вызывает расслабление,
«и-и-и» - «звуковой кофеин», за 3-5 минут стимулирует работу мозга, повышает активность организма,
«о-о-о» - средство мгновенной настройки организма.
Давайте медленно и протяжно пропоём каждый звук и почувствуем его звучание.
2. Упражнение "Звуки природы" (элементы музыко - терапии).
Прослушаем целебные звуки, созданные самой природой, возвращающие нас к своим истокам:
Звуки природы:
В качестве болеутоляющего средства подойдут музыка и звуки, напоминающие шум моря и водопада.
Прекрасно расслабляет : мягкий шум прибоя, несильный треск костра, журчание ручейка или шелест листвы, стрекотание сверчка, кваканье лягушки, пение соловья или жужжание пчелы.
Позитивный настрой создаст кошачье мурлыканье.
Чтобы взбодриться, попробуйте послушать звуки горного эха, грома во время грозы под звуки дождя, пение лесных птиц.
С утра лучшим пробуждающим средством может быть пение петуха.
Для поднятия иммунитета подойдет горное эхо или звуки леса.
Все же основной из форм оздоровительной работы являются сеансы музыкотерапии. Сложились определенные подходы к их проведению.
Как вы думаете, какая мелодия самая любимая у родившегося ребенка? Действительно, плод, вынашиваемый матерью, воспринимает главный для него маятник - биение материнского сердца. Наш слух чётко воспринимает и ритм дыхания, и ритм сердечной деятельности. Для ребенка эти звуки - самая любимая и приятная музыка. Белый шум
Давайте её послушаем.
Такую музыку полезно слушать ребенку перед сном или после активных игр, для того, чтобы ребенок успокоился.
(Музыка с биением сердца)
А эта музыка обладает тонизирующим эффектом. Мажорные мелодии вызывают эмоции радости, увеличивают частоту сердечных сокращений, расширяют кровеносные сосуды. Такая музыка бодрит и у человека поднимается трудоспособность. Музыка активизирует физиологические процессы. Она помогает прогнать страх, депрессию, заставляет двигаться и танцевать.
(Давайте послушаем спокойную музыку- Шопен «Ноктюрн до диез минор»
Наверное, об эффекте Моцарта слышал каждый человек. Музыка Моцарта, обладает универсальным позитивным эффектом воздействия. Она удивительно точно находит болевые точки и органично встраивается в самые невидимые уголки души и тела каждого организма. Произведения Моцарта повышают интеллектуальные способности. Терапия музыкой Моцарта уменьшает детскую смертность (если слушает беременная женщина), улучшает мелкую моторику рук, её применяют в лечении неврологических заболеваниях, заикание. Детям музыка Моцарта помогает в координации движения, учёбе, улучшает речь, успокаивает при нервном возбуждении. (маленькая ночная серенада или 40я симфония)
Успокаивающим действием обладает минорная музыка - медленная, спокойная, тихая. Звуки пианино и скрипки обладают расслабляющим действием. Игра на кларнете нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы. Такая музыка может использоваться перед сном и в качестве релаксации .Слушаем музыку – Клод Дебюси «Лунный свет».
Пара интересных фактов из области музыкотерапии:
Известный французский актер Жерар Депардье в молодости сильно заикался. Эта болезнь ставила крест на его только начинавшейся карьере. Но врач посоветовал ему ежедневно не менее двух часов уделять прослушиванию Моцарта. Через два месяца Жерар полностью избавился от заикания. Так музыкотерапия позволила многочисленным поклонникам наслаждаться талантом выдающегося актера.
Некоторые специалисты утверждают, что существовавший на Руси обычай беспрестанно звонить в церковные колокола во время эпидемий имел и терапевтические основания.
Одной из форм сеанса музыкотерапии может стать просмотр видеопейзажей на фоне музыки. Большой оздоровительный эффект имеют те сюжеты, где видео и музыкальный ряд гармонично выстроены, учитываются психологические особенности восприятия. От спокойного созерцания красоты природы через напряженный накал страстей к «очищению» водой и успокоению – такова драматургия зрительного и слухового ряда, такова драматургия эмоциональных состояний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.
Организовать индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации индивидуальной работы со всей группой одновреме...

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.
Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»
Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...