Лучший педагогический проект «Удивительный край Севера»
проект (старшая группа)
В настоящее время развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Познавательный интерес позиционирует себя как активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоциональным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.41 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»
ул. им. газеты «Пионерская правда», 10, г. Красноярск, 660122; т. (8-391) 235-50-41; e-mail: dou313@yandex.ru; ОКПО 55928717, ОГРН 1022401945521, ИНН/КПП 2461024381/246101001
Номинация: Актуализация воспитательного потенциала в системе дошкольного образования
Лучший педагогический проект
«Удивительный край Севера»
Срок реализации проекта: краткосрочный, сентябрь - декабрь 2023г.
Автор проекта:
Дядичкина Кристина Александровна
Красноярск, 2023
Аннотация
Проект разработан в рамках реализации вариативной части образовательной программы дошкольного образования МАДОУ № 313. Проект предназначен для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и направлен на нравственное, патриотическое воспитание и формирование у детей 5-7 лет познавательного интереса к истории, традициям и художественному наследию Красноярского края (Северной части).
Актуальность
В настоящее время развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Познавательный интерес позиционирует себя как активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоциональным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.
Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному поиску нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы. Сегодня очень плотно в жизнь ребенка вошли гаджеты и телевидение, вытесняя чтение сказок и рассматривание красочных иллюстраций в книгах. Теряется связи и заинтересованность детей и родителей в совместном чтении, поиске нового, добывания информации путем рассказывания, рассматривания и общения в пространстве библиотеки.
Сказка для дошкольника - наиболее понятный вид литературного произведения. Слушая сказки, ребенок не просто фантазирует, он формирует в своем сознании нравственные образы, патриотические поступки, представления о ценностях определённых народностей.
Читая детям сказки, мы едва ли задумываемся о том, почему именно те или иные сказочные герои присутствуют в каждой истории, почему герои говорят на таком странном языке? Наш Красноярский край населен более чем 150 различными народностями, из них 8 – северный народ (долганы, нганасаны, кето, ненцы, чулымцы, эвенки, селькупы, энцы), со своими традициями и культурными ценностями, и, конечно же, сказками. Северные народны яркие, самобытные и колоритные. Они очень интересны детям своим говором, национальной одеждой, бытом). Для того, что понять северную сказку, необходимо поглубже погрузиться в ее истоки. Это большой путь познания, который наполнен разными видами детско-взрослой деятельности.
В результате знакомства со сказкой, народов северной Сибири дети дошкольного возраста смогут проявить и сохранить интерес к национальной культуре, культуре межнациональных отношений.
Проблема: в связи с этим, возникает проблема, как доступно и интересно сформировать у дошкольников интерес к Сибирским сказкам северных народов.
Цель: развитие познавательного интереса и ознакомление старших дошкольников с культурными ценностями севера Красноярского края, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов через восприятие сказок северного народа.
Задачи:
Образовательные:
- Создать условия для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о сказках, сказаниях, традициях и культуре народов северной Сибири.
- Развивать любознательность и познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста;
- Обогащать и активизировать словарный запас старших дошкольников.
Воспитывающие:
- Формировать у детей духовно-нравственные понятия: добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие - жадность, простота-хитрость посредством воспроизведения произведений сказочного жанра.
- Воспитывать чувства любви и уважения к традициям и культуре северных народов Красноярского края.
Развивающие:
- Развивать внимание, мышление, память, воображение дошкольников, через воспроизведение и сочинение сказок.
- Развивать интерес к театрализованной деятельности, умения использовать средства выразительности.
Для родителей:
- Развивать совместное творчество и интерес к совместному изучению нового.
- Привлекать родителей к совместным экскурсиям и мероприятиям по теме.
Участники: педагоги, дети, родители (законные представители).
Продолжительность проекта: краткосрочный, сентябрь – декабрь 2023г.
Ожидаемые результаты:
Для дошкольников:
- дети познакомятся с традициями, художественным и культурными ценностями народов северной Сибири;
- у детей сформировано уважительное отношение к народам северной Сибири (долганы, нганасаны, кето, ненцы, чулымцы, эвенки, селькупы, энцы);
- в процессе совместной деятельности у детей проявляется инициатива в театрализации и визуализации сказов народов северной Сибири;
- дети знакомятся с образовательным пространством города через посещение музея, библиотек.
Для педагогов:
- пополнение и систематизация информации о традициях, культурных ценностях народов северной Сибири;
- в группе трансформируется развивающая среда, создан мини – музей народов северной Сибири;
- педагог повышает свою профессиональную компетентность в части организации взаимодействия с родителями и социальными партнерами, формирования у детей и взрослых познавательного интереса к совместному чтению, театрализации и изучению общих тем.
Для родителей:
- у родителей повышается мотивация к совместным мероприятиям, проявляется инициатива в посещении культурных пространств города;
- родители получают возможность передачи собственного опыта в чтении сказок с детьми, включаются в работу по изучению жизни и культуры народов северной Сибири.
Для социальных партнеров:
- создание устойчивых связей с детским садом с целью налаживания единого образовательного пространства.
Формы организации занятий:
- познавательные беседы, направленные на проявление детского интереса к истории и культуре народов северной Сибири;
- непосредственно - образовательная деятельность в игровых ситуациях;
- дидактические, познавательные игры;
- рассматривание иллюстраций, открыток, картинок;
- просматривание мини-фильмов, презентаций о достопримечательностях народа Севера;
- посещение экскурсии в Краеведческом музее, г. Красноярска;
- посещение библиотеки, как источника дополнительной информации (Красноярская городская библиотека им. Н. Гоголя, библиотека им. П.Бажова);
- театрализованная деятельность, использование перчаточного театра.
Деятельность в рамках проекта
Реализация проекта рассчитана на 4 месяца. В работу включены субъекты образовательного процесса: педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители). Реализация проекта заключается в создании условий для погружения детей и взрослых в мир северной Сибири.
Ресурсы обеспечения проекта:
- кадровые ресурсы (воспитатели, музыкальные руководители);
- родительский ресурс: взаимодействие с семьей воспитанников через следующие формы: консультации, индивидуальные беседы, выездные мероприятия.
- информационные ресурсы: методические разработки, презентации, художественная литература, интернет-ресурсы;
- материально-технические ресурсы: иллюстративный материал, материал для театрализации (дидактический и костюмы для ряженья), технические средства;
- внешние ресурсы: партнеры МАДОУ библиотека им. П. Бажова, библиотека им. Н. Гоголя, Краеведческий музей.
Формы взаимодействия:
С родителями:
- Проигрывание ненецкой сказки «Белый медведь и бурый медведь», с использованием перчаточного театра.
- Организация экскурсий в культурное пространство города Красноярска.
С воспитателями:
- пополнение книжного центра литературой (по теме);
- создание выставки рисунков «Ожившие краски Севера»;
- работа с учебными наглядными пособиями;
- проведение совместных мероприятий с воспитателями и детьми других групп, экскурсия в мини музей;
- беседы с воспитателями в пополнении мини – музея.
План работы по проекту
№ | Этап | Содержание деятельности | Участники | Срок реализации (понедельно) |
1. | Организационно – подготовительный | 1.Поиск необходимой литературы про традиции, культуру народов северной Сибири. 2. Подбор сказок, иллюстраций, картинок по теме. 3.Сбор материалов и оборудования для создания мини – музея «Народы северной Сибири». 4. Поиск мест по г. Красноярску для проведения экскурсий с дошкольниками. | Воспитанники, родители, педагоги | сентябрь октябрь |
2. | Основной | 1.Создание мини – музея «Народы северной Сибири». 2.Посещение Красноярской городской библиотеки им. Н. Гоголя «Книжно – иллюстративная выставка «Узоры Северных сказаний»). 3. Посещение Красноярской детской библиотеки им. П.Бажова (чтение северных сказок, встречи с детскими писателями, иллюстрирование сказок народов северной Сибири. 4.Проигрывание ненецкой сказки «Белый медведь и бурый медведь», с использованием перчаточного театра. 5. Посещение экскурсии в Краеведческом музее г. Красноярска (аудио экскурсия по северу Красноярского края). | Воспитанники, родители, педагоги. | октябрь ноябрь |
3. | Заключительный | 1.Анализ проделанной работы 2. Подведение итогов | Педагоги | декабрь |
Оценка результатов реализации проекта
На завершающем этапе был проведен опрос воспитателей, детей, а также их родителей, посещали ли ранее библиотеку им. Гоголя, а также Красноярскую детскую библиотеку им. П.Бажова, знали о существовании народа севера Сибири, видели ли атрибутику, которая появилась в мини музее при его создании, читали сказки связанные с народами севера Сибири.
Выявлены следующие показатели.
Распространение результатов проекта
Дальнейшее развитие нашего проекта мы видим в распространении педагогического опыта, расширении перечня сказок народов северной Сибири.
Устойчивость проекта.
Возможные риски | Способы решения |
Отсутствие интереса детей к событиям происходящим во время реализации проекта. | Создание привлекательной среды; Использование игровых моментов; Включение каждого ребенка в деятельность; Использование смекалок, сюрпризных моментов. |
Недостаточная вовлеченность родителей в реализации проекта. | Проведений бесед, консультаций с родителями. Показ мастер класс по изготовлению театра из подручного материала Привлечение родителей в пополнении мини музея. Использование информационных стендов, стенгазет, папок-передвижек с отчетами о проделанной работе, видео отчета, поощрение дипломами за оказание помощи в проведении мероприятий. |
Бюджет проекта: 10 тысяч рублей.
Список литературы:
- Доронова Т.Н. Играем в театр. М.: Просвещение, 2022.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ, Е.С.Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2021.
- Истомин И. « Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, 2021г.
- Приходько М., Приходько О., «Хомани». Санкт – Петербург Издательский Дом «Светлячок» 2022.
- Северные родники: Литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-Ненецкого автономного округа. – Сыктывкар, 2021.
- Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» Издательство: Фолио, АСТ ,2020.
- «Арктика – мой дом». Полярная энциклопедия. Коллектив авторов, научный редактор – З. П. Соколова, 2022.
- «Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Коллектив авторов: В. А. Тураев и др.
- http://raipon-b.nichost.ru/ - Сайт Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
- https://arctic-megapedia.com/ - Арктический многоязычный портал.
- «Этническая история народов Севера», монография под редакцией И. С. Гурвича.
- http://antarctic.su/ Сайт «Арктика и Антарктика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/29/picture-260551-1369836236.jpg)
Паспорт педагогического проекта "Животные Крайнего Севера"
Педагогический проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Раскрывает систему работы по ознакомлению с животными Крайнего Севера....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/24/picture-444847-1453628057.jpg)
Педагогический проект «Спартакиада народов Севера России «Заполярные игры»
Паспорт педагогического проекта «Спартакиада народов Севера России «Заполярные игры» для детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/09/picture-930614-1497036935.jpg)
Педагогический проект «Путешествие на север нашей страны»
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста в рамках поликультурного воспитания. Знакомим детей с культурой народов Севера нашей страны, особенностями взаимодействия чело...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/03/picture-1344513-1630650091.jpg)
Педагогический проект "Красноярский край - от севера до юга"
Проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родины выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ &la...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/01/picture-1506666-1709276718.jpg)
Проект "Удивительный край у Японского моря"
Цель:Формирование представлений об истории родного края, его достопримечательностях...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/12/picture-1214265-1665584122.png)
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении конкурса проектов среди педагогов «Лучший педагогический проект» в МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад № 1»
Цель: выявления и распространения передового опыта работы воспитателей и педагогов ДО в области новых педагогических идей, методов и технологий образования, повышения профессиональног...