Лучший педагогический проект «Удивительный край Севера»
проект (старшая группа)

Дядичкина Кристина Александровна

В настоящее время развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Познавательный интерес позиционирует себя как активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоциональным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luchshiy_pedagogicheskiy_proekt_skazki_severa_sibiri.docx52.41 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»

ул. им. газеты «Пионерская правда», 10, г. Красноярск, 660122; т. (8-391) 235-50-41; e-mail: dou313@yandex.ru; ОКПО 55928717, ОГРН 1022401945521, ИНН/КПП 2461024381/246101001

Номинация: Актуализация воспитательного потенциала в системе дошкольного образования

Лучший педагогический проект

«Удивительный край Севера»

Срок реализации проекта: краткосрочный, сентябрь - декабрь 2023г.

Автор проекта:

Дядичкина Кристина Александровна

Красноярск, 2023

Аннотация

Проект разработан в рамках реализации вариативной части образовательной программы дошкольного образования МАДОУ № 313. Проект предназначен для воспитателей групп старшего дошкольного возраста и направлен на нравственное, патриотическое воспитание и формирование у детей 5-7 лет познавательного интереса к истории, традициям и художественному наследию Красноярского края (Северной части).

Актуальность

В настоящее время развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Познавательный интерес позиционирует себя как активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоциональным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.         

Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному поиску нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы. Сегодня очень плотно в жизнь ребенка вошли гаджеты и телевидение, вытесняя чтение сказок и рассматривание красочных иллюстраций в книгах. Теряется связи и заинтересованность детей и родителей в совместном чтении, поиске нового, добывания информации путем рассказывания, рассматривания и общения в пространстве библиотеки.

Сказка для дошкольника - наиболее понятный вид литературного произведения. Слушая сказки, ребенок не просто фантазирует, он формирует в своем сознании нравственные образы, патриотические поступки, представления о ценностях определённых народностей.

Читая детям сказки, мы едва ли задумываемся о том, почему именно те или иные сказочные герои присутствуют в каждой истории, почему герои говорят на таком странном языке? Наш Красноярский край населен более чем 150 различными народностями, из них 8 – северный народ (долганы, нганасаны, кето, ненцы, чулымцы, эвенки, селькупы, энцы), со своими традициями и культурными ценностями, и, конечно же, сказками. Северные народны яркие, самобытные и колоритные. Они очень интересны детям своим говором, национальной одеждой, бытом). Для того, что понять северную сказку, необходимо поглубже погрузиться в ее истоки. Это большой путь познания, который наполнен разными видами детско-взрослой деятельности.

В результате знакомства со сказкой, народов северной Сибири дети дошкольного возраста смогут проявить и сохранить интерес к национальной культуре, культуре межнациональных отношений.

Проблема: в связи с этим, возникает проблема, как доступно и интересно сформировать у дошкольников интерес к Сибирским сказкам северных народов.

Цель: развитие познавательного интереса и ознакомление старших дошкольников с культурными ценностями севера Красноярского края, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов через восприятие сказок северного народа.

Задачи:

Образовательные:

  • Создать условия для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о сказках, сказаниях, традициях и культуре народов северной Сибири.
  • Развивать любознательность и познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста;
  • Обогащать и активизировать словарный запас старших дошкольников.      

Воспитывающие:

  •  Формировать у детей духовно-нравственные понятия: добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие - жадность, простота-хитрость посредством воспроизведения произведений сказочного жанра. 
  • Воспитывать чувства любви и уважения к традициям и культуре северных народов Красноярского края.

Развивающие:

  •  Развивать внимание, мышление, память, воображение дошкольников, через воспроизведение и сочинение сказок.
  • Развивать интерес к театрализованной деятельности, умения использовать средства выразительности.

Для родителей:

- Развивать совместное творчество и интерес к совместному изучению нового.

- Привлекать родителей к совместным экскурсиям и мероприятиям по теме.

Участники: педагоги, дети, родители (законные представители).

Продолжительность проекта: краткосрочный, сентябрь – декабрь 2023г.

Ожидаемые результаты:

Для дошкольников:

  • дети познакомятся с традициями, художественным и культурными ценностями народов северной Сибири;
  •  у детей сформировано уважительное отношение к народам северной Сибири (долганы, нганасаны, кето, ненцы, чулымцы, эвенки, селькупы, энцы);
  • в процессе совместной деятельности у детей проявляется инициатива в театрализации и визуализации сказов народов северной Сибири;
  • дети знакомятся с образовательным пространством города через посещение музея, библиотек.

Для педагогов:

  • пополнение и систематизация информации о традициях, культурных ценностях народов северной Сибири;
  • в группе трансформируется развивающая среда, создан мини – музей народов северной Сибири;
  • педагог повышает свою профессиональную компетентность в части организации взаимодействия с родителями и социальными партнерами, формирования у детей и взрослых познавательного интереса к совместному чтению, театрализации и изучению общих тем.

Для родителей:

  • у родителей повышается мотивация к совместным мероприятиям, проявляется инициатива в посещении культурных пространств города;
  • родители получают возможность передачи собственного опыта в чтении сказок с детьми, включаются в работу по изучению жизни и культуры народов северной Сибири.

Для социальных партнеров:

  • создание устойчивых связей с детским садом с целью налаживания единого образовательного пространства.

Формы организации занятий:

  • познавательные беседы, направленные на проявление детского интереса к истории и культуре народов северной Сибири;
  • непосредственно - образовательная деятельность в игровых ситуациях;
  • дидактические, познавательные игры;
  • рассматривание иллюстраций, открыток, картинок;
  • просматривание мини-фильмов, презентаций о достопримечательностях народа Севера;
  • посещение экскурсии в Краеведческом музее, г. Красноярска;
  • посещение библиотеки, как источника дополнительной информации (Красноярская городская библиотека им. Н. Гоголя, библиотека им. П.Бажова);
  • театрализованная деятельность, использование перчаточного театра.

Деятельность в рамках проекта

Реализация проекта рассчитана на 4 месяца. В работу включены субъекты образовательного процесса: педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители). Реализация проекта заключается в создании условий для погружения детей и взрослых в мир северной Сибири.

Ресурсы обеспечения проекта:

  • кадровые ресурсы (воспитатели, музыкальные руководители); 
  • родительский ресурс: взаимодействие с семьей воспитанников через следующие формы: консультации, индивидуальные беседы, выездные мероприятия.
  • информационные ресурсы: методические разработки, презентации, художественная литература, интернет-ресурсы;
  • материально-технические ресурсы: иллюстративный материал, материал для театрализации (дидактический и костюмы для ряженья), технические средства;
  • внешние ресурсы: партнеры МАДОУ библиотека им. П. Бажова, библиотека им. Н. Гоголя, Краеведческий музей.

Формы взаимодействия:

С родителями:

  •  Проигрывание ненецкой сказки «Белый медведь и бурый медведь», с использованием перчаточного театра.
  •  Организация экскурсий в культурное пространство города Красноярска.

С воспитателями:

- пополнение книжного центра литературой (по теме);

- создание выставки рисунков «Ожившие краски Севера»;

  • работа с учебными наглядными пособиями;
  • проведение совместных мероприятий с воспитателями и детьми других групп, экскурсия в мини музей;
  • беседы с воспитателями в пополнении мини – музея.

План работы по проекту

Этап

Содержание деятельности

Участники

Срок реализации

(понедельно)

1.

Организационно – подготовительный

1.Поиск необходимой литературы про традиции, культуру народов северной Сибири.

2. Подбор сказок, иллюстраций, картинок по теме.

3.Сбор материалов и оборудования для создания мини – музея «Народы северной Сибири».

4. Поиск мест по г. Красноярску для проведения экскурсий с дошкольниками.

Воспитанники, родители, педагоги

сентябрь

октябрь

2.

Основной

1.Создание мини – музея «Народы северной Сибири».

2.Посещение Красноярской городской библиотеки им. Н. Гоголя «Книжно – иллюстративная выставка «Узоры Северных сказаний»).

3. Посещение Красноярской детской библиотеки им. П.Бажова (чтение северных сказок, встречи с детскими писателями, иллюстрирование сказок народов северной Сибири.

4.Проигрывание ненецкой сказки «Белый медведь и бурый медведь»,                 с использованием перчаточного театра.

5. Посещение экскурсии в Краеведческом музее                             г. Красноярска (аудио экскурсия по северу Красноярского края).

Воспитанники, родители, педагоги.

октябрь

ноябрь

3.

Заключительный

1.Анализ проделанной работы

2. Подведение итогов

Педагоги

декабрь

Оценка результатов реализации проекта

На завершающем этапе был проведен опрос воспитателей, детей, а также их родителей, посещали ли ранее библиотеку им. Гоголя, а также Красноярскую детскую библиотеку им. П.Бажова, знали о существовании народа севера Сибири, видели ли атрибутику, которая появилась в мини музее при его создании, читали сказки связанные с народами севера Сибири.

Выявлены следующие показатели.

Распространение результатов проекта

Дальнейшее развитие нашего проекта мы видим в распространении педагогического опыта, расширении перечня сказок народов северной Сибири.

Устойчивость проекта.

Возможные риски

Способы решения

Отсутствие интереса детей к событиям происходящим во время реализации проекта.

Создание привлекательной среды; Использование игровых моментов;

Включение каждого ребенка в деятельность;

Использование смекалок, сюрпризных моментов.

Недостаточная вовлеченность родителей в реализации проекта.

Проведений бесед, консультаций с родителями.

Показ мастер класс по изготовлению театра из подручного материала Привлечение родителей в пополнении мини музея.

Использование информационных стендов, стенгазет, папок-передвижек с отчетами о проделанной работе, видео отчета, поощрение дипломами за оказание помощи в проведении мероприятий.

Бюджет проекта: 10 тысяч рублей.

Список литературы:

  1. Доронова Т.Н. Играем в театр. М.: Просвещение, 2022. 
  2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ, Е.С.Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2021.
  3. Истомин И. « Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, 2021г.
  4. Приходько М., Приходько О., «Хомани». Санкт – Петербург Издательский Дом «Светлячок» 2022.
  5. Северные родники: Литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-Ненецкого автономного округа. – Сыктывкар, 2021.
  6. Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» Издательство: Фолио, АСТ ,2020.
  7. «Арктика – мой дом». Полярная энциклопедия. Коллектив авторов, научный редактор – З. П. Соколова, 2022.
  8. «Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Коллектив авторов: В. А. Тураев и др.
  9.  http://raipon-b.nichost.ru/ - Сайт Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
  10.  https://arctic-megapedia.com/ - Арктический многоязычный портал.
  11.  «Этническая история народов Севера», монография под редакцией И. С. Гурвича.
  12.  http://antarctic.su/ Сайт «Арктика и Антарктика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект "Удивительные песни вятского композитора Игоря Русских"

Происхождение темы: Знакомство с творчеством Игоря Валерьевича Русских – композитора, поэта, автора-исполнителя в 2009 году на курсах по теме «Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возр...

Паспорт педагогического проекта "Животные Крайнего Севера"

Педагогический проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Раскрывает систему работы по ознакомлению с животными Крайнего Севера....

Педагогический проект «Спартакиада народов Севера России «Заполярные игры»

Паспорт педагогического проекта  «Спартакиада народов Севера России «Заполярные игры» для детей старшего дошкольного возраста....

Педагогический проект «Путешествие на север нашей страны»

Педагогический проект  для детей старшего дошкольного возраста в рамках поликультурного воспитания. Знакомим детей с культурой народов Севера нашей страны, особенностями  взаимодействия чело...

Педагогический проект "Красноярский край - от севера до юга"

    Проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родины выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы.    С введением в действие закона РФ &la...

Проект "Удивительный край у Японского моря"

Цель:Формирование  представлений об истории родного края, его достопримечательностях...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении конкурса проектов среди педагогов «Лучший педагогический проект» в МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад № 1»

Цель:  выявления и распространения передового опыта работы воспитателей и педагогов ДО  в области новых педагогических идей, методов и технологий образования, повышения профессиональног...