Педагогический проект "Красноярский край - от севера до юга"
проект (старшая группа)
Проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родины выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. Теперь перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого в ближайшем окружении. Знакомство детей с родным краем: с историко - культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.Возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с национальным и региональным наследием. Для расширения и обобщения знаний детей о родном крае был разработан и реализован проект «Красноярский край – от севера до юга».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический проект "Красноярский край - от севера до юга" | 34.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования администрации города Канска»
Красноярского края
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированного вида №5 «Колосок»
МБДОУ № 5
пос. Мелькомбината,22 Канск, 663601
тел.(39161) 3-42-48
Педагогический проект
«Красноярский край – от севера до юга»
Автор проекта:
Старший воспитатель: Валиулина Г.И
Канск
Общий замысел проекта
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, краю и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родины выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то теперь перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого в ближайшем окружении. Знакомство детей с родным краем: с историко - культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решались в дошкольном учреждении, но возникла необходимость усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием.
Актуальность
С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Анализ бесед с родителями, диагностика детей выявили следующие проблемы: у детей недостаточно сформированы понятия о родном городе, крае; незнание достопримечательностей. Недостаточно сформированы знания о традициях, о красоте родного края, народах проживающих на территории края, праздниках, домашнем обиходе, о видах трудовой деятельности взрослых.
Возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с национальным и региональным наследием.
Для работы в данном направлении в дошкольном учреждении реализуется парциальная программа «Мой любимый город Канск» для детей старшего дошкольного возраста. Программа направленна на развитие у детей интереса к истории и традициям родного города, к его культуре. Цель программы: формирование у детей старших дошкольников основ гражданственности, патриотизма и краеведческой культуры через знакомство с природными, культурно-историческими, этнографическими особенностями города Канска и Канского района.
Для расширения и обобщения знаний детей о родном крае был разработан и реализован проект «Красноярский край – от севера до юга».
В ходе реализации проекта дети приобретали знания об истории края, символике, достопримечательностях, получили знания о тех, кто основал и прославил край, начали проявлять интерес к событиям и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Таким образом, исходя из выше сказанного, была сформирована цель и задачи проекта «Красноярский край – от севера до юга».
Технологическая карта проекта
Вид проекта:
- по составу участников – групповой;
- по целевой установке – практико-ориентированный;
- по срокам реализации – долгосрочный (3года).
Сроки реализации проекта: 2018-2020 годы.
Состав проектной группы:
- Валиулина Галина Ивановна, старший воспитатель;
- Шура Наталья Николаевна, воспитатель;
- Сидорова Вера Мироновна, воспитатель.
Участники проекта: педагоги и специалисты дошкольного учреждения, дети, родители воспитанников.
Цель: приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, посредством краеведческой деятельности.
Задачи:
- сформировать первоначальные представления об особенностях родного края;
- расширить знания о растительном и животном мире Красноярского края;
- развивать у детей интерес к познанию истории, культуры Красноярского края;
- воспитывать чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям;
- организовать работу с родителями, привлекая их к духовно-нравственному воспитанию в семье.
Работа в проектном режиме началась в 2018 году и продолжается по сегодняшний день. Создан уголок по краеведенью, в котором собраны краеведческие материалы, дидактические игры и пособия, макеты климатических зон. В каждой возрастной группе создан уголок по краеведенью.
Описание направлений реализации проекта и их содержание.
«Край, в котором мы живем»
В данном направлении дошкольники будут закреплять представления о Красноярском крае. Герб, флаг, гимн края. Географическое положение края (рассматривание карты края «Наш край на карте России»). Природные и полезные ископаемые края, где и как используются. Сведения о прошлом края.
«Красная книга Красноярского края»
Дети отправятся в путешествие по страницам Красной книги Красноярского края. Где познакомятся с растениями и животным миром Красноярского края, занесённым в Красную книгу. Совместно с родителями дети будут изучать отдельные виды растений и животных, занесённых в Красную книгу, разрабатывать проекты.
«Заповедные места нашего края»
Наша природа создала много живого на Земле. Животные и растения самые главные в природе. Но многим животным и растениям угрожает большая опасность - они могут исчезнуть навсегда, потому что недобросовестные люди убивают животных и портят растения. Поэтому во всём мире неравнодушные люди стали создавать заповедники. В нашей стране России также создано очень много заповедников. В данном направлении дошкольники будут знакомится с заповедниками Красноярского края ( Большой Арктический Заповедник; Путоранский заповедник; Саяно-Шушенский заповедник; Заповедник «Столбы»; Таймырский заповедник; Тунгусский заповедник; Центрально-Сибирский заповедник).
«Животный и растительный мир Красноярского края»
Разнообразен животный и растительный мир Красноярского края. В данном разделе дети познакомятся с некоторыми представителями животных, птиц, насекомых, рыб, земноводных характерных для нашей местности. Узнают их отличительные черты, особенности внешнего вида, поведения. Приспособленность к условиям естественной среды, сезонным изменениям в природе, разнообразном растительном мире.
«Наши соседи – наши друзья»
На сегодняшний день, в крае проживает больше всего русского населения, но кроме русских в Красноярском крае проживает много людей разных национальностей. Еще на территории Красноярского края живут представители восьми северных народов: долганы, нганасаны, ненцы, кеты, селькупы, чулымцы, эвенки, энцы. Коренные малочисленные народы проживают на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняют традиционный образ жизни, способы ведения хозяйства и промыслы. Северные народы ведут кочевой, полукочевой или оседлый образ жизни. У них самобытная культура, собственное мировоззрение. Основными видами их традиционной хозяйственной деятельности являются оленеводство, охота, рыболовство, сбор дикоросов и традиционные промыслы.
«Жизнь замечательных людей».
Культурное наследие Красноярья (творчество художников, поэтов, писателей, композиторов). Продолжать знакомить детей с людьми, которые прославили Красноярский край. Поэты Красноярского края о родной природе. Владлен Николаевич Белкин. «Белые леса», «Едва прикрыта ветошью ветвей…», «Весна в тайге», «Отчаяннее и грозней…», «Лето». Николай Викторович Гайдук. «В борах и раздольях». Казимир Леонидович Лисовский. «Березка». Игнатий Дмитриевич Рождественский. «С лугов приносишь Енисея…», «Полярный мак», «Цветы тундры», «Осень». Зорий Яковлевич Яхнин. «Карликовая березка», «Цветы подо льдом», «Воробей». Творчество художников края. Творчество Гребнева Н.В., гравюры Мешкова В.И. Виртуальная экскурсия в музей им. Сурикова.
Игры народов Сибири
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребёнка в истоки родной культуры. Данная задача решается через организацию различных видов детской деятельности, в том числе двигательной. В данном направлении дети знакомятся с народными подвижными играми Красноярского края и народов Крайнего севера.
Народные промыслы Красноярского края
Особое место в социокультурном пространстве края занимают декоративно-прикладное творчество и народные художественные ремесла как один из видов творческих индустрий. В Красноярском крае до настоящего времени сохранились: традиционные бытовые ремесла: гончарное; кузнечное; бондарное; скорняжное, шорное; ложкарное; печное; ткачество; изготовление изделий из лозы; изготовление саней, дуг, деревянных колёс; пимокатное. В деревне Курежь Идринского района сохранилась пимокатная изба и все приспособления необходимые для пимокатного дела, где и в настоящее время валяют валенки. А также художественные ремесла: резьба и роспись по дереву; работа с соломкой; изготовление сувенирной продукции из рогоза (Рыбинский район); художественная обработка рога, кости и бивня мамонта (Таймырский Долгано-Ненецкий, Эвенкийский, Туруханский районы); художественная обработка и плетение из бересты; по-прежнему достаточно широко распространены различные виды женского рукоделия (ткачество, в том числе ручное, художественная вышивка, бисероплетение, лоскутные технологии, кружевоплетение на коклюшках).
Этапы реализации проекта
Этапы проекта | Содержание деятельности |
1 этап – подготовительный, организационный (май - июнь2018 год) | - определение состава проектной группы, распределение функций; - изучение интереса детей для определения цели проекта; - разработка проекта «Красноярский край – от севера до юга»; - подбор и изучение необходимого методического обеспечения, современных научных разработок; - работа со специалистами; - создание уголка по краеведенью. |
2 этап - основной, практический (июль 2018год - август 2020год) | - проведение занятий, развлечений, праздников, игр с детьми в соответствии с планом; - оформление детских творческих работ; - рассматривание иллюстраций, картин; взаимодействие с семьей; - создание макетов климатических зон; - подбор и оформление тематических альбомов; - создание картотеки для прослушивания аудиозаписей; - работа с семьей по разработке проектов. |
3 этап - заключительный (сентябрь 2020год) | - подведение итогов реализации проекта «Красноярский край – от севера до юга»; - планирование педагогической деятельности с детьми по реализации образовательных, развивающих, воспитательных задач с практическим применением разработанного материала; - предъявление результатов реализации проекта педагогическому сообществу; - оформление уголка краеведенья. |
Планируемый результат реализации проекта.
Проект по приобщению дошкольников к истории и культуре родного края, посредством краеведческой деятельности поможет сформировать у детей знания о родном городе, крае. Устойчивый интерес к изучению данной проблемы. Повысит родительскую компетентность по предоставляемой проблеме. А также позволит осуществить активизацию творческого потенциала педагогического коллектива и родительской общественности по созданию благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении, по формированию их гражданской позиции.
Проект «Красноярский край – от севера до юга» ценен тем, что деятельность его не ограничивается определенными сроками, а будет продолжаться в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт педагогического проекта "Животные Крайнего Севера"
Педагогический проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Раскрывает систему работы по ознакомлению с животными Крайнего Севера....
Педагогический проект «Спартакиада народов Севера России «Заполярные игры»
Паспорт педагогического проекта «Спартакиада народов Севера России «Заполярные игры» для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия "Арктика, край родной-север мой"
НООД на тему «Арктика, край родной - север мой» В подготовительной груп...
Проект "Северный край. Народы севера"
Проект о быте, культуре и традициях коренных народов севера (ненцы, ханты, селькупы)...
Педагогический проект «Путешествие на север нашей страны»
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста в рамках поликультурного воспитания. Знакомим детей с культурой народов Севера нашей страны, особенностями взаимодействия чело...
Программа развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем «КРАСКИ СЕВЕРА»
Новизна и актуальность программы. В условиях многонациональности, культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, нашего посёлка большую актуальность приобретает проблема сохра...
Картотека Народы Красноярского края: от севера до юга
Народы Красноярского края: от севера до юга...