Конспект ОД "Знакомство с русским бытом и традициями на Руси"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Молчанова Нелли Николаевна

Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте, традициях и культуре древней Руси.

Задача: развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством русской избы.

Задачи по образовательным областям:

Речевое развитие:

•  расширять словарный запас по теме. Обогащать словарь детей словами: горница, сундук, самовар, ухват, ларь, ложки, чугун, и т. д.

Социально-коммуникативное развитие:

• воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры;

•  приобщать к культуре своего народа.

Художественно-эстетическое развитие:

• совершенствовать умение детей отгадывать отрывки из сказок, где были использованы предметы русского быта, чтобы получить раскраску.

Физическое развитие:

• развивать умение в прыжках через предметы (имитация костра).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 51»

Конспект ОД

 «Знакомство с русским бытом и традициями на Руси»

группа оздоровительной направленности для детей 5-7 лет

                        Подготовила:

воспитатель высшей кв. кат.

Молчанова Н.Н.

Оренбург, 2023 г.

Конспект ОД

«Знакомство с русским бытом и традициями на Руси»

Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте, традициях и культуре древней Руси.

Задачи: развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством русской избы.

Задачи по образовательным областям:

Речевое развитие:

•  расширять словарный запас по теме. Обогащать словарь детей словами: горница, сундук, самовар, ухват, ларь, ложки, чугун, и т. д.

Социально-коммуникативное развитие:

• воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры;

•  приобщать к культуре своего народа.

Художественно-эстетическое развитие:

• совершенствовать умение детей отгадывать отрывки из сказок, где были использованы предметы русского быта, чтобы получить раскраску.

Физическое развитие:

• развивать умение в прыжках через предметы (имитация костра).

Предварительная работа:

•  разучивание пословиц и поговорок, чтение стихотворений;

• слушание музыкальных произведений, просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций;

•  конструирование из бумаги по теме «Русская изба»;

•  пластилинография «Каравай».

Материалы и оборудование: предметы русского быта, презентация «Русская изба внутри», русский праздничный сарафан для воспитателя, телевизор, музыкальная колонка, магнитная доска, записи музыкальных произведений, деревянные ложки, сундук с нарядной одеждой для детей, имитация костра, клубок ниток.

Продолжительность занятия: 30 мин.

Ход занятия

I.    Вводная часть (2 мин.)

Воспитатель: (встречает детей в русском народном костюме) Здравствуйте, гости дорогие! Много гостей, много и новостей. Из каких краёв будете, как страна называется в которой вы живёте?

Дети: Россия.

II. Основная часть (23 мин.)

(показ презентации)

Воспитатель: В старые давние времена наша страна не Россией звалась, а Русью.

Ребёнок:

Русь деревянная- края дорогие

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

(Дети садятся на скамейки)

Воспитатель: приглашаю вас заглянуть в добрую избу, старину русскую, старину древнюю.

(показ презентации)

Воспитатель: Дети, вы знаете, почему Русь деревянной называли?

Дети: всё строили из дерева.

Воспитатель: Давным – давно, на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называли избами. И всё-то в ней было сделано из дерева: пол, потолок, стены, мебель и многое другое. Изба состояла из большой комнаты, поделённой на перегородки. Или как раньше говорили на куты. Послушайте загадку и подумайте, что же самым главным было в деревенской избе?

Ребёнок: (загадка) Стоит Матрёна, здорова, ядрёна, пасть открывала, что дают глотала (печь).

(показ презентации)

Воспитатель: Печь — это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Были печи с трубой, которая выходила на крышу. Такая печь топилась по белому, и в избе не было дыма. Были в избах и печи, которые топились по- чёрному. Трубы не было, и дым выходил через отверстие в потолке на чердак, а затем на улицу. Избы, в которых топились печи по- чёрному назывались «курные» или «черные», из-за копоти от дыма, и такие печи перестали делать, после того, когда научились делать русские печи.

(показ презентации)

Воспитатель: Печка – деревенская кормилица. Чем же могла печь накормить своих хозяев? (Ответы детей)

Воспитатель: В русской печи готовили кашу, щи, пекли хлеб, пироги. Где находился в избе «бабий кут»? (Ответы детей)

Воспитатель: В русской избе были предметы - помощники по хозяйству, а какие это предметы мы сейчас узнаем.

Ребёнок:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (Самовар)

(показ презентации)

Воспитатель: за самоваром собиралась вся большая деревенская семья, пили чай горячий с медком, с пирогами, блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта, и семейного покоя.

Ребёнок: С самоваром – буяном чай важнее, беседа веселее (пословица).

Ребёнок: что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята, знает? (Чугунок)

(показ презентации)

Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Как же можно было достать из печи чугунок?

Ребёнок:

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идёт. (Ухват)

(показ презентации)

Воспитатель: возле русской печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок со щами, вкусной кашей. Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте кто?

Ребёнок:

Дедко коптел,

Много лет терпел,

Много душ кормил

А разбился-

Под плетнём очутился? (Горшок)

(показ презентации)

Ребёнок:

Хоть горшок один да сам себе господин, без него никуда (пословица).

Воспитатель: В горшках варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького до большого вмещавшего 2-3.

Следующий предмет- помощник...

Ребёнок: всех кормлю, а сама безротая. (Ложка)

(показ презентации)

Ребёнок: если есть деревянной ложкой, пища становится ароматнее и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжёшься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, берёзы и клёна.

ведра воды.

Воспитатель: у каждого члена семьи была своя ложка. И в гости всегда ходили со своей ложкой. А ещё в старину ложки на Руси были музыкальным инструментом.

Воспитатель: Следующие предметы - помощники...

Ребёнок:

Чем больше я верчусь,

Тем, тем больше я толстею. (Веретено)

Ребёнок:

В гребень шерсть она берёт,

Тонкой ниточкой пушистой,

Деткам пряжу отдает. (Прялка)

(показ презентации)

Воспитатель: Долгими зимними вечерами хозяйки на ней пряли пряжу - нитки. А затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Воспитатель: Мы с вами узнали, что в избе есть бабий кут, но есть ещё и мужской кут.

(показ презентации)

Он находится по другу сторону от входа – хозяйский, мужской кут, где стоял сундук и ларь. Ларь - это большой ящик из досок с навесной крышкой. Его в старину называли «закрома», потому что в нём держали зерно, муку. А сундук - это большой ящик, окованный и закрытый на замок, использовался для хранения одежды и утвари. Здесь же стояли лавки, под ними хозяин хранил свой инструмент. Сундуки стояли на виду, чем больше сундуков, тем богаче считались хозяева.

Воспитатель:

Дети, для чего нужны были сундуки? (Ответы детей)

А что хранили в ларях? (Ответы детей)

(показ презентации)

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, что это за место в избе? (Ответы детей)

Главный угол в избе назывался красным. В красном углу самом светлом и чистом, размещалась божница - полочка с иконами. Иконы украшали нарядным полотенцем «рушником». Входящий в избу обязательно снимал шапку поворачивался лицом к иконам, крестился и низко кланялся.

Дети, какие предметы находились в красном углу?

Дети: стол, лавки.

Воспитатель: для чего? (Ответы детей)

(показ презентации)

Воспитатель: за столом собиралась вся семья. У каждого было свое место. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами.


Воспитатель: В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь.

(показ презентации)

Освещали избы лучинами – щепками, нарезанными из осинового полена.

(показ презентации)

Воспитатель: потом появились сальные и восковые свечи. Восковые свечи были очень дорогими – их зажигали только по праздникам.

А ещё в старину был обычай: встречать дорогих гостей с хлебом и солью, а переезжать в новые дома в определенный день. 14 сентября, в Семёнов день, праздновали новоселья. Созывал гостей на праздник сам хозяин.  И в другие праздники тоже наряжались и очень весело проводили время за играми и забавами

Посмотрите, а вот и сундук, посмотрите, что же там. (Дети открывают сундук и достают русскую народную одежду

Все дети выходят в приёмную и переодеваются).

Воспитатель

Умели русские люди работать, умели, и отдыхать – пели песни, водили хороводы, играли в разные игры.

Звучит музыка «Ах, вы сени мои сени».

Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем   на наших ложках деревянных (Звучит музыка «Ах, вы сени мои сени»).

А еще играли в очень интересную игру: «Ручеек»

Разжигали еще и костры и прыгали через костер, вспомните в какой сказке девушки и парни прыгали через костер («Снегурочка»)

Правильно и мы сегодня тоже будем прыгать через костер, только он не настоящий, а почему вы мне расскажите, слушаю ответы детей и подвожу итог, что в помещении на полу просто так нельзя разводить костер. это приведет к пожару и пострадают люди.

III.      Заключительная часть (5 мин.)

Воспитатель: вот и подошло к концу наше знакомство с бытом на Руси. Хорошо ли вы слушали и запомнили старинные слова? Вот вам клубочек с ниточкой путеводной. Клубок друг другу передавайте, да при этом слово старинное вспоминайте, что запомнилось, вам больше других. Начнём с меня - ухват

Дети называют по очереди старинные слова (печь, самовар, чугунок, горшок, ухват, деревянная ложка, веретено, прялка, сундук, ларь, закрома, красный угол, горница, божница, рушник, лавка, лучина).

Воспитатель:

Что нового узнали о быте крестьян на Руси? (Ответы детей)

Что вам показалось трудным в крестьянской жизни? (Ответы детей)

Чем наша жизнь отличается от жизни в древней Руси? (Ответы детей)

Вам понравилось сегодня наше путешествие? А что больше всего запомнилось? (Ответы детей)

Значит и дальше мы свами будем путешествовать и узнавать много нового и интересного о других народах. А теперь переодевайтесь и аккуратно убирайте одежду в сундук. А позже мы с вами раскрасим раскраски из сказок, где использовали предметы русского быта (Кто угадает из какой сказки я прочитаю отрывок, тот и получит раскраску из этой сказки)

Длительность: 30 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга "Предметы русского быта" по окружающему миру и развитию речи в старшей группе.

Содержание досуга создает атмосферу национального быта . Используя фольклор, знакомя с традициями, народными играми, происходит приобщение детей к духовной культуре,пробуждает у детей основы националь...

Конспект НОД «Знакомство с бытом и традициями на Руси»

Задачи:   развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством русской избы....

Конспект образовательной деятельности "Знакомство бытом и обычаями на Руси"

Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте, традициях и культуре древней Руси, к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нра...

Проект с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Традиции русского народа. «Народные ремёсла на Руси».

Если знакомить дошкольников с народными ремёслами Руси в разных видах деятельности, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую слав...

Конспект занятия для старшей группы «Ознакомление с веретеном и прялкой»: "Знакомство с бытом и традициями на Руси"

quot;Знакомство с бытом и традициями на Руси"Программное содержание:    • Познакомить детей с русскими народными традициями: посиделками...

Конспект занятия "Предметы русского быта"

Создание условий для развития интереса детей к культурному наследию народа, приобщение детей к традициям народной культуры....