Конспект открытого занятия по экспериментированию "В гостях у Снежной Королевы"
план-конспект занятия (средняя группа)

Чайан Ольга Геннадьевна

Конспект открытого занятия по экспериментированию "В гостях у Снежной Королевы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по экспериментированию

в средней группе № 2: «В гостях у Снежной Королевы».

Подготовили и провели: Чайан О.Г., Одинцова С.Р.

Дата проведения: г.

Место проведения: МАДОУ № 131, г. Кемерово

Цель: развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования.

Задачи:

#1056;асширить представление детей о свойствах льда и снега.

#1056;азвивать тактильное восприятие детей.

3. Формировать у детей умение заниматься экспериментальной деятельностью, делать выводы.

#1056;азвивать речь детей, обогащать активный и пассивный словарь.

Реквизит для воспитателей: костюм Снежной Королевы, стол, чаша со снегом, чаша со льдом, пластиковая тарелка, ватная палочка, цветные шарики гидрогеля в хрустальной вазе, стакан с водой, фонарик, выставка иллюстраций и макет «Арктика».

Материал для каждого ребёнка: салфетка, чаша со снегом, кусочки льда, пластиковая тарелка, ватная палочка, пластиковый стакан с водой.

Используемые информационные ресурсы:

  1. Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Свойства снега и льда».

  1. Конспект НОД по экспериментированию «Снег и его свойства» в средней группе

Музыкальные композиции и фрагменты:

  1. Звук метели. +%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8
  2. Появление Снежной Королевы.

  1. «Зазвенели тихо на морозе льдинки».

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем наших гостей.

Я сегодня хочу предложить вам отправимся в увлекательное путешествие – настоящее царство льда и снега, хотите? Мы узнаем много удивительного и интересного о свойствах льда и снега. Но вот куда мы отправимся, я думаю, вы догадаетесь сами! И так, для начала мы одеваем на себя самую тёплую одежду (перечисляем), закрываем глаза и полетели! (Звучит муз. фрагмент №1, под который дети подходят к выставке иллюстраций «Арктика»)

Где всегда, скажите дети,
Много снега, много льда,
Ночи длятся по полгода,
Ветры мчат туда-сюда?
Где под северным сияньем
Люди ездят на санях?
Что за регион планеты,
Где не тает лед в морях?
Там отчётливо видна
Наших звёзд галактика?
Подскажите место то,
Как зовётся?.. (Арктика)

Правильно, ребята, мы оказались с вами в Арктике, в краю льда и снега. Ребята, а какая погода стоит здесь? (Ответы)

Воспитатель: Ребята, послушайте, кажется, кто-то сюда летит,…поглядите, да это же сама Снежная Королева!

(Звучит муз. фрагмент №2, под который появляется Снежная Королева).

С.Н.: Здравствуйте, гости моей холодной страны! Что привело вас сюда?

Воспитатель: Здравствуй, Снежная Королева, повелительница холодных земель! Мы с ребятами прибыли в твой далёкий край, что бы узнать о свойствах льда и снега и полюбоваться ими.

С.К.: Лёд, снег – что может быть волшебней!.. Я приглашаю вас в мою ледяную лабораторию. Для начала возьмите цветные кристаллы, которые укажут вам на ваши места (красный, синий, желтый, зелёный стол), прошу садиться. (Помочь детям разместиться за столами).

1-ый опыт. «Снег и лёд – это замерзшая вода»

С.К.: Не боитесь замёрзнуть? Тогда возьмите в руку кусочек льда, немного подержите его, а теперь положите льдинку обратно в тарелку, поверните руки ладонями к себе и посмотрите, что с ними стало с вами? (они стали холодными и мокрыми). Осушите руки салфетками. А теперь отделите небольшой кусочек снега, положите его на ладошку и посмотрите, что с ним пройдёт? (Ответы детей). И снег, и лёд оставил на ваших тёплых руках капельки воды, а снег мгновенно растаял.

Вос-ль: Почему это произошло, что же есть такое лёд и снег? (Ответы детей)
С.К.: Правильно, снег и лёд – это замёрзшая вода, на холоде вода застывает, на ваших горячих руках снова тает. Это я её заморозила. Я могу и вас заморозить и превратить в сосульки, хотите?

Вос-ль: Что ты! Снежная Королева, не забывай, мы – твои гости и пришли к тебе за знаниями. А, кроме того, ребята умеют тепло одеваться и даже зимой они не мёрзнут.

С.К.: Не мёрзнут? Что за волшебство?

Вос-ль: Это волшебство называется зимняя одежда.

2-ой опыт. «Лёд не имеет цвета, он прозрачный, а снег белый и непрозрачный»

С.К.: Ну что ж, похвально! Тогда продолжим наши исследования.

Возьмите ваш цветной кристалл и положите поверх него щепотку снега. Теперь ответьте, видно ли вам его под снегом и почему? (Нет, потому что снег имеет цвет, он белый, не прозрачный). А теперь, давайте то же самое проделаем со льдом.

С.К.: А я вижу сквозь лёд даже свои пальцы. А что ещё мы можем сквозь него увидеть? И солнечный свет, и лучик от фонарика. Ребята, да мы и друг друга видим. А почему это происходит? (потому, что лёд бесцветный, прозрачный).

Вос-ль: Снежная Королева, вам не кажется, что пора сделать не большой перерыв, например, мы могли бы прогуляться по сказочному зимнему лесу.

С.К: Действительно пора бы и прогуляться!

(Дети выходят на ковер)

Физкультминутка «Зимний лес»

Ёлочки в лесу стоят,

Ветви в стороны торчат.

А на веточках сидят

Десять рыженьких бельчат
Ловко прыгают по ёлкам,

Рыжие малышки,

И в кладовочку свою
Собирают шишки.

Вдруг бельчата испугались,

Ушки приподняли,

Друг за дружкою в дупло

Быстро побежали.

Десять маленьких бельчат

Дверь закрыли и молчат.

Дует ветер ледяной,

Он погнался за лисой.

И пришлось самой лисе

Быстро спрятаться в норе.

Замела всё снегом вьюга,

Белой стала вся округа.
С лесом нам пора прощаться
И обратно возвращаться. (Дети садятся)

3-ий опыт. «Лёд скользкий, а снег шероховатый»

С.К.: А теперь давайте погладим пальцем нашу льдинку. Какая она на ощупь? (гладкая, твёрдая, холодная). Положите её на тарелочку и слегка наклоните. Смотрите, она катится, значит, лёд какой? (скользкий).

Воспитатель: Точно, вспомните, как передвигаются по льду фигуристы и хоккеисты, они скользят.

С.К.: Теперь возьмите маленький кусочек снега, погладьте его пальцем. Какой он на ощупь? (холодный, шероховатый). Положите снег в тарелочку, наклоните её. И вы видите, что снег не скользит. А всё почему? (Лёд скользкий, а снег шершавый)

4-ый опыт. «Лёд твёрдый, а снег мягкий»

С.К.: А что твёрже снег или лёд, ребята? Давайте проверим! Возьмите ватную палочку и пробуйте оставить следы на снегу, остаются? Снег проминается, продавливается, потому что он какой? (Ответы детей) А теперь то же самое проделаем со льдом, не выходит? Почему? (Ответы)

Вос-ль: Но зато лёд хрупкий как стекло, если его уронить или ударить, он легко даст трещину и расколется, вот смотрите (стукнуть по нему молоточ-ком). А произойдет ли такое со снегом? Конечно, нет, его нельзя разбить, его можно и мять и лепить, и он просто изменит свою изначальную форму.

С.К.: А сейчас, ребята, я буду загадывать вам загадки, о предметах и явлениях, связанных со льдом или снегом, а вы будете их угадывать, готовы?

(Дети разгадывают загадки)

Снеговик

Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей.

Горка

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили,

Ледяной водой облили.

И катались все потом

С моего горба гуртом.

Берлога

В январе мишутка спит,

В этой комнате сопит.

Веток, листиков в ней много

И зовут ее…

Санки

Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры – помчались с горы.

Метель

Кто зимой метет и злится,

Дует, воет и кружится,

Стелет белую постель?

Это - снежная…

Следы

Только выпали снежинки,

Побежал я по тропинке,

А за мной они бегут,

Весь маршрут мой выдают.

Хоккей

С площадки убери снежок,

Каток залей водой, дружок,

И в эти зимние деньки

Надень не валенки, коньки.

Бей шайбу, коль играть охота!

Гони её скорей в ворота.

Иней

Я зимой смотрю в оконце:

Там мороз и светит солнце.

Небосвод высокий, синий,

На деревьях белый…

Снежинки

С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много, много звездочек

Тонких, как стекло;

Звездочки холодные,

А земле тепло!

Лыжи

Две курносые подружки

Не отстали друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

Обе песенки поют.

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу.

Лопата

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом.

И ребятам помогаю

Делать горку, строить дом.

Коньки

И мальчишки, и девчонки

Очень любят нас зимой,

Режут лед узором тонким,

Не хотят идти домой.

Мы изящны и легки,

Мы фигурные…

5-ый опыт. «Лёд в воде не тонет, а снег в воде растворяется»

С.К.: Ну что ж, хвалю вас, разгадали вы мои загадки! Ну а теперь пора продолжить наши исследования? И вот вам задача посложнее! Опустим щепотку снега в воду и поглядим, что будет. (Ответы) Почему же снег так быстро растворился? (Ответы детей: он мягкий, рыхлый). А теперь всё то же самое проделаем со льдом, опускаем и глядим, что происходит? (Ответы) Лёд не тает и плавает на поверхности лишь наполовину погруженным. А всё почему? (Ответы детей). Правильно, лёд легче воды, он плотный, он будет таять, но очень медленно, так как он очень плотный, твёрдый и плохо растворяется.

Вос-ль: Снежная Королева, спасибо тебе! Вот сколько интересного мы сегодня с вами узнали о том, какой удивительный лёд и снег, какими интересными качествами они обладают! Ребята, вам было интересно? А давайте вспомним, что вы сегодня узнали? (Закрепление полученных знаний).

С.К.: Вымолодцы, дети! Не побоялись холодного льда и снега и узнали о них много нового, интересного и волшебного. И напоследок я хочу предложить вылепить из снега то, что вам пожелается. До свидания, ребята!

Вос-ль: Спасибо, Снежная Королева и до новых встреч!

(Снежная Королева улетает, а дети лепят за столами снежные фигуры под звуки муз. композиции №3 «Зазвенели тихо на морозе льдинки»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия "мишка в гостях у ребят"

познавательное развитие в младшей группе...

Конспект открытого занятия НОД "Весенние гости"

конспект занятия (педагогам ДОУ)...

Конспект открытого занятия "Осень в гости к нам пришла"

Конспект открытого занятия "Осень в гости к нам пришла"...

Конспект открытого занятия «Лунтик в гостях у ребят» ОО «Познавательное развитие»

Программное содержание: формировать у детей представление о физических свойствах воды; подвести детей к пониманию того, что вода обладает свойствами (прозрачная, без запаха, без вкуса); закрепить знан...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи "Проделки Снежной Королевы"

Данное занятие направлено на повторение пройденного материала....