Социально-педагогический проект по профилактике девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста "Я+ТЫ=МЫ"
проект (старшая, подготовительная группа)

Мария Васильевна Санарова

АННОТАЦИЯ

 

Приметной чертой современной социальной действительности является увеличение форм разнообразных девиаций среди детей, а также недостаточный уровень психолого-педагогической культуры окружающих их взрослых (родителей (законных представителей), близких родственников).

В последние годы актуальным является запрос на создание и внедрение эффективных механизмов и моделей взаимодействия на всех уровнях образования среди различных типов учреждений, подведомственных управлению образования города.

«Социально - педагогический проект  по профилактике девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста: «Я+ТЫ=МЫ»» рассчитан на 2,5 года. Тем самым административная команда и педагогический состав ДОУ в полной мере смогут реализовать все поставленные цели и задачи данного проекта.

Проект, по мнению участников, позволит выстроить систему профилактической работы, предусматривающую диагностическую, коррекционно - развивающую, просветительскую и консультационную работу с детьми и с семьями группы повышенного внимания,  успешную социализацию обучающихся в условиях инклюзивного образования; организацию взаимодействия участников проекта и социальных партнеров.

В проекте описаны актуальные формы и методы работы по формированию родительской компетентности, совместному поиску ответов на многие вопросы развития и социализации детей (клубный формат, творческие мастер-классы, тренинги родителей и детей и т.д.).

Проект может представлять интерес для руководителей образовательных организаций, педагогов, специалистов служб психолого - педагогического сопровождения, родителей (законных представителей) обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_ty_my.docx80.65 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-педагогический проект по профилактике девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста: «Я+ТЫ=МЫ»

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Аннотация…………………………………………………………………..3
  2. Основная часть проекта……………………………4-13
  1. Обоснование………………….4-5
  2. Цель и задачи проекта…………5
  3. Этапы проекта…………….5-7
  4. Методы и формы проекта…………..7
  5. Ресурсы проекта ……………7
  6. Механизм реализации проекта…………..8
  7. Целевая аудитория……………8
  8. План работы проекта……………9-13
  9. Ожидаемые результаты проект………..13
  10. Критерии эффективности реализации проекта ……..13
  11. Перспектива проекта………..13
  1. Список используемых источников………………14
  2. Приложения……………15-

АННОТАЦИЯ

Приметной чертой современной социальной действительности является увеличение форм разнообразных девиаций среди детей, а также недостаточный уровень психолого-педагогической культуры окружающих их взрослых (родителей (законных представителей), близких родственников).

В последние годы актуальным является запрос на создание и внедрение эффективных механизмов и моделей взаимодействия на всех уровнях образования среди различных типов учреждений, подведомственных управлению образования города _____________________.

«Социально - педагогический проект по профилактике девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста: «Я+ТЫ=МЫ»» рассчитан на 2,5 года. Тем самым административная команда и педагогический состав МДОБУ «___________________» комбинированного вида» в полной мере смогут реализовать все поставленные цели и задачи данного проекта.

Проект, по мнению участников, позволит выстроить систему профилактической работы, предусматривающую диагностическую, коррекционно - развивающую, просветительскую и консультационную работу с детьми и с семьями группы повышенного внимания, успешную социализацию обучающихся в условиях инклюзивного образования; организацию взаимодействия участников проекта и социальных партнеров.

В проекте описаны актуальные формы и методы работы по формированию родительской компетентности, совместному поиску ответов на многие вопросы развития и социализации детей (клубный формат, творческие мастер-классы, тренинги родителей и детей и т.д.).

Проект может представлять интерес для руководителей образовательных организаций, педагогов, специалистов служб психолого - педагогического сопровождения, родителей (законных представителей) обучающихся.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

Обоснование

Первоначальная полноценная социальная активность начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок приходит в дошкольное образовательное учреждение и начинает взаимодействовать как со сверстниками, так и с детьми, более старшего возраста. Приобретение нового статуса ребенка сопряжено с определенными трудностями и рисками - ребенок присваивает новые образцы поведения, при этом, не анализируя их и не осознавая последствия своих действий. Профилактический интерес к сложному социальному периоду дошкольного детства обусловлен тем, что, несмотря на самоценность и пластичность этого этапа развития личности, он характеризуется малым социальным опытом ребенка и несовершенством способов взаимодействия с другими людьми.

Проявление различных форм отклоняющегося поведения (детский негативизм, непослушание, озорство, своеволие, недисциплинированность и другие) различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка.

Нельзя не учитывать, что поведение маленьких детей принимает иногда крайние формы как реакция на всевозможные запреты, опеку, как желание «сделать по - своему», «всем вопреки» (в последствии - «всем назло»). Родители основное время проводят на работе, считая приоритетной задачей финансовое обеспечение семьи. Дети зачастую «предоставлены сами себе», большую часть времени они проводят в условиях улицы. В этом плане, задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку приобрести индивидуальный опыт самовыражения, самореализации и самоутверждения в русле социальных ценностей и норм поведения через формирование у его позитивной «Я - концепции» и социальной компетентности, главным образом базирующейся на «золотом правиле» нравственности: «(не) поступай по отношению к другим, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Ежедневная практика педагогов, как отечественных, так и зарубежных, показывает актуальность проблемы диагностики и профилактики поведения дошкольников. Отклоняющееся поведение имеет место не только в детском саду, но и распространяется на все сферы жизни ребенка, главным образом, на его взаимодействие с окружающими. Поэтому так важно, чтобы воспитание в семье обеспечило отражение общественных норм в поведении ребенка. К сожалению, в жизни этот идеал не всегда реализуется, и тогда мы начинаем говорить о том, что поведение ребенка не укладывается в социальные нормы.

Отечественные исследователи (М.А. Галагузова, Р.В, Овчарова, Л.Я. Олиференко, С.А. Беличева и др.) рассматривают девиантное поведение как одно из проявлений социальной дезадаптации, их исследования доказывают, что дошкольники в большей степени нуждаются в социально - педагогической поддержке и профилактике девиантного поведения.

В предлагаемой программе отводится приоритетное место технологии гармонизации самоценной активности ребенка и параллельного развития его способности вступать во взаимодействие с другими людьми с целью удовлетворения их потребностей, что становится привычкой откликаться на чужие проблемы.

Большое внимание в программе уделяется развитию у детей старшего дошкольного возраста навыкам работы в малых группах. В ряде случаев в занятия включаются специальные упражнения, ориентированные на отработку навыков в сфере общения.

Цель:

Создание условий для раннего выявления и профилактики отклоняющегося (девиантного) поведения среди детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Выявить детей потенциально предрасположенных к девиантному поведению, посредством диагностики.
  2. Осуществлять консультативно - профилактическую работу среди воспитанников, педагогических работников, родителей.
  3. Разработать дорожную карту для детей группы повышенного внимания.
  4. Организовать межведомственное взаимодействие между ДОУ, школой и органами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Проект предназначен для детей 5-7 лет (группа «________», «_________________») и их родителей (законных представителей), и рассчитан на 2 года.

Проект направлен на первичную профилактику девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста и состоит из 3 этапов: подготовительный, основной и завершающий, в каждом из которых предусмотрена работа с воспитанниками и их родителями. Важным условием реализации этого проекта является точная дифференциация детей в группы, в которых не должно быть более 5-12 человек, для организации профилактической работы. Группы должны быть ориентированы на следующие направления: формирование здорового образа жизни, развитие личности, профилактика асоциального поведения с основами правовых знаний, коррекция детской агрессивности и др.

Представленный социально – педагогический проект по профилактике девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста имеет свое содержание на каждом из этапов ее реализации.

Этапы проекта:

1 этап

периоды

подготовительный

январь 2021г. – #1075;

1 блок

Организационный

  • повышение

квалификации педагогов;

  • изучение и подбор методической литературы;
  • разработка локальных актов;
  • разработка плана мероприятий;
  • подбор и разработка диагностического инструментария;
  • разработка дорожной карты сопровождения ребёнка с девиантным поведением

2 этап

основной

с #1075; –

#1075;

2 блок

диагностический

  • выявление
  • анкетирование
  • опросники
  • психологические методики

3 блок

профилактический: клубные формирования

  • работа с детьми
  • работа с родителями
  1. Клуб «7+Я»

(родитель+ ребёнок):

  • мастер классы;
  • спортивные мероприятия;
  • творческая мастерская;
  • театрализованная деятельность;
  • дни здоровья;
  • тематические праздники;

викторины.

2. Клуб «Родительский лекторий»:

  • межведомственное взаимодействие;
  • семинары-практикумы;
  • тренинги;
  • памятки, буклеты;
  • беседы;
  • консультации.

3. Клуб «Лучик» (ребёнок):

  • индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми;
  • занятия, направленные на коррекцию.

3 этап

Завершающий

  • отслеживание и анализ результатов, составление «Дорожной карты дошкольника» (см. приложение 4).

с #1075; - #1075;

Методы и формы работы:

  1. Методы работы:
  • Наблюдение;
  • Психологическое тестирование;
  • Беседа;
  • Опрос;
  • Психологическая консультация
  1. Формы работы:
  • Психолого-педагогические гостиные;
  • Психологический тренинг;
  • Образовательная деятельность;
  • Игровые ситуации;
  • Стенгазеты, памятки;
  • Родительские собрания.

Ресурсы проекта:

Нормативно- правовые ресурсы:

  • Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • Указы Президента РФ;
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • Локальные акты образовательного учреждения по организации воспитательной деятельности.

Материально - техническое обеспечение проекта: материально - техническая база ДОУ.

Кадровое обеспечение: в реализации проекта участвуют: административная команда и педагогический состав ДОУ.

Партнеры: инспектор ПДН, врач, медсестра КГБУЗ ММБ, специалисты КГБУ СО «_____________».

Финансовое обеспечение: программа реализуется за счет средств ДОУ.

Механизм реализации проекта:

  1. Управление и контроль хода реализации проекта осуществляются заместителем заведующего по воспитательной работе.
  2. Основные направления и положения проекта ежегодно уточняются.
  3. Для реализации проекта по каждому разделу определяется план мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий.

Целевая аудитория:

Проект предназначен для детей 5-7 лет и их родителей (законных представителей).

ПЛАНРАБОТЫ

НА 2022-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

№ п/п

Мероприятия

Исполнители

Сроки

1

Составление банка данных неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, детей, состоящих под опекой (см. приложение 1).

Заведующий, старший воспитатель, воспитатели, инспектор ПДН.

Март - Апрель 2022

2

Посещение детей на дому с целью выявления жилищно - бытовых условий воспитанников из семей «группы риска» (см. приложение 2).

Педагог-психолог, старший воспитатель, воспитатели.

В течении года

3

Выявление и постановка на учет неблагополучных семей, в которых родители ненадлежащим образом исполняют родительские обязанности по воспитанию, содержанию, обучению детей, жестоко с ними обращающихся.

Педагог-психолог, воспитатели, инспектор ПДН.

4

Составление плана работы по профилактике девиантного поведения.

Педагог-психолог.

5

Проведение диагностических мероприятий для выявления детей с девиантным поведение.

Педагог-психолог.

6

Выявление причины, длительное время не посещающих детей ДОУ.

Воспитатели.

В течении года

7

Проведение семинаров с воспитателями по проблемам девиантного поведения несовершеннолетних.

Педагог-психолог.

2 раза в год

8

Обобщение позитивного опыта для использования в дальнейшей работе и пропаганда в СМИ профилактической и коррекционно - реабилитационной работы с детьми и семьями «группы риска».

Педагог-психолог.

Май 2024

9

Анализ работы ДОУ по профилактике правонарушений.

Зам. зав по ВР

1 раз в год

2. ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО «НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ» И РАЗВИТИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ

№ п/п

Мероприятия

Исполнители

Сроки

1

Организация рейдов по семьям с целью выявления семей, находящихся в социально - опасном положении.

Зам.зав по ВР

Педагог-психолог

воспитатели,

инспектор ПДН,

старший воспитатель.

2

Проведение совместных рейдов по неблагополучным семьям с целью оказания практической помощи.

Педагог-психолог,

воспитатели,

инспектор ПДН,

администрация ДОУ.

Ежегодно

3

Организация мероприятий по воспитанию родительской ответственности, пропаганде семейных ценностей.

Старший воспитатель, воспитатели, узкие специалисты.

4

Организация правового просвещения родителей обновление информации во всех возрастных группах.

Старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог.

Ежегодно

5

Оказание методической помощи педагогическим коллективам в разработке личностно - ориентированных и социально значимых методик по предупреждению девиантного поведения детей.

Зам. зав по ВР, старший воспитатель.

По запросу воспитателей

6

Организация адресной социальной, психологической помощи неблагополучным семьям, малообеспеченным семьям.

Администрация ДОУ, воспитатели, узкие специалисты.

Ежегодно по запросу

7

Беседа с родителями воспитанников «группы риска» по вопросу летней занятости.

Педагог-психолог,

Воспитатели.

Ежегодно, Май

3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

№ п/п

Мероприятия

Исполнители

Сроки

1

Публичный доклад о деятельности МДОБУ за 2022-2023 уч. год. Общее родительское собрание.

Заведующий, зам. зав по ВР.

Август 2023

2

Оформление информационного уголка для родителей с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей.

Воспитатели.

1 раз в год

3

Разработка и распространение памяток среди родителей; оформление стендовой информации; групповых папок на тему «Права детей», «Жестокое обращение с детьми» и.д.

Воспитатели.

В течении года

4

Консультирование родителей по вопросам развития и воспитания детей, оказание адресной помощи.

Воспитатели,

узкие специалисты.

В течении года

4. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ

№ п/п

Мероприятия

Исполнители

Сроки

1

Акция «Вместе ради детей».

Заведующий, старший воспитатель, воспитатели.

Сентябрь 2023

3

Организация медицинского обследования дошкольников.

Медсестра, КГБУЗ ММБ «Городская детская поликлиника».

Февраль ежегодно

4

Профилактические беседы с детьми на темы:

«Быть здоровым - модно»

«Как сохранить здоровье»

«Чтобы не было слёз» и т.д.

Воспитатели.

1 раз в месяц

5

Коррекционно – развивающая работа с детьми «группы риска»

педагог – психолог, узкие специалисты

2 раза в неделю в течении года

5. ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКИ

ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Мероприятие

Исполнители

Сроки

11.

Обзор новинок психолого - педагогической литературы по проблемам нравственно - правового воспитания дошкольников на совещаниях и педсоветах.

Зам.зав по ВР

Старший воспитатель

Педагог-психолог

В течении срока

33.

Заполнение социальных паспортов на семьи «группы риска».

Воспитатели.

2 раза в год

5

Консультация:

  • «Характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей»:
  • «Если ребенок грубит»
  • «Агрессивные дети»,
  • «Обиды»,
  • «Любить ребенка. КАК?» и др.

Педагог-психолог

4 раза в год

7

Организация совместной деятельности с родителями воспитанников:

Консультация на темы:

  • «Характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей»,
  • «Поощрение и наказание»,
  • «Отец в воспитании»,
  • «Жестокое обращение с детьми», «Создание благоприятной семейной атмосферы» и др.;

Спортивные праздники;

Дни здоровья;

Творческие мастерские: «Подготовка детей к школе» и др;

Конкурсы:

  • «Символ года»,
  • «Край любимый, край родной - нет тебя любимей»
  • «Наполни душу красотой» и т.д

Праздники:

  • «Здравствуй, осень!»,
  • «День матери»,
  • «Новогодняя сказка»,
  • «День защитника Отечества»,
  • «Праздник Весны», «Прощай, Масленица»,
  • «День защиты детей».

Старший воспитатель, воспитатели, узкие специалисты.

8.

Выпуск информационных листов и буклетов:

  • «Права и обязанности родителей»;
  • «Жестокое обращение с детьми»;
  • «Заповеди для родителей по созданию благоприятной атмосферы в семье»;
  • «Домашнему насилию нет оправданий»;
  • «Это должен знать каждый родитель» и др.

Старший воспитатель, воспитатели.

  1. РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ.

№ п/п

Мероприятия

Исполнители

Сроки

1

Изучение статуса семей и условий жизни ребенка.

Воспитатели.

2

Организация yчётa и формирование реестра данных семей, находящихся в социально - опасном положении.

Старший воспитатель, воспитатели.

3

Контроль, наблюдение за детьми.

Воспитатели.

4

Изучения причин неблагополучия семьи.

Старший воспитатель, воспитатели.

5

Разработка индивидуальных планов на группах коррекции и сопровождения несовершеннолетних, семей, находящихся в социально - опасном положении.

Старший воспитатель, воспитатели.

6

Осуществление оперативного взаимообмена информацией с образовательными учреждениями о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации, детях и семьях, находящихся в социально-опасном положении.

Старший воспитатель, воспитатели.

7

Организация контроля в МДОБУ по профилактике девиантного поведения и правонарушений несовершеннолетних.

Заведующий, зам. зав по ВР, старший

воспитатель, педагог-психолог.

8

Консультация «Методические рекомендации по организации деятельности по профилактике девиантного поведения, правонарушений несовершеннолетних и профилактике «семейного неблагополучия».

Зам. зав по ВР.

9

Участие в благотворительных акциях для улучшения материального положения детей в малоимущих семьях

Члены совета ДОУ

Ожидаемые результаты:

Желаемым результатом реализации мероприятий по данному проекту, следует считать:

  • профилактика агрессивного поведения, снижение гиперактивности среди детей старшего дошкольного возраста;
  • усиление роли семьи в воспитании детей;
  • формирование у детей и их родителей основных навыков общения с окружающими, умение родителями разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения с ребёнком.
  • повышение ответственности за собственное поведение, развитие максимально возможного для своего возраста самосознания, саморегуляции и способности к планированию поступков.

Критерии эффективности реализации проекта:

  1. Снижение уровня агрессии у детей дошкольного возраста.
  2. Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании детей с девиантным поведением.
  3. Положительная динамика снижения уровня тревожности, замкнутости и гиперактивности среди детей старшего дошкольного возраста.

Перспектива дальнейшего развития

Перспектива развития «Социально - педагогического проект по профилактике девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста: «Я+ТЫ=МЫ» заключается в возможности использования нашего опыта в общеобразовательных учреждениях начальной школы, так как после выхода из стен дошкольного учреждения, на воспитанников «группы риска» заполняется «дорожная карта дошкольника», в которой четко прописана вся проведенная работа с перспективой на будущее ребенка.

Воспользовавшись нашим проектом, коллеги смогут адаптировать его к имеющимся условиям и активно применять его у себя.

Список используемой литературы:

  1. Галагузова М.А. «Социальная педагогика:

Курс лекций». Режим доступа: http://оиро.рф/wp-content/uploads/2020/01 (дата обращения: )

  1. Овчарова Р.В. «Практическая психология образования» Режим доступа: (дата обращения: )
  2. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. «Социально -педагогическая поддержка детей «группы риска»». Режим доступа: (дата обращения: )
  3. Беличева С. А. , Белинская А. Б. «Социально-педагогическая диагностика и сопровождение. Социализации несовершеннолетних». Режим доступа; (дата обращения: )
  4. Закон РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III ЗРК [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки. Режим доступа: #1079;акон-рк-об-образовании (дата обращения: )
  5. Государственный общеобразовательный стандарт дошкольного воспитания и обучения [Электронный ресурс] / РЕСУРС Информационный портал. Режим доступа: (дата обращения: ).
  6. Обухова Л.Ф. «Детская психология: теория, факты, проблемы». М., 2000.
  7. #1069;льконин Д.Б. «Возрастные особенности младших подростков» М., 1990.
  8. Иванова Н. А. «План работы по предупреждению девиантного поведения детей дошкольного возраста». П., 2018
  9. Грод Л.Г. «Программа коррекционно-развивающих занятий» г.п. Логишин, 2018

Приложение 1

АНКЕТА «ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА»

Старшая группа комбинированного вида №___ «_________________»

ФИО ребенка

ФИО воспитателей группы

  1. Пропуски
  1. По уважительным причинам
  2. По неуважительным причинам
  1. Проблемы в усвоении ООП (ФЭМП, развитие речи)
  2. Проблемы в эмоционально-поведенческой сфере:
  1. Проблемы поведения
  2. Проблемы в общении
  3. Стеснительность, замкнутость
  1. Проблемы в социальной сфере:
  1. Кризисная ситуация в семье
  2. «Жесткий стиль семейного воспитания»
  3. Состоит ли семья на учете как неблагополучная
  1. Адаптация вновь прибывшего ребенка

«__»______202__г.

Воспитатель ______________(____________________)

Воспитатель _____________(______________________________)

Приложение 2

Справка

о проведении индивидуальной профилактической работы

Мной, _____________________________________________________________________________

« _______ »_________________20_ года по месту ___________________________________

лица, состоящего на профилактическом учете в ДОУ, в городском банке данных СОП, ОДН, наркологическом отделении

_____________________________________________________________________________

проведено социально-педагогическое, психолого – педагогическое, правовое консультирование по теме

____________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результат проведения мероприятия:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лицо, проводившее мероприятие ___________________ ________________________

(подпись) ( расшифровка подписей)

Подпись родителей ______________________ ____________________

( подпись) (расшифровка подписи)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Справка

о проведении индивидуальной профилактической работы

Мной, _____________________________________________________________________________

« _______ »_________________20_ года по месту ___________________________________

лица, состоящего на профилактическом учете в ДОУ, в городском банке данных СОП, ОДН, наркологическом отделении

_____________________________________________________________________________

проведено социально-педагогическое, психолого – педагогическое, правовое консультирование по теме

____________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результат проведения мероприятия:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лицо, проводившее мероприятие ___________________ ________________________

(подпись) (расшифровка подписей)

Подпись родителей ______________________ ____________________

(подпись) (расшифровка подписи)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Социальный паспорт группы «___________________________________»

МДОБУ д/с «Звездочка» комбинированного вида на 20___-20___уч.год

п/н

Ф.И.О.

воспитанника, дата рождения

Ф.И.О родителей (законных представителей),

телефон (мать, отец, законный представитель)

Ф.И.О., количество несовершеннолетних детей

Адрес проживания

Адрес по прописке

Место работы, должность родителей (законных представителей), образование

(высшее, ср.специальное)

С кем проживает

Полная

Неполная

Малообеспеченная

Многодетная

Опекаемая

СОП

ОДН

ВСУ

1

2

  1. Общее количество родителей в классе: _____
  2. Количество:

полных семей ____

неполных семей ____

малообеспеченных ____

многодетных ____

опекаемая ____

СОП ____

ОДН ____

ВСУ __

Воспитатель: Подпись______________

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДОШКОЛЬНИКА «ГРУППЫ РИСКА»

Составитель:

Дата обследования ____________________

Образовательная организация_________________________________

Группа______________

Воспитатели________________________________________

Фамилия, имя ребенка________________________________________ Возраст____________

Место жительства________________________________________________________________

Телефон родителей (законных представителей) _____________________

Состояние здоровья ребенка _______________________________________________________________

Проблемы: _____________________________________________________________________________________________________________________

Общие сведения о семье (подчеркнуть): полная – неполная (причина ____________________________________), количество детей _______.

малообеспеченная (да-нет), условия жизни ___________________________________________________________

Общие сведения о родителях

Мать

Отец

Фамилия, имя, отчество

Год рождения

Статус (служащий, рабочий, предприниматель, не работает, пенсионер, родители-инвалиды)

Место работы

Образование

Дополнительная информация

Социально-психологическая характеристика семьи

Педагогическая характеристика семьи

Дополнительная информация

о семье, о ребенке

1. Характеристика семьи:

- гармоничная

- проблемная (конфликтная, антипедагогическая, асоциальная, аморальная)

#1054;тношение родителей к детскому саду:

- поддерживают тесную связь

- поддерживают контакты

- связи носят случайный характер

- родители избегают контактов

- противодействуют воспитанию

2. Типовое состояние семьи:

- Эмоциональный комфорт

- тревожность

- эмоционально-психологический дискомфорт и нервно-психическое напряжение

2. Особенности семейного воспитания:

- родители создают условия для правильного развития ребенка

- родители развивают познавательные интереса ребенка

- родители оказывают помощь в обучении

- дети имеют трудовые обязанности в семье

- родители выполняют рекомендации педагога

-родители видят недостатки в воспитании своих детей

- семья помогает педагогу в организации образовательного процесса

- родители справляются с воспитанием ребенка

3. Стиль семейного воспитания:

- либеральный

- демократический

- авторитарный

- неустойчивый

4. Нарушения семейного воспитания:

- попустительство

- потворствование

- гиперопека

- эмоциональное отвержение

- жестокое обращение

-повышенная моральная ответственность

Характеристики психолого-педагогического статуса ребенка ___________________________________________

Группа________

1. Особенности познавательной сферы

Оценка

2. Особенности поведения и общения школьников

Оценка

Произвольность психических процессов

Во взаимодействии со сверстниками.

Развитие мышления.

Во взаимодействии с педагогами.

Сформированность важнейших образовательных действий.

Соблюдение социальных, внутригрупповых и этич. норм поведения.

Развитие речи.

Произвольная саморегуляция поведения

Развитие тонкой моторики руки.

Активность и автономность поведения.

Умств. работоспособность и темп умственной, образовательной деятельности.

4. Особенности системы отношений к миру и к самому себе.

3. Особенности мотивационно-личностной сферы

Отношения со сверстниками

Наличие и характер учебной мотивации

Отношения с педагогами.

Устойчивое эмоциональное состояние (уровень личностной тревожности).

Отношение к ведущей социальной деятельности (образовательной)

Самооценка

Отношение к себе

Учет правонарушений, дисциплинарных проступков воспитанника

Дата (группа)

Характер проступка

(самые серьезные ЧП)

Место проступка

(в детском саду, вне детского сада,

в семье, ПДД)

Анализ проступка

Меры воздействия

Работа воспитателей, педагога-психолога

Результаты работы с воспитанником

Воспитательная работа с воспитанником

Ф.И. ребенка (фамилия семьи) ________________________________________________

Образовательная организация________________________________________________

Группа_________

Воспитатели ______________________________________________________________

Дата

Проведенные мероприятия:

беседа с ребенком, родителями, постановка на учет детского сада, ОДН, посещение семьи, родительское собрание, круглый стол и др.

Цель работы

Участники

Рекомендации

Результат, реакция на воздействие

Коррекционно-развивающая работа с ребенком

Группа __________________________________

Ф.И. __________________________________________________________

Дата

Диагностика

Цель коррекции

Содержание занятия

Результат

Список «проблемных» детей и детей из неблагополучных семей

Педагог-психолог:

Группа

Воспитатели

Фамилия, имя ребенка

Категория учета: неблагополучная семья, «проблемный» или др.

Состоит на учете: детского сада, в ОДН или др.

Дата постановки

на учет

1

2

3

4

5

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДОШКОЛЬНИКА

Дата обследования ____________________

Образовательная организация_________________________________ Группа______________

Воспитатели________________________________________

Фамилия, имя ребенка________________________________________ Возраст____________

Место жительства________________________________________________________________ Телефон _____________________

Состояние здоровья ребенка _______________________________________________________________

Проблемы: _____________________________________________________________________________________________________________________

Общие сведения о семье (подчеркнуть): полная – неполная (причина ____________________________________), количество детей _______,

малообеспеченная (да-нет), условия жизни ___________________________________________________________

Общие сведения о родителях

Мать

Отец

Фамилия, имя, отчество

Год рождения

Статус (служащий, рабочий, предприниматель, не работает, пенсионер, родители-инвалиды)

Место работы

Образование

Дополнительная информация

Социально-психологическая характеристика семьи

Педагогическая характеристика семьи

Дополнительная информация

о семье, о ребенке

1. Характеристика семьи:

- гармоничная

- проблемная (конфликтная, антипедагогическая, асоциальная, аморальная)

#1054;тношение родителей к школе:

- поддерживают тесную связь

- поддерживают контакты

- связи носят случайный характер

- родители избегают контактов

- противодействуют воспитанию

2. Типовое состояние семьи:

- Эмоциональный комфорт

- тревожность

- эмоционально-психологический дискомфорт и нервно-психическое напряжение

2. Особенности семейного воспитания:

- родители создают условия для правильного развития ребенка

- родители развивают познавательные интереса ребенка

- родители оказывают помощь в учении

- дети имеют трудовые обязанности в семье

- родители выполняют рекомендации педагога

-родители видят недостатки в воспитании своих детей

- семья помогает педагогу в организации учебного процесса

- родители справляются с воспитанием ребенка

3. Стиль семейного воспитания:

- либеральный

- демократический

- авторитарный

- неустойчивый

4. Нарушения семейного воспитания:

- попустительство

- потворствование

- гиперопека

- эмоциональное отвержение

- жестокое обращение

-повышенная моральная ответственность

Характеристики

психолого-педагогического статуса

Способ выявления

Метод. инструментарий

и конкретные ситуации

его применения

Оценка

1. Особенности познавательной сферы

Соотношение уровня развития когнитивных процессов и феноменов педагогическим требованиям (на данном этапе обучения в школе)

Произвольность психических процессов

а) Избирательная познавательная активность в соответствии с учебными интересами.

б) Способность к преднамеренному запоминанию, сосредоточению и поддержанию внимания.

в) Способность к распределению внимания между несколькими видами учебной деятельности.

г) Самостоятельное планирование различных видов учебной и внеучебной деятельности.

д) Способность к организации условий для сам. получения знаний, выходящих за пределы школьной программы.

Основной (О): опрос педагогов

Дополнительный (Д): наблюдение за ребенком в процессе обследования, опрос родителей

Психолого-педагогическая

карта дошкольника

Схема наблюдения

Анкета для родителей

Особенности мышления.

Исследование перцептивного-действенного компонента мышления

Исследование вербально-логического компонента познавательной деятельности, в том числе уровня и особенностей понятийного мышления

О: обследование ребенка, опрос педагогов

Д: анализ высказываний ребенка в процессе обследования

Схема наблюдения

Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена

Методика «Исключение предметов»

Понимание скрытого смысла в коротких рассказах

Исследование операциональных характеристик деятельности (темп, продуктивность, работоспособность)

О: опрос педагогов

Д: наблюдение за ребенком в процессе обследования

Методика Пьерона-Рузера

Исследование параметров внимания (устойчивость, возможность распределения, переключения)

О: опрос педагогов

Д: анализ высказываний ребенка в процессе обследования

Методика В.М. Когана

Оценка особенностей мнестической деятельности

О: опрос педагогов

Д: наблюдение за ребенком в процессе обследования

Запоминание двух групп слов

Запоминание двух фраз

Оценка уровня сформированности пространственно-временных представлений

О: обследование ребенка, опрос педагогов

Д: наблюдение за ребенком в процессе обследования, опрос родителей

Представления о расположения объектов в пространстве (уровень целостного пространства)

Схема наблюдения

2. Особенности поведения и общения ребенка дошкольного возраста

Во взаимодействии со сверстниками.

О: обследование ребенка

Д: опрос педагогов

«Диагностика развития общения со сверстниками» (Орлова И. А., Холмогорова В. М.).

Карта наблюдений Стотта

Во взаимодействии с педагогами.

О: обследование ребенка

О: опрос педагогов

Карта наблюдений Стотта

Соблюдение социальных, внутригрупповых и этических норм поведения.

.Произвольная саморегуляция поведения:

- способность длительно подчинять поведение намеченной цели,

- умение сдерживать эмоции, придавать их выражению преднамеренный характер,

- моральная регуляция поведения,

- способность к ответственному поведению

О: опрос педагогов

Д: наблюдение за ребенком в процессе обследования

Схема наблюдения

Методика «Неоконченные ситуации» (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс).

Методика «Изучение осознания нравственных норм» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина).

Методика «Закончи историю» (Р. Р. Калинина).

Методика «Сюжетные картинки» (Р. Р. Калинина).

3. Особенности мотивационно-личностной сферы

Наличие и характер учебной мотивации.

О: обследование ребенка

Д: опрос педагогов, опрос родителей

Мотивационные анкеты

ППКШ

Анкеты для родителей

Устойчивое эмоциональное состояние (уровень личностной тревожности).

О: обследование ребенка

Д: опрос педагогов, опрос родителей

Тест «Несущ. животное»

Методика «Кактус»

Цветовой т ест «Паровозик»

Анкета для родителей

4. Особенности системы отношений к миру и к самому себе.

Отношения со сверстниками: эмоционально положительное

восприятие подростком системы своих отношений со сверстниками - субъективная включенность в отношения, восприятие своего статуса в группе как положительного и удовлетворенность им.

О: обследование ребенка

Д: опрос педагогов, опрос родителей

Рисуночные методики

Анкета для родителей

Отношения с педагогами.

О: обследование ребенка

Д: опрос педагогов, опрос родителей

Рисуночные методики

Анкета для родителей

Отношение к ведущей социальной деятельности (учебе).

О: обследование ребенка

Д: опрос педагогов, опрос родителей

Анкета для родителей

Отношение к себе:

- уровень самооценки,

- ориентация на будущее,

- субъективное ощущение адекватности своего поведения и эмоциональных реакций.

О: обследование ребенка

Самооценочные тесты

Тест «Лесенка»

Тест «Несуществ. животное»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект " Игротерапия как средство формирования социально-адаптированного поведения детей старшего дошкольного возраста"

Данный проект  направлен  на  формирование  у  дошкольников  устойчивых  поведенческих реакций, обеспечивающих  эмоциональную  адекватность  в  к...

Педагогический проект "Нам на улице не страшно" по профилактике ДДТТ для детей старшего дошкольного возраста

Недельный проект по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста...

Проект по профилактике агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Данный проект был разработан и осуществлен совместно с социальным педагогом ДОУ и педагогом-психологом. Опыт был обобщен на муниципальном уровне, имел очень много положительных отзывов среди педагогов...