Как создать и организовать работу «инклюзия» в ДОО
материал

Жармагамбетова Сауле Гизатовна

Образовательная и воспитательная работа воспитателя логопедической группы напрямую зависит от мероприятий, с родителям, со специалистами детского сада. Ведь только комплексная работа может дать полноценный положительный результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_sozdat_i_organizovat_rabotu_inklyuziya_v_doo.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Как создать и организовать работу «инклюзия» в ДОО

(из опыта работы МАДОУ «Детский сад №18 «Прометейчик»

им. Т.С.  Комаровой город Якутск)

«Воспитание человека начинается с его рождения: он еще не говорит,

 еще не слушает, но уже учится»

Жан-Жак Руссо, фисософ, писатель

Главная задача инклюзивного воспитания - предоставить равные возможности для каждого ребенка. В ДОО, где инклюзивное образование внедряется, каждый ребенок имеет право на полноценное образование, независимо от его физических, интеллектуальных или социальных особенностей. Под «равенством» имеется в виду, что все дети имеют равные возможности для участия в образовательных мероприятиях и достижения своего потенциала. 

Образовательная и воспитательная работа воспитателя логопедической группы напрямую зависит от мероприятий, с родителям, со специалистами детского сада. Ведь только комплексная работа может дать полноценный положительный результат. В октябре 2015 года на базе нашего детского сада была создана школа-лаборатория инновационного развития. Координацию деятельности и научно-методическое сопровождение школ-лабораторий осуществляет ГАУ ДО РС (Я) «Малая академия наук РС (Я)», с ней было заключено соглашение о сотрудничестве, выработано положение школы-лаборатории.

Создана школа-лаборатория с целью обновления и углубления теоретических и методических знаний в соответствии с индивидуальной траекторией развития профессиональной компетентности педагога, внедрения в образовательный процесс детского сада инновационных педагогических технологий. Планирование работы школы- лаборатории инновационного развития ведется в контексте Программы развития детского сада. Работа школы-лаборатории осуществляется в соответствии с перспективным планом и общей Программой развития, утверждаемыми педагогическим советом. Научное руководство и методическое сопровождение над кафедрами школы-лаборатории ведется методической службой детского сада. Так как обязательным условием организации школы - лаборатории является установление сетевого характера взаимодействия с другими образовательными учреждениями различного уровня и статуса с учётом направлений инновационной деятельности, все кафедры школы-лаборатории активно участвуют в подготовке и повышении квалификации педагогов школы и региона.

В кафедру школы-лаборатории «Инклюзия» вошли воспитатели логопедических групп, учителя-логопеды, психологи и тьюторы нашего детского сада. Нами была поставлена цель и определены задачи.

Основной целью и задачами инклюзивного образования в нашем ДОО является обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями.

Примерная адаптированная программа в логопедической группе для детей с общими нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в логопедических группах дошкольных образовательных организаций для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, и полностью соответствующую требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования. Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.

Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ОНР. Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей.

Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социальнокоммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие» тесно связаны с образовательной областью «Речевое развитие» и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.

Основные направления коррекционно-развивающей работы

ОО «Речевое развитие»

  • Развитие словаря;
  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи;
  • Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа;
  • Развитие связной речи;
  • Формирование коммуникативных навыков;
  • Обучение элементам грамоты.

ОО «Познавательное развитие»

  • Сенсорное развитие;
  • Развитие психических функций;
  • Формирование целостной картины мира;
  • Познавательно-исследовательская деятельность;
  • Развитие математических представлений.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

  • Восприятие художественной литературы;
  • Конструктивно-модельная деятельность;
  • Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка);
  • Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах).

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

  • Формирование общепринятых норм поведения;
  • Формирование гендерных и гражданских чувств;
  • Развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры);
  • Совместная трудовая деятельность;
  • Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

ОО «Физическое развитие»

  • Физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры);
  • Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Для определения уровня развития воспитанников, мониторинг проводится два раза в год (в начале и в конце учебного года). По выявленным в процессе обучения диагностического обследования показателям, можно отметить, что в процессе развивающего обучения прослеживается значительная динамика развития детей.

ОО  «Речевое развитие»

  • Расширили запас представления на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создали достаточный запас словарных образов;
  • Обеспечили переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;
  • Расширили объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам;
  • Научились группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развили понимание обобщающего значения слов, формировали доступные родовые и видовые обобщающие понятия.

ОО «Познавательное развитие»

  • Научились воспринимать предметы, их свойства; сравнивать предметы; подбирать группу предметов по заданному признаку;
  • Развиты цветовосприятие и цветоразличение, умение различать цвета по насыщенности; научились называть оттенки цветов. Формировать представление о расположении цветов в радуге;
  • Продолжили знакомить с геометрическими формами и фигурами; научились использовать в качестве эталонов при сравнении предметов плоскостные и объемные фигуры.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

  • Развит интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, сформировано эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев;
  • Научились высказывать свое отношение к прочитанному;
  • Познакомились с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений;
  • Научились выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

  • Приобщали детей к моральным ценностям человечества. Формировали нравственное сознание и нравственное поведение через создание воспитывающих ситуаций. Продолжали знакомить с принятыми нормами и правилами поведения, формами и способами общения;
  • Воспитывали честность, скромность, отзывчивость, способность сочувствовать и сопереживать, заботиться о других, помогать слабым и маленьким, защищать их;
  • Учили быть требовательным к себе и окружающим;
  • Прививали такие качества, как коллективизм, человеколюбие, трудолюбие;
  • Воспитывали любовь к родному городу, малой родине, родной стране, чувство патриотизма.

ОО «Физическое развитие»

  • Осуществляли непрерывное совершенствование двигательных умений и навыков с учетом возрастных особенностей (психологических, физических и физиологических) детей;
  • Развивали быстроту, силу, выносливость, гибкость, координированность и точность действий, способность поддерживать равновесие. Совершенствовали навыки ориентировки в пространстве;
  • Использовали такие формы работы, как игры-соревнования, эстафеты.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все индивидуальные, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

Культурно-досуговая деятельность охватывает организацию отдыха, развлечений, праздников, утренников, самостоятельной познавательной и художественно-творческой деятельности детей. Детей необходимо не только приучать самостоятельно организовывать свой отдых дома и в детском саду, заниматься рисованием, лепкой, конструированием, рассматривать картинки в книгах или слушать чтение книг, слушать музыку или запись литературных произведений, собирать коллекции, проводить эксперименты, участвовать в работе студий и кружков, но и регулярно посещать с родителями выставки, музеи, киноцентры и театры; приучаться к таким активным формам отдыха, как поход или экскурсия.

Необходимо расширять представления детей о государственных праздниках, привлекать их к активному участию в праздничных утренниках, украшении группы и детского сада к праздничным датам. Прививать детям желание поздравлять окружающих с праздниками, делать своими руками подарки, преподносить сюрпризы. Следует помнить о том, что к чтению стихов на праздничных утренниках детей с речевой патологией можно лишь тогда, когда их речевое развитие достигло определенного уровня, и большая часть звуков уже поставлена и введена в речь. В первый период работы желательно делать акцент на игры, танцы, пляски, хороводы, хоровое пение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ: "Как организовать работу по самообразованию".

Правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию является важным условием роста педагогического мастерства воспитателей и специалистов ДОУ. В консультации данна  ан...

Как организовать работу по самообразованию

Очень нужный материал для воспитателей,которым нужна помощь в грамотном построении работы по самообразованию....

Как организовать работу над постановкой спектакля с детьми дошкольного возраста

Из опыта работы над спектаклем с детьми дошкольного возраста...

Как организовать работу, руководить трудом детей

Методика организации детей с природным материалом...

Как организовать работу по речевому развитию во II половине дня.

Организация работы по речевому развитию  в средней группе ДОУ во II половине дня....

Консультация для педагогов "Как организовать работу с детьми летом"

Как организовать работу с детьми летом.Наблюдения на прогулках и экскурсиях.Задачи: ·         активизировать знания о свойствах песка и глины, уточнять и...