Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ: "Как организовать работу по самообразованию".
методическая разработка по теме

Правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию является важным условием роста педагогического мастерства воспитателей и специалистов ДОУ.

В консультации данна  анкета, которая поможет более ясно представить, каких результатов достиг педагог в самостоятельном изучении психолого-педагогической проблемы. Анкета состоит из двух частей. Первая часть - умения. Вторая часть - воэможные проблемы при изучении материала.  Дан примерный план изучения тем по самообразованию и план оформления работы по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_organizovat_rabotu__po_samoobrazovaniyu.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей и специалистов:

«Как организовать работу  по самообразованию».

       В организации работы по самообразованию необходимо учитывать факторы, определяющие её результативность.

  1. Наличие учебной,  методической литературы, нормативных документов, наглядных пособий (методический кабинет учреждения должен являться подлинной базой самостоятельной работы  с литературой, пособиями).
  2. Наличие времени для самостоятельной работы (при составлении графиков целесообразно предусмотреть время для самостоятельной работы с литературой).
  3. Учёт уровня развития  умений и навыков самостоятельной работы, профессионального опыта, индивидуальных интересов и склонностей педагога при организации работы по самообразованию (обязательным условием является умелое  руководство старшим воспитателем данным направлением методической работы: именно он может помочь воспитателям овладеть навыками самостоятельной работы, способствуя тем самым формированию и поддержанию интереса к психологическим и педагогическим проблемам у одной категории сотрудников, развитию творческой активности, самостоятельности и инициативы – у другой). Целесообразно совместно с каждым обсудить вопросы организации помощи и контроля за ходом и качеством работы по самообразованию; определить  тему, список используемой литературы, пособий, этапы и виды работы. Образовательный процесс «выиграет» в большей степени, если выбранная педагогами тема  не только интересна ему, но и является актуальной для учреждения в целом.  Должны быть продуманы реальный объём, формы и виды работы, сроки исполнения и спрогнозирована практическая ценность данной самостоятельной деятельности для повышения качества работы с детьми и уровня их развития как в конкретной группе, так и во всём учреждении.
  4. Воспитателей, не владеющих навыками самостоятельной работы, необходимо обучать методике  самостоятельной работы, которая включает в себя овладение  содержательной стороной (усвоение теоретического материала),  операционной (овладение рациональными действиями и операциями при  изучении теоретического аспекта интересующей проблемы), мотивационной стороной (развитие интереса к познанию,  осознание профессиональной значимости данной работы). В методическом кабинете должен быть  представлен материал в помощь воспитателям по вопросам организации работы с учёбой, научно-методической, справочной литературой, систематизации полученной  информации.
  5. Основные условия эффективной самостоятельной работы: выбор темы и проблемы; постановка целей и задач; определение этапов и путей работы над темой; подбор методических и наглядных пособий, планомерное и систематическое их изучение; сочетание глубокого усвоения теоретических знаний и практического овладения способами, приёмами самостоятельной работы;  последовательное усложнение содержания, видов, методов и форм организации работы по самообразованию; разработка методических рекомендаций  в помощь воспитателю; стимулирование взаимопроверки, самоконтроля и самоанализа, разнообразных форм отчёта по самообразованию.

       Правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию является важным условием роста педагогического мастерства, личностного роста, служит важным этапом подготовки и перехода к целенаправленной научно-практической, исследовательской работе педагогов, что свидетельствует об их более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на результативность  педагогической деятельности.

АНКЕТА

Степень владения навыками самостоятельной работы.

Инструкция. Работа с анкетой поможет более ясно представить, каких результатов Вы достигли в самостоятельном изучении  психолого-педагогической проблемы, заинтересовавшей Вас, какими умениями свободно владеете, над чем ещё необходимо поработать. Самоанализ даст возможность не просто освоить  необходимый объём информации по теме, но и правильно организовать свою деятельность, творчески относиться к усвоению профессиональных знаний. Анализ уровня сформированных навыков работы с литературой является отправной точкой для собственных поисков  способов деятельности и путей решения поставленной проблемы.

Анкета состоит из двух частей. В первой представлены умения, которые необходимы для творческого, глубокого усвоения необходимых знаний. Применяя в работе по самообразованию те или иные умения, навыки, отмечайте для себя в анкете степень владения ими следующими условными обозначениями: + - владею свободно;  ? – владею посредственно, вызывает затруднение; ! – не владею.

Во второй части описаны  трудности, которые могут возникать в процессе самостоятельной работы по самообразованию, и даны рекомендации по выходу из затруднительных положений.

Если Вы  сталкиваетесь с трудностями, не указанными в данной анкете, обсудите их со старшим воспитателем.

Часть 1

УМЕНИЯ

Самооценки умений проставляются ежемесячно – с сентября по май.

  1. Работа с учебной, справочной, научно-методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов.
  2. Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы психического развития ребёнка.
  3. Сохранение информационного материала, воспроизведение необходимой информации по памяти.
  4. Выделение главных, ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изучаемой темы.
  5. Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов.
  6. Систематизация, группировка изученных фактов, ситуаций в смысловые блоки, составление схем, графиков, таблиц.
  7. Умение высказать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждения.
  8. Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач её изучения, гипотезы её решения.
  9. Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных типов заданий в ходе работы с литературой.
  10. Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию.
  11. Умение самостоятельно выбрать адекватную своим возможностям форму отчёта по проделанной работе.

Часть 2

ВОЗМОЖНАЯ ПРОБЛЕМА ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕРИАЛА

(в скобках указаны возможные пути решения возникших затруднений)

  1. При выборе литературы теряюсь в её изобилии, затрудняюсь в правильном выборе.

(Помогут  просмотр и обзор оглавления, введения, резюме это даст общее представление о замысле книги и сделает ваше чтение осмысленным и целенаправленным. Поставьте перед собой вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания? Воспользуйтесь рекомендациями для самостоятельного изучения психолого-педагогических тем, разработанными педагогом-психологом, старшим воспитателем учреждения и представленными в методическом кабинете.)

  1. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал.

(По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения; записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, суждения в собственной формулировке, а также вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником. Пользуйтесь справочными материалами, словарями, раскрывающими основные термины и понятия современной педагогики и психологии. Попытайтесь в тезисах, плане-конспекте, опорной схеме изложить изученное, а затем развить собственную точку зрения относительно прочитанного. Составьте план  изучения конкретной литературы. Используйте различные приёмы записи прочитанного (например, краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений) или выделяйте главное для себя условными символами.)

  1. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

(План  изучения темы должен быть перед глазами. Проверьте себя при помощи опоры на схему. Используйте рациональные приёмы запоминания: метод ассоциаций (предполагает создание связей между тем, что надо запомнить, и зрительным образом),  мысленного представления (старайтесь представить в образах то, что необходимо запомнить), информацию классифицируйте, и это поможет запомнить её в системе.)

  1. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

(Ответьте на вопросы: что мне могут дать  полученные знания? Какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми?)

  1. Не могу запомнить большое количество понятий данного методического курса.

(Чтобы облегчить  процесс запоминания терминов, необходимо понимание значимости изучаемого понятия в вашей профессиональной деятельности. Для этого  сформулируйте определение своими словами, приведите наглядные примеры, иллюстрирующие данное понятие;  припомните случаи из практики, связанные со знанием или отсутствием знания изучаемого понятия; попробуйте сочинить, придумать проблемную ситуацию, задачу и решить её, используя данное понятие.)

  1. В отчёте по теме самообразования (в форме собеседования, выступления на семинаре, педсовете и т. д.) всё путается, не знаю, с чего начать.

(Составляйте план или схему выступления, ответа. Выпишите ключевые слова на карточку в виде схемы. Подберите примеры, иллюстрирующие суждения.)

  1. Нет уверенности в себе, чрезмерно волнуюсь, боюсь быть непонятой,  показаться смешной, поэтому трудно излагать усвоенное, свою точку зрения.

(Перед тем как  включиться в работу, настройтесь: сядьте или встаньте удобно, сомкните глаза, закройте их ладонями рук, сильно не надавливая на них, дайте себе установку на расслабление, внутреннюю собранность, сосредоточение, мысленно представьте какую-либо приятную сцену, случай из собственной жизни. Перед изложением информации дайте себе установку: окружающие являются потенциальными единомышленниками.)

  1. Хорошо запомнила и поняла теоретический материал, но испытываю трудности в применении его на практике.

(При  запоминании, осмыслении теоретического материала отвечайте на вопрос: как можно данные знания применить на практике? Учитесь моделировать образовательный процесс: представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.)

       Примерный план изучения конкретных тем по самообразованию, возможные гипотезы и задачи, возникающие в процессе теоретического и практического их изучения.

Тема: «Особенности внимания детей».

       Основным событием в жизни старшего дошкольника становится грядущее поступление в школу. В  психологической готовности к школьному обучению выделяют социальный, эмоционально-мотивационный, интеллектуальный аспекты, которые предполагают сформированность познавательных процессов, в частности внимания и таких его свойствах, как  концентрация, объём, распределение, переключение. На основании уровня их развития можно судить об общей умственной работоспособности, сформированность основных учебных действий.  Поэтому представляют интерес углубленное изучение особенностей внимания дошкольников, практическое его исследование, развитие и корректировка.

Примерный план изучения темы.

  1. Что такое внимание. Его значение в жизни и деятельности человека.
  2. Классификация внимания, физиологические механизмы произвольного и непроизвольного внимания.
  3. Качества внимания, их характеристика.
  4. Особенности проявления и развития внимания дошкольника.
  5. Диагностическая работа, направленная на выявления уровня развития качеств внимания детей группы: выдвижение гипотезы, задач исследования; изучение устойчивости, объёма, распределения, переключения внимания, а также степени зависимости качеств внимания от характера деятельности детей.
  6. Анализ соотношения произвольного и непроизвольного видов внимания, индивидуальных особенностей внимания детей.
  7. Перспективный план коррекционной работы с детьми.

Возможные гипотезы и задачи работы.

Гипотезы: 

  1. С возрастом изменяется уровень развития определённых качеств внимания, что влияет на результативность детской деятельности.
  2. Уровень развития внимания индивидуален и поддаётся корректировке.

Задачи:

  1. Выявить возрастные и индивидуальные особенности внимания детей группы.
  2. Установить зависимость качеств внимания от характера и условий организации детской  деятельности
  3. Проследить роль коррекционных мероприятий в совершенствовании качеств внимания.
  4. Определить наиболее рациональные приёмы организации внимания дошкольников.

Тема: «Детско-родительские отношения и их влияние на формирование личности ребёнка».

Примерный план изучения темы.

  1. Психология развития взаимоотношений  в семье. Объективные и субъективные детерминанты развития ребёнка. Объективное положение дошкольника в обществе. Особенности переживания ребёнка своих отношений с взрослыми.
  2. родительские установки, стили воспитания ребёнка в семье, их влияние на становление его личности. Проблема психической депривации.  Детерминация родительских установок и стилей воспитания. Общение родителей и детей как детерминанта развития ребёнка.
  3. Психодиагностика семейных отношений. Стандартные методики семейной диагностики, их характеристика.
  4. Психокоррекция в работе с семьёй.

Возможные гипотезы и задачи работы.

Гипотезы: 

  1. Стиль воспитания в семье обуславливает характер поведения ребёнка, влияет на возникновение и развитие его способности к эмпатии.
  2. Большинство причин неблагополучия семей кроется в личном опыте каждого её члена, который он приобрёл в течение жизни.
  3. Пополняя положительный опыт конструктивного взаимодействия между членами семьи, можно добиться зрелости во взаимоотношениях между родителями и детьми.

Задачи:

  1. Определить уровень децентрации родителей.
  2. Выявить характер, стили взаимоотношений родителей и детей, специфику самоощущения ребёнка в семье.
  3. Определить типы семей.
  4. Наметить и провести цикл методических мероприятий, способствующих оздоровлению семейного микроклимата.

ОФОРМЛЕНИЕ  ПЛАНА РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

1.Титульный лист  

План  работы

по самообразованию

воспитателя  Ивановой  М. Н.

МДОУ «Детский сад» №29

на 2011 -2012 учебный год

2.Тема.

3.План изучения темы.

4.Гипотезы и задачи работы.

5.Краткое изложение изученной темы: конспект, схемы, выписка тезисов.

6.Когда и как будет внедряться данная тема   (указывать конкретные сроки). Работа  с детьми, с воспитателями и родителями.

7.Защита самостоятельно изученной темы: собеседование, консультация, участие в методическом семинаре, в заседании педсовета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Консультация для воспитателей и специалистов МБДОУ

«Планирование образовательной работы в    ДОУ» Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации о...

Консультация для воспитателей и специалистов "Что такое ЗПР?"

Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём р...

Информационные материалы для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с детьми в танцевальных играх и композициях

Информация будет полезна ПДО, работающим в ДОУ, а также музыкальным руководителям и воспитателям для совместной деятельности....

Консультация для воспитателей "Взаимодействие специалистов и воспитателей" март 2022

консультация для воспиателей "Взаимодействие специалистов и воспитателей" март 2022...

Консультация для воспитателей "Использование художественной литературы в работе с детьми". Самообразование 2023 - 2024.

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством ...