Как организовать работу по эмоциональному благополучию детей
материал (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Как я организую работу по эмоциональному благополучию детей».
Воспитатель: Рафикова В.Г.
1 младшая группа №2
МАДОУ «Детский сад№76»
Маленький ребенок, не умеющий скрывать своих чувств, искренний и беззащитный, эмоционально откликается на воздействие среды.
По эмоциональным реакциям легко можно определить, что ему нравится, а что его огорчает, устал ли он, или полон энергии продолжать игру. Эмоции – это язык общения с взрослыми, без которого он в раннем детстве не может обойтись. К эмоциям относятся: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Мимика, жесты, общая двигательная активность, интонации голоса, возгласы – все это внешнее выражение эмоционального состояния малыша.
Ребенок общается вначале только с близкими. Хорошо, когда при общении малыш получает эмоциональный отклик, чувствует поддержку, соучастие. Доброжелательные интонации при общении с малышом, приветливое выражение лица близкого человека создают у него положительное эмоциональное состояние.
Во время адаптации к детскому саду изменение социальной среды сказывается и на психическом и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многие дети впервые переходят из замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов.
Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния малыша. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите: малыш отказывается от еды, она вызывает у него тошноту, в часы отдыха ребенок плачет.
Если ребенок привык общаться только с матерью, у него возникают трудности в контакте с другими людьми. Утром в детском саду расставание с матерью приводит малыша в отчаяние, он отказывается от общения, от игрушек, теряет аппетит, сон.
Чтобы адаптация детей к детскому саду была менее болезненной, я отвлекаю детей от грустных мыслей с помощью игр, эмоционального общения с детьми, причем каждого ребенка индивидуально.
Утром встречаю детей с улыбкой, эмоционально беседую с детьми. Если ребенок плаксив, поглажу его по голове, прижму к себе, расскажу потешки «Сорока-сорока», «Ладушки», поиграю с ребенком, настрою на положительные эмоции. Таким образом, ребенок чувствует поддержку с моей стороны, соучастие.
Дети способны отвлекаться, забывать о своих минутных переживаниях. Предлагаю поиграть детям в игры, учитывая легкую отвлекаемость ребенка, переключая его внимание на предмет или действие. Интересны игры с водой: пускать лодочки в тазике, понаблюдать, как тонут или не тонут предметы, шарики в воде, и ребенок обязательно заинтересуется игрой и улыбнется, проявит интерес.
На занятиях в процессе разнообразных действий у детей возникают различные эмоциональные реакции. Часто использую сюрпризные моменты, игры, музыку, стихи, песенки.
На занятиях по рисованию яркие краски привлекают детей. Проводя эмоционально занятия, используя сюрпризные моменты, потешки, песенки, игрушки – у детей возникают положительные эмоции: восхищение, радость, удивление.
На музыкальных занятиях дети по-разному реагируют на музыку плясового или спокойного характера, приходят в возбуждение или успокаиваются, появляются любимые мелодии.
На прогулках обращаю внимание детей на птиц – показать, как птички прыгают, клюют, машут крылышками. Рассматривая с детьми кошку, дети эмоционально реагируют на нее, гладят, разговаривают, улыбаются, слушают мурлыканье. Гуляя вокруг детского сада, обращаю внимание на березку. Предлагаю поздороваться с березкой, погладить ее ствол. Такие прогулки интересны малышам, т. к. дома они пытаются рассказать и показать другим взрослым, что они «пережили» на прогулке.
Готовясь ко сну, учу детей раздеваться, а после сна одеваться. Испытывая трудности, дети отрицательно реагируют, а при удачах возникают яркие положительные эмоции. Главное – научить ребенка осваивать новые умения, испытывать радость от самостоятельного достижения результата, похвалить его, подбодрить словом: «молодец», «у тебя все получится»; погладить по головке, помочь частично.
Организуя самостоятельную деятельность, обращаясь к одному ребенку или нескольким детям, не выпускаю из поля зрения остальных. Заскучавшему ребенку предлагаю поиграть в «прятки», приласкаю его, другому – показываю, как правильно сложить пирамидку, третьему – предложу игрушку-забаву. Либо поговорю с ним о впечатлении после поездки в цирк и т.д., предлагаю поиграть с мячом, сначала сама качу ребенку мяч, потом предлагаю двоим детям.
На утренниках, праздничных развлечениях сказочные герои привлекают детей своей яркостью, выразительностью, эмоциональной насыщенностью.
В течение дня я наблюдаю за детьми в группе на прогулке, во время прихода и ухода из детского сада, делаю выводы об эмоциональном развитии каждого ребенка. После этого планирую работу с родителями.
Работа с родителями. Для улучшения самочувствия детей в детском саду, воспитания эмоционального развития серьезное значение имеет тесный контакт воспитателя с родителями.
В первые дни посещения детского сада предлагаю родителям заполнить анкету с вопросами, чтобы проверить, насколько готов ребенок к поступлению в дошкольное учреждение. Адаптирующиеся дети не умеют сосредоточиться на игре, малоинициативные, нелюбознательны. Пассивность, постоянное ожидание того, что взрослые его накормят, оденут, приласкают, поиграют с ним, препятствуют адаптации ребенка в детском саду.
В работе с родителями использую разнообразные формы индивидуального подхода: беседы, консультации, посещение семьи, памятки, папки-передвижки, рекомендации.
Чтобы адаптация протекала легко нужно учить ребенка играть и пользоваться предметами обихода. Предоставлять ему возможность самостоятельных действий. Предлагаю рекомендации как малышам нужно показывать, как играть, во что играть. Это может быть короткая инсценировка: как кукла гуляла с собачкой, как зайчик угощал петушка морковкой, как прошел день рождения у мышки. При этом не требуется специальной подготовки: наблюдая за ребенком, каждый увидит, как можно затронуть мысли и чувства малыша.
Предлагаю пользоваться потешками, играми-шутками, разговаривать с предметами, явлениями природы, животными, игры в «дочки-матери», игры с машинками, куклами. Прочитанное малышу стихотворение можно превратить в игру – драматизацию. Советую не забывать поощрять любые успехи малыша. Постепенно снижать свою активность, предоставляя ребенку большую свободу действий. Привлекаю родителей поиграть с детьми в «козу», «ладушки», «сороку-ворону», «прятки» и другие забавы. Приятные тактильные ощущения, ожидание появления или исчезновения предмета, знакомые звуки и ритмы, движения - доставляют удовольствие малышу.
Эти игры полезны для развития воображения детей, их чувства юмора. Даже в самых простеньких стишках, сопровождающихся соответсвующими движениями, ребенку открывается новая сторона действительности, где можно вести себя «понарошку», «как будто».
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее.
Маленький ребенок отличается особой искренностью и непосредственностью, как в общении с другими детьми, так и в проявлении собственных чувств. Если это качество поддерживать, то дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние семьи на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста
Эмоциональное благополучие ребенка, как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья...
Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами.
Игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранен...
Родительское собрание в группе «Формирование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»
Установлена прямая зависимость эмоционального благополучия детей от семейных отношений. Поведение родителей и их отношение к ребенку закладывает в нем образцы отношения к окружающим....
Консультация из опыта работы «Эмоциональное благополучие детей раннего возраста»
Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте, является важным аспектом общего психического развития ребенка, имеет особую яркую окраску и значимость. В семье ребенок должен получить первые эмоции, свя...
Консультация из опыта работы «Эмоциональное благополучие детей раннего возраста»
Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте, является важным аспектом общего психического развития ребенка, имеет особую яркую окраску и значимость. В семье ребенок должен получить первые эмоции, свя...
Педагогический опыт работы на тему: «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством культурных практик»
Опыт работы по теме «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством игровых культурных практик» формировался в условиях дошкольного образ...